Характерная черта общения. Основные черты и свойства общения. Формы и средства общения

19.02.2024

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

    оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

    устанавливается, что деятельность эта заключается в отношении одного человека к другому;

    отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают равные субъекты , «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

    общение устанавливает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

    предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

    общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

    важнейшей отличительной чертой общения выступает его диалогичность.

Таким образом, общение – это взаимодеятельность , базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого – установление понимания между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

    Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

    Общение есть способ самовыражения человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

    Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

    Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

    Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

    как утилитарно-прагматическую , ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

    как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основаеие выделить уровни значимости общения:

    для себя – Я-значимость ,

    для другого – Ты-значимость ,

    для группы или общества в целом – Мы-значимость .

Проблема культуры общения.

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания выступает культура общения – система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупныя действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Но наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами – с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

    уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;

    ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

    постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

    соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;

    культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:

принципиальное равенство, автономность партнеров;

признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;

ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

способность воспринимать другого как личность равного уровня.

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная «протокультура», порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

Нравственная протокультура может быть прослежена на ряде«дефектных» уровней общения .

    Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения (этическая и психологическая«протокультуры»), или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не«работают» в новых условиях.

    Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженноговыжидания и морального торга по принципу«ты – мне, я – тебе».

    Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.

    Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

    Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Для нравственной регрессии характерны также рационализм и прагматизм, жесткость, иногда –«опережающая агрессивность».

    Нравственная глухота отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления«глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изначальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности моральных качеств.

    Нравственный примитивизм бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственный примитивизм проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве былыми заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.

    Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением кинакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость есть проявлениеантикультуры в общении , более того, она есть основаантиобщения , поскольку препятствует коммуникации, делает ее невозможной. Она крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.

Морально-психологические «барьеры» общения – другое проявление «протокультуры» личности, выступающее препятствием к полноценному общению. Психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.

    Барьер страдания, гор я – проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации – действительно «оставить человека в покое».

    Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить; коммуникация затруднена: до человека сложно «достучаться».

    Барьер страха – может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, который лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями, страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, рекомендуется стараться не внушать страха другому в процессе общения – даже из благих побуждений.

    Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – этот «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Но в любом случае общение затруднено.

Кроме того, «неправильная» критика – несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме – непродуктивна: энергия человека направляется не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают», «хотел как лучше», «другие делают хуже»), уход в себя (человек перестает слушать неприятные для него слова, «отключается») или гнев и обиду на критикующего.

    Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, у вас специально формируют отрицательную установку по отношению к этому человеку. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки – не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.

6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы – воры», « лица кавказской национальности – бандиты»).

7. Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдение «дистанции в общении». Чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен внимательно следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками и вместе с тем – быть более терпимым по отношению к другим.

    Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль – оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам – мы должны быть крайне внимательны к проявлениям собственного настроения и учиться владеть им.

    Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Проявляется неумение слушать в том, что, слушая собеседника, человек

спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;

заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

С оциокультурные « барьеры» и маргинальность в общении. Одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры, среди которых особое место занимает сравнительно новый феномен – маргинальность в общении.

Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жизни. В ситуации маргинальности оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностями и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная стуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, порождая определенные, порой трагичные, барьеры в общении.

В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое непонимание невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. И хотя общаются они на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого (из-за различия в культуре и системе ценностей). Причем такое непонимание возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна оказывается «правой», другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавливаются, не распознаются другой.

В наибольшей степени маргинальность характерна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры. Маргинальность может быть пространственной, временнóй, культурной. Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей культурной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее – скажем, от своего деревенского происхождения, традиций, национального языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений.

Временнáя маргинальность связана с переменами иного рода – когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее – эпоха; когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или, даже если они есть, не могут – в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей – стать «руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.

Суть «культурной» маргинальности – в недооценке или неприятии собственной культуры, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям.

Маргинальность в общении проявляется в ряде моментов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда – «клановость» , деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (родственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-понимание », о котором уже говорилось.

2. Менталитет маргинала отличается рядом признаков:

одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумение совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

монополизмом на истину : только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и любые аргументы здесь бессильны – он не воспринимает их;

нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать отпор.

3. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») – это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал – выбросил».

4. Маргинальность в общении носит, как правило, воинствующий характер. Маргинала отличает уверенность в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему межличностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к Другому как равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность – этоантикультура в общении.

Феномен насилия в общении другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, ипо сути.Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, независимость, самость; в обращении к силовым приемам и методам давления; в использовании страха и принуждения . Насилие как принцип общения имеет определенныекорни: социальные, психологические, нравственные.

Социальные корни насилия в общении следует искать в особенностях ХХ века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные режимы и репрессии против личности и наций – все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку прицела.

Пси хологические основания насилия в общении убедительно раскрыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э.Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.

Нравственными причинами насилия в общении выступают прежде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гражданами.

Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разныесферы общения – в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.

Формы проявления насилия могут быть разными – психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства. Агрессивное, нетерпимое поведение в ссоре, в конфликте, настаивание на своем любой ценой – тоже вид насилия.

Самое печальное, что зачастую насилие воспринимается как норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается какантикультура в общении, противодействием которой может быть только принципиально иной подходпринцип ненасилия .

Культура общения, о необходимости и особенностях которой речь шла выше, не существует, так сказать, в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимооценка партнерами друг друга;
  4. взаимовлияние партнеров;
  5. взаимодействие партнеров;
  6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  • инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения . Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действий в общении;
  • инициативность в общении;
  • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

  • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
  • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
  • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей человека;
  • сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный,
  • подавляющий,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

  • воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
  • вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
  • риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
  • эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  • инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция , т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – Важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

· оно предстает как Деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

· устанавливается, что деятельность эта заключается в Отношении одного человека к другому;

· отмечается, что эти отношения должны носить Субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают Равные Субъекты , «Я» и «Ты» здесь Цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

· общение устанавливает не только информационную, но и Личностно-экзистенциальную, субъективную связь Между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

· предполагается проявление Творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

· общение Симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

· важнейшей отличительной чертой общения выступает его Диалогичность.

Таким образом, общение – это Взаимодеятельность , базирующаяся на Потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько Необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью Диалога, цель которого – установление Понимания Между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его Полифункциональностью и Глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить Ряд «ролевых» функций общения.

1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

2. Общение есть способ самовыражения Человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3. Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в Информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется Социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его Творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает Праксеологическую ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство Манипуляции Сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает Интимный характер Общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как Избирательность и Направленность на определенный объект, Наличие Обратной связи, взаимность выбора и Взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как Дружба и Любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его Ценность по меньшей мере в двух аспектах.

Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника .

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Природа возникновения общения и потребности в нем

Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Становление личности

На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает . Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Как все зарождалось?

Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе , привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия

То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных , характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять.
Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Стили и классификация

Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, или недоверие. А вот – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Искусство межличностной коммуникации

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь , будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

Этноэтикет как систему стереотипов сознания, в которых отражены традиционные стандарты поведения 1 , нельзя изучить сколько-нибудь обстоятельно без обращения к этнопсихологической стороне общения. Обратимся в связи с этим к некоторым историческим источникам, которые характеризуют этнопсихологию башкир достаточно объективно.

В конце XIX столетия этнограф-исследователь Л. Фон-Берхгольц писал о башкирах: «Они довольно вспыльчивы, но не злы...» Башкир, по Берхгольцу, «любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость. Башкир крайне самолюбив, обидчив невниманием к нему, а тем паче высказанным неуважением...» 2 . Надо отметить, что Берхгольц верно уловил характерные психологические черты башкир, отдельные из которых бытуют и сегодня. В то же время в этой сфере произошли определенные изменения - это возросшая толерантность к поступкам других, снисходительность, значительное преодоление прямолинейности и бесхитростности.

Отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическим качеством многих башкир, а отсюда логически следуют такие качества, как быстрая

1 Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения
поведения. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.

2 Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографиче
ское обозрение. 1893. № 3. С. 79.


внушаемость и возбудимость, прямолинейность. Вряд ли все названные психологические качества можно оценивать однозначно: или только как положительные, или, наоборот, только как отрицательные. В одних случаях приведенные черты психики играют позитивную роль, а в других - негативную. Без учета сказанного вряд ли можно правильно понять этнические особенности общения башкир.

В этнопсихологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его доступности. О таком человеке говорят: «ихлас», «алсак» (отзывчивый, искренний). Вероятно, не случайно видный башкирский литературовед К. А. Ахметьянов пытался ввести в оборот новую категорию «искренности», о чем мы уже писали. Поддерживая эту мысль, мы считаем категорию искренности стыковой между этикой, эстетикой и психологией.



Антиподом искренности выступает двуличие. Нарицательная оценка двуличного человека звучит так: «Ул ике йезле» («У него два лица»). Применяется и другая оценка: «БитЬез» («Без лица»).

Нечто аналогичное встречается и в обычном праве ногайцев, у которых существует принцип «бит». «Бит югалту» - «потерять лицо, совесть» - значило «лишиться общественного уважения» 1 .

Другим понятием этнопсихологии башкир является «моц», содержание которого невозможно перевести на русский язык одним словом, но приблизительно это будет означать внутреннее обаяние, вдохновение. «Моц» - это такое гармоничное состояние, когда в человеке все представлено в меру: он сдержан, но и не пассивен. «Моц» - это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность. Короче говоря, понятие «моц» универсально по содержанию, имеет богатую смысловую нагрузку и множество оттенков (нравственных, эстетических и психологических).

Когда о человеке говорят «моцло кеше», это может означать состояние человека, неравнодушного к окружающему, который способен понять другого человека; «моцло кеше» - творческая и инициативная личность. Но иногда этим термином передают состояние легкой грусти в человеке, его задумчивости.

1 Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - нач. XX в.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1985. С. 15.


Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением «моцпоз кеше», что означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствия интереса к самому себе (чувства собственного достоинства).

Иногда термин «моц» употребляется в узком смысле как характеристика мелодизма музыкального произведения, или же этим словом характеризуют талантливость исполнителей музыкальных произведений. И, наконец, необходимо знать, что универсальность понятия «моц», многоас-пектность содержания сближает его с понятием древних греков «колокагатия», выражавшего синкретическое единство «добра» и «красоты».

Этническая психология башкир при оценке поведения человека часто обращается к понятию «дэрт», переводимого как «задор, энергия» (интенсивность желаний, потребностей, интересов, чувств); «дэрт» - это вера в свои силы, это и чувство собственного достоинства. Личность, обладающая этим чувством, не дойдет до низкопоклонства, не станет угодничать. Но это понятие нельзя свести ни к одному из моральных понятий (честь, достоинство, совесть). В понятии «дэрт» силен психологический момент, это также и мера темперамента. Главное в понятии «дэрт» - это сила духовного порыва, высокого нравственного чувства. Более или менее приближенно понятие «дэрт» можно было бы перевести как «воодушевленную страсть, внутренний пафос». У башкир существует пословица «Дэртпез кеше - мондоз кеше» («Бесстрастный человек не может быть обаятельным») , а другая пословица гласит: «Дэртпезгэ дауа кж>> («Человеку, лишенному дэрт, лечение не поможет»).

Одним из основных понятий башкирского этноэтикета, выражающим морально-психологическое кредо общения, выступает «тыйна"клы"к», который одновременно служит требованием к общению и мерилом его оценки. Слово «тыйна"клы"к» сродни русскому слову «вежливость». Вспомним в этой связи изречение Сенеки: «Ничто не ценится так высоко и ничто не дается так дешево, как вежливость». Однако «тыйна"клы"к» не переводится только одним словом и имеет целый спектр значений: и скромность, и сдержанность, и продуманность поведения. Тыйна"клы"к - это опрятность и аккуратность одежды, это не слишком дорогая и бросающаяся в глаза яркая вещь; это и соответствующая походка (не слишком быстрая и не слишком медленная); это и тембр,


И громкость голоса; это и поза, когда человек сидит или лежит в постели; это и умение есть за столом, не привлекая внимания окружающих; это также презрение к роскоши и к чванству, к приобретательству и вещизму. Тыйнаклык: - это скромность в быту, в потреблении, умение прощать ошибки и промахи человека.

По своей универсальности и нравственно-этическому содержанию понятие «тыйнаклык» близко к основному понятию абхазского этноэтикета «аламыс» 1 , являющегося стержневым моментом общения абхазов.

Формы и средства общения

Общими требованиями к общению у башкир являются пожелания - призывы, которые обычно произносятся представителями старшего поколения: «Дан булайьгк» («Будем добрыми и славными»), «Яманатлы булмаиык» («Не оставим после себя худого имени»), «Хэтер калдырмайык» («Не оставим о себе плохой памяти»).

Этноэтикет проявляется в формах обращения, в приветствиях, в способах приема пищи, в правилах гостеприимства, в способах выполнения трудовых операций, в гигиенических нормах.

Особенность башкирского этноэтикета, как и других тюркских народов, состоит в том, что строго учитывается возрастной фактор. При обращении, например, к любому мужчине, старшему по возрасту, принято называть его «агай» (букв, старший брат). В том случае, если лицо, к которому обращаются, старше родителей, его почтительно называют «бабай» или «быуай» (букв. дядя).

К женщине, старшей по возрасту, обращаются «апай» (букв, старшая сестра). Если она старше родителей, ее называют «эбей» (тетя).

К младшим по возрасту принято обращаться соответственно: к лицам мужского пола - «■кустым», «энем» (букв, младший брат); к лицам женского пола - «Ьендем», «пы-лыуым» (букв, младшая сестра).

Показанная дифференциация форм общения имеет определенный нравственный смысл, т. к. в ней выражен

1 Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии (1980- 1981). М., 1984. С. ПО.


Ценностный подход к общению, суть которого - уважение к возрасту человека, его жизненному опыту, а функция - обеспечение преемственности нравственного развития. В этикет входят также нормы, регулирующие взаимоотношения сверстников и близких по возрасту лиц. Здесь имеются свои характерные термины общения. Люди, одинаковые по возрасту, обычно называют друг друга «йэштэш», а у башкир отдельных районов Курганской и Челябинской областей - «■кушага».

Существование приведенных терминов свидетельствует о том, что принадлежность одному возрасту служила и служит фактором социализации, средством приобщения индивидов к определенной общности (к ее интересам, заботам, нуждам и т. д.). Здесь значительное место занимает и моральный элемент.

Башкиры еще в недавнем прошлом обращались друг к другу только на «ты», но в настоящее время под влиянием общения с представителями других народов появилось и обращение на «Вы». В настоящее время обращение на «ты» возможно лишь к самым близким людям: отцу, матери, детям, супругу, друзьям, коллегам одного возраста, знакомым. Обращение на «Вы» характерно для общения с незнакомыми людьми, с коллегами, старшими по возрасту, с представителями официальных учреждений и организаций.

Формами приветствия башкир служат: «Ьаумыпыгыз!» («Здравствуйте!»); «Сэлэм бирзек» («Шлем привет»); «Сэлам!» («Привет»). Далее начинаются расспросы, иногда затягивающиеся надолго - это, так сказать, подготовка для перехода к более серьезной части разговора.

Порядок сообщений радостной вести регулируется ри-туализованным обычаем «Ьейенсе». За сообщение радостной вести полагается подарок. Сообщившему говорят: «За твою хорошую весть дарю тебе то-то». Размер вознаграждения может быть любой.

Если один человек пришел к другому и застал его за работой, к приветствию добавляется: «Эшегез ецел булпын» («Пусть работа будет не в тягость»), если хозяина гость застал за приемом пищи, к приветствию обычно прибавляется: «Агяырызтэмле булпын» («Приятного аппетита»). Если пришли в новый дом или квартиру, приветствие дополняют пожеланиями: «Эйегез тсотло булпын» («Пусть в доме будет счастье»).

Формами социализации башкирской молодежи 20- 30 лет тому назад в деревнях служили «аулатс ей» - дома,


хозяева которых уезжали в гости или отлучались куда-нибудь на день или несколько дней. В этих домах собиралась молодежь, пели песни, танцевали. Здесь встречались влюбленные, женихи и невесты, здесь молодые люди заводили знакомство. В настоящее время эта форма досуга постепенно исчезает.

Важным фактором обеспечения стабильности взаимоотношений индивидов выступают формы улаживания конфликтов. Средством разрешения противоречий общения служит народная мудрость, воплощенная в нормативно-императивной форме в поговорках и пословицах. Пословица: «Исэр эйтэ: "Ендем", -тип, акыллыэйтэ: "Куйзым", - тип» («Глупец скажет: «Прав я», умный скажет: «Уступаю») регулирует ориентацию человека в конфликтной ситуации, рекомендуя одной из сторон прекратить спор.

В отдельных случаях народная мудрость призывает: «Яу менэн килгэнде аш менэн -кьгу» - («Того, кто идет с войной, встречай с хлебом и солью»). То есть не всегда на враждебный или недружелюбный жест нужно отвечать тем же. Здесь явно чувствуется влияние идущей из глубины веков идеи о том, что добро сильнее зла.

В этноэтикете башкир немало норм, регулирующих се-мейно-брачные отношения. Здесь можно встретить нормы, выражающие отношение народной мудрости к одиночеству, к количеству детей в семье, к взаимоотношениям родителей и детей, мужа и жены и т. д.

Так, если человек не спешит с созданием семьи, пожилые башкиры говорят: «Яцгызлы"к яуга килешпен» («Одинокий человек подходит для войны»), а если в семье один ребенок, тогда говорят: «Яцгыз бала яузан гкаты» («Один ребенок страшнее битвы»). Во всем этом нельзя не видеть ориентации народного сознания на создание крепкой семьи.

Взаимоотношения старших и младших по башкирскому этикету подчинены задаче добиться уважения к старшим. Но народ никогда не абсолютизировал этого требования, не догматизировал его. Как предостережение против абсолютного, т. е. одинакового во всех случаях понимания уважения к старшим, звучит пословица (она же и норма этикета): «Куп йэшэгэн ни бела, купте курган куп бела» («Много знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел»).

Немаловажное значение в этикете разных народов имеют нормы гостеприимства. Башкиры издавна пользуются славой гостеприимного народа. Об этом немало пи-


Сали русские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII-XIX веках. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.

Традиционным элементом гостеприимства считается то, когда хозяин встречает гостей не дома, а перед входом в дом; проводы гостей также происходят за пределами дома.

Гостям говорят: «Тургэ утегез» («Пройдите на почетное место»). При угощении гостей пользуются правилом: «Кунатстарзыц алдына аш куй; ауызын-кулын буш -куй» («Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и руки были свободны»). Здесь лежит скрытый смысл, заключающийся в требовании при еде не слишком занимать гостей разговорами.

Если во время трапезы кто-то пришел, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Аштан оло булып булмай» («Нельзя быть выше пищи»).

В современном этикете гостеприимства башкир есть и нежелательные элементы, которые в настоящее время отвергаются самой жизнью. Речь идет о ставшей традицией форме проведения досуга - пьяном застолье, которое, к сожалению, успело проникнуть даже в отдельные произведения искусства. Так, например, в музыкальной комедии «Кодаса» старик Яппар исполняет веселые куплеты, разгуливая по сцене в обнимку с бутылкой непомерно больших размеров. Вероятно, и здесь при желании можно обнаружить элементы юмора. Но юмор юмору - рознь. В данном случае эпизод с бутылкой, придуманный постановщиками комедии, явно бьет мимо цели, ибо у зрителей возникает некое подобие снисходительного отношения к пожилому человеку, который, подвыпив, решил немного позабавиться.

Борьба с пьянством предполагает обращение к отдельным незаслуженно забытым или полузабытым народным формам проведения досуга. Это различные национальные праздники, традиционные игры и формы общения. К ним относят праздник плута - «Ьабантуй» - весенний спортивный праздник, широко распространенный у татар и башкир: «Т\.аз емэЬе» - осенний сельский праздник, посвященный забиванию гусей (сельчане по очереди коллективно забивают гусей, выщипывают перья и заготавливают гусятину на зиму), завершающийся взаимными приглаше-


ниями в гости; «КарFa буткапы» - «воронья каша» - весенний женский праздник (женщины села выходят в лес, готовят различные кушанья, веселятся и поют), исторически восходящий к временам культа животных, когда в их честь устраивались празднества. Во время этих праздников человек раскрепощается, становится непосредственным участником тех или иных действий. При этом протягивается живая нить между поколениями, оживляются традиционные формы общения.

Каждый из названных праздников имеет ритуально-нормативное оформление: протекает в определенной последовательности, подчиняется тем или иным правилам. Ри-туализация общения в современной жизни необходима и ценна тем, что с ее помощью преодолеваются недостатки словесно-вербальных средств нравственного воспитания. Художественно-наглядная форма ритуалов позволяет преодолевать морализаторство и голую назидательность, чем так «грешат» сегодняшнее этическое просвещение и моральное воспитание. Ритуалы обогащают мир человеческого общения, усиливают его ценностное содержание.

Ритуализация необходима, во-первых, потому, что глубоко продуманные и научно обоснованные ритуалы в воспитательном процессе имеют больший эффект, чем абстрактные нравоучения (морализаторство). Во-вторых, ритуализация выступает как средство снятия с личности отчужденности, привитой предыдущими промахами в нравственном воспитании, т. е. служит средством перевоспитания с помощью общения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализованный в данной книге подход к этике позволяет рассматривать нравственность как потенциал культуры в самом широком смысле слова. Это, во-первых, связано с тем, что мораль есть важнейшая сущностная сила человека, имеющая отношение к особой сфере человеческой деятельности. Без морали человеческое общество невозможно представить. Во-вторых, этическое мышление задает через свои парадигмы необходимую форму существования, нормативность всем социальным институтам. В-третьих, описанные нами этические модели поведения характеризуют мораль как некий универсум. Исходя из этого, мы можем уверенно заявить о первичности морали во всей культуре. Только находясь на такой позиции, можно преодолеть глобальный нравственный кризис человеческого существования, который охватывает в наше время все большее и большее количество людей планеты.

Для преодоления нравственного кризиса, а на его основе и глобального экологического кризиса, а также надвигающегося кризиса в других сферах - экономике, политике, праве и искусстве - необходимо, чтобы сообщество людей планеты Земля стало подлинным человечеством. Таковой на сегодняшний день наша планета, к сожалению, не является, ибо в ней еще очень много зла, доказательством чего является продолжающийся процесс возникновения бесконечного количества отчужденного поведения (войны, преступность, суицид...), связанного с насилием, обманом и вероломством. По этому поводу верно подметил Ю. М. Федоров в своей интересной книге «Универсум морали»: «Подлинные общности - это такие совокупности индивидов, в основе которых лежат неотчуждаемые формы общения. Если подлинные общности тотальны в проявлении своей истинной человеческой природы, то не подлинные общности (лжеобщности) - тоталитарны» 1 . В нашу задачу не входило определение таких общностей. Для этого нужна тщательно разработанная методика, которая отвечала бы всем критериям строгой научности и естественному ходу развития вещей, в соответствии со здравым смыслом и гуманизмом.

Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992. С. 241.


Использованная литература

1. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в
истории России. Кн. 1.М., 1992.

2. Айтматов Ч. Плаха // Новый мир. 1986. № 6.
З.Айтматов Ч. Цена и жизнь / Лит. газ. 1986. 13 авг.

4. Алексеев С. С. Теория права. М., 1974.

5. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979.

6. Антология мировой философии. Т. 1.4. 1. М., 1969.

7. Антошкин В. Н. Нравственная культура сельского жителя: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1990.

8. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

9. Архангельский Л. М. Лекции по марксистской этике. Ч. 1. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1969.

10. Архангельский Л. М. К вопросу о сущности и классификации этических категорий / Проблемы категорий марксистско-ленинской этики. Материалы симпозиума. Новосибирск, 1969.

11. Архангельский Л. М. Природа нравственных норм и диалектика их развития // Вопросы философии. 1978. № 3.

12. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.

13. АтановаЛ. Халик Займов. Уфа, 1967

14. Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982. Башк.

15. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения / Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

16. Бакштановский В. И. Современное этическое мышление:
опыт «самотлорского практикума» // Мораль и этика. Мораль в со
циалистическом обществе. М.: Ин-т философии АН СССР, 1989.

17. Бандзеладзе Г. Д. Этика. Тбилиси, 1970.

18. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

19. Библия. ML, 1968.

20. Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978.

21. Бонгард-Левин Г. М., ИльинГ. Ф. Индия в Древности. М., 1985.

22. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление. М., 1988.


23. Валеев Д. Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

24. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

25. Валеев Д. Ж. Потенциал морали. Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1999.

26. Валеева 3. Р. Место зтноэтикета в механизме нравственного регулирования общения: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 2000.

27. Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994.

28. Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - начало XX в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

29. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.

30. Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979.

31. Воронцов Б. Н. О появлении развитой личности в истории /Философские науки. 1972. № 3.

32. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972.

33. Ганапольский М. Г. Нравственность региона и этическая ре-гионалистика I/ Сборник экспертных опросов «Самотлорский практикум - 2». М.; Тюмень, 1988.

34. Ганжин В. Г. Этика и формирование нравственности. М., 1982.

35. Ганжин В. Г., Алексин Т. А., Петяшев Н. И. Глобальная (страноведческая) этика // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1989. №4.

36. Гегель. Философия права. Соч. Т. VII. М.; Л., 1934.

37. Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. Автреф. дис.... канд. филос. наук. СПб., 1995.

38. Гулуа В. Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1982.

39. Гумницкий Г. Н. О понятии морали / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987.

40. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

41. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

42. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

43. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.

44. Гэлбрейт Д. Капитализм и социализм: от конфронтации к конвергенции / Московские новости. 1987. 13 сент. (№ 37).

45. Рэрипов Р. Аманат. Эфе, 1970.

46. Билэжев X. Кэлэмдэштэр. ©фв, 1984.

47 Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.

48. Дробницкий О. Г. Дискуссия по проблемам этики / Вопросы философии. 1971. №4.

49. Егидес П. М. Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения / Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967.

50. Де Жювенель Б. Этика перераспределения. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1995.

51. Жямайтис В. Ю. К вопросу о сущности толеранции / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987


52. Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Наука, 1974.

53. Иванов В. Г., Рыбакова Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики. М: Изд-во ЛГУ, 1963.

54. Ивин А. А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

55. ИзардК. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

56. Иткулова Л. А. Нравственный выбор в народной сказке: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

57. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4. Ч. 1.

59. Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1976.

60. Кобляков В. П. Этическое сознание. Л., 1979.

61. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни. М, 1984.

62. Кон И. С. Социология личности. М., 1967

63. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.

64. Коновалова Л. В. Мораль и познание. М., 1975.

65. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

66. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957

67. Кряжев П. Е. Общество и личность. М., 1961.

68. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

69. Людвиг фон Мизес. Бюрократия, запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993.

70. Малинаускас К. Национальный аспект нравственной культуры общества и личности / Вопросы нравственной культуры. Вильнюс, 1981. I,

71. Мамардашвили М. К. О философии / Вопросы философии. I 1991. №5.

72. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

74. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

75. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.

76. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманина. 3-е изд. М., 2000.

77. Наука и человечество. М., 1976.

78. Овчинников В. Сакура и дуб. М., 1983.

79. Окладников О. П. Утро искусства. М., 1967.

80. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

81. Оруэлл Д. 1984. Скотный двор. Т. 1. Пермь: Капик, 1992.

82. Оруэлл Д. Эссе, статьи, рецензии. Т. II. Пермь, 1992.

83. Палиевский П. Фолкнер и Камю / Иностранная литература. 1970. №9.

84. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. »

85. Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1982.

86. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977.

87. Попов Б. Н. Этика. Курс лекций. М., 1999.

88. ПоповС. Политика, экономика, мораль. М., 1989.


90. Предмет и система этики. М.; София, 1973.

91. Рассел Б. Словарь разума материи и морали /J Пер. с англ. К.: Port-Royal, 1996.

92. Рогинский Я. Я. Современные проблемы антропогенеза. М., 1969.

93. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1995.

94. Сартр Ж. - П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм /Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

95. Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Сов. писатель, 1990.

96. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.

97. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

98. Семенов Ю. И. О периодизации первобытной истории / Советская этнография. 1965. № 5.

99. Смоленцев Ю. М., Пороховская Т. И. Особенности морального отчуждения / Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. № 1.

100. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

101. Соколова Н. П. Личность как объект этического исследования J/ Типология социальных явлений. Свердловск, 1982.

102. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

103. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1980.

104. Тийттанен Т. Э. Языковые формы как мировоззренческое отражение бытия общественным сознанием: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1985.

105. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

106. Титов В. А. Познавательный аспект морали /I Структура нравственности и личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.

107. Топилина Г. Д. Проблемы биологических основ нравственного сознания I/ Философия пограничных проблем. Пермь, 1975. Вып. 7.

108. Тугаринов В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.

109. Тухватуллин М. Н. Этическое мышление как философская проблема: Автореф. дис.... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

110. Федерализм власти и власть федерализма. М.: ТОО Интел Тех, 1997.

111. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992.

112. Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. № 3.

113. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

114. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

115. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

116. Хаббард Л. Рон. Введение в саентологическую этику. М., 1998.

117. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992.


118. Хайек Ф. Происхождение и действие нашей морали / ЭКО. 1991. № 12.

119. Хайек Ф. Дорога в рабство / Вопросы философии. 1990. № 10, 11, 12.

120. Хайям О. Рубайат. М: Наука, 1972.

121. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов.
М, 1983.

122. Черданцев А. Ф. Специфика правового отражения / Правоведение. 1973. №2.

123. Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии. (1980-1981). М, 1984.

125. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

126. Шварцман К. А., Гусейнов А. А. Исторические образы морали. М: Прогресс, 1987.

127. Щербак Ф. Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

128. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма / Новый мир. 1971. №10. С. 213.

129. Юм Д. Соч. Т. 1. М: Наука, 1965.

130. Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? / Античность и современность. М., 1972.

131. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера / Вебер Макс. Избранное. М.: Юрист, 1994.


Предисловие...................................................................................................... 13

Глава I. О статусе этики как философской науки......................................... 15

Глава III. Мораль - сущностная сила человека............................................ 33

Глава ЛГСпецифика морали............................................................................ 40

§ 1. Признаки морали....................................................................................... 40

§ 2. Структура морали.................................................................................... 43

§ 3. Функции морали........................................................................................ 48

Глава ¥Генезис морали..................................................................................... 60

Глава VI. О проблемах современного нравственного развития.... 79

Глава VII. Мораль и культура поведения....................................................... 89

§ 1. Парадигмы этического мышления......................................................... 89

§ 2. Модели этического поведения в различных сферах
человеческой деятельности............................................................................... 96

Глава VIII. Религиозная мораль..................................................................... 114

§ 1. Мораль иудаизма................................................................................... 117

§ 2. Нравственная культура буддизма.......................................................... 121

§ 3. Христианская мораль............................................................................. 124

§ 4. Нравственность ислама......................................................................... 129

Глава IX. Национально-региональный компонент образования и
изучение этики (на примере Республики Башкортостан)............................. 135

§ 1. Об этических особенностях морали....................................................... 136

§ 2. О нравственной культуре современного Башкортостана.... 138
§ 3. Этноэтикет и культура общения башкир............................................... 151

Заключение..................................................................................................... 161

Использованная литература........................................................................... 162



Научно-популярное издание

ВАЛЕЕВ Дамир Жаватович

ПУТЬ К ИСТИНЕ

Редактор Л. О. Хаирова

Художник И. М. Сайфутдинов

Художественный редактор А. Р. Мухтаруллин

Технический редактор 3. Г. Чингизова

Корректоры Л. Р. Бикбаева, Г. Н. Гутова

Сдано в набор 02.11.07. Подписано в печать 22,11.07. Формат 84x108 Узг.

Бумага офсетная. Гарнитура Балтика. Усл. печ. л. 8,82. Усл.-кр. отт. 9,24. Уч-изд. л. 10,19.

Тираж 2000 экз. Заказ № 1.0161.07.

«Башкирское издательство "Китап"».

450001, Уфа, ул. Левченко, 4а.

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан

«Уфимский полиграфкомбинат».

450001, Уфа, пр. Октября, 2.