Фронтовые письма А. Г. Олешева. Сценарий классного часа "Письма с фронта" методическая разработка (8 класс) на тему Старые письма с войны

07.02.2024

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 3-6 классов

Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне"

Ёлгина Елена Степановна, учитель начальных классов, НОУ "Русская гимназия полного дня", г. Чита
Описание: мероприятие рассчитано на учащихся 3-6 классов, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям 5-6 классов, внеклассное занятие прошло апробацию в 3-4 и 5 классах, рассчитано на 45 минут- 60 минут.
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
2. Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
3. Научить делать конверт, провести мастер-класс;
4. Записать видео-письмо - благодарность ветеранам.
Планируемые результаты
- личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение Валентина Савина для каждого ребенка, фотоаппарат для записи видео со словами благодарности ветеранам, георгиевская ленточка на груди учителя, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны
Ход мероприятия.
1.Постановка цели.
Учитель:
Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить? Что это за годы?
1941-1945. (Записываю на доске). Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате). Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим...
Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Война...Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей. До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии). Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса. Почте придавалось большое значение. Почему?


Люди писали друг другу письма. Полевая почта ВОв в месяц доставляла в армию 70 млн писем.
Кто разносит письма?


Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.


Попросить прочитать желающего
Какое настроение у письма?
Тем не менее войска мужественно сражались, а что делали в тылу? Что такое тыл?


В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя, поддерживали своих родственников письмами.
Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего?
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.


Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.


Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню "Прощание славянки", автор музыки Василий Иванович Агапкин.

Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей. Люди поняли, что они могут выиграть эту войну. По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе. Вот одно письмо бойца маме. Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!

О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.

Вы видите, на стенде вот такие треугольники? Кто знает, что это такое?
Почему эти письма не в конвертах? Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок. Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?


Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал? Кто мог под его диктовку писать?


Конечно, не все письма дошли до адресата. Почему?
У каждого письма своя судьба. Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне. А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось. Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.
4. Складывание бумаги в виде "солдатского треугольника"
Учитель:
Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
5. Работа с письмами участников войны.
Учитель:
Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо. Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?
5. Минута молчания.
Учитель:
Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.

6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.
Учитель:
Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли. Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается. 70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов г. Читы, его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.
7.Рефлексия.
Учитель:
Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?
Помогали ли письма побеждать?
Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, что такое война.

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письма военных лет

Классный час

Цели:
1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины, села.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.

Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Письма военных лет»,

Видеоролик Письмо с фронта(1)

Учитель: 67 лет назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.

Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - жизнь!

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.

Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.

Исполнение песни «Фронтовые письма» (гр.Непоседы)

Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены

Может нет адресата

И писавшего нет..

Так кого же он ищет

Треугольный конверт

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная повесть

Повесть в несколько строк

"Мол,воюю на совесть..

Слушай мамку,сынок.."

Желтым пеплом покрыла

Треугольники осень

Строчки ливнями смыты

Словно вдовьей слезой

И слова уже стали

Неразборчивы очень

Но до боли понятен

Смысл тех писем простой

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная радость

Треугольная грусть

Уцелевших три слова

"Я Маруся,вернусь.."

Мы хотим,чтобы знали

Люди нашей страны

Эти письма писали

Нам солдаты с войны

Это так завещали

Все сполна любить

Что они защищали

И смогли защитить

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный

Есть мечты и держись

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ..кажись..!"

Учитель: 19 января мы с вами будем праздновать 70-ю годовщину освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков.Более 400 насоновцев прошли через пороховой дым, кровь и пот военного лихолетья, а свыше 300 наших земляков так и не встретили победную весну 1945 года. Имена многих из них вписаны в славную историю родного села: они занесены в мемориал памятника. Но не прерывалась связь солдата с родным домом. Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает:

За честь жены,
За жизнь детей,
За счастье Родины моей,
За наши нивы и луга —
Убей захватчика-врага.

Ученик: Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.
1. Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.
2. Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой».
3. Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.
4. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся.
5. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».

Ученик:1

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!

Ученик 2

«…Написал я всё, что надо,
А увижусь — доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с Победою и славой
Мы окончили войну.

Я сложу края второго —
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать своей.

Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо! »

(показывает как складывать фронтовой треугольник)

(чтение писем детьми - мальчики читают письма солдат)

«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача - скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если.придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя - цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь.

Горячий привет всем знающим меня и всем нашим. Поцелуй Галочку. Крепко тебя целую много раз. Твой Анатолий».

«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

: «Здравствуй, дорогой брат Анатолий! Я пишу тебе письмо с фронта. Здесь я защищаю Родину. А тебя прошу — учись хорошо и слушай мамочку! Толечка, учиться нужно только на отлично. Этим ты будешь помогать мне, громить врага».

«Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».

«Милая мама, я получил ранение в Латвии. Лежу в госпитале. Рана моя на левой ноге потихоньку затягивается. Скоро победим немчуру, тогда заживем весело и счастливо».

Рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: «Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя». Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего.
«Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». Но не успел.

“Прощай, дорогая мамочка!

Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.

Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.

Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия.

Целую в последний раз крепко, крепко!
Твой сын Олег”.

Учитель: Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».

Мы, сестрёнка, теперь под Калугой,
Ночи ласковы тут, хороши.
Хоть гроза приближается с юга,
Соловьи здесь поют от души…

Вспышка молнии всё озарила -
Помогает писать мне письмо…

С небывалою, истовой силой**
В бой мы вступим смертям всем назло…

Перед боем всегда мне не спится,
И сегодня уснуть я не смог…

Не прощаюсь с тобою, сестрица,
Будет время, закончу письмо…

Передай нашей маме поклон мой
И скажи: благодарен я ей,
Верность Родине, чувство земное,
Всё, что вложено в нас, сыновей,
С молоком мы впитали и свято
Будем нынче свой долг выполнять…

Командир и простые солдаты,
Погибая, в бреду кличут мать...

Я вернусь! Разве может иначе
Повернуться судьба к Васильку?..."

Вот над этим письмом мама плачет,
А потом убирает в фольгу,
Чтоб не выцвела эта святыня,
То письмо, что пришло ей с войны…

И ждала моя бабушка сына
Тридцать лет! "Хоть хромым, хоть слепым,
Возвратился б сынок мой Васятка, -
У иконы шептала она, -
Без него мне на свете несладко…"

Вот каких погубила война!
Будь же проклята эта война!

Учитель: Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

(читает ученица, на плечах черный платок, в конце покрывает платком голову)

Шла война. Стонала Украина.
Но запахло в воздухе весной.
Мать на фронт письмо писала сыну:
" Здравствуй, мой Алёшенька родной!

Ты здоров, любимый мой сыночек?
За Отчизну проливаешь кровь...
Как хочу я в эти пару строчек
Уложить огромную любовь!

Я, любимый, по тебе скучаю.
Плачу...Но прости. Не в этом суть.
Ты живой. Я точно это знаю.
Ведь не может сердце обмануть.

Стать бы мне красивой белой птицей,
Чтобы от разлуки не страдать,
Над Землёю грешной покружиться,
И тебя, мой милый, увидать!

Почему вестей не получаю?
Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю,
Только нету писем от тебя...

Бьёшь фашистов. Понимаю, милый...
Знаю, что о доме ты грустишь...
Но поверь, найду ещё я силы,
Чтоб тебя дождаться, мой малыш.

Помнишь Валю? Жили по соседству?
Так тебя, сказала, будет ждать.
Зайца твоего храню из детства...
Помнишь, как любил ты с ним играть?..."

Мать писала своему ребёнку.
Вся в слезах. Две ночи напролёт.
И не знала то, что похоронку
Почтальон сегодня принесёт...

(письма читают девочки - письма на фронт)

Здравствуй дорогой мой, милый Ванечка, извини, что пишу редко, ведь у нас осенняя отрада. Много всяких забот. На днях ходили с женщинами нашего села заготавливать дрова, не заготовишь дров, нечем обогревать избу зимой.

Осень - пора ягод и грибов. Недавно ходила в болото за голубикой. Целый день ходила по сырым кочкам, с обувью, сам знаешь туговато. Но ничего, справилась, лишь бы у вас на фронте солдатам не было трудно. Живу тобой, живу детьми. Вчера было письмо от нашего сына Василия, он воюет на Калининградском фронте, очень не хватает мне его. Каждый день молюсь за вас. Иришка и Семочка часто спрашивают: Когда вернутся папа и брат с войны? А маленькая Лизочка сидит, сидит да скажет: А если война завтла кончится, мы будем кусать валенье сладкое, и сахала и хлеба много, много? Бедная Лизочка, пока у нее одно желание - кушать сладкое! Но ты за нас не беспокойся. Живут же люди, проживем и мы. Надо уметь жить и в трудностях. Вижу тебя, моего родного, пусть похудевшим, измотанным в трудных походах, но не сломленным!

Мы тебя очень ждем, до скорого свидания, твоя Маруся. 28.08.41

Ученик читает стихотворение Е. Благининой «Письмо солдату».

Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Папа!

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить,

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет...

Ученица. 9 апреля 1942 г. Здравствуй, дорогой и любимый наш братка Ваня! Шлем тебе все по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по-старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо...

На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем, с приветом вся семья!

Ученица. 15 марта 1942 г. Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой. Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу. Папа, пока до свидания, присылай ответ. Привет от дочек.

Ведущий : Ребятами нашего класса была проведена поисковая работа. И вот что узнали о своих родственниках

(Безгодкова Таня - презентация о своем дедушке, Потехин Игорь - рассказ о дедушке, показ фронтовых писем)

Итог

Наш классный час подошел к концу.

Хочу закончить его такими словами:

Ведущий (на фоне мелодии песни “Эхо любви” ):

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!


Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной войны, мы чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них - письма фронтовиков в родной дом...

Фронтовые письма - их писали в зной и стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя и не подвластны времени. Они - ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами войны 1941-1945 гг.

Фронтовые письма – документы особые. Многие из них просты, безыскусны, почти в каждом из них присутствует одна фраза: «Жив, здоров, того и вам желаю». Для ожидающих вестей с фронта само письмо означало так много: жив! А когда приходила похоронка, письма становились священной реликвией семьи погибшего.

Написанные наскоро, в промежутках между боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках фронтовых медсанбатов. Написаны они на почтовых бланках, на листках, вырванных из школьной тетрадки или блокнота, а то и просто на серой обёрточной бумаге. Поистёрся карандаш, повыцвели чернила… Пожелтелые, зачитанные, облитые слезами.… Надо видеть, как бережно они хранятся… Фронтовое письмо шло без марки, без конверта. Иногда фронтовой треугольник находил адресата спустя несколько месяцев после его отправления.

Среди авторов писем люди самых разных возрастов и профессий, разного жизненного опыта. Война оторвала их от мирной жизни, от мирного труда и сделала солдатами. Многие из них только начинали свою жизнь, находясь в счастливой поре – поре юности, другие надели солдатские шинели, имея за плечами большой жизненный и трудовой путь и опыт.

Но всех их объединяет одно: в письмах выражена горячая любовь к родному дому, к родным отцам и матерям, детям, жёнам, братьям и сёстрам. Находясь перед лицом смерти, воины старались ободрить тех, кто трудился в тылу, перенося все тяготы военного времени.

Письма полны заботливого внимания к подробностям быта близких людей, содержат разного рода советы и наставления. Все эти житейские «мелочи», которыми пестрят письма фронтовиков, конкретно воссоздают суровую атмосферу трудных военных лет.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они пробуждают интерес к истории своей семьи, к семейным архивам, а, значит, и к истории Отечества.В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Отрывки из фронтовых писем Вожегова Александра Ильича,
ушедшего на фронт со станции Пашия в январе 1942 года,
своей жене Койновой Зинаиде Георгиевне

2.05.42. … «Нахожусь в последнее время в Ленинградской области, от фронта 10 – 15 км. На днях нас подвинут ближе, и вступим в бой. Наше направление на Старую Руссу. Когда мы выезжали зимой, на нас налетели немецкие самолеты и начали бомбить. И представь себе, что многих убило и ранило. Ну, это еще не беда, впереди куда больше. Живем в лесу, спим, где придется…».

19. 05.42. …«Я долго не писал. Мы переезжали с места на место. И сама знаешь, что мы, как кочующие люди, сегодня здесь, а завтра там. Живем, все время в лесу и спим под елкой или делаем балаганы. Погода стоит у нас неважная, правда, стало теплее, но все время идут дожди, а дороги здесь везде и всюду грязные и вообще кругом болото…».

28.02.43. …«Привет из города Вышнего Волочка! Вот сегодня закончил учебу. I марта будет у нас госэкзамен, II марта выезжаем в штаб армии, и там будет расформирование кого куда. После выпуска я буду иметь звание старший лейтенант, а занимаемая должность может быть командир роты и заместитель командира батальона, но учились на командира роты. Я рад, что ты и дочь здоровы, и я с удовольствием посмотрел бы сейчас на вас, хотя бы одним глазом и был бы доволен…».

20.04.43. …«После учебы я 18 марта прибыл в свой полк, принял роту и был там два дня, видел город Старая Русса. 20 марта нас сняли с фронта и отправили на отдых и 21 тронулись в путь. По железной дороге ехали 20 дней. От Воронежа находимся в 80 км. Живем в деревне, где нет мирных жителей. Домики из глины и кирпича. Полов нет, лесу нет. Кругом поля. Вот три ночи ночевали в одной избенке, у которой нет ни окон, ни дверей. Но сегодня должны тронуться дальше …».

13.07.43. …«Времени – около часа ночи. Время проверять свои подразделения. Вот уже проходит 8–я ночь, как я не спал ни одной. Спать только можно с 8 утра, да и то не приходится. Вчера вот ходил в баню. Баня, знаешь какая? Воду грели на улице, а мылись под кустом…».

22.07.43. …«Спешу черкнуть несколько слов о том, что ходил в бой, взял одну деревню, убил много немцев и, главное, взял в плен 15 человек. Из них 7 раненых и 8 целых. И вот когда привел этих пленных, то командир полка меня 15 раз поцеловал и сказал, что молодец, Вожегов, ты у меня один выполнил задачу и поэтому, говорит, я тебя обязательно награжу. А сейчас сообщаю, что меня ранило осколком в левую ногу, но не очень. Так что хожу, а вот ранило в левую руку, в ладонь пулей посерьезнее, ну ничего, рука будет целая. Сейчас нахожусь в своем медсанбате, но, наверное, отправят куда – нибудь в госпиталь…».

30.10.43. …«Попал в свою дивизию, но только в другой полк. 28–го принял роту и сразу ушел на передовую и пробыл там двое суток. Нас сняли с этого участка фронта и перевели на другое направление. Сегодня 30-е. Должен вступить в бой числа I ноября. Что будет, не знаю, но думаю остаться живым. Письмо пишу в лесу на камешке. За те бои я награжден орденом Красного Знамени, так что награда большая. Счастье наше впереди, и мы должны все дела увидеть…».

Вот как гитлеровцы описывали в дневниках и письмах домой свое продвижение по белорусской земле в 1941 году:

Рядовой 113-й пехотной дивизии Рудольф Ланге:

«По дороге от Мира (поселок) до Столбцов (райцентр Брестской области) мы разговариваем с населением языком пулеметов. Крики, стоны, кровь, слезы и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущаем. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе. Надеюсь, что скоро сюда придут отряды СС и сделают то, что не успели сделать мы».

Запись ефрейтора Цохеля (Висбаден, полевая почта 22408 В):

Другой фашист, обер-ефрейтор Иоганнес Гердер писал:

«25 августа. Мы бросаем ручные гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище. Люди плачут, а мы смеемся над слезами».

1941-1942. Освобождение Калуги. Кровавый след фашистских разбойников


1942. Освобожденные советские территории. Расстрелянные гитлеровцами мирные жители

Из дневника унтер-офицера 35-го стрелкового полка Гейнца Клина:

«29 сентября 1941 года …Фельдфебель стрелял каждой в голову. Одна женщина умоляла, чтобы ей сохранили жизнь, но и ее убили. Я удивляюсь самому себе - я могу совершенно спокойно смотреть на эти вещи… Не изменяя выражения лица, я глядел, как фельдфебель расстреливал русских женщин. Я даже испытывал при этом некоторое удовольствие…».

Из дневника обер-ефрейтора Ганса Риттеля:

«12 октября 1941 г. Чем больше убиваешь, тем это легче делается. Я вспоминаю детство. Был ли я ласковым? Едва ли. Должна быть черствая душа. В конце концов мы ведь истребляем русских - это азиаты. Мир должен быть нам благодарным… Сегодня принимал участие в очистке лагеря от подозрительных. Расстреляли 82 человека. Среди них оказалась красивая женщина, светловолосая, северный тип. О, если бы она была немкой. Мы, я и Карл, отвели ее в сарай. Она кусалась и выла. Через 40 минут ее расстреляли»…

1942. Виселицы гитлеровских оккупантов для советских граждан. И еще встречаются такие придурки, которые считают, что немцы пришли в 1941 году к нам войной, чтобы досыта накормить баварскими сосисками и допьяна напоить баварским пивом…

Запись в блокноте рядового Генриха Тивеля:

«29.10.1941: Я, Генрих Тивель, поставил себе целью истребить за эту войну 250 русских, евреев, украинцев, всех без разбора. Если каждый солдат убьет столько же, мы истребим Россию в один месяц, все достанется нам, немцам. Я, следуя призыву фюрера, призываю к этой цели всех немцев… Из письма, найденного у лейтенанта Гафна: «Куда проще было в Париже. Помнишь ли ты эти медовые дни? Русские оказались чертовками, приходится связывать. Сперва эта возня мне нравилась, но теперь, когда я весь исцарапан и искусан, я поступаю проще - пистолет у виска, это охлаждает пыл… Между нами здесь произошла неслыханная в других местах история: русская девчонка взорвала себя и обер-лейтенанта Гросс. Мы теперь раздеваем донага, обыск, а потом… После чего они бесследно исчезают в лагере».

Из письма ефрейтора Менга жене Фриде:

«Если ты думаешь, что я все еще нахожусь во Франции, то ты ошибаешься. Я уже на восточном фронте… Мы питаемся картошкой и другими продуктами, которые отнимаем у русских жителей. Что касается кур, то их уже нет… Мы сделали открытие: русские закапывают свое имущество в снег. Недавно мы нашли в снегу бочку с соленой свининой и салом. Кроме того, мы нашли мед, теплые вещи и материал на костюм. День и ночь мы ищем такие находки… Здесь все наши враги, каждый русский, независимо от возраста и пола, будь ему 10, 20 или 80 лет. Когда их всех уничтожат, будет лучше и спокойнее. Русское население заслуживает только уничтожения. Их всех надо истребить, всех до единого».

Изданный Гитлером за пять дней до нападения на Советский Союз приказ, утверждавший право немецких солдат грабить и истреблять советское население, вменял офицерам в обязанность уничтожать людей по своему усмотрению, им разрешалось сжигать деревни и города, угонять советских граждан на каторжные работы в Германию.

Вот строки из этого приказа:

«У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки», – говорилось в обращении командования нацистов к солдатам.

Из приказа командующего 123-й германской пехотной дивизией от 16 августа 1941 года:

«Рекомендуется прибегать к строжайшим мерам наказания, как-то: вешать казненных на площадях для общего обозрения. Об этом сообщать гражданскому населению. На виселицах должны быть таблицы с надписями на русском языке с примерным текстом «повешен тот-то и за тот-то».

Иван Юрьев, grodno-best.info

В апреле 1945 г. в концлагере Гарделеген эсэсовцы загнали в сарай около 1100 узников и подожгли. Некоторые пытались бежать, но были застрелены охранниками. В живых удалось остаться только 12 заключенным.

Европейская демократия против СССР. Фрагмент фильма «Иди и смотри»:

Фильм: «Иди и смотри»:



Даже в самых отчаянных ситуациях бойцы находили в себе силы писать трогательные письма любимым…

Многие из этих писем на долгие годы пережили своих авторов. Эти весточки с фронта бережно хранили в семьях, передавали в музеи и публиковали в газетах. И сейчас, спустя десятилетия после победы над фашистской Германией, строчки из фронтовых писем все так же проникают в самое сердце.


Рисунок с фронта для дочки
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ПИСЬМА ЛЕЙТЕНАНТА ПЕТРА ГЛУХОВА, 1943 ГОД
«Твои глаза… Когда я смотрел в них, я испытывал неизъяснимое чувство восторга и какой-то тихой радости. Я помню твои взгляды, косые, с легким лукавством. Вот только теперь я понял, что в эти мгновенья, в этих взглядах лучше и больше всего выражалась твоя любовь. Будущее для меня – это ты. Впрочем, зачем я говорю о будущем? Ведь когда ты получишь это письмо, меня не будет. Прощай. Будь счастливой без меня. Ты сумеешь найти себе друга, и он будет не менее счастлив с тобой, чем я. Будь веселой. В дни славных побед нашего народа ликуй и торжествуй вместе со всеми. Только мне хочется, чтобы в такие дни, в дни веселья и счастья, затаенная, нежная грусть обо мне не покидала тебя, чтобы глаза твои вдруг на минуту сделались бы такими, какими они смотрят сейчас на меня с портрета. Прости за такое желание. Крепко и горячо обнимаю тебя. С приветом. Петр».
ЧЕЛОВЕК СТАРЕЕТ, А НЕБО ВЕЧНО МОЛОДОЕ, КАК ТВОИ ГЛАЗА, В КОТОРЫЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ ДА ЛЮБОВАТЬСЯ

КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА АЛЕКСАНДР ГЕРМАН, 1942 ГОД
«Фаинушка, какие бы испытания тебя ни ждали впереди, будь всегда крепкой, стойкой советской женщиной. Сейчас помогай всем, чем можешь, бить врага, словом и делом, народ тебе потом скажет спасибо. Так воспитывай и Алюську. Ну пока. Крепко прижимаю к сердцу тебя и Алюську. Ваш Шура».
ИЗ ПИСЬМА МАЙОРА ДМИТРИЯ ПЕТРАКОВА ДОЧЕРИ, 1942 ГОД
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком».
ИЗ ПИСЕМ МОИСЕЯ МАРТЫНОВА ЖЕНЕ, 1945 ГОД
«Милая Томочка! Все время находился в условиях, когда писать тебе не мог. Вчера вернулся. Целую ночь не спал, так как палили из всех видов оружия, и я в том числе из своего пистолета выпустил не одну обойму. Вот она, победа, о которой так много мечтали всем мы эти долгие тяжелые годы… Даже не верится, что снова тебя увижу. Буду целовать твои губки, шейку, держать твою руку в своей. Неужели это когда-нибудь будет?»
Я ВЕРЮ В НАШЕ БУДУЩЕЕ. ОНО СВЕТЛОЕ, МОЛОДОЕ И ПРЕКРАСНОЕ

ТАНКИСТ ИВАН КОЛОСОВ, 1941 ГОД
«Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов».
Письмо с фронта


Письмо с фронта для мамы
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ПИСЬМА ВАСИЛИЯ ЕРМЕЙЧУКА, 1943 ГОД
«Дорогая Ольга! Сегодня исполнилось ровно два года с тех пор, как я не получал от тебя теплых, душевных слов, которые греют в холодные осенние ночи, которые ласкают душу. Если бы ты знала, как тоскую я по тебе. Если бы ты знала, как много хочется мне рассказать тебе… За эти два года я многое узнал. Война ожесточила меня. Когда я вспоминаю прошлое, мне кажется, что я был мальчиком, а теперь я – взрослый человек, у которого только одна задача – мстить немцам за все то, что они натворили».

ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ ГРИГОРИЙ ТЕРТЫШНИК, 1942 ГОД
«Ксеня! Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность. Оказывается, подобные утверждения – сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое, неотъемлемо от внутреннего мира души моей. Я верю в наше будущее. Оно у нас светлое, молодое и прекрасное… А ты в этом будущем олицетворяешь чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной, звенящей, как веселый ручей».