Народные промыслы и ремесла украинцев. Художественные промыслы украины Монета укр нар промыслы гончарное

10.01.2024

Гончарные изделия изготавливались и широко использовались на территории Украины с незапамятных времен. Это едва ли не самый древний вид народного искусства, который несет в себе бесценную информацию о культуре древнем быте. Так что же такое гончарство и как оно развивалось на территории нашего государства?

Изготовление из гончарной глины различных разнообразных бытовых изделий, посуды, игрушек, изразцов и т.д. и обжиг этих изделий – вот что такое гончарство. Ремесло это довольно древнее, зародилось еще в во времена неолита, позже развилось в разновидность народного искусства. Глина – пластическое сырье на момент формирования изделия, после обработки – обжига (при температуре 900 градусов) – становится твердым материалом. У глины очень широкая палитра натуральных цветов – начиная от белого, кремового, переходя к охре, красному, коричневому и темно-серому. Бывают также керамические краски, которые в целом придают гончарной продукции удивительный эффект. Они изготавливаются из цветной глины – ангобы. Используются также декоративные или прозрачные глазури, которыми покрывают готовое изделие сверху.

Гончары первобытных времен лепили свои изделия вручную: они облепливали камень или любую деревянную форму небольшими кусочками глиняной массы, толщиной не более пальца, или обкручивали ленту глины по спирали, так вылепливая и совершенствуя сосуд, который был по форме конусообразным, с толстыми стенками и острым дном. Такая посуда не имела четко выраженных округлостей или четкого силуэта, но свою функцию такое изделие выполняло. Такая техника выдержала испытание временем и существовала наравне с работой на гончарном круге, известна она мастерам и сегодня.

Гончарный круг изобрели в IV тыс. до н.э. Сначала он был ручной и вращался довольно медленно, потом усовершенствовался и стал в средневековье скоростным, получил ножной привод, и это стало тогда значительным переворотом в развитии всего гончарного ремесла. Круговая техника точения позволила не только увеличить выпуск керамической продукции, но и сделать изделия более совершенными и изящными. Изготовленный на таком круге сосуд был с тонкими легкими стенками, его формы имели гармоничные очертания, можно было наносить орнаментальные полосы, линии и другие украшения на поверхность.

Народные мастера гончарного дела использовали в своем ремесле несколько техник декорирования готового изделия. Это были глянцевание, ритование, рожкование, штампик, фляндрование, лепка.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих техник.

Ритование (или процарапывание, гравировка, «урез») – делалось путем нанесения углубленного желобка небольшой деревянной палочкой или гвоздем, как карандашом. Так выцарапывался узор любой формы.

Глянцевание (или еще называлось лощение) производилось гладким предметом, это мог быть камень, по сухому черепку – наносились линии, полосы и другой декор.

Когда работали в технике рожкования, то специальный рожок наполняли ангобом, в отверстие-дырочку внизу вкладывали или гусиное перо, или стеклянную трубочку. Струйка ангоба таким образом легко наносилась на поверхность готового изделия. Позже, ближе к нашему времени, рожок был заменен для удобства на резиновую грушу. В такой технике мастера выписывали линии, прямые и волнистые, наносили точки, листочки, розетки или другой орнамент.

Фляндрование – техника, в которой острым предметом соединялись три или четыре ленты ангоб разных цветов, это было похоже на мраморные разводы, четкие и зигзагообразные. Сегодня гончарство различает четыре вида изделий по назначению: разнообразная посуда для чего бы то ни было, сакральные предметы (иконы, кресты, подсвечники и др.), игрушки, предметы для жилья и его обустройства (это могли быть плитка, подвазонники, вазы или другие изделия подобного назначения).

Когда в Х в. образовалось Древнерусское государство, производство гончарной посуды понемногу развивалось и росло. Особенно это касалось городов. Изделия начали покрывать непрозрачной, а позже и прозрачной глазурью. Гончары Древней Руси изготовляли обычно корчаги, в которых хранилось зерно, или миски, кружки, горшки, кувшины.

Для XIV в. было характерно изготовление удобной недорогой посуды для приготовления блюд. Она разукрашивалась лощением, деревянными штампиками - кружочками, лучиками, зубчиками, звездочками, ласточками.

Высшего уровня развития гончарство достигло в XVII-XVIII вв. В это время изделия расписывались не только ангобами, но и эмалями - керамической краской, похожей на стекло. Это открыло возможность для использования различных цветов, обогатило палитру гончаров. Популярными в это время были растительные орнаменты, изображения фигур, которыми украшались в основном миски и изразцы. Наиболее распространено гончарное ремесло было на Полтавщине, и среди полтавских гончарных центров наподобие Глинска, Зинькова, Миргорода выделялась больше всего Опошня. В 1789 году здесь работало около двухсот гончаров, они производили праздничную утварь для различных напитков (фляги, дзбанки, кувшины, бочонки) и декоративную фигурную посуду скульптурного характера: львы, барашки, петухи, кони, они украшались цветочными орнаментами. Глинск был знаменит творчеством семьи Сулимов, которые сделали ведущей техникой города фляндровку, иногда сочетая ее с цветочными узорами и мотивами.

В поднепровских ячейках гончарного ремесла – Дыбинцах, Реевке, Каневе, Сунках, Цветной и др. – популярной была добротная прикладная посуда, украшенная рисунками, и фигурная посуда для напитков, преимущественно в виде животных и птиц.

Что касается Подолья, то гончарное производство там было распространено в Гайсине, Баре, Бубновке, Смотриче, Летичеве и т.д. Для бубновской , например, были характерны не только четкие растительные узоры, но и маленькие вылепленные птичьи фигурки, которые размещались на покрышках рынок, дзбанок и т.п. На Западной Украине ведущими центрами гончарного ремесла считались Яворов, Потелич, Пустынь, Коломыя, Мукачево и т.п. Гончарный цех в Коломые был создан в 1661 году. Здесь производили посуду, а также подсвечники, изразцы, которые украшали фляндровкой или рожкованием.

В XIX в. каждому району, который занимался гончарным промыслом, стали присущи определенные особенности. Они зависели прежде всего от качества тех материалов, которые использовались в работе, уровня технического развития производства, традиций данного региона и других факторов.

Изделия мастеров-гончаров Опишни отличались своеобразием. Например, один из местных мастеров, Федор Червинка, не только гравировал на влажной поверхности изделия, но и налепливал на нее рельефные мотивы орнаментального характера. Василий Поросный вводил в кружево растительного орнамента различных фантазийных сказочных птиц и зверей.

На Подолье среди гончаров был известен Андрей Гончар из села Бубновка: он первый, ввел в родном селе производство красной расписной посуды. Гончары села Бар Петр Лукашенко и Павел Самолович украшали миски фигурными композициями, раскрывающими целые темы. В селе Адамовка работал Яков Бацуца, который приобрел популярность не только в пределах Украины, но и далеко за ними: он изготавливал посуду шарообразных форм и расписывал ее силуэтными фигурками.

На Гуцульщине XIX в. стали ведущими центрами гончарного ремесла Косов и Пистынь. Керамика Косово стала знаменитой благодаря творчеству самобытного Алексея Бахметюка. Его отец, Петр Бахметюк, занимался изготовлением неполиванной посуды. Алексей еще юношей учился и работал у известного в те времена гончара-плиточника Ивана Баранюка, проживавшего в предместье Косово, в Москалевке. Позже Алексей унаследовал мастерскую отца, и его собственное творчество отмечалось оригинальной росписью плитки и посуды. Орнаментика этого мастера состоит из цветов со многими лепестками, треугольных листьев, виноградных гроздей, птиц на ветвях, коз, лошадей, оленей. Смело оформленные цветочные орнаменты получили название «бахминщина».

Пистинский центр ремесла гончаров связан с трудом целых гончарных семей, которые стали известны своим творчеством: Волощуки, Зондюки, Кошаки, Михалевичи, Тимчуки и другие семьи. Они специализировались в основном на рисованных мисках, кувшин, блюдах и т.п. Петр Тимчук также изготавливал необычные уникальные фигурки баранов, коз, оленей, которые несли горшки на спине – они использовались для комнатных цветов.

Сформировались давние гончарные центры Львовщины – Гавареччина, Глинск, Лагодов, Сасов, Сокал, Шпиколосы, Явор и т.п., которые изготавливали посуду широкого назначения и различных форм.

Народная керамика 20-30-х годов XX в. в поселках Адамовка, Бар, Дыбинцы, Шатрище, Опошня и других центров гончарства почти не отличалась от подобных изделий прошлого столетия. Однако, заметим, принудительная коллективизация способствовала значительному упадку гончарного промысла. Попытались учредить гончарные артели во многих ячейках по селам, но эти попытки потерпели неудачи. Сократилась численность кустарей-гончаров, ведь все трудоспособное население сел должно было работать в колхозах.

Послевоенные годы сделали гончарство немного более оживленным. Прикладной посуды было очень мало в быту, и это способствовало восстановлению керамического производства в достаточно быстрых темпах в тех же Опошнях, Валках, Василькове. В древних центрах мастерства снова начали создаваться артели – в Дыбинцах, Бубновке, Баре, Адамовке, Косово, Смотриче. Среди выдающихся мастеров, которые в них работали, можно назвать братьев Герасименко из Бубновки, Гаврилу Пошивайло из Опошни, Александра Пирожок из Адамовки, Григория и Павлину Цвилинкив из Косово и др.

В 60-х годах еще где были центры серой керамики, которая была красива за счет своей формы, блестящий несложный узор только подчеркивал своим контрастом благородство и выразительность готового изделия. Среди подобных центров можно назвать Городище (Полтавская область), Шатрище (Сумская область), Плахтянка (Киевская область), Пастырское (Черкасская), Шпиколосы и Гавареччина (Львовская область).

Однако с 70-80-х годов гончарное ремесло на Украине понемногу приходит в упадок. Опытных гончаров остается все меньше. Вместо них все больше стали распространяться полумеханизированные цеха по производству керамики, заводы, изготавливающие массовую продукцию, которая только имитирует народные изделия гончаров.

Наш различной предлагает вам огромное множество. Величайшее мастерство – которую позволяет великое множество, будучи многовековой колыбелью гончарного искусства. Искренне надеемся, что из ассортимента ЭТНОХАТЫ сможет вас приятно поразить.

Домашняя промышленность, неразрывно связанная с земледелием и характеризовавшаяся переработкой сырьевых материалов, получаемых в крестьянском хозяйстве самой крестьянской семьей, широко была распространена на Украине в период феодализма и капитализма. Крестьянские промыслы отличались большим разнообразием - было развито ткачество, гончарное дело, обработка дерева и металла, переработка пищевых продуктов.

Тяжелое экономическое положение крестьянства вынуждало его в домашнем обиходе и хозяйстве пользоваться своими собственными изделиями из дерева, глины, соломы, камыша. Часть этой продукции шла на рынок. В крестьянских промыслах вплоть до Октябрьской революции сохранялись в основном примитивные способы добычи и переработки сырья, та же рутинная техника, которая была и в период феодализма. В западных областях Украины это сохранялось вплоть до воссоединения их в УССР.

Благодаря постепенно крепнувшим торговым связям с Россией изделия украинских ремесленников все чаще стали проникать в русские города. Прежде всего это относится к кафелям, изделиям из гутного стекла и коврам. Одним из наиболее распространенных домашних промыслов была обработка растительного волокна (лен, конопля), шерсти. Процесс обработки растительного волокна был трудоемким: коноплю мочили в водоемах, лен для вымачивания стлали тонким слоем на мокром лугу, а потом просушивали и «трепали», т. е. с помощью специальных приспособлений (характерных для всех славян) - мялок - отделяли волокно от кострищ, а затем чесали. Пряли с помощью самодельного веретена. Для окраски пряжи крестьяне пользовались растительными красителями, которые сами изготовляли. Со второй половины XIX в. для окраски стали применять химические красители.

Обработка шерсти была менее сложной. Овец стригли металлическими ножницами (отписками). Затем шерсть мыли в щелочи, перебирали и расчесывали проволочными щетками на специальных досках с гвоздями (грем- плях). Пряжа из шерсти грубошерстных овец делилась в зависимости от длины волосков на тонкую (довгу волость) и грубую (шпинь). Из первой преимущественно изготовляли декоративные ткани (ковры, скатерти и т. д.), из второй - сукно. Пряли шерсть с помощью веретена.

На Украине были широко распространены юризонтальные и вертикальные ткацкие станки. Основной частью вертикального (более древнего) станка была рама, состоящая из двух столбов, соединенных вверху и внизу двумя перекладинами. Вертикальные станки были двух подтипов: для тканья ковров (в Восточной Украине эти станки назывались кросна, в Западной Украине - разбо"1) и для тканья рогож. Наиболее простым видом горизонтальных станков на Украине были кросна или версшат. Этот тип ткацкого станка был широко распространен в Черниговской и Киевской губерниях и волынском Полесье. В некоторых районах Украины (Полесье) были распространены станки - стаей, лишь немного отличающиеся от кросен.

Техника тканья у украинцев была разнообразна. Самым цростым считалось тканье на двух подножках, когда получали белые гладкие полотна. Традиционным узорным тканьем у украинцев, русских и белорусов было тканье на четырех подножках. При таком способе получался узор со- сонка (елочка). Известна еще была техника тканья под закладку (так изготовлялись на Волыни женская поясная одежда - запаски и ковры). На станках ткали полотна, рушники, скатерти, ковры, мешковину и рогожу. Ткацкая продукция потреблялась в основном внутри крестьянского хозяйства и лишь незначительная часть (ковры) шла на рынок.

Обработка шкур была распространенным промыслом в различных частях Украины. Она делилась на четыре самостоятельных ремесла: выделка овчины (куштрство), выделка кожи (чинбарство), сапожничество (шевство), изготовление конской сбруи (лимарство). Из овечьих шкур крестьяне делали кожухи и шапки. Обувь, сбрую и другие хозяйственные изделия изготовляли из кожи волов, лошадей и свиней. Шкуры домашних животных обрабатывались различными способами (с помощью хлебного кваса, мела, извести, пепла, соли, дубовой коры, глины) в зависимости от того, какой вид кожи изготовлялся.

Обработка дерева считалась одним из самых важных домашних промыслов на Украине. Особенно она была развита в лесных и лесостепных районах Украины.

Важным деревообрабатывающим промыслом являлось изготовление возов, колес, полозьев для саней и др. (стелъмашество). Широко было распространено бондарство. Самой сложной технической операцией при изготовлении бочек была прорезка ymopie - кривых пазов в клепках, в которые входит днище. Бондари имели несложный инструментарий-деревянный циркуль (розм1ряч), кривой струг (уторник) и клинья, используемые при надевании обручей. Иногда изделия выдалбливали из цельных кусков дерева. Так делали ульи, лодки, ступы, корыта, ковши, солонки, ложки и т. д. На Украине было также распространено изготовление деревянных гребней, а также сундуков (скрынь), нередко декорированных росписью либо резьбой (гуцульские скрыни).

Помимо этих промыслов, широкое распространение имело плетение изделий из лозы, коры, соломы. Из этих материалов делали коробки, корзины, плетенки для зерна (солом’яники), шляпы (брилъ) и др.

Гончарное дело также занимало одно из ведущих мест среди крестьянских промыслов. Керамическая продукция потреблялась частично в самом крестьянском хозяйстве, частично шла на продажу. В разнообразных формах украинской керамики было много общего с посудой русского и белорусского народов. Свои изделия гончары производили в основном на ножных гончарных кругах. На Украине были распространены два типа гончарных кругов: волошские и шленские. Волошский состоял из двух деревянных дисков - большего нижнего (стдняка) и меньшего верхнего (верхняки). Диски были насажены на общую ось и приводились в движение ногой. В шленском, более древнем гончарном круге, верхняк и сшдняк соединялись при помощи шести спиц. После просушки посуду обжигали в специальной печи (горнъ). Глазурованную посуду обжигали дважды. Все виды керамических изделий могут быть } разделены на четыре группы: бытовая посуда, бытовая декоративная посуда, керамическая декоративная скульптура и техническая декоративная и строительная керамика. К первой группе относилась посуда для хранения, приготовления и подачи пищи: миски, полумиски, различные горшки (борщЬвники, кашники, близнята), глечики, тикви и т. д. Бытовая декоративная посуда, покрытая изнутри разноцветной поливой и украшенная снаружи растительным и животным орнаментом, и фигурная посуда (куманщ, баранщ, плесканщ) в крестьянских жилищах постоянно находилась на открытых полках - мисниках. Ею пользовались только в праздники, а в остальные дни она служила украшением. Керамическая скульптура представляет интерес как разновидность украинского изобразительного искусства. Наиболее распространенными видами ее являлись разного рода свистунщ, курочки, твники, уточки, баранчики, собачки. Из технической декоративной керамики наиболее интересным было производство глазурованного кафеля, которым облицовывались печи. Для строительных нужд производились кирпичи, черепица, облицовочные плитки. Главными гончарными центрами на Украине в XIX в. считались в Полтавской губ.- с. Опошня, с. Хомутец; в Киевской - с. Дибинцы, с. Межигорье, Васильков; в Черниговской - Ичня, Нежин; на Подо- лии - с. Бубновка, с. Кришинцы, с. Бар; в Галиции - с. Пистынь, с. Косов; в Закарпатье - Ужгород, Хуст. Известными мастерами керамических изделий, которые создали свои школы, были Д. Забила, Ф. Чер- винка (Полтавская губ.), К. Масюк (Киевская губ.), Т. Гончар и И. Гончар (Подолия) и мн. др. При общности форм украинской народной керамики, каждый гончарный центр изготовлял продукцию, отличавшуюся теми или иными локальными особенностями.

Выработка стекла была известна на территории Украины со времен Киевской Руси. В XVI-XIX вв. на Волыни, в Черниговской, Сумской, Харьковской и Киевской губерниях, на Подолии, в Галиции, Закарпатье и Буковине стекло производилось на небольших предприятиях - гутах. Гуты были разной мощности - на одну, две и три печи. Каждая печь имела несколько огнеупорных керамических сосудов (дойницъ) для выплавки простого, зеленого, синего, дымчатого стекла, а также хрусталя. Гуты выпускали преимущественно оконное стекло и посуду: бокалы, штофы, баклаги, тарелки. Очень своеобразным изделием была фигурная посуда для напитков в виде медведей, зайцев и т. д. Гутные изделия часто раскрашивались масляными красками. Гутное производство прекратило свое существование во второй половине XIX в. с развитием капиталистического производства.

На Украине издавна была известна добыча селитры, которую использовали при изготовлении стекла, консервировании продуктов, для производства пороха (с начала XV в.).

Широкое распространение также получила обработка металлов: железа, меди, олова, свинца, а также золота и серебра. Сельские кузнецы изготовляли орудия для обработки дерева (топоры, струщ, долота); сельскохозяйственные орудия (наральники, лемеха, лопаты), хозяйственно-бытовые предметы (рогачи, ножи и т. д.). Кузнецы также оковывали возы. Главными кузнечными инструментами были: наковальня, щипцы, молот, молоток-пробойник; в конце XIX в. стали употреблять пилы-ножовки, ключи для нарезки винтов, расточки для копыт, инструменты для производства гвоздей. Ковку применяли и холодную и горячую. Последняя была распространена на Украине в XIX в. шире.

Переработка пищевых продуктов у украинцев очень своеобразна. Вплоть до начала XX в. на Украине были распространены ручные и ножные ступы, а также ручные мельницы - жорна, которые состояли из двух жерновых камней, соединенных железным веретеном.

Помол большого количества муки производился на водяных и ветряных мельницах - вЬтряках. В XIV-XV вв. на Украине существовали только водяные мельницы. Они были стационарные, с плотиной, а на больших реках - наплавные, на пароме. Стационарные мельницы приводились в движение водой, которая падала с плотины на ковши, закрепленные на колесе, наплавные - текучей водой. Водяные мельницы имели не только устройство для размола зерна, но и крупорушки, а также использовались как двигательная сила при обработке дерева (лесопильни), переработке масличных культур, валянии сукна, изготовлении пороха, в железорудном деле (с XV в.), в производстве бумаги (с XVI в). Ветряные мельницы получили широкое распространение с XVII-XVIII в. по всей территории Украины - от Слободской Украины до Буковины и от северных границ до Черного моря.

Конструктивных вариантов ветряных мельниц было очень много (восьмигранная башня с вертикальными стенами, усеченная пирамида, квадратная, переходящая в восьмигранную, просто квадратная и др.), но все они делились на три основных типа. Первый, наиболее древний тип, не имел устройства для поворота крыльев к ветру и поэтому со временем исчез. Второй тип, с вращающейся основой, был распространен преимущественно в лесостепных и степных районах Харьковской, Полтавской, Киевской губерний и в южных районах Украины. Третий - с вращающейся крышей, наиболее часто встречался в Черниговской губ. Мельницы принадлежали обычно помещикам или кулакам. Многие же бедняки пользовались примитивными ручными мельницами.

Для выдавливания растительных масел применяли ручные маслобойки. Основой маслобойки служили два столба - лапки, укрепленные вязю,- горизонтальной колодой. Посредине столбов помещались две плахи - мачухи. Они давили на мешок с зерном, помещенный в выемке каждой мачухи, при помощи клиньев, вставленных в отверстия на лапках.

При общности в технологии изготовления и орудиях производства изделия домашних промыслов украинцев отличались значительным разнообразием. Локальные отличия проявлялись довольно ярко в украинских домашних промыслах и в период капитализма. Так, особенностью черниговской керамики было своеобразие древнеславянских форм и орнаментации. Черниговские мастера на сырой фон одного тона поливы наносили другой цвет, что придавало поверхности посуды мраморный оттенок. Они же вкладывали много художественной находчивости и таланта в разработку орнамента на кафелях, которыми облицовывали стены и печи. Характерной особенностью черниговских кафелей был синий растительный орнамент на белом фоне. Оригинальной тональностью отличалась волынская и полесская керамика так называемая чернолощеная посуда (сиваки с вертикальными блестящими полосами). Этот тип посуды широко бытовал в районах Тернополя, Львова и Станислава. Подольская керамическая продукция славилась своей полихромной яркой расцветкой и оригинальными формами. Миски, изготовлявшиеся в Полтавской губ., разрисовывались растительным орнаментом на темно- коричневом, желтом, зеленом и серо-голубом фоне. Среди керамических изделий гуцулов преобладала посуда, покрытая белой поливой, с гравировкой и орнаментом. Локальные особенности существовали и в расцветках ковров. Так, в центральной Украине был распространен «полтавский тип» с волнистым узором из больших цветов. Подольские ковры украшались сплошным геометрическим и растительным орнаментом без общего фона.

Разнообразие и отличие многих видов продукции домашних промыслов украинцев при единстве их главных, общих черт, свидетельствовало о том, что развитие промыслов было своеобразным в каждом из локальных районов Украины. Во второй половине XIX - начале XX в. с развитием капитализма народные промыслы стали постепенно приходить в упадок; снижались художественные достоинства изделий. Домашние промыслы существовали более продолжительное время только в экономически отсталых районах Украины (Полесье, Волынь, Карпаты).

Развитие мелких крестьянских промыслов способствовало подготовке рабочих кадров, привлекавшихся на работу в мануфактуру и крупную машинную индустрию. В. И. Ленин отмечал: «Крупная машинная индустрия не могла бы так быстро развиться в пореформенный период, если бы позади нее не стояла продолжительная эпоха подготовки рабочих мануфактурой»*.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории народных промыслов. Народные умельцы освободились от гнета и эксплуатации скупщиков и ростовщиков.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

  1. 1. Гончарство Вышивка Резьба по дереву Витинанка Лозоплетение Петриковская роспись
  2. 2. Территория гончарного центра г.Вышгород. Музей гончарства
  3. 3. Павильон над горном Гончарный центр
  4. 4. Древнерусский гончарный горн Древнерусский гончарный горн
  5. 5. Музейная экспозиция Работы современных мастеров
  6. Опошня - центр украинского гончарства. Здесь обнаружено более 40 сортов глины. Когда-то в этом селе почти все были гончарами. Этот замечательный музей знаменит не только в Украине, но и в мире. Изделия из Опошни приобретают лучшие музеи мира. В музее собрана коллекция произведений гончарства от лучших мастеров Украины прошлого и современности. Часть скульптур выставлена под открытым небом, а самое ценное хранится в помещении музея. Во время экскурсии все желающие могут попробовать себя за гончарным кругом.
  7. 7. Музей – заповедник украинского гончарства под открытым небом
  8. 8. Такая работа называется витинанка - ажурное вырезание из бумаги. Не путать с оригами! Искусство это не так давно ещё было популярно в Подолье, Приднепровье, Прикарпатье. На Украине оно идёт издревле, из языческих времён. Витинанками, как оберегами, украшали балки, печи и окна в домах, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. В каждом регионе оно имеет свои особенности. Для Приднепровья характерны красочные композиции: вазоны, букеты. Подольские витинанки ограничены в цвете и передают орнаментальные мотивы: ветви с птицами, кружочки, звёзды. Прикарпатские отличаются геометрическими формами и растительными композициями.
  9. 9. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Петриковская роспись – визитная карточка Украины
  10. 10. Здание, в котором работают Петриковские мастерицы Галерея работ мастеров Петриковки
  11. 11. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Работы, выполненные «чепурушками»
  12. 12. Целый год селяне Изы ухаживают за лозой, удобряют, окучивают, обильно поливают, а потом,осенью на Покров (14 октября) за один день срезают все выращенное до последней веточки. Даже в школе будним днем учебу отменяют. Словом, село закрыто - все ушли на сажаницу. И так из года в год. Свежесрубленный прут лозы не годится для плетения. Потому что ломается. Зато, когда лозину часа три поварить в кипятке - она становится гибкой, как спина у молодой гуцулки. Некоторые ремесленники устраивают варку на дому: в огород выносят ванну, в нее - воду с лозой, под днищем разводят два костра, и только успевай дрова подкладывать.
  13. Как и положено, огонь здесь пылает под землей. Вымурованная из кирпича (наверняка довоенного обжига) печь, в полукруглой пасти которой запросто поместится корова, обвалована метровой земляной насыпью, очень похожа на партизанскую землянку. Над печью закреплен прямоугольный котел. Вместимость - 1000 л воды и 200 кг лозы. Помещенные в кипяток прутья, как макароны, впитывают в себя всю воду, набухают и, получается, не варятся, а тушатся на пару. Набухшая же лоза постоянно выпирает из котла.
  14. 14. Резьба по дереву - искусство, насчитывающее не одну тысячу лет. Изделия из этого экологически чистого, теплого материала украшали жилища испокон веков и сейчас помогают создать в домах атмосферу тепла и уюта.
  15. 15. Вышивка - это искусство шитья декоративными стежками по материалу. Это очень древнее искусство. Остатки вышитых одежд были найдены при археологических раскопках развалин ассирийских и персидских городов. В Ветхом Завете описывается красота вышивок на праздничных одеждах иудеев в библейские времена. Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняется на тканях, коже и других материалах. Используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, металлические нити, а также волос, бисер, жемчуг, монеты или блестки.
  16. 16. Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
  17. 17. Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали ее, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.
  18. 18. Подготовила учитель начальных классов Бережная Т.В.

Петриковская роспись.

зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным... Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот вид изобразительного искусства - Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к 18 - 19 столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.




















Опошнянская керамика

Гончарство — традиційне ремесло, в тому числі і українське - виробництво глиняних виробів (кахлів, іграшок, скульптур).
Відоме в Україні з кінця мезолітичної доби. З часів енеоліту гончарні вироби починають оздоблювати орнаментом, мальованим глиняними кольоровими фарбами. З винайденням гончарського круга гончарство стало окремим ремеслом.
Гончарство досягло високого розвитку в добу трипільської культури. За княжої доби гончарство в Україні було великим промислом. Від XVI-XVII ст.ст. безперервно розвивалося, ставши в ХІХ ст. однією з найважливіших галузей української кустарної промисловості. Гончарі продавали свої найрізноманітніші вироби на ярмарках або розвозили їх, у віддалені від місць продукції райони.
У сучасному світі гончарні вироби майже повністю замінила набагато дешевша фабрична керамічна, скляна, пластмасова продукція. Але навіть і у XXI сторіччі гончарні вироби цінуються любителями ручної, штучної роботи, як витвори мистецтва. А славетна Опішнянська кераміка відома далеко за межами Полтавської області.




















Украинская вышивка

Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.
В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э.
За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты..






32.

33.








Плетение из лозы

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы.
Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Плетение из природных материалов - соломки, ивового прута, бересты, болотных растений - это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. В последнее время оно все чаще приковывает к себе внимание не только художников, мастеров, галерейщиков, но и людей самых разных профессий.





Плетение из соломки

Плетение из ржаной соломки является одним из старейших видов народных промыслов. Оно было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры.

Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах. Из соломы изготавливали вещи, необходимые в хозяйстве - дорожные сумки, ёмкости для хранения зерна, циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения. В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.

Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков.