Фермеры и собственники личных подсобных хозяйств повсеместно сталкиваются с проблемой нехватки собственных средств, необходимых для закупки посевного материала, удобрений, техники.
А без таких вложений получить хороший результат становится крайне сложно. Вот поэтому государством предусмотрен ряд мер в виде грантов и субсидий, направленных на развитие сельскохозяйственного производства.
Существующая государственная программа рассчитана на период с 2013 по 2020 годы. Главными приоритетными направлениями поддержки села в ней названы:
Для реализации программы государством проводятся различные мероприятия, в результате которых фермерам предоставляется финансовая помощь в виде грантов или субсидий.
По каким критериям выбираются фермерские и подсобные угодья для оказания помощи?
Прежде чем обратиться в государственные органы с просьбой о предоставлении материальной помощи необходимо удостовериться, что собственное малое предприятие соответствует всем требованиям, предъявляемым к соискателям субсидии или гранта.
Под понятие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) подходят только те категории, когда на участке земли, приобретенном или взятым в аренду, производится непредпринимательская деятельность гражданина и членов его семьи, направленная на производство и переработку сельхозпродуктов.
Требования к способам ведения личного подсобного хозяйства изложены в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Все процессы выдачи и распределения субсидий регулирует Минсельхоз России.
На основании этого закона финансовая помощь гражданам предоставляется в виде безвозмездных финансовых сумм, в качестве компенсации затрат на производство продукции.
Дополнительно некоторые регионы страны, к примеру, Рязанская область, Краснодарский край, Томская область и многие другие имеют ряд программ, направленных на поддержку местного крестьянского хозяйства. Для получения информации на местах следует обращаться в органы местного самоуправления.
Выплаты из местного бюджета могут отличаться от соседней области. Вот некоторые из видов форм поддержки на уровне сельской районной администрации, выделяемые домашним фермам:
Для того, чтоб получить материальную помощь необходимо обратиться в администрацию сельского поселения со следующими документами:
Следует помнить: некоторые документы имеют срок годности и поэтому важно первыми брать те, которые не имеют таких ограничений.
Все справки подаются в утвержденной местной администрацией форме.
Областными администрациями определены следующие категории граждан, имеющих право получать социальные и страховые выплаты, а также помощь на ведение ЛПХ:
Все эти граждане, кроме обычного перечня документов, предоставляют в местный орган самоуправления:
Примите к сведению: бланки документов обычно имеют утвержденную форму в каждой области, поэтому стоит, перед тем как начинать собирать документы, приобрести в сельской администрации или скачать на сайте местного самоуправления файлы, содержащие необходимую информацию.
Смотрите актуальное видео на тему «Субсидии на сельское хозяйство»:
Действительность современного рынка сельской продукции не может пока обойтись без государственной поддержки. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства в РФ, когда происходит «извне» давление на аграрную безопасность России, этим вопросом задаются многие начинающие бизнесмены.
Финансовая поддержка аграрного бизнеса всегда является приоритетным направлением в решении государственных задач. Существует много целевых региональных программ субсидирования фермерского бизнеса, а также происходит субсидирование на федеральном уровне сельских хозяйств с целью развития деятельности. Рассмотрим, как это происходит доступным языком для начинающих бизнесменов.
Правительством России в реалиях современной обстановки проработаны инструменты помощи сельскому хозяйству. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, начинающим бизнесменам? Сейчас создалась уникальная возможность в развитии собственного хозяйства с поддержкой государством, только в этом году выделено больше 3 миллиардов рублей на поддержание фермерских хозяйств.
Распределяется государственная помощь по следующим параметрам, это :
На фермы семейного вида с направлением деятельности животноводство, могут получить до 1,5 миллиарда рублей.
Сельские хозяйства, которые оформляют в собственность землю, могут рассчитывать на 50-60 миллионов рублей.
Начинающим фермерам для обустройства вида деятельности государство готово помочь на 2 миллиарда рублей.
В 2018 году помощь оказывается более чем в 80 регионах страны, а также в Крыму. Фермер может потратить государственную помощь для решения задач, а именно :
развитие фермы, увеличение поголовья;
для приобретения нужного оборудования, которое необходимо в развитии хозяйства;
покупка посадочного материала, кормов для скотины, удобрений;
для приобретения земельных наделов с целью видения на них сельскохозяйственной деятельности.
Государственная помощь на территории РФ распространяется по мере необходимости, иными словами регионам которые больше ощутили воздействие от внешнего давления, выделяются большие суммы субсидий. В 2018 году Ставропольский край и Дагестан получат наибольшую помощь.
Начинающий предприниматель в организации фермерского хозяйства получает помощь по федеральной программе, когда он соблюдает требуемые условия, это :
деятельность должна быть зарегистрирована как ИП или «ООО»;
наличие собственного финансирования не меньше 100 000 рублей;
иметь оправданный бизнес план, который четко показывает рентабельность фермы и может комиссию убедить о выдаче субсидии.
Полученные деньги можно тратить только по целевому предназначению. Расход средств сельскохозяйственным предприятием осуществляется на всех этапах, по бизнес плану. В установленный интервал времени комиссия по выдаче субсидий проверят правильное расходование денег. Обнаружение фактов не целевого применения средств, означает возврат предпринимателем субсидий государству.
В период использования субсидий, фермеру надо всегда сохранять документы, подтверждающие правильно потраченные деньги, это могут быть: чеки, накладные о покупке материалов, договора поставок кормов, квитанции на покупку оборудования, другие подтверждающие документы.
Кроме правильности потраченных средств, комиссией рассматривается вопрос эффективности их использования, это: решены с помощью гос. помощи нужные задачи, достигнуты ли цели по бизнес плану фермера, насколько поднялась рентабельность хозяйства.
Получение субсидий для фермерских хозяйств в регионах происходит по-разному, так как учитываются приоритеты направления деятельности региона. Начинающий фермер может претендовать в своем регионе на получение субсидий при предъявлении полного набора нужных документов: заявление, бизнес-план, который показывает рентабельность деятельности. Субсидии распределяются через ЦЗН, где указываются приоритетные направления, а также подтверждающие на момент получения помощи статус безработного.
Консультантами маркетологами был прозондирован вопрос оказания помощи фермерскому хозяйству по государственной программе в разных регионах. Влияние чиновников на решение о выделении субсидий большое, по мнению специалистов, главное это войти к ним в доверие, так как они считают почти каждого начинающего фермера «проходимцем», который желает взять деньги у государства и затем «раствориться».
По мнению специалистов больше шансов на получение субсидий у тех, кто уже занимается сельскохозяйственной деятельностью. Комиссия может выехать на указанный адрес и рассмотреть фермерское хозяйство с последующей проверкой на правильное использование денег.
Каждый регион России оказывает помощь тем хозяйствам, которые ведут деятельность по безопасности продовольственной программы региона. Для примера можно остановиться на молочной продукции, когда региону надо 2 тысячи тонн молока для обеспечения потребностей, а фермер желает заниматься не молочной породой поголовья, а мясной, увеличивать количество поставок мяса. Естественно, чиновники в регионе не дадут разрешения на получение субсидии, так как собственная продовольственная безопасность важнее.
Сегодня как никогда сельское хозяйство нуждается в государственной помощи. Не секрет что многие территории для ведения сельских работ приходит в негодность, уменьшается престиж работы на земле, получение ожидаемой прибыли становится сложным вопросом из-за сложности реализации урожая.
Государством в лице назначенных чиновников понимается важность решения сельскохозяйственных вопросов, для этого созданы программы, которые должны исправить создавшуюся ситуацию. Сейчас выделяются гранты и помощь для работы на земле.
Субсидии фермерским хозяйствам в этом и последующих годах выдаются на основании программы государственной помощи, в которой запланировано развитие сельского хозяйства, спланирован рынок сбыта продукции.
Каждая программа правительства имеет приоритеты, которые решают собственные задачи, это :
Экономическая область деятельности ─ должна решить вопрос рентабельности фермерских хозяйств.
Институциональная область ─ увеличение кооперации среди сельских хозяйств, развитие комплексов продовольствия, создание сельскохозяйственного кластера.
Для этих целей есть разные инструменты оказания помощи, это :
выдача региональными властями субсидий фермерским хозяйствам;
целевые гранты по регионам;
конкурсные программы;
консультационная помощь.
Ежегодные программы могут дополняться, видоизменяться по мере необходимости потребностей региональных властей. В начале года она появляется в разработке, затем учитываются местные нужды, и только к весне она может быть доступна для ознакомления.
Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда не знаешь, подходит ли твое хозяйство под критерии? Важно, по мнению специалистов, понимать, ваше хозяйство считается начинающим мероприятием по работе на земле, оно соответствует условиям микропредприятия?
Рассмотрим правовой аспект этого вопроса :
фермером в России может быть любой гражданин страны не пенсионного возраста;
у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;
человек может пройти специальные курсы обучения работе на ферме;
иметь собственный длительный опыт работы в сельском хозяйстве;
иметь статус ИП или «ООО».
НКХ (начинающее крестьянское хозяйство) должно быть в соответствии с требованиями к малым предприятиям, которые отражаются в статье №4 ФЗ, где говорится о развитии этого вида бизнеса и предпринимательской деятельности в РФ.
Основные параметры соответствия НКХ требованиям, это :
доля участия сторонних лиц в предпринимательской деятельности малых сельских предприятий не должна быть больше 25%;
численность наемных работников не должна превышать за год 100 человек, для малых фермерских хозяйств и не больше 15 человек для НКХ, как микропредприятия, когда получаемая прибыль не больше предельных значений установленных правительством.
В программах государственной помощи могут принимать хозяйство соответствующее условию :
регистрация деятельности до подачи заявления на помощь от государства не меньше трех лет;
реализация готовой продукции не меньше 30 тысяч рублей каждый год.
К таким хозяйствам относятся: подсобное крестьянское хозяйство, которое может перерегистрироваться в КФХ. Его руководитель должен иметь гражданство России, жить в селе того региона где ожидает получить субсидии. Каждый регион РФ имеет собственные комиссии, которые рассматривают право на получение государственной помощи начинающему фермеру. Комиссия обычно состоит из следующих представителей:
органы управления АПК (агропромышленный комплекс) региона;
члены АККОР (ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов России) в регионе.
Представленная комиссия в целях поддержки работающих хозяйств ежегодно проводят конкурсы на получение государственной помощи.
Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.
Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются :
гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;
оплата с помощью государства банковских инвестиций;
безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;
частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;
проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;
помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.
Оказание безвозмездной денежной помощи в организации крестьянского хозяйства ─ организация фермы:
проведение комплекса мероприятий по модернизации;
улучшение качества жизни за счет подключения к центральным инженерным сетям;
разработка перспективных проектов развития, и смет для реализации;
строительство объектов сельскохозяйственного значения.
Начинающий предприниматель сельскохозяйственной деятельности (фермер) может получить безвозмездную помощь (грант) от государства только единожды для: организации своего хозяйства, расширение имеющегося фермерского предприятия. После проведения всех действий бизнесмен представляет отчет о трате денег полученных по гранту.
Каждый год региональные власти устраивают конкурс на получение безвозмездной помощи. До конца января должны быть опубликованы в местной печати условия этого конкурса. Хозяйства, имеющие желание принять участие в конкурсе подают заявление в соответствующую государственную комиссию. Количество участников определяет лимит региональной помощи сельскому хозяйству.
Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда банковский кредит оплачивается по процентам государственной помощью ─ покупка новых пород скотины, приобретение новых машин для работы на земле (трактора, комбайны, другая техника), увеличение оборотных средств фермерского хозяйства.
Начинающий фермер по законам РФ может взять кредит на сумму около 5 миллионов рублей, сроком возврата через 15 лет, а льготный временной интервал составляет 5 лет с момента получения финансирования. Крестьянские хозяйства могут получить субсидии для погашения процентов банковских инвестиций, для этого надо подать заявление в комиссию и принять участие в отборе. Победители конкурсных отборов, их количество зависит от регионального финансирования программы помощи.
Целью этой субсидии является выдача разовой денежной помощи начинающим фермерам для строительства бытовых условий жизни на сельскохозяйственном предприятии (ферма). Предприниматель может направить полученное денежное пособие на покупку мебели в дом, на строительство подсобных помещений, на нужды обустройства фермы.
За счет этих средств нельзя :
покупать недвижимость;
приобретать квартиры на рынке недвижимости б/у.
Этот вид помощи предполагает строительство фермерского дома в сельской местности. В каждом регионе России есть свои условия на получение этой помощи от государства, о них надо узнавать в соответствующих комиссиях.
Этот вид помощи сельскому хозяйству рассчитан на открытие возможности приобретения оборудования и техники для сельскохозяйственного предприятия по лизингу. Если предприниматель, только открывший собственную ферму, берет в лизинг технику или скотину, то первый взнос может оплатить государство на сумму пятнадцатой части от всех затрат.
Этот вид помощи фермер может получить по заявлению, поданному в комиссию в регионе деятельности, вид заявления имеет установленный формат. С учетом количества поданных заявлений выявляются победители, которые могут получить денежную помощь, которую затем передают в компании по лизингу оборудования и технике.
На конкурсной основе проводится отбор победителей в конкурсе «Лучший фермер региона». Кроме предоставления денежного вознаграждения в задачу этого мероприятия входит передача сельскохозяйственного опыта начинающим фермерам. Этот вид помощи проводится каждый год, начало этого мероприятия с 2012 года.
Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда есть желание организовать семейную ферму? Программой помощи от государства преследуется задача ─ оказать нужное воздействие в развитии животноводства, его стимуляции за счет семейных ферм. Этот вид помощи может компенсировать начальные траты на предпринимательскую деятельность по производству молочных или мясных ферм в размере 60 процентов.
Обычно специалисты советуют остальные 40 процентов покрыть следующим образом :
десять процентов из своих средств;
тридцать процентов банковскими инвестициями.
Заявление на получение этого вида помощи рассматривается региональной комиссией. Когда определено право хозяйству на получение помощи, фермер должен делать постоянные, систематические отчеты о затраченных целевых средствах и требуемых субсидий. В этой программе четко прописано, что фермерское хозяйство подключается к инженерным сетям за счет средств региона, а также должен быть организован властями сбыт производимой продукции.
Для получения субсидии на развитие и погашения процентной ставки на 100 процентов, могут претендовать :
кооперативы сельскохозяйственной продукции (вид заготовительной деятельности, снабженческие функции, реализация продукции, обработка сырья и его переработка);
крестьянские хозяйства;
индивидуальные предприниматели, работающие на производстве сельскохозяйственной продукции;
граждане РФ, имеющие подсобное хозяйство.
Этот вид субсидии может быть выдан для разных целей и на разные сроки, сумма наибольшего кредитования ─ сорок миллионов руб. выделяемых на 8 лет. Решение принимается в зависимости от поставленных целей и от юридической формы заявителя.
Государственная помощь работает в каждом регионе страны, она обуславливается лимитами развития региона. Министерство С/Х и развития помощи предпринимателям, большую часть функций переложило на региональные бюджеты. Постоянно работает консультативная помощь предпринимателям.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:Получить кредит в Россельхозбанке для ЛПХ можно при условии оформления его на оплату расходов для реализации бизнес-идеи потенциального предпринимателя. Финансовая организация предоставит заявителю займ, только после рассмотрения кредитной комиссией бизнес-плана субъекта предпринимательской деятельности, в котором следует отразить виды затрат, необходимых для реализации идеи. Они должны соответствовать установленным требованиям банка, который примет положительное решение о выдаче денег, только при отнесении их к категории нужд:
Стандартная банковская программа рассчитана на кредитование субъектов предпринимательской деятельности сроком от 3 месяцев до 2 лет . Однако при планировании крупных расходов на проведение дорогостоящих мероприятий, необходимость в которых отражена в бизнес-плане, возможно оформить займ на 5 лет. При этом банком могут быть профинансированы операции:
Субъекты предпринимательской деятельности могут рассчитывать на кредитную помощь банка в размере 1 000 000 рублей. Постоянным клиентам финансовых учреждений, имеющим положительную кредитную историю и соответствующий требованиям банка стабильный доход, сумма кредита может быть увеличена на 500 000 рублей.
При необходимости в кредитовании большей денежной суммы, получить её можно воспользовавшись дополнительными опциями:
Поручителем может быть любое физическое или юридическое лицо, со стабильными доходами, готовое в случае невыплаты заёмщиком обязательного кредитного платежа оплатить его вместо него.
При взятии кредита под залог имущества, договор займа оформляется только после нотариального заверения о присвоении объекту собственности залогового статуса. При отсутствии платежей по кредиту на протяжении установленного договорными отношениями срока, имущество, оформленное в залог, изымается в установленном в суде порядке, продаётся на открытых торгах или на аукционе. При этом часть денежных средств возвращается финансовому учреждению в качестве компенсации задолженности по телу кредита, процентов, штрафов и неустоек, а оставшаяся часть возвращается должнику.
При оформлении в Россельхозбанк кредиты ЛПХ, стоит учесть, что финансовое заведение может использовать комбинацию нескольких условий обеспечения займа по своему усмотрению.
Кредит физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство, выдаётся только в случае соответствия требованиям:
Для того чтобы оформить кредит на сельское хозяйство в Россельхозбанке, потенциальный клиент финансового заведения должен иметь разработанный бизнес-план по реализации и продвижению своей деятельности.
Обязательным условием рассмотрения заявки на кредитование является компетентное определение назначения кредитных средств под соответствующую категорию расходов . Для оформления сделки требуется два поручителя.
К заёмщику выдвигаются особые требования, предполагающие период ведения личного подсобного хозяйства на протяжении 12 месяцев до момента обращения в банк , о чём должна быть соответствующая запись в хозяйственной книге, которая ведётся местными органами самоуправления.
После принятия решения о необходимости кредитования своей предпринимательской деятельности, потенциальный заёмщик должен предоставить в банковское заведение комплект документации, подтверждающей:
После оформления анкеты-заявления, к которому следует приложить необходимые документы, банк оценивает соответствие характеристик клиента требованиям, и на протяжении пяти рабочих дней принимает решение. Получив одобрение заявки, заёмщик имеет право оформить кредит на протяжении 45 дней.
Совершив покупку на кредитные средства, в финансовое учреждение необходимо представить подтверждающую данное событие документацию в установленные сроки.
Кредитные средства перечисляются на открытый клиентом счёт, с которого он имеет право снять деньги на предусмотренные в договоре нужды или совершить безналичный расчёт за приобретённую продукцию или оказанные услуги. На этот же счёт субъект предпринимательской деятельности должен вносить оговорённую с банком денежную сумму в ежемесячном порядке.
Платежи могут носить характер:
Финансовое учреждение предоставляет возможность погашать кредит денежными суммами, превышающими размер ежемесячного обязательства. Досрочное погашение задолженности не предусматривает начисление дополнительных штрафных санкций.
Условия кредита на ЛПХ в Россельхозбанке предусматривают различные ставки начисления процентов на сумму задолженности, в зависимости от обстоятельств:
При выполнении обязательств в плановом режиме увеличение его размера, вследствие повышения ставки, обусловленное отказом от услуг страхования, является меньшей величиной, чем суммарный размер ежемесячного обязательного и страхового платежей.
Стоит отметить, что при планировании погашения кредита в досрочном порядке, выгоднее будет оформить страховку, поскольку после полного взаиморасчёта с банком клиент имеет право на компенсацию денежных средств, вложенных в страховую компанию.
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Деятельность ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Закон N 112-ФЗ от 07.07.2003 г. принят для владельцев личных подсобных хозяйств и регулирует все виды отношений, возникающих в процессе организации и ведении ЛПХ. Рекомендую подробно ознакомиться с Законом - он небольшой по объему, ясно изложен и много проясняет.
ФЗ о личном подсобном хозяйстве содержит разделы:
Если у вас нет времени на чтение данного законопроекта - вот, как его понял я:
Открыть ЛПХ можно на приобретенном или предоставленном в аренду участке, при условии, что земельный участок имеет вид разрешенного использования : «Для ведения личного подсобного хозяйства». Регистрировать ЛПХ, как юридическое лицо, не нужно, - заниматься выращиванием фруктов и овощей или разведением животных и птицы можно с момента получения права на землю.
Учет всех ЛПХ на территории ведет местный Департамент земельных и и имущественных отношений (ДИЗО). Чтобы узаконить хозяйство, достаточно обратиться в администрацию поселения для внесения данных о вашем новом хозяйстве в похозяйственную книгу .
При оформлении подсобного хозяйства потребуется следующие сведения:
Если земельного участка под ЛПХ у вас еще нет, то ситуацию достаточно просто можно исправить.
Если кратко, то для получения земельного участка под ЛПХ вам предстоит:
Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через
Организовать ЛПХ можно на приусадебной земле или за чертой населенного пункта - на полевом участке. Размер земельного участка устанавливают органы местного самоуправления на основании норм, действующих в определенном субъекте РФ. На приусадебном участке можно возводить жилье и другие постройки. Правда в некоторых регионах есть ограничения на застройку жилыми домами - не более 10% площади. На полевых землях запрещено строить капитальные дома, но допускается установка теплиц, загонов, сараев и т. п.
Согласно ч.5 ст. 4 ФЗ о ЛПХ ограничена площадь ЛПХ - участок одного подсобного хозяйства не должен быть больше 0,5 га. Региональные власти имеют право увеличить размер участка в 5 раз (например, для Ленинградской области - это 0,99 га).
Если размер надела больше максимально допустимого (50 соток), лишняя часть должна быть отчуждена. В ином случае придется оформлять не личное подсобное хозяйство, а ИП или крестьянское (фермерское) хозяйство. Городские жители также могут получить землю используя описанную выше схему, если в выбранном населенном пункте есть свободные земли.
После сбора документов вы можете с полным правом начинать развитие подсобного хозяйства и, при желании, извлекать доход от продажи продукции. После получения в администрации населенного пункта постановления, подтверждающего, что вам переданы земли сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства, вы имеете право:
Прежде всего, следует определиться с видом занятий. При наличии опыта жизни в деревне, проблем с выбором не будет, городским жителям лучше начинать с садоводства и огородничества или разведения домашней птицы. Составьте план действий и приступайте к закупке посадочного материала, молодняка птицы или животных.
Вы имеете право обрабатывать свою землю самостоятельно или с привлечением родственников любой степени родства. Не родственники могут вовлекаться в процесс при условии, что они проживают вместе с вами.
Даже своими руками вы сможете обеспечить стабильный доход. Вот несколько вариантов прибыльной деятельности в ЛПХ.
Овощи пользуются спросом в любое время года. Если вы соорудите теплицу и будете собирать даже небольшой урожай круглый год, прибыль будет обеспечена. Для небольшого бизнеса не требуется регистрация.
Вы сможете продавать животных живым весом или свежее мясо. При возможности можно наладить производство колбас или мясных полуфабрикатов, например, котлет или пельменей. Правда, для этого потребуется подтвержденное соблюдение санитарных норм. Вы можете содержаться столько свиней, сколько удастся разместить на выделенном участке не нарушая правила содержания свиней в личных подсобных хозяйствах.
Произведенные в личном подсобном хозяйстве продукты можно легально продавать. Для этого нужно получить справку в местной администрации. В этом документе должно быть указано, что ваш товар произведен в ЛПХ.
Справка может потребоваться при:
Как видите, справку придется получать даже на продажу капустки
Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата - земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.
По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:
Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.
Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:
Проводя политику социальной защиты, государство поддерживает малоимущих граждан, выделяя им средства на развитие в рамках социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства. При наличии определенных условий (дохода на члена семьи менее прожиточного минимума, законно выделенного земельного участка и отсутствия долгов по его оплате, наличия трех и более детей) гражданин может обратиться в органы социальной защиты с просьбой выделения ему денежных средств на развитие ЛПХ.
Размеры социального контракта устанавливаются местными органами власти. Такое субсидирование может быть выделено не чаще одного раза в три года и потрачено на покупку:
Со своей стороны участник соцконтракта обязан:
Любое дело на старте требует финансовых вложений. Если вы решили разводить в подсобном хозяйстве животных или птицу, деньги потребуются для закупки молодняка, кормов, возведения помещения. Для круглогодичного выращивания овощей нужна теплица, на строительство и оборудование которой также нужны деньги.
Кредиты для развития ЛПХ выдает Россельхозбанк, Сбербанк и еще 2-3 банка с господдержкой и программами кредитования фермеров. Россельхозбанк специализируется на поддержке сельхозпроизводителей и предлагает взять кредит на взаимовыгодных условиях. Ссуду на развитие ЛПХ можно получить по одной из программ:
Банк рассматривает заявки граждан Российской Федерации, независимо от места регистрации. Основные условия кредита на ЛПХ в Россельхозбанке:
Я купил участок с построенным домом, но кое-что достраивал на нем самостоятельно: теплицы, баню, мастерскую. Чтобы избежать недоразумений с разрешением на строительство, пришлось подробно разбираться с законодательством, заодно узнал можно ли строить дом на землях ЛПХ. Коротко о самом главном.
Земельный участок под ЛПХ может относиться только к двум категориям:
Строительство на участках ЛПХ в населенных пунктах по закону ограничений не имеет, но запрос в местную администрацию все же следует сделать, так как бывают ограничения на местном уровне. Например в Калининградской области застраивать жилыми зданиями разрешено не более 10% приусадебного участка под ЛПХ, но на практике такое ограничение никто не соблюдает.
Строительство могут не разрешить, если участок, например, находится за границами населенного пункта или не примыкает к ним. Если же ограничений нет, то строить можно жилье и другие помещения, например, гараж, сарай, баню, теплицу, свинарник и т.д. При этом необходимо согласовать действия с градостроительным регламентам относительно данного участка.
Местные власти не вправе отказать в выдаче разрешения на строительство, если условия и порядок получения соответствуют закону. В Градостроительном кодексе приведен исчерпывающий перечень возможных оснований для отказа в строительстве, а также список документов для получения разрешения.
Дом, построенный на землях ЛПХ и введенный в эксплуатацию, законом признается жилым. В таком доме на основании заявления собственника в паспортном столе можно получить постоянную регистрацию (прописку) согласно Жилищному кодексу РФ.
Коммерческое разведение крупно-рогатого скота на участке под ЛПХ будет проблематично
Благодаря программе импортозамещения, ЛПХ получило новый виток развития. Фермерством теперь занимаются не только сельские жители, но и часть городских и даже олигархат. Например, бывший мэр Москвы Юрий Лушков тоже занялся сельским хозяйством - выращивает в Калининградской области гречку.
За первое полугодие этого года объем сельскохозяйственной продукции в России вырос на 3% при общем падении ВВП. Факты и цифры создают благоприятный фон для снижения ставок по кредитам и гарантию спроса на продукцию личных подсобных хозяйств в будущем.
Перспектива развития личных подсобных хозяйств - кооперация
Комплексный подход . Сегодня в экономических кругах всё больше внимания уделяют личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), что обусловлено их большим количеством и высокой долей в производстве сельскохозяйственной продукции . В связи с этим возникают дискуссии о дальнейших перспективах ЛПХ, их роли и месте в сельском хозяйстве страны, государственной стратегии по их регулированию, стимулированию и реформированию.
Стратегия по развитию ЛПХ должна быть увязана с общей стратегией развития сельского хозяйства, со стратегией развития сельских территорий, которые, в свою очередь, должны соответствовать стратегии развития народного хозяйства. При отдельном рассмотрении ЛПХ вероятен исход, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак».
Каким мы в будущем видим сельское хозяйство, какое место будем ему отводить в многоотраслевой экономике? К какой структуре сельского хозяйства мы стремимся? Какие решения будем принимать по заселению территорий страны? Ответы на эти и многие другие вопросы должны напрямую влиять на выработку стратегии развития ЛПХ. В большинстве современных исследований по ЛПХ не рассматривают эти аспекты, что делает полученные в них выводы трудно применимыми на практике.
Основа или пережиток . При принятии стратегического решения по развитию ЛПХ необходимо отталкиваться от объективных недостатков и преимуществ этой формы хозяйствования.
Основными недостатками ЛПХ являются низкая производительность факторов производства; недостаточная обеспеченность материально-техническими ресурсами; низкая окупаемость затрат; невысокая информированность (по законодательству, государственным программам, технологиям и др.). Все перечисленные минусы подсобного хозяйствования обусловлены главным образом ограниченностью индивидуального, мелкомасштабного, использования ресурсов (по производству, сбыту, снабжению и др.).
Собственно сам термин «подсобное хозяйство» свидетельствует о второстепенном, вспомогательном характере ЛПХ. Исторически подсобные хозяйства и появились как дополнение по отношению к более крупным формам хозяйства (колхозам и совхозам). Зачастую, по мнению многих руководителей колхозов, ЛПХ мешали коллективному труду, что снижало его производительность.
Несмотря на объективные недостатки, ЛПХ обладают и рядом преимуществ. Во-первых, в ЛПХ заключён большой потенциал расширения сельскохозяйственных товаров внутреннего производства (продовольственная безопасность, доступные и качественные продукты питания). Во-вторых, ЛПХ – основа исчезающего сельского населения, по сути, главный источник его выживания. Не содействовать развитию ЛПХ сегодня – значит бросить на произвол большое количество сельских жителей. В-третьих, ЛПХ имеет большое социальное значение в качестве дополнительного источника благ (продукты питания, оздоровление, отдых и туризм, воспитание детей, культурное преображение и др.) для малообеспеченных слоёв населения, которых в либерально управляемой России – большинство. В-четвёртых, развивающееся ЛПХ имеет огромный потенциал как составная единица для развития крупных форм хозяйствования на основе кооперирования или интегрирования.
Кажущееся преобладание преимуществ ЛПХ над недостатками не должно вводить в заблуждение относительно перспективности подсобной формы как самостоятельной хозяйствующей единицы. Большинство общественных выгод от ЛПХ при условии справедливого распределения дохода могут с лихвой быть обеспечены в рамках крупных хозяйственных форм, способных использовать все преимущества экономии от масштаба.
Однако при решении вопроса о будущем ЛПХ нельзя руководствоваться лишь критериями экономической эффективности. Бросить на произвол судьбы тружеников ЛПХ и заняться поддержкой исключительно «крупных игроков» - означает повторить ошибку 90-х годов, когда многие решения принимались без учёта переходного периода, с его трудностями, жертвами, диспропорциями и др.
ЛПХ, безусловно, не может быть базой, основой для сельского хозяйства, но оно в то же время сегодня – его неотъемлемая часть. Поэтому необходимо обеспечить условия для вовлечения ЛПХ в более крупные организационно-экономические комплексы. Перспективным представляется расширение за счёт ЛПХ пока слабого кооперативного сектора сельского хозяйства.
Перспектива развития – кооперация . Более чем вековой мировой опыт свидетельствует о том, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относится и ЛПХ, сопряжено с развитием обслуживающих их кооперативов. Так было и в дореволюционной России, так есть и сейчас в западных странах. Во Франции и США, например, почти 80% фермеров охвачено кооперацией. В Швеции кредитование фермеров практически полностью осуществляется за счёт кредитной кооперации.
Кооперативные формирования позволяют разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для более эффективного использования. В на сегодня сложившихся условиях мелкие сельскохозяйственные производители практически на всех стадиях ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами или олигополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, транспортные компании, торговые сети и др.). Вести рентабельное хозяйство в такой ситуации возможно только при объединении усилий, расширении, укрупнении, диверсификации и др. Осуществить это позволяет производственная и потребительская (снабженческая, сбытовая, кредитная, перерабатывающая и др.) кооперация.
Кооперативная организационно-правовая форма является более предпочтительной среди прочих крупных хозяйственных форм, так как она лишена многих отрицательных особенностей им присущих. К примеру, альтернативный вариант сочетания мелких форм и сверхкрупных, корпоративных, который реализуется сегодня в России, менее продуктивен по ряду причин: увеличение диспаритета цен, повышение доли наёмного труда, ухудшение социально-экономического состояния сельских территорий, концентрация земельных ресурсов у крупных компаний и др.
Кооперативная форма хозяйствования уже давно по всему миру зарекомендовала себя как эффективный инструмент решения социально-экономических задач. Во многих странах с так называемой рыночной экономикой фермерские кооперативы играют существенную, а где-то и главенствующую роль во взаимодействии сельского хозяйства с другими секторами экономики и развитии аграрной промышленности в целом.
В Северной Европе, Нидерландах, Ирландии и Японии практически все первичные сельскохозяйственные производители охвачены кооперативным движением. Чуть меньшее участие фермеров в сельскохозяйственной кооперации наблюдается в континентальной Европе (80%) и США, Канаде, Австралии (от 60 до 80%).
В странах Европейского союза сельскохозяйственные кооперативы производят до 60% продовольственных товаров, в США на долю кооперативов приходится 30% от всей реализуемой товарной сельскохозяйственной продукции. Кооперативы Японии осуществляют сбыт порядка 90% всей сельскохозяйственной продукции и поставляют фермерам примерно 80% необходимых средств производства. Скандинавские кооперативы поставляют до 85% всей продукции сельского хозяйства, а кооперативные предприятия производят до половины продукции пищевой промышленности.
Меры поддержки . Государственная поддержка ЛПХ должна быть связана с государственной поддержкой всего сельского хозяйства и должна соответствовать стратегии развития сельского хозяйства. Сейчас существует много частных стратегий, программ, концепций по развитию сельского хозяйства (например, отраслевые целевые программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов). Все они индивидуальные, мало связанные между собой. Отсутствует комплексная, общая, связующая концепция.
Эффективность современной государственной поддержки сельского хозяйства и ЛПХ в частности очень низкая. Среди прочего это объясняется как раз частным, не комплексным подходом к сельскому хозяйству. Народное хозяйство – система отраслей, которые влияют друг на друга. Регулирование и поддержка одной отрасли сказывается и на других отраслях (через доходность, относительные цены, спрос и др.). Поэтому невозможно управлять отраслью при несогласованных макроэкономической (народнохозяйственной) и отраслевой (в нашем случае сельскохозяйственной) политики.
Тарифы естественных монополий, процентные ставки банков, сектор торговли и др. непосредственно влияют на сельское хозяйство, сейчас чаще отрицательно. Поэтому можно бесконечно помогать сельскому хозяйству, но рост тарифов, высокая ставка ЦБ, монополизм торгового капитала сведут на нет всю эту помощь.
Например, В государственной программе развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг. примерно 38% (38 млрд. руб. в 2009 г.) ежегодного общего объёма заложенного финансирования составляют расходы на субсидирование выплат по процентам. То есть 38% средств государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно идут в банковский сектор (по оценкам экспертов фактически ещё больше).
Необходимая поддержка ЛПХ, как и всего с/х, - обеспечение условий для реализации продукции по приемлемым ценам (соответствующим ценам на продукцию I, III секторов АПК), чего можно достигнуть предоставлением торговых мест на льготных условиях, государственными закупками, стимулированием развития потребительской кооперации, развёртыванием сети информационно-консультационных центров и др.
Основной результат такой поддержки ЛПХ для всего сельского хозяйства больше даже косвенный, стратегический, нежели прямой, так как будет создаваться благоприятная среда для жизни на земле, ведения сельского хозяйства, труда в деревне и др. По мере вовлечения в хозяйственные процессы ЛПХ начнут расширяться, создавать артели, союзы, кооперативы, будут объединяться с другими предприятиями.
С точки зрения государственного управления намного эффективнее поддерживать и развивать не множество разрозненных подсобных хозяйств, а их организованные кооперативы. Государство заинтересовано в устойчивом функционировании многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. С помощью такой структуры можно реализовывать сельскохозяйственные государственные программы и решать стратегические задачи, в частности продовольственной безопасности, финансирования сельскохозяйственного производителя, государственных закупок, образования, информационного обеспечения и др. Система региональных представительств Минсельхоза, как показывает опыт, не способна решать подобного рода задачи. Во многом это объясняется тем, что министерская иерархия построена по принципу «сверху вниз», а кооперативная, наоборот, «снизу вверх».
Современный мировой и отечественный опыт начала 20-го века свидетельствуют о том, что задача по кооперированию мелких и средних хозяйств может быть успешна решена. Например, дореволюционная маслосыродельная кооперация в России явилась блестящей страницей всего кооперативного движения. В 1895 г. в Тобольской губернии открылась первая кооперативная маслодельня, а через несколько лет молочные артели охватили почти всю Сибирь. Молочные артели создали в 1907 году «Союз сибирских маслодельных артелей», который открыл свои конторы в Москве, Петербурге, Омске, Барнауле, Владивостоке и других городах России. В 1912 г. он наладил контакты с английскими торговыми организациями и учредил акционерную русско-английскую компанию по экспорту масла. К этому году союз объединял уже 382 артели, а к 1918 году - почти 2000. Помимо этого функционировало 628 артельных потребительских обществ. Союз организовал десятки своих контор, увеличил парк вагонов-холодильников, оборудовал причалы в балтийских портах и создал в Лондоне товарищество «Юнион». Члены маслодельных артелей снабжались в кредит товарами. Доходы маслодельных артелей распределялись пропорционально поставляемому молоку. В период своего расцвета через Союз артелей проходило до 30% всего сибирского масла.
Данный материал был подготовлен в 2012 году. С тех пор эта статья по-прежнему актуальна. Все идеи в отношении личных подсобных хозяйств применимы и для экопоселений, малых фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей. Баланс между эффективностью и инициативой малых систем и ресурсностью и масштабом крупных систем может быть найден в кооперативных объединениях малых форм хозяйствования.