Взаимосвязь трудового потенциала и целей предприятия. Трудовой потенциал и его связь с трудовыми ресурсами Трудовой потенциал его взаимосвязи с другими категориями

21.01.2024

Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом и уровнем жизни существует прямая зависимость.

К основным компонентам трудового потенциала человека относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм.

Трудовой потенциал предприятия – это форма проявления человеческого фактора производства, диалектическое единство способностей человека и возможностей их реализации в изменяющихся условиях производства. *)

Трудовой потенциал производственного коллектива может быть представлен как взаимосвязь следующих факторов :

    количество регламентированного рабочего времени;

    сложившийся уровень интенсивности труда;

    качество рабочей силы (уровень общеобразовательной профессиональной подготовки, уровень физического здоровья);

    социально-физиологические факторы (уровень охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний у членов производственного коллектива);

    социально-психологические факторы (уровень удовлетворенности трудом, характер межличностных отношений);

    социально-экономические факторы (действующая система экономических рычагов и стимулов, уровень текучести кадров).

Для наиболее полного использования трудового потенциала и создания условий для высокопроизводительной деятельности каждого работника предприятие:

    устанавливает технически обоснованные нормы труда и пересматривает их;

    добивается выполнения возрастающих объемов работ с относительно меньшей численностью персонала;

    производит аттестацию и рационализацию рабочих мест;

    устанавливает формы организации труда работников, проводит тарификацию, присваивает разряды и категории;

    устанавливает режим рабочего времени и времени отдыха.

Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристики .

Количественно его можно представитьфондом ресурсов труда (измеряется в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах), определяемым умножением среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (месяц, день, час). Зная значение показателя «фонд ресурсов труда» и показатель «количество рабочих мест на предприятии», можно рассчитать«потребную численность персонала» (необходимо учесть при этом коэффициент загруженности рабочих мест и результаты их паспортизации, аттестации и рационализации).

Качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности персонала к выполнению работ.

Трудовой потенциал, как по численности, так и по профессионально-квалификационному составу, складывается под влиянием технических, технологических, организационно-хозяйственных, социальных и демографических факторов.

Технические и технологические факторы воздействуют через изменение объема и содержания выполняемой работы на производительность труда. ______________________________________

*) А. К. Саакян. Экономика и социология труда / Учебное пособие – СПб.: Питер, 2002. – 128с. – С. 7.

Воздействие организационно-хозяйственных факторов проявляется при осуществлении таких форм и методов организации производства, как массовость испециализация производства,непрерывность ипрямоточность процессов с наименьшей длительностью.

В использовании трудового потенциала предприятия имеется два пути: интенсивный и экстенсивный.

Интенсивный путь : за счет повышения производительной силы труда та же масса труда воплощается в большем объеме потребительных стоимостей (т.е. той же или меньшей численностью работников обеспечивается выпуск большего объема сопоставимой продукции). Это создает реальные возможности для высвобождения и перераспределения кадров.

Экстенсивный путь предусматривает увеличение массы труда в той же пропорции, в которой возрастает объем производства, т.е. требует увеличения численности работников.

Формирование и развитие трудового потенциала предприятия требует большой организаторской и воспитательной работы с кадрами, внедрения научной организации труда.

Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование заложенных природой человеческих способностей, а реализация трудового потенциала в большой степени зависит от сложившихся экономических отношений и существующей государственной политики страны, а также национального богатства и многих других факторов.

Для повышения эффективности производства за счет социальных факторов предприятия осуществляют планирование социального развития .

План социального развития – это система показателей, детализирующих цели и задачи предприятия по развитию членов трудового коллектива, сокращению различий между ними по условиям и содержанию труда, уровню образовательной, профессиональной, общественно-политической подготовки.

Субъектом плана социального развития является трудовой коллектив.

Как правило, в Планах социального развития 4 раздела :

    Совершенствование социальной структуры коллектива . В нем определяется трудовой и социальный потенциал предприятия, выявляется социальный облик коллектива, его специфические особенности, обусловленные содержанием трудовой деятельности, социально-экономической неоднородностью труда.

    Совершенствование производственной среды . Это среда на рабочем месте каждого работника, которая оказывает большое влияние на его здоровье и продолжительность жизни, его работоспособность, настроение, социально-психологический климат в коллективе.

    Рост благосостояния, реальных доходов, улучшение жилищно-бытовых условий членов коллектива предприятия . Не только общий рост уровня оплаты труда, но и установление правильных соотношений в заработной плате различных категорий работников, усиление стимулирующей роли систем оплаты труда и премирования.

    Повышение трудовой и общественной активности трудящихся, условия для духовного и физического развития личности . Развитие социально-политической активности работников и повышение их роли в управлении, демократизация, идейно-политическое, трудовое, экономическое, нравственное, правовое воспитание.

Каждый раздел плана включает :

    описание базового состояния коллектива в той или иной сфере жизнедеятельности;

    определение целей и задач дальнейшего совершенствования данного направления, показатели, характеризующие изменение данной стороны жизни предприятия;

    мероприятия, способствующие реализации поставленных задач.

Показатели плана социального развития:

    Показатели развития материальных и культурных условий развития коллектива . Это: средняя заработная плата, количество посадочных мест в столовой, строительство жилья и т.д.

    Показатели, характеризующие поведение личности (трудовая, общественно-политическая активность, потребление культурных благ). Это: количество учащихся в разных учебных заведениях, повышающих квалификацию, и т.п.

    Показатели, отражающие состояние сознания (мотивы, ценностные ориентиры, нормы). Это: удовлетворенность работой, отношение к труду, улучшение условий труда, быта, досуга, т.п.

Эффективность реализации планов социального развития может быть экономической и социальной. Экономический эффект – рост производительности труда. Социальный эффект – повышение содержательности труда, улучшение и облегчение его условий, сокращение доли ручного труда, формирование добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду.

Развитие понятия «трудовой потенциал» как социально-экономической категории

The development of the concept of "working capacity" as a socio-economic category

Зайцева Ирина Владимировна ,

К.ф.-м.н, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий,

Zaitseva Irina Vladimirovna,

PhD, Associate Professor

Stavropol

Stavropol , Russia ,

e-mail:[email protected]

Попова Марина Викторовна,

к.п.н., доцент, доцент кафедры прикладной информатики,

Ставропольский государственный аграрный университет,

Ставрополь, Россия,

Popova Marina Viktorovna,

hD, Associate Professor

Stavropol State Agrarian University ,

Stavropol , Russia

Ворохобина Яна Витальевна,

К.п.н., доцент,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,

г. Невинномысск, Россия,

[email protected]

VorohobinaIan Vitalievna,

Ph.D., Associate Professor,

Nevinnomyssk State Humanitarian Institute,

Nevinnomyssk, Russia,

[email protected]

Аннотация

Приведены различные определения трудового потенциала. Проанализированы различные подходы к определению трудового потенциала. Сформулированоопределениетрудовогопотенциала региона.

Summary
Are various definitions of the employment potential. Analyze different approaches to the definition of the labor potential. The definition of the employment potential of the region.

Ключевые слова: трудовой потенциал работника, трудовой потенциал коллектива, ресурсный подход, факторный подход, трудовой потенциал региона.

Keywords: labor potential employee, labor potential collective resource approach, factorial approach, the working potential of the region.

В настоящее время существует множество различных подходов к определению понятия «трудовой потенциал». Вопросы, связанные с формированием данного понятия, возникают у философов, экономистов, социологов, демографов и различных специалистов в других областях науки и практики. Такой интерес вызван первоочередными приоритетными направлениями перехода к инновационной социально ориентированной экономике России, где развитие человеческого потенциала определено одним из главных.

Термин «трудовой потенциал» как новая экономическая категория получил распространение в научной литературе в 70-80-х годах XXвека. Его появление было вызвано практическими потребностями времени. В [12] отмечается, что возникновение данной категории это - «реакция науки на потребности практики обеспечить качественное совершенствование всей системы формирования, развития и реализации совокупной способности людей к труду, вскрыть резервы и обосновать пути творческой активности человека как субъекта производства и общественной жизни».

В современной научной экономической литературе на сегодняшний день не существует единого мнения понятия «трудовой потенциал». Следует также заметить, что само понятие трансформируется в процессе изменения социально-экономических отношений в государстве. Определения трудового потенциала работника, предприятия, региона и страны в целом, при всем их сходстве имеют различия. При этом важным становится региональный аспект, так как в направлениях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указывается, что одним из главных является «укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил» .

В настоящее время понятие «трудовой потенциал региона», также как и методы и способы его оценки являются дискуссионными .

Прежде чем сформулировать определение понятия «трудовой потенциал» необходимо определить такие понятия как «труд», «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» . В отечественной экономической литературе под «трудом» понимают целесообразную деятельность человека. Категории «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» близкие по смыслу, но имеют различия в содержании.

«Рабочая сила - это индивидуальная способность человека к труду, которая применяется им в процессе целенаправленной трудовой деятельности» .

«Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве» .

Различие данных понятий заключается в том, что «рабочая сила» является свойством человека по отношению к способности человека к труду, а «трудовые ресурсы» рассматриваются как численность трудоспособного населения.

Категория «трудовые ресурсы» в экономической литературе была введена академиком С.Г. Струмилиным, который определил ее как «основной фонд, питающий всякое народное хозяйство, - это живая рабочая сила данной страны или народа. Всякое расширение и сокращение этого фонда оказывают громадное влияние на общий тип хозяйственного развития...» [29]. Основу данного понятия составляет человек как носитель рабочей силы, при этом не рассматривается человек как личность, обладающая индивидуальными особенностями.

Введению данного понятия послужило активно развивающиеся социально-экономическое строительство государства. Политика государства 20-30-х г.г. была направлена на экономический рост за счет наращивания производственных мощностей. Увеличение количества трудовых ресурсов было обязательным условием реализации данной политики.

В России к трудовым ресурсам относят трудоспособное население в возрасте 16-60 лет для мужчин и 16-55 лет для женщин. При этом в состав трудовых ресурсов обычно включают занятое население, находящееся за пределами данного возраста. Это могут быть подростки 14-15 лет, мужчины после 60 и женщины после 55 лет.

Авторы отмечают, что «численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество», а в трудовые ресурсы определяют как «часть населения страны, которая работает в народном хозяйстве или же способна работать, но по тем или иным причинам не работает (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.)».

Таким образом, трудовые ресурсы рассматривают как учетно-статистическую категорию, учитывающую работающих и потенциальных работников.

«Потенциал» как категорию можно рассматривать в общенаучном смысле. Данное понятие встречается в математичке, физике, химии, биологии, социологии, экономике и др. Потенциал объединяет в себя взаимодействие связей времени и пространства в прошлом, настоящем и будущем.

В широком смысле «потенциал» (от латинского potentia - сила) интерпретируется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

Категорию «трудовой потенциал» следует рассматривать как расширение понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила». «Трудовой потенциал» содержит как уже существующие ресурсы, так и скрытые, а «трудовые ресурсы» содержат только запас, который не использовался.

В экономической литературе понятие потенциала стало появляться в 20-е г.г. XXв. для комплексной оценки уровня развития производительных сил, а в 1954 году С.Г. Струмилин ввел понятие «экономический потенциал» . В 80-х годах в научной литературе часто стало появляться понятие «трудовой потенциал», которое вызвало большое количество толкований. Определение данного понятия встречается у экономистов, философов, демографов, социологов. Поэтому неслучайно, что определение категории «трудовой потенциал» вытекает из определения понятия «трудовые ресурсы» с учетом экономических, демографических, социальных признаков, профессиональным и региональным группам, другим структурным различиям.

В работе М.И. Скваржинский представил экономический механизм перехода трудовых ресурсов в трудовой потенциал. По его мнению, трудовые ресурсы, рабочая сила и трудовой потенциал являются стадиями движения личного фактора производства (труда), причем он рассматривает их в единстве. Проводя аналогию с превращением материальных ресурсов в производственные мощности, трудовой потенциал является результатом деятельности трудовых ресурсов. Схематично механизм движения представлен на рисунке 1 .

Рисунок 1 - Экономический механизм превращения трудовых ресурсов в трудовой потенциал

Трудовые ресурсы, включаясь в экономическую деятельность, трансформируются в рабочую силу. Трудовой потенциал является результатом деятельности рабочей силы по производству различных продуктов.

Теория категории «трудовой потенциал» окончательно не сформирована. Теоретические исследования по данному вопросу можно встретить в работах И.С. Волохина, В.К. Врублевского, М.И. Гольдина, К.А. Гулина, Л.С. Дегтярь, В.Д. Егорова, Ю.П. Кокина, Р.П. Колосовой,А.Г. Косаева, В.Г. Костакова, А.Э. Котляра, Г.Д. Кулагиной, М.М. Магомедова, И.С. Масловой, М.И. Скваржинского, С.Г. Струмилина, А.С. Панкратова, И.С Пирожкова,М.С. Токсанбаевой, Д.В. Чудинова, П.Э. Шлендера и др.

Различные определения трудового потенциала встречается в научной литературе по экономике. Экономисты определяют трудовой потенциал как имеющиеся в настоящее время и прогнозируемые в будущем трудовые возможности страны, региона или предприятия . Трудовой потенциал можно охарактеризовать количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками. Аналогично определяется трудовой потенциал страны, региона, предприятия в .

В [32] трудовой потенциал определен как потенциал рабочего времени человека, причем указывается, что он должен обладать совокупностью общеобразовательных профессионально-квалификационных характеристик, которые с учетом исторических, демографических, национальных и других особенностей могут быть использованы в различной сфере общественного воспроизводства.

Известное, определение трудового потенциала любой страны или региона, автором которого является Г.Д. Кулагина, отражает совокупную способность её трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поступательного развития экономики [16]. Приведенное определение трудового потенциала, ориентирует на статистический учёт как численности трудовых ресурсов, так и качественного состава трудового потенциала, эффективности его использования. Данное определение чётко отграничивает трудовой потенциал как социально-экономическую категорию и отделяет от его носителя – трудовых ресурсов.

Трудовой потенциал А.С. Панкратовым определяется как «интегральная форма, количественно и качественно характеризующая способность общества в динамике обеспечить человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития» .

Рассматривать трудовой потенциал комплексно предлагает В.Д. Егоров . По его мнению, трудовой потенциал можно рассматривать как совокупность возможностей населения осуществлять трудовую деятельность, что это может быть учет региональных, национальных и социально-экономических условий, а также - воздействие на него развития производительных сил и производственных отношений. Таким образом, В.Д. Егоров выделяет три аспекта в рассмотрении понятия «трудовой потенциал».

Термин «трудовой потенциал» встречается и в зарубежной литературе . Разные ученые вкладывают в это понятие разный смысл. Болгарские ученые М. Минков и Б. Русев под трудовым потенциалом понимают соотношение между трудовым и жизненным фондами населения. Польский демограф Э. Россет определил потенциальную рабочую силу, под которой он понимал совокупность лиц в трудоспособном возрасте. Американский социолог Р. Майо-Смит указывал, что при рассмотрении вопроса о рабочей силе, более важен вопрос о качестве, при этом продуктивность человека меняется в связи с изменениями его физической, интеллектуальной и моральной природы.

В научной экономической литературе можно выделить три принципиально различных подхода к определению категории «трудовой потенциал»: факторный, ресурсный и потенциальный. В [1] описывается еще и комбинированный подход, который авторы определяют как результат слияния факторного и ресурсного подходов.

Наиболее распространенным является ресурсный подход, представителями которого являются В.Г. Костаков [14], А.Г. Косаев [13], И.С. Волохин [3], Л.С. Дегтярь [6], Г.П. Сергеева [26], Л.С. Чижова, Е.В. Воловая .

В.Г. Костаков рассматривает трудовой потенциал страны и его регионов как соответствующие трудовые ресурсы в единстве их количественной и качественной стороны. И.С. Волохин отмечает, что «трудовой потенциал - это совокупность ресурсов труда, состоящих из множества взаимосвязанных элементов. Основными признаками, служащими основанием для отношения того или иного элемента к данной совокупности, являются физические и интеллектуальные способности к труду, которыми обладает организм, живая личность. Данные способности присущи всем трудоспособным, независимо от того, принимают ли они участие в труде или же в силу определенных обстоятельств не работают и являются потенциальными работниками, т. е. имеют запас рабочей силы» [3]. Л.С. Дегтярь указывает на то, что нет необходимости различать понятия «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы».

В исследованиях Г.П. Сергеевой и Л.С. Чижовой «трудовой потенциал - это те ресурсы труда, которыми располагает общество» [26], а по мнению Е.В. Воловой - «инструмент изучения распределения трудовых ресурсов» [2]. Реальное значение понятию «трудовой потенциал» в [1] определяется численностью трудоспособного населения и его качественными характеристиками.

Сторонники данного подхода считают трудовой потенциал совокупностью необходимых для функционирования или развития системы различных социальных ресурсов, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением научно-технического прогресса, имеющих количественное и качественное значение. В рамках данного подхода трудовой потенциал практически отождествляется с его трудовыми ресурсами.

К представителям факторного подхода следует отнести А.С. Панкратова , М.И. Скваржинского , Ю.В. Одегова , Д.В. Чудинова , А.Э. Котляра , М.И. Гольдина , Р.П. Колосовой .

М.И. Скваржинский представляет трудовой потенциал как одну из экономических форм личного фактора. «Производительная способность личного фактора, через потенциально возможный конечный результат приобретает экономическую форму потенциала» . М.И. Гольдин под трудовым потенциалом понимается «форма проявления человеческого фактора, интегральной меры способностей к труду» . Трудовой потенциал, по мнению А.С. Панкратова, - понятие, количественно и качественно характеризующее способность общества обеспечить в динамике человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития. У Р.П. Колосовой трудовой потенциал - это важнейший обобщающий показатель уровня развития возможностей созидательной активности человеческого фактора, а у Д.В. Чудинова в трудовом потенциале «выражены реальные и потенциальные возможности рабочей силы» .

Таким образом, сторонники данного направления характеризуют трудовой потенциал как форму личного или человеческого фактора, не связанную с ресурсными показателями. Тем самым расширяется его толкование как активного субъекта производства. Трудовой потенциал определяется как общественная способность к труду, обобщенная стоимость трудовых возможностей личности при данных социально-экономических условиях.

Различие между факторным и ресурсным подходами заключается в том, что при факторном подходе трактовка содержания понятия трудового потенциала более широкая. Факторный подход, кроме трудовых ресурсов, включает в себя социально-экономические отношения, индивидуальные характеристики работника, ценностные ориентиры труда и т. п.

Сущность потенциального подхода сводится к потенциалу самого труда, т. е. к оценке его возможностей, которые определяются тенденциями развития, состоянием, факторами производства в конкретных социально-экономических условиях. Авторы данного подхода включают в понятие «трудового потенциала» производственный потенциал. Трудовой потенциал ими рассматривается как взаимосвязанная совокупность материальных и трудовых ресурсов, обеспечивающих достижения производственных целей. Таким образом, такой подход стирает различия между резервами и факторами производства и личными ресурсами человека.

Можно выделить две характеристики трудового потенциала – количественную и качественную, где количественная характеристика определяется демографическими факторами и интенсивностью трудового процесса, а качественная характеристика – способностью трудовых ресурсов производить добавленную стоимость и социально-экономическими отношениями.

В.К. Врублевский определяет трудовой потенциал не только как массу труда, но и соответствующие условия труда в единстве факторов, отражающих его содержание и социально-экономический характер . Население и занятость, образовательный уровень, содержание труда техническая вооруженность труда, производительность труда - составляющие понятия «трудовой потенциал» по мнению Б.М. Сухаревского .

Комбинированный подход является следствием слияния ресурсного и факторного подходов. К представителям данного подхода относятся такие авторы как И.С. Маслова , М.М. Магомедов , И.С Пирожков , М.С. Токсанбаева .

По мнению И.С. Масловой трудовой потенциал является сложной социально-экономической категорией, отличной от понятия «трудовые ресурсы» и являющейся «обобщающей характеристикой меры и качества совокупности способностей к общественно полезной деятельности, которыми определяются возможности отдельного человека, групп людей, всего трудоспособного населения по их участию в труде» . М.М. Магомедов рассматривает трудовой потенциал как многоуровневую, интегральную категорию, характеризующую количество, качество и меру способности к осуществлению общественно полезной деятельности трудоспособного населения, при этом указывая, «что дает возможность приведения в действие других составляющих экономического потенциала через конкретную систему форм и отношений занятости» .

С.И. Пирожков расширяет понятие трудового потенциала за счет появления новых социальных групп - предпринимателей, которые двояко влияют на трудовой потенциал: создаются рабочие места, с одной стороны, а с другой более высокий интеллектуальный потенциал и новые технологии расширяют возможности для раскрытия индивидуальных способностей человека.

М.С. Токсанбаева указывает на то, что трудовой потенциал - это совокупность характеристик, которые «включают количественные (количество трудоспособных и соотношение между ними и нетрудоспособными) и качественные параметры способности к труду» .

В современной экономике различают трудовой потенциал работника, трудового коллектива, предприятия, отрасли, региона, страны. В связи с этим, существуют различные методы и подходы к изучению и оценке трудового потенциала.

В большинстве экономической литературы понятие «трудовой потенциал работника» сводится к индивидуальным свойствам работника по отношению к его производственной деятельности. Трудовой потенциал работника учитывает не только способность к труду, но и отношение к нему работника. Данная категория может иметь как количественные, так и качественные характеристики. Величина трудового потенциала является динамической характеристикой.

«Трудовой потенциал работника представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой» утверждает Ю.Г. Одегов .

Понятие «трудовой потенциал работника» у Шаталовой Н.И. определяется как «мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей социализации, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность». Такое определение понятия является «комплексным и объемным», позволяет рассматривать понятие в динамике от прошлого к будущему.

М.И. Скваржинский утверждает, что «трудовой потенциал работника складывается в зависимости от трех основных факторов: качества рабочей силы, нормативной величины рабочего дня и творческих возможностей индивида. Качество рабочей силы отражает способности работника к труду, уровень его физического и интеллектуального развития, общеобразовательной, специальной и профессиональной подготовки, приобретенных им практических навыков, умений, опыта для выполнения конкретных трудовых функций» .

Трудовой потенциал коллектива состоит из трудовых потенциалов его работников. При этом нельзя проводить равенство между математической суммой трудовых потенциалов работников и трудовым потенциалом коллектива. При формировании трудового потенциала коллектива следует учитывать социальные, экономические, организационные и другие факторы. Работник, выполняя ту или иную работу в коллективе, проявляет различные индивидуальные качества и потенциальные возможности.

По мнению Ю.Г. Одегова, трудовой потенциал общества - это возможное количество и качество труда, которым оно располагает при данном уровне науки и техники. А.Л. Тарасевич трудовой потенциал общества представляет как «совокупность дееспособности трудовых ресурсов по участию в общественно-полезной деятельности и реализации целей экономического развития» .

В [34] обобщены сложившиеся подходы к определению понятия «трудовой потенциал региона», при этом выделены пять основных подходов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1- Подходы к трактовке понятию «трудовой потенциал»

Подход

Трудовой потенциал (региона, страны) - это...

Демографический

Население в трудоспособном возрасте

Медико-демографический

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

Статистический

Численность трудовых ресурсов

Социологический

Качественнее характеристики рабочей силы

Экономический

1) Трудовые ресурсы в единстве своих количественных и качественных проявлений (ресурсный подход).

2) Форма проявления личного фактора производства (факторный подход).

3) Обобщающая характеристика меры и качества совокупности способностей к труду (комбинированный, комплексный подход).

Нельзя не согласиться с мнением автора, что экономический подход к определению трудового потенциала региона является наиболее полным. Рыночная экономика предъявляет к трудовому потенциалу дополнительные требования, которые не могут быть описаны чисто количественными и качественными характеристиками труда, и поэтому возникают проблема разработки новых подходов, основанных на взаимосвязи трудового потенциала с другими экономическими процессами.

Учитывая все вышеизложенное, трудовой потенциал региона определим как взаимосвязанную совокупность количественных и качественных характеристик населения региона заниматься трудовой деятельностью, обеспечивающих достижения производственных целей в конкретных социально-экономических условиях с учетом научно-технического прогресса.

Трудовой потенциал региона представляет собой сложную динамическую систему. Следовательно, для изучения трудового потенциала региона, определения его структуры, оценки и прогноза возможных состояний можно использовать системный подход.

Библиографический список

  1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. - Т. 20 / Под ред. А.М. Прохорова. - Изд. 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.
  2. Воловая, Е. В. Формирование трудового потенциала территориальной продовольственной системы (на примере Ульяновской области) / Е. В. Воловая, М. А. Ананьев. – Ульяновск: Вектор-С, 2009. – 166 с.
  3. Волохин, И.С. Трудовой потенциал Таджикистана и пути повышения эффективности использования / И.С. Волохин. - Душанбе: Дониш, 1983. - 132 с.
  4. Врублевский, В.К. Развитой социализм: труд и НТР. Очерки теории труда / В.К. Врублевский. - М.:Политиздат, 1984. - 240 с.
  5. Гольдин, М.И. Актуальные проблемы развития трудового потенциала общества зрелого социализма / М.И. Гольдин // Вопросы философии, 1982. - № 5. - С. 3-16.
  6. Дегтярь, Л.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика / Л.С. Дегтярь. М.:Наука, 1984. - 159 с.
  7. Егоров, В.Д. Методологические аспекты изучения трудового потенциала населения / В.Д. Егоров. - М.: Экон-Информ, 2002. - 101 с.
  8. Еремина, Н.М. Статистика труда. / Н.М. Еремина, В.П. Маршалова. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 284 с.
  9. Зайцева, И.В. Управление трудовыми ресурсами как динамическая подсистема инновационной модели развития экономики / И.В. Зайцева, М.В. Попова. // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2012) / труды Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2012. – 376 с. - С. 43-49.
  10. Колосова, Р.П. Трудовой потенциал промышленности / Р.П. Колосова. - М.: МГУ,1987. –12 с.
  11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г . № 1662-р.]. - М.:Маркетинг. - 122 с.
  12. Косаев, А.Г. Некоторые аспекты формирования и эффективного использования трудового потенциала / А.Г. Косаев. - М.: Наука, 1988. - 125 с.
  13. Косаев, А.Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации / А.Г. Косаев. - М.: Наука, 1990. - 160 с.
  14. Костаков, В.Г. Прогноз занятости населения / В.Г. Костаков. - М.: Экономика, 1979. - 183 с.
  15. Котляр, А.Э. О субъектах и объекте рынка труда / А.Э. Котляр // Человек и труд. - 2003. - № 5. - С. 30-32.
  16. Кулагина, Г.Д. Макроэкономическая статистика / Г.Д. Кулагина. - М.: МЭСИ. 1998. - 140 с.
  17. Магомедов, М.М. Региональные особенности воспроизводства и использования трудового потенциала / М.М. Магомедов. - М.: Институт экономики РАН, 2001. - 208 с.
  18. Маслова, И.С. Трудовой потенциал советского общества / И.С. Маслова. - М.: Ротапринт ИЭ АН СССР, 1987. - 125 с.
  19. Мост, С.А. Управление трудовым потенциалом региона с учетом демографических ограничений на рынке труда: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Мост Сергей Анатольевич. - Самара, 2010. - 158 с.
  20. Одегов, Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.К. Лунева. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. - 900 с.
  21. Одегов, Ю.Г. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования / Ю.Г. Одегов, В.Б. Бычин, К.Л. Андреев; под. ред. Н.А. Иванова. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991. - 171 с.
  22. Панкратов, А.С. Трудовой потенциал: социально-экономические аспекты управления процессом его воспроизводства: автореф. дис. … док. экон. наук: 08.00.05 / Панкратов Александр Степанович. - М., 1993. - 60 с.
  23. Панкратов, А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала / А.С. Панкратов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 279 с.
  24. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
  25. Сергеева, Г.П. Трудовой потенциал страны / Г.П. Сергеева, Л.С. Чижова. - М.:, Знание, 1982. - 64 с.
  26. Сергеева, Т.П. Регулирование ресурсного потенциала регионального рынка труда: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Сергеева Татьяна Петровна. - Курск, 2007. - 218 с.
  27. Скваржинский, М.И. Трудовой потенциал социалистического общества / М.И. Скваржинский, И.Ю. Баландин, А.И Тяжков. - М.: Экономика, 1987. - 102 с.
  28. Струмилин, С.Г. Проблемы экономики труда / С.Г. Струмилин. - М.: Госполитиздат, 1982. - 471 с.
  29. Сухаревский, Б.М. Система управления трудом в развитом социалистическом обществе / Б.М. Сухаревский. - М.: Экономика, 1983. - 544 с.
  30. Тарасевич, А.Л. Трудовой потенциал: формирование и использование / А.Л. Тарасевич. - СПб.: Питер, 1990. - 256 с.
  31. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2011.Электронная версия http://www.nlr.ru/cat/edict/EcoDict/index1.htm .
  32. Токсанбаева М. С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала / М. С. Токсанбаева. - М.: Наука, 2006. - 259 с.
  33. Чекмарева, Е.А. Экономико-математическое моделирование реализации трудового потенциала региона: дис. … канд. экон. наук: 08.00.13 / Чекмарева Елена Андреевна. - Вологда, 2012. - 182 с.
  34. Чудинов, Д.В. Системы управления трудовым потенциалом / Д.В. Чудинов. - Пермь: СХИ, 1990. - 43 с.
  35. Шаталова, Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития / Н.И. Шаталова. - Екатеринбург. Издательство Уральского государственного экономического университета, 1998. - 235 с.
  36. Экономика труда: Учебник / Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010. - 686 с.

Bibliographical list

1. Great Soviet Encyclopedia: 30 tons - T. 20 / ed. AM Prokhorov. - Ed. 3rd. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1975.

2. Oxen, E. Formation of labor potential territorial food system (for example of the Ulyanovsk region) / EV oxen, MA Ananiev. - Ulyanovsk: Vector-C, 2009. - 166 p.

3. Volokhin, IS Labor potential of Tajikistan and the ways in which use / IS Volokhin. - Dushanbe: Donish, 1983. - 132 p.

4. Wroblewski, VK Developed socialism: labor and the STR. Essays on the Theory of Labour / VK Wroblewski. - M. Politizdat, 1984. - 240 p.

5. Goldin , MI Urgent problems of society"s labor potential of mature socialism / MI Goldin / / Problems of Philosophy, 1982. - № 5. - P. 3-16.

6. Degtyar, LS Employment potential of people and social policy / LS Degtyarev. Moscow: Nauka, 1984. - 159 p.

7. Egorov, VD Methodological aspects of the study of the labor potential of the population / VD Egorov. - Moscow: Econ-Inform, 2002. - 101 p.

8. Eremin , NM Labour statistics. / NM Eremin, VP Marshalova. - Moscow: Finance and Statistics, 1988. - 284 p.

9. Zaitsev, IV Human resource management as a dynamic subsystem innovation model of economic development / IV Zaitseva, M. Popov. / / An innovative economy and industrial policy in the region (EcoProm-2012) / Proceedings of the International Scientific Conference. - St. : Izd Politehn.un Press, 2012. - 376 p. - P. 43-49.

10. Kolosov, RP Employment potential of the industry / RP Kolosov. - Moscow: Moscow State University , 1987. -12 p.

11. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 . - M.: Marketing. - 122 p.

12. Spit, AG Some aspects of the formation and the efficient use of labor potential / AG Spit. - Moscow: Nauka, 1988. - 125 p.

13. Spit, AG Potential labor and employment intensification / AG Spit. - Moscow: Nauka, 1990. - 160 p.

14. Kostakis, VG Forecast employment / VG Kostakis. - Moscow: Economics, 1979. - 183 p.

15. Kotlyar, AE On the subject and the object of the labor market / AE Kotlyar / / Man and labor. - 2003. - № 5. - p. 30-32.

16. Kulagina, GD Macroeconomic data / GD Kulagina. - Moscow: MESI. 1998. - 140 p.

17. Magomedov, M. Regional features of reproduction and use of the labor potential / MM Magomedov. - Moscow Institute of Economics, 2001. - 208 p.

18. Maslova, IS Labor potential of Soviet society / IS Maslov. - Moscow: Rotaprint IE USSR , 1987. - 125 p.

19. SA Management of work potential of the region with regard to demographic constraints in the labor market: Dis. ... Candidate. Econ. Sciences: 08.00.05 / Bridge Sergey. - Samara, 2010. - 158 p.

20. Odegov, JG Labor market (labor practice macroeconomics): Textbook / JG Odegov, GG Rudenko, N. Lunev . - Moscow: Publishing House "Alpha-Press", 2007. - 900 p.

21. Odegov, JG Employment potential of the enterprise: the effective use / JG Odegov, VB Bychin, KL Andreev; under. Ed. NA Ivanov. - Saratov: Saratov State University Publishing House, 1991. - 171 p.

22. Pankratov , AS Working potential: socio-economic aspects of the process of reproduction: Author. dis. ... Doc. Econ. Sciences: 08.00.05 / Pankratov Alexander Stepanovich. - M., 1993. - 60 p.

23. Pankratov , AS Management of reproduction of the labor potential / AS Pankratov. - Moscow: Moscow State University Press, 1986. - 279 p.

24. Pies, SI Labor potential in the demographic dimension / Pies, SI - Kiev: Naukova Dumka, 1992. - 180 p.

25. Raizberg BA Modern Dictionary of Economics / BA Raizberg, LS Lozovsky, EB Starodubtseva. - Moscow: INFRA-M, 1999. - 479 p.

26. Sergeeva, GP Working potential countries / GP Sergeeva, LS Chizhov. - M.: Knowledge, 1982. - 64 p.

27. Sergeeva, TP Regulation of the resource potential of the regional labor market: Dis. ... Candidate. Econ. Sciences: 08.00.05 / Tatiana Sergeeva. - Kursk , 2007. - 218 p.

28. Skvarzhinsky , MI Labor potential of a socialist society / MI Skvarzhinsky, IU Balandin, AI hard. - Moscow: Economics, 1987. - 102 p.

29. Strumilin SG Problems of labor economics / SG Strumilin. - Moscow: Gospolitizdat, 1982. - 471 p.

30. Sukharevsky, BM The system of labor management in the developed socialist society / BM Sukharevsky. - Moscow: Economics, 1983. - 544 p.

31. Tarasevich , AL Working potential: the formation and use / AL Tarasevich. - St. : Peter, 1990. - 256 p.

: Russian National Library, 2011. The electronic version http://www.nlr.ru/cat/edict/EcoDict/index1.htm.

33. Toksanbaeva MS social interests and the use of labor potential / MS Toksanbaeva. - Moscow: Nauka, 2006. - 259 p.

34. Chekmareva, EA Economic and mathematical modeling of the implementation of the labor potential of the region: Dis. ... Candidate. Econ. Sciences: 08.00.13 / Chekmareva HELENA. - Vologda , 2012. - 182 p.

35. Chudinov, DV Labor potential management system / DV Chudinov. - Perm: Agricultural Institute, 1990. - 43 p.

36. Shatalov, NI Working potential worker: problems of functioning and development / N. Shatalov. - Ekaterinburg. Publisher of the Urals State University of Economics, 1998. - 235 p.

37. Labor Economics: Textbook / ed. Kokin YP, Schlender PE 2nd ed., Rev. and add. - M.: Master, 2010. - 686 p.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 3

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Статья посвящена исследованию феномена трудового потенциала работника. Выделены разновидности трудового потенциала работника, показаны количественные характеристики трудового потенциала работника и его взаимосвязь с трудовым поведением.

В последние годы специалисты все чаще обращаются к проблематике, связанной с феноменом трудового потенциала . Это вызвано пониманием, что именно человек, а не машина, даже самая "умная", является основой любого производства. Но исследователи обычно рассматривают трудовой потенциал общества или предприятия (организации). В то же время и предприятие, и общество состоят из отдельных людей, а трудовой потенциал общности не равен сумме потенциалов составляющих ее работников. И наоборот: трудовой потенциал личности, безусловно, во многом определяется особенностями потенциала трудовой общности, но не тождественен ему. Поэтому в практике управления нельзя не учитывать особенности личности, закономерности ее проявления в процессе выполнения производственных задач.

Виды и уровни трудового потенциала

Можно указать четыре основные разновидности трудового потенциала работника:

1. Трудовой потенциал отдельной личности - это трудовой потенциал конкретного работника, имеющего определенное качество.

2. Трудовой потенциал группы - это собирательная система качеств какого-либо конкретного трудового коллектива, связанная с обязательным взаимодополнением, взаимозависимостью и взаимодействием его членов: средний уровень образования, квалификации и т. п. работника предприятия (организации). Именно эту разновидность трудового потенциала чаще всего изучают.

3. Трудовой потенциал типичного работника, существующего на определенной территории в определенный период.

4. Трудовой потенциал совокупного профессионала - потенциал профессионального сообщества.

5. Совокупный трудовой потенциал производственных групп - это множество отдельных коллективных потенциалов, существующих в данном месте в данное время; носителем его является множество групп - совокупный носитель коллективного трудового потенциала.

Таким образом, существуют два основных уровня трудового потенциала: трудовой потенциал работника и трудовой потенциал какой-либо общности или общества в целом.

Трудовой потенциал работника - это "мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей жизни личности, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. На основе своего трудового потенциала взрослый человек становится членом общества" . Трудовой потенциал является сложной системой, рождающейся в результате социализации личности, воздействия всей воспитательно-образовательной системы, а также взаимодействия личности с предметной и человеческой средой. Эту среду образуют другие работники (группы) с их трудовым потенциалом, созданной и используемой технико-технологической, материальной, информационной и др. базами, условиями труда, системой, обеспечивающей воспроизведение умственных и физических затрат.

Трудовой потенциал общности (любой) - это, во-первых, совокупность условий, которые обеспечивают реализацию трудового потенциала работника; во-вторых, новое качество, возникающее при целевом соединении индивидов и коллективов в ходе их трудового взаимодействия. Источником развития трудового потенциала общества кроме соответствующих социальных институтов, направленных на формирование личности и ее профессионализма, являются также отдельные личности, чьи успехи в трудовой сфере показывают возможности всего общества: достижение лучшего выступает как вероятный уровень для остальных участников производства.

Трудовой потенциал работника - интегрирующий показатель степени социальной устойчивости общества и уровня его практической готовности к инновациям.

В результате освоения и выполнения трудовых функций и ролей, развития профессионального менталитета человек осознает себя работником и членом трудового сообщества. Вместе с тем благодаря трудовому потенциалу человек обладает и автономностью, индивидуальностью, самосознанием, личным опытом, свободной волей. Он делает человека причиной и собственного благополучия, и благополучия других. В процессе реализации трудового потенциала становится ясным, чем люди владеют и что приобретают. Взаимообмен осуществляется на основе приобщения индивидов к тому, что создано обществом на данном этапе развития. Само общество, опираясь на имеющиеся достижения, повышает возможности преобразования окружающего мира. Созданное обществом находится в прямой зависимости от трудового потенциала его работника.

В ходе этого важнейшего из взаимодействий рождается и функционирует общество, так как трудовой потенциал как мера наличных ресурсов и возможностей работника обеспечивает многие социальные процессы:

Взаимодействие людей (взаимообмен результатами труда);

Социальный запрос общества на требуемое качество работника;

Социальную ориентацию личности (для того чтобы быть востребованным на рынке труда, надо учитывать потребности в работнике определенного качества - необходимые в данный момент профессии, квалификацию, инновационные и творческие возможности);

Формирует базу оценки социальной значимости личности.

Количественные характеристики трудового потенциала

Качество любого объекта тесно связано с его количественными характеристиками, поэтому ключевым для осмысления трудового потенциала работника является понятие "мера", которое в нашем случае обладает серьезными эвристическими возможностями. Покажем это.

1. Оценка трудового потенциала в каждый данный период времени находится в зависимости от меры необходимости и полезности работника.

2. Средством взаимной компенсации интересов общества и работника является мера стоимости труда (вознаграждение за труд, что не исключает торга за цену).

3. Если общество не устраивает качество трудового потенциала, оно мобилизует резервы для приведения в соответствие меры потребности и меры предложения (путем контроля, обучения или увольнения). Таким образом, трудовой потенциал работника выступает как реально функционирующая сфера пересечения интересов общества и личности, от чего оба участника взаимодействия ожидают получить выгоду.

4. Человек, вступающий в процесс труда, располагает определенным фондом трудового потенциала, количество и качество которых обусловлены природными, общесоциальными, производственными, групповыми и личностными факторами. Не случайно любой экзамен, любая аттестация работника - это в первую очередь оценка меры информированности, меры квалифицированности и умения "выложиться", выполнять определенное количество работы с необходимым качеством.

5. Общество со своей стороны компенсирует меру затрат трудового потенциала работника при помощи системы стимулирования труда и удовлетворения потребностей его личных и семьи. Если же затраты компенсируются несоразмерно, трудовой потенциал имеет тенденцию к истощению, неблагоприятному для трудового потенциала всего общества. Никогда не был эффективным труд раба. Свободный человек поступает так же: как только он понимает, что его труд на данном предприятии оплачивается ниже, чем на соседнем, он или будет стремиться сменить место работы, или будет демонстрировать то, что называют имитацией активного труда. В советское время была популярной шутка, которую многие сделали своим жизненным принципом: "Вы делаете вид, что платите, а я делаю вид, что работаю".

6. Категория меры позволяет определить оптимальную длительность подготовки специалиста (ясно видеть, чему можно научиться за определенный срок) и набор условий, качеств и знаний, необходимых для успешного процесса выполнения работы.

7. В зависимости от имеющейся меры ресурсов и возможностей работника его трудовой потенциал можно оценить как актуальный и резервный.

8. Мера создает возможность устанавливать оптимальные пропорции между рациональным и нерациональным использованием. Можно, конечно, заставить профессора физики перебирать картошку - он сделает эту работу, но стоит ли? Об этой типичной для советской экономики ситуации у В. Высоцкого сложилась известная песня "Товарищи ученые, доценты с кандидатами...". Сегодня одним из самых главных требований системы нормирования труда является соответствие разряда работника и разряда работ (допускается некоторое превышение разряда работ). В случае когда разряд работ превышает разряд работника, предприятие или получает некачественно выполненную работу, или недоплачивает работнику (эксплуатирует его профессионализм).

Исследования показали, что избыточности развития, так же как и недостаточности, сопутствует понижение уровня успешности трудового поведения . Есть оптимум компетенций, ниже и выше которого профессиональная деятельность неэффективна. Сегодня важно поставить задачу проводить лабораторные и другие исследования, игровое моделирование фрагментов сложных систем трудового поведения, где были бы возможны изучение и измерение количественных и качественных параметров трудового потенциала работника в заданных условиях.

9. Использование категории меры дает также возможность видеть в трудовом потенциале взаимосвязь устойчивости и изменчивости. Ускоряющееся общественное развитие, технический прогресс, растущий динамизм индивидуальной жизни выдвигают проблему соразмерности устойчивости и изменчивости трудового потенциала работника. Абсолютизация постоянства этой меры, стабильности приобретенного работником трудового потенциала ведет к экономическому и личностному застою. Преувеличение значения изменений может привести как к его нерациональному использованию, так и к перегрузке, неблагоприятной для экологии человека. Соблюдение социально необходимой меры в ее оптимальных масштабах создает известный барьер, защищающий как общество, так и его отдельных представителей.

10. Та или иная мера ресурсов и возможностей работника позволяет выделять фазы и этапы функционирования и развития, дает право его замерять с помощью различных методов. На каждом этапе можно выделить начальную, исходную, фазу, фазы становления и зрелости, предварительно разработав определенные критерии для различения этих фаз. Можно также определить, созрел ли (обрел ли меру необходимых качеств) человек для выполнения какого-либо вида работы. Нельзя сделать ту работу, для которой нет наличных ресурсов трудового потенциала человека, не достигнут соответствующий уровень.

11. Сегодняшний работник зависит и от того, к достижению каких целей (осознанно или неосознанно и в какие сроки) он стремится, так как для их реализации также необходимы мера наличных ресурсов и возможностей, повышение или понижение меры самоорганизации и активности, конечным результатом которых является достижение цели.

12. Мера ресурсов и возможностей работника создает и определенные ограничения деятельности, которые в одной ситуации могут стать препятствием, в другой же - вызвать у человека дополнительную мотивацию достижения и целеполагание, желаемые с точки зрения носителя трудового потенциала.

13. "Мерность" трудового потенциала делает более понятным процесс его постоянной реорганизации. Система трудового потенциала человека время от времени меняется, структурно перестраивается, в зависимости от задач, стоящих перед работником или обществом. Это процесс своеобразного приведения меры своего потенциала в соответствие в мерой, требуемой изменившимися внешними и внутренними условиями деятельности человека, когда возникает противоречие между функционированием и развитием. С каждой исторической эпохой мера ресурсов и возможностей людей в чем-то расширяется, в чем-то уменьшается.

14. Подход к трудовому потенциалу как мере наличных ресурсов и возможностей личности, реализуемых в процессе трудового поведения, создает реальную возможность его моделирования. При помощи модели можно проводить следующие действия:

Измерять характеристики конкретного работника;

Фиксировать результаты исследований трудового потенциала (экономических, психологических, социологических) и выражать их в научных понятиях, объяснять, раскрывать сущность;

Проверять практическую необходимость имеющихся знаний и умений работника, прогнозировать и оценивать его будущее состояние.

Как верно пишет исследователь феномена "потенциал" И. П. Маноха, "потенциальность человеческого бытия как непосредственного самобытия протяженна во времени: она всегда в прошлом как нечто законченное, завершенное; она всегда в настоящем, как то, что совершается, делается; она всегда в будущем, как то, чему еще предстоит осуществиться" .

Это тонкое наблюдение представляется необходимым использовать наши дальнейшие рассуждения. Остановимся на такой системной характеристике трудового потенциала, как единство возможности и действительности.

Единство возможности и действительности

Действительный трудовой потенциал существует в конкретный промежуток времени в конкретном "содержательном" пространстве общественного производства. Действительное существование есть "примененный", реализованный потенциал.

Возможный характеризует постоянную способность работника к изменениям, которые происходят при определенных условиях или не происходят - при других.

Существование в возможности - это, с одной стороны, способность личности обеспечить качественную работу, с другой - результат функционирования трудового потенциала людей в их материальной (овеществленной) или идеальной форме, которые, будучи включенными в процесс трудового поведения, могут обеспечить его продуктивность.

Действительное существование трудового потенциала обеспечивает плодотворность работы на текущий момент. Существование в возможности охватывает, наряду с настоящим, прошлое и будущее. Прошлый трудовой потенциал овеществлен или идеализован в объектах материальной и духовной культуры, а будущее выражено в культуре и социально-экономических, технических, социологических и других планах и проектах, для реализации которых нужен трудовой потенциал определенного уровня. Действительное (актуальное) существование трудового потенциала заключено в его конкретной структуре, а возможное - в тех образно-понятийных моделях, которые образуют индивидуальный и социальный опыт, обеспечивающий возможность будущей эффективной деятельности или обеспечивавший прошлую деятельность. Соединение возможности и действительности происходит в процессе трудового поведения работника.

Соотношение возможности и действительности хорошо просматривается при анализе занятости работника.

В процессе становления занятости, юридического оформления заключения трудового договора между работником и работодателем, который в этом случае представляет общество, подводится итог формирования трудового потенциала. С одной стороны, человек, заключая трудовой договор, безусловно, признает себя способным выполнять работу, с другой стороны, общество (выдав соответствующее свидетельство, диплом и т. п.) также признает, что способность данного человека, безусловно, может быть использована в данном производстве. До такого двустороннего признания трудовой потенциал работника может считаться только возможностью.

В то же время, по мнению автора, только при наличии фактической занятости в общественном производстве можно определенно утверждать, что человек является носителем трудового потенциала. Поэтому безработный является носителем трудового потенциала, но лишь постольку, поскольку его занятость предполагается необходимой и возможной (например, он ранее работал). Возможно и то, что безработный, который считается способным трудиться фактически, утратит свою способность, например дисквалифицируется, его компетенции устареют, заболеет и т. п. Отсюда следует, что безработный - носитель трудового потенциала в возможности. До момента занятости о его трудовом потенциале можно говорить лишь условно, а состояние занятости говорит о состоянии трудового потенциала общества.

На это, как правило, не обращают внимания исследователи, которые занимаются проблемами безработицы.

Возможность и действительность пронизывают как бытие трудового потенциала в целом, так и каждый его элемент в отдельности. В сведении воедино понятий "возможность" и "действительность" заложен большой эвристический смысл:

1. Можно учесть незадействованные внешние и внутренние силы человека как определенный "запас прочности", обеспечивающий надежность деятельности. Нереализованные в системе общественного производства какие-либо элементы трудового потенциала снижают его эффективность (например, не используемые в работе трудовые навыки утрачиваются, неиспользуемая информация забывается и т. п.).

2. Увеличивается вероятность понимания "запаса возможностей", который обеспечивает динамичность развития, гибкость и маневренность по отношению к меняющимся условиям существования, постоянное пребывание личности и общества в состоянии изменения. Появляется возможность выявить "резервы работника", при помощи которых он лучше способен реагировать на изменения, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям, эффективнее использовать имеющуюся технику.

3. Возникает возможность выявить нормативные (опережающие) показатели трудового потенциала. Уровень, которого человек реально достигает, становится его актуальным (действительным) уровнем. Актуальный трудовой потенциал (реальные достижения) заключен и в возможностях работника. Общество задает возможности, а действительное осуществление есть достижение человеком этих возможностей.

Учет единства возможности и действительности в бытии трудового потенциала работника позволяет понять и объяснить многие факты.

Исследования показывают, что люди, включенные в систему технического творчества, имеют среднюю квалификацию (возможности) выше, чем средний разряд выполняемых ими работ. Это говорит о потребности производства в работнике, квалификация которого опережает требования рабочего места.

Общество обогащается, когда собирает у себя людей с высоким трудовым потенциалом, ибо обогащается его трудовой потенциал (примером этому могут служить США и особенно Япония). И наоборот, чем меньше страна создает условия для его формирования и реализации, тем ниже уровень достижений общества. Отсюда - практическое следствие необходимости создания этих условий. Общество должно "кредитовать" развитие своих работников, чтобы самому достигнуть более высокого уровня.

На уровне личности можно превзойти нормативную степень достижений, которые имеются в обществе. Поэтому источником развития трудового потенциала общества является человек, достижения которого выступают в качестве ориентира для остальных. В итоге эта личность становится субъектом непрерывного развития как себя, так и общества. Это можно наблюдать на такой форме активности, как конкуренция. В соперничестве людей с различным уровнем развития трудового потенциала выявляются те, чья трудовая активность может выступать как образец для подражания. Распространение так называемого передового опыта является формой "подтягивания" трудового потенциала среднего работника до уровня наиболее продвинутых представителей профессиональной элиты. Достижение лучшего выступает как возможный уровень для остальных участников производственного процесса. Освоение ими нового превращает возможное в действительное достижение значительной части людей .

Трудовой потенциал работника обретает "статус предметности" в деятельности - трудовом поведении. Исследуя, замеряя трудовое поведение, можно получить представление о состоянии трудового потенциала, изучая его состояние, можно прогнозировать качество трудового поведения, профессиональную успешность работника.

В каждый данный момент трудовой потенциал работника соединяет в себе количественно-качественную определенность. Таким образом, природа трудового потенциала заключается в том, что он существует и в статике, и в динамике, что включает в себя:

Результат определенных воздействий всей системы прошлого и настоящего общества (семьи, системы образования, воспитания, средств массовой коммуникации и т. п.) до этнокультурных стереотипов, фольклора и тенденций общественного мнения о человеке-работнике;

Процесс непрерывного изменения. Исследуя динамику, можно показать факторы, влияющие на соответствующие изменения (и, воздействуя на которые, можно вызвать желаемые изменения), а также закономерности адаптации работников к новой системе условий и отношений. Иными словами, можно выявить тенденции возникновения и становления трудового потенциала работника, необходимого для эффективно и стабильно функционирующей экономики, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения практических задач.

Библиографический список

1. Тюличева Л. Д. Понятийное пространство категории "трудовой потенциал" // Дискуссия. 2012. N 10.

2. Дроздова Е. М. Подходы к определению и оценке трудового потенциала // Дискуссия. 2012. N 5.

3. Шаталова Н. И. Трудовой потенциал работника: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Маноха И. П. Человек и потенциал его бытия. Киев: Стимул, 1995.

5. Шаталова Н. И. Познание трудового потенциала работника как социальная проблема // Дискуссия. 2011. N 10.

Н. Шаталова

профессор,

завкафедрой

управления персоналом и социологии

Уральский государственный

университет путей сообщения

г. Екатеринбург

Подписано в печать 12.02.2013

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ, РАБОТНИКА

Низамутдинова Элина Ринатовна
Башкирский государственный университет


Аннотация
Данная статья посвящена описанию понятия и сущности трудового потенциала. Рассматриваются трудовой потенциал общества, организации, работника.

CONCEPT AND ESSENCE OF SOCIETY"S LABOR POTENTIAL, ORGANIZATIONS, WORKERS

Nizamutdinova Elina Rinatovna
Bashkir State University


Abstract
This article is devoted to the description of psychophysiological mechanisms of emergence of requirements conditions of emergence of human wants from the point of view of psychophysiology are considered.

Трудовой потенциал социума выражается в потребности к трудовой деятельности и в общем потенциале к трудовой дееспособности. Потенциал социума к труду может быть выражен качественно и количественно.

Количественное выражение отражено прежде всего в трудовых ресурсах, под которыми подразумевается выраженное цифровым образом количество населения, которое способно к труду. Количественного выражения касается также учет рабочего времени, которое в процессе своей трудовой деятельности отрабатывает население, являющееся трудоспособным.

Качественное выражение отражено в уровне здоровья и квалификации трудоспособного населения, в социально-личностных составляющих каждого конкретного работника.

Перечислим составляющие, входящие в структуру потенциала к труду:

Личностный трудовой потенциал или потенциал к труду конкретной личности;

Организационный трудовой потенциал или потенциал к труду конкретного предприятия, организации;

Отраслевой трудовой потенциал, региональный трудовой потенциал, когда потенциал к труду рассматривается на региональном или отраслевом уровне.

Трудовой потенциал подразделяется на уровни. Перечислим их:

Уровень трудового потенциала, отражающий возможности в труде конкретного человека (личный);

Уровень трудового потенциала, отражающий возможности в труде определенного коллектива в организации (локальный);

Уровень трудового потенциала, который отражает возможности в труде на региональном или отраслевом уровне;

Уровень трудового потенциала, который отражает возможности в труде в рамках совокупности вышеперечисленных уровней.

Трудовой потенциал человека и той или иной фирмы в целом внутри теории предмета принято всегда различать. Трудовой потенциал фирмы формируется на базе слияния трудовых потенциалов сотрудников. Трудовой потенциал человека выступает фундаментом для формирования потенциала к труду на всех уровнях, которые стоят выше его.

Под организационным потенциалом к труду подразумевается комплекс разного рода параметров, характеризующих работников предприятия в их взаимосвязи. Параметры могут быть демографическими, функциональными, социального плана, профессионального плана, личностного плана. Все эти параметры учитываются наряду с качеством взаимоотношений сотрудников внутри предприятия. Современный рынок диктует свои условия построения подобных структур потенциала к труду внутри организации. Жесткие и устойчивые связи элементов на данный момент не приемлемы. Рынок требует гибкости, мобильности в процессе перестроения под быстро изменяющиеся условия.

Трудовой потенциал предприятия с точки зрения теории делится на следующие составляющие:

Кадровый трудовой потенциал;

Профессиональный трудовой потенциал;

Квалификационный трудовой потенциал;

Организационный трудовой потенциал.

Высокий уровень коммуникации при сотрудничестве;

Высокий уровень творческого и аналитического потенциала;

Высокий уровень нравственного потенциала.

В процессе деятельности по управлению сотрудниками учитываются характеристики, выражаемые количественно и качественно. Помимо этих характеристик учитывается уровень развития личности того или иного сотрудника в текущий и предстоящий моменты времени.

Возможности сотрудника в процессе реализации его потенциала к труду должны совпадать с требуемыми результатами. Уровень профессионализма, квалифицированность, рациональная расстановка сотрудников по рабочим местам – все это влияет на то, как сильно будет тем или иным работником проявлен его трудовой потенциал. Сотрудник должен быть (помимо прочего) качественно замотивирован и быть в полном удовлетворении от своей трудовой деятельности.

Эффективность в управлении персоналом достигается с помощью двух ключевых факторов:

Внедрение системы, которая позволяет эффективно реализовывать потенциал к труду у каждого работника;

Внедрение механизма, который позволяет всем сотрудникам предприятия быть в эффективном взаимодействии друг с другом.

Е. А. Леденева

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ТРУДА

Работа представлена кафедрой общей экономической теории Воронежского государственного университета. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор И. Т. Корогодин

В статье делается попытка установить соответствия категорий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «труд». Трудовой потенциал характеризуется с сущностной и содержательной сторон. Дано авторское определение трудовому по-

тенциалу. Особое внимание уделяется этапам развития человеческих сил, на основе которых устанавливается соотношение категорий и делается вывод, что именно трудовой потенциал во многом обеспечивает эффективный труд.

The author of the article tries to determine conformity of the categories «labour force», «labour resources», «labour potential», «human capital» and «labour». Labour potential is characterised from essential and substantial aspects. The author presents a definition of labour potential. Special attention is paid to human force development stages. The author determines the categories" correlation on the basis of these stages and makes the conclusion that labour potential provides effective labour in many respects.

В результате развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник ряд понятий: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «человеческий капитал». Это явилось своеобразной реакцией науки на потребность практики обеспечить более качественный анализ трудовых потенциальных возможностей на всех уровнях современной экономической системы. Каждое из названных понятий относится к человеку, но имеет свое специфическое экономическое или социальное содержание и сферу применения.

Трудовой потенциал как экономическая категория начал рассматриваться в начале 80-х гг. XX в. и, на наш взгляд, еще не получил широкого освещения в научной литературе. Но мы исходим из того, что отдельные свойства и компоненты трудового потенциала исследовались различными экономическими школами.

Можно выделить несколько основных различающихся подходов к определению роли человеческого фактора в экономичес-кой системе.

Первый подход (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, К. Маркс) рассматривает такие категории, как «способности рабочих к труду», «физические силы», «производительные рабочие силы»1, «рабочая сила»2. То есть происходит разграничение «способностей» и «сил», что имеет важное теоретико-методологическое значение для на-шего исследования, так как мы согласны с данной точкой зрения.

На наш взгляд, рабочая сила как природные способности полностью включает-

ся в структуру трудового потенциала, являясь основой для последующего развития и накопления его свойств.

Второй подход связан с теорией человеческого капитала. Г. Беккер и Т. Шульц считали образование основой, обеспечивающей постоянный рост производительной силы труда. На наш взгляд, человеческий капитал, являясь приобретенными в результате инвестиций свойствами человека, входит в состав трудового потенциала.

Третий подход связан с отождествлением трудового потенциала и личного фактора производства. Например, М. И. Скаржин-ский, И. Ю. Баландин, А. И. Тяжов определяют трудовой потенциал как «форму движения личного фактора на завершающей стадии после его соединения с вещественными факторами производства»3. Мы считаем, что сведение трудового потенциала к понятию личного фактора производства ограничивает его содержание. Трудовой потенциал, как и рабочая сила, выступая предпосылкой к труду, обеспечивает личный фактор производства, наполняет его свойствами и содержанием.

Четвертый подход связан с рассмотрением трудового потенциала как категории, близкой к трудовым ресурсам. Например, В. И. Костаков и А. Попов исследуют трудовой потенциал страны как «соответствующие трудовые ресурсы, рассматриваемые в аспекте количественных и качественных сторон»4. С этим определением тоже нельзя согласиться. На наш взгляд, трудовые ресурсы обладают трудовым потенциалом, который является их основным свойством. По мысли Г. В. Якшибаевой, трудовой по-

тенциал выступает «качественно-количественным выражением заложенной в работнике, трудовом коллективе, трудоспособном населении региона или страны способности к физическому, интеллектуальному и духовно-творческому труду (трудовой деятельности) при наличии полной и свободной возможности реализации этой способности»5 . Но мы считаем, что трудовой потенциал является тем «промежуточным звеном», которое превращает способности человека в силы, готовые совершать производственный процесс. Трудовые ресурсы превращаются в производительную силу человека посредством трудового потенциала.

Таким образом, несмотря на достаточно широкое проведенное научное исследование в области трудового потенциала и его соотношения с другими понятиями, теория трудового потенциала во многом еще не совершенна и требует дальнейшего развития.

На наш взгляд, под трудовым потенциалом следует понимать совокупность природных, сформированных и накопленных свойств, возможностей, запасов, ресурсов человека, образующих силы для осуществления производительной трудовой деятельности в целях создания жизненных благ, удовлетворяющих потребности людей.

Данное определение содержит две важные идеи. Во-первых, оно подчеркивает все многообразие возможностей и сил, характеризующих скрытые, нереализованные резервы, которые при изменении окружающих условий могут из потенциальных перейти в действительность. То есть трудовой потенциал характеризуется не только степенью подготовленности работника в настоящий момент к выполнению каких-либо трудовых функций, но и его возможностями в долгосрочной перспективе выполнять эти функции с учетом возраста, образования, практического опыта, деловых качеств и т. п.

Во-вторых, из данного определения явно прослеживается структура содержа-

ния трудового потенциала. Он включает следующие структурные элементы:

Совокупность природных свойств (способности и склонности человека, состояние здоровья, работоспособность, выносливость, талант и т. д.), которые обеспечивают существование работника как биопсихосоциального типа;

Сформированные и накопленные свойства (объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, профессиональное мастерство, квалификация и т. д.), содействующие выполнению функций це-ледостижения личности в социально-экономической системе для обеспечения производства нужного количества и качества благ, удовлетворяющих общественные потребности;

Свойства, реализуемые в общественной деятельности (личностные составляющие): ценностные ориентации, идейно-нравственные и культурные интересы, потребности и запросы в сфере труда, уровень общей культуры и т. д.

Трудовой потенциал - экономическая категория, выражающая систему экономических отношений, основой которых являются отношения собственности. Именно личная собственность человека становится экономической основой системы отношений по поводу трудового потенциала. Объектом этих отношений выступают раз -личные силы человека, которые составляют трудовой потенциал, обеспечивающий процесс труда. Эти составляющие не отделимы от их носителя, самого человека, работника. Источником движения трудового потенциала выступают приобретенные силы к труду, исходной основой для которых являются природные силы человека.

Субъектом трудового потенциала выступают люди, обладающие способностями к труду и силами, которые реализуются в труде.

Отношения личной собственности возникают у человека на свои силы. Каждый человек является собственником своего трудового потенциала, имеет право вла-

деть, распоряжаться и пользоваться своим потенциалом и получать от него доход. Поэтому у каждого человека возникает личный экономический интерес в увеличении данного дохода за счет накопления своего трудового потенциала. Отношения личной собственности на трудовой потенциал определяют характер других экономических отношений, в том числе и трудовых, которые складываются по поводу воспроизводства трудового потенциала.

Важная роль в движении и развитии трудового потенциала принадлежит рыночным отношениям. В экономической литературе есть различные точки зрения при ответе на вопрос о том, что же продается на рынке труда. Мы согласны с мнением И. Т. Корогодина, Л. П. Киян, что ни рабочая сила, ни труд не могут быть объектом купли-продажи на рынке. Объектом обмена между наемным работником и работодателем является услуга, совершаемая трудом6.

Подобно рабочей силе, человеческому капиталу и труду трудовой потенциал не может продаваться и покупаться на рынке как товар. Представляя собой совокупность природных, сформированных и накопленных сил, неотделимых от человеческого организма, трудовой потенциал приводится в движение только живыми силами человека. Следовательно, покупка трудового потенциала означала бы и покупку самого человека с его способностями, что противоречит принципам современной рыночной экономики.

Услуга трудового потенциала как составная часть услуги труда - это процесс реализации природных сил, накопленных знаний, физических и умственных сил, - это момент действия, совершаемого человеческим трудовым потенциалом, который выражается через конкретный результат в виде полезного эффекта. Именно услуга труда как результат реализации трудового потенциала обладает стоимостью и потребительной стоимостью, может быть выражена в цене, реально отделиться от человека и свободно обмениваться на рынке.

Сущность трудового потенциала прояв-ляется через его функции. На наш взгляд, целесообразно выделить две группы функций трудового потенциала, соответствующие интересам экономики, общества в целом и отдельного работника.

1. Функции трудового потенциала, отражающие интересы экономики и общества в целом:

а) производственная - заключается в том, что с помощью своего трудового потенциа-ла человек непосредственно включается в процесс производства товаров и услуг;

б) эффективная - состоит в содействии получению большего эффекта при производстве товаров и услуг за счет рациональ-ного применения трудового потенциала. Трудовой потенциал, являясь предпосылкой к труду, превращает способности человека в силы, обеспечивающие эффективное использование капитала и других факторов производства;

в) стратифицирующая - заключается в том, что с помощью развития трудового потенциала общество имеет гарантию, что наиболее важные рабочие места по справедливости занимают самые квалифицированные люди, т. е. по теории стратификации они работают на «первичном» сегменте рынка труда, представляя его «ядро»;

г) интегративная - отражает способность трудового потенциала соединяться с другими факторами производства, взаимодействовать с другими потенциалами.

2. Функции трудового потенциала, отражающие интересы отдельного работника:

а) экономическая - состоит в образовании экономической основы получения дохода собственником трудового потенциа -ла при оказании им услуги труда работодателю;

б) коммуникативная - трудовой потенциал служит средством связей работника с коллективом, обществом в целом. Он создает возможности достижения коллективных целей и единения интересов отдельного работника и коллектива посредством совместного труда;

в) дифференцирующая - заключается в том, что трудовой потенциал дифференцирует людей по способностям и силам, затратам и результатам, что может использоваться при оплате услуг труда и т. п. Цель дифференциации - стимулировать повышение квалификации, производительности труда.

Таким образом, сущность трудового потенциала выражает, с одной стороны, возможности участия работника в общественно-полезной деятельности как специфического экономического ресурса, с другой - характеристику качеств работника (работников), отражающих степень развития его (их) способностей, пригодности и подготовленности к выполнению работ определенного вида и качества, отношения к труду, возможности и готовности трудиться с полной отдачей сил и способностей.

Мы уже увидели, что силы человека различаются по своей природе и своему характеру, а следовательно, по-разному группируются к указанным категориям. Рабочей силе и трудовому потенциалу присущи и природные, и накопленные человеческие свойства, а человеческому капиталу - только накопленные в результате инвестиций.

На наш взгляд, можно говорить о нескольких этапах развития сил. Сначала человеческие силы формируются как различные способности, определяемые различными свойствами живого организма. Происходит образование и накопление различных сил (умственных, физических, нравственных и др.). Затем накопленные силы приводятся человеком в действие. Силы человека рассматриваются с позиций их реализации и достигнутых результатов.

Проведенный нами анализ дает основание сделать вывод, что в трудовом потенциале задействованы различные способности и силы. Трудовой потенциал, обладая особой совокупностью свойств, помогает более качественной и полной трансформа -

ции способностей человека в силы. Эти способности приводятся в движение, реализуются и посредством производительной силы обеспечивают процесс труда.

Вполне обоснована точка зрения И. Т. Корогодина, что производительная сила, в отличие от других человеческих сил, непосредственно примыкает к труду и определяет его плодотворность7. Эта сила вбирает в себя все другие силы в момент выполнения им конкретного труда. Именно она в процессе труда реализует все силы (в необходимой комбинации) и в итоге создает конкретный результат.

Таким образом, человеческие силы, выполняя свои функции в процессе труда, находятся в тесной взаимосвязи и последовательной взаимозависимости. Трудовой потенциал, представляя собой силы для осуществления производительной трудовой деятельности, непосредственно взаимодействует с производительной силой труда. Чем более развит и накоплен трудовой потенциал, тем выше рост производительной силы труда и его конечных результатов.

Трудовой потенциал включает в свой состав в качестве основы рабочую силу и человеческий капитал, т. е. природные и накопленные силы, и превращает их в действующие производительные силы, от которых зависит количество и качество выпускаемых товаров и услуг, а также степень удовлетворения потребностей населения.

То есть процесс движения сил человека можно представить следующим образом: способности - рабочая сила - человеческий капитал - трудовой потенциал - производительная сила - труд.

Таким образом, трудовой потенциал, являясь одной из важнейших категорий человеческого фактора, непосредственно взаимодействует с производительной силой и обеспечивает эффективный труд, что в конечном итоге приводит к качественному экономическому росту.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. С. 72, 74-75, 246, 253.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Т. 23. С. 178.

3 Скаржинский М.И. Трудовой потенциал социалистического общества / М. И. Скаржинский, И. Ю. Баландин, А. И. Тяжов. М.: Экономика, 1987. С. 3.

4 Костиков В., Попов А. Интенсификация использования трудового потенциала // Социалистический труд. 1982. № 7. С. 61.

5 Якшибаева Г.В. Трудовой потенциал: эффективность функционирования: Автореф. дис. ... канд. эк. наук. Уфа, 2001. С. 5-6.

6 Корогодин И. Т. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. М.: ПАЛЕО-ТИП, 2005. С. 85-86; Киян Л. П. Экономическая теория рынка труда. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. С. 66-69.

7 Корогодин И. Т. Указ. соч. С. 130-135.