Доступ к Wi-Fi в публичных местах потребует ввода личных данных. Предложены размеры штрафов за организацию публичных Wi-Fi-сетей без идентификации пользователей Интернет в общественных местах

08.05.2021

Интернет перестал быть свободным, а вайфай в общественных местах - анонимным: чтобы зависнуть в сети бесплатно, теперь приходится вводить номер телефона, а то и паспортные данные. Гости недовольны, владельцы заведений тоже - за нарушение нового закона Роскомнадзор грозит штрафом до 300 000 рублей. Тольяттинские айтишники придумали систему, которая помогает снизить градус негатива и тем, и другим. Рассказываем, как это работает и как помогает клиентам избавиться от назойливого чекина в кафе и ресторанов, а последним - подстроиться под лояльных посетителей.

Суть проблемы

Заведение может ввести опцию единовременной регистрации - авторизоваться придется лишь однажды

Кто решает

На помощь запуганным владельцам заведений пришло много сервисов, которые позволяют не нарушать закон и не раздражать пользователей назойливым чекином. Одним из таких стала система авторизации FlyGo Media - программное обеспечение для законного доступа к сети через Wi-Fi-соединение. Авторами продукта выступили тольяттинские айтишники. Софт уже используют старейшие тольяттинские рестораны «Илья Муромец» и «Телега», «Хлопок», кофейня «Бин» и первый ТЦ Автограда «Русь на Волге».

Профит для заведения

Продукт метит непосредственно в управленцев - руководителей HoReCa-сегмента и сисадминов. Разобраться в процессе регистрации сможет каждый: на первом этапе владелец площадки проходит регистрацию и попадает в личный кабинет. Здесь он выбирает тариф и вносит регистрационные данные о площадке. После их проверки и оплаты на уже имеющийся роутер скачивается прошивка - менять уже установленное в заведении оборудование, как это часто бывает, не придется.

Менять уже установленное в заведении оборудование не придется

ПО предлагает три варианта тарифных планов. Самый дешевый: размещение на стартовой странице баннера разработчика, обойдется заведению в 1500 в месяц. За лакшери-предложение с двумя баннерами самого заведения, на которых можно запилить информацию об акциях, нужно заплатить 2500 рублей. Окончательно влюбить в себя частого гостя или обаять нового можно, разместив любое промо на стартовой странице: внешний вид главной настраивается индивидуально. Дополнительные опции определяются выбранным тарифом.

Чекин без заморочек

Для пользователей алгоритм онлайн-авторизации также проходит без особых запар: клиент вводит свой номер телефона, после чего получает на мобильный код подтверждения для подключения к Wi-Fi. При этом само заведение может ввести опцию единовременной регистрации - авторизовавшись один раз, слать эсэмэс при последующих визитах не придется.

На стартовой странице можно разместить любую промо-информацию, которую заведение хочет донести до гостя

Производители подобного софта также уверяют, что их продукт - щит и меч на страже безопасности. Например, программа призвана уменьшить количество случаев взлома аккаунтов соцсетей. Если раньше пользователь, заходя в соцсеть через свободный вай-фай, рисковал нарваться на фишинговый сайт и заспамить всех просьбами дать в долг, то официальные договоры с провайдерами должны исключить такие форс-мажоры.

Изначально технология Wi-Fi была ориентирована на организацию точек доступа в сеть Интернет для мобильных пользователей. Эта технология обеспечивает доступ к сети Интернет для абонентов прежде всего в общественных местах. Постепенно сети Wi-Fi распространились и на крупные и мелкие офисы для организации внутрикорпоративных сетей или подсетей.

Преимущества беспроводного доступа очевидны и технология Wi-Fi де-факто стала стандартом у производителей устройств. Практически любые современные мобильные и мультмедийные устройства имеют такую полезную функцию, как Wi-Fi, но, к сожалению, публичный Wi-Fi может стать опасным инструментом в руках злоумышленников.

Законодательство РФ

28 мая 2015 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов РФ был опубликован законопроект подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым предлагается установить административную ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за организацию публичных сетей Wi-Fi, которые не обеспечили идентификацию пользователей и пользовательского оборудования.

Штрафы и обязательства

Согласно указанному документу, штрафы для индивидуальных предпринимателей должны составить от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Повторное нарушение законодательства о WiFi в общественных местах индивидуальными предпринимателями повлечет за собой штраф от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацией на срок до трех лет, а юридическими лицами - штрафом от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Законопроект, который был разработан в Минкомсвязи России совместно с, МВД России, ФСБ России и Минэкономразвития России, предполагает обязать всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять бесплатный доступ в интернет в общественных местах исключительно при наличии договора с оператором связи об идентификации пользователей. За нарушение порядка идентификации предлагается установить административную ответственность, начиная с первого квартала 2016 года.

Отсутствие со стороны абонента процедуры идентификации пользователя в общедоступной Wi-Fi точке, является нарушением условий договора об оказании телематических услуг связи и может привести к расторжению оператором связи договора об оказании услуг по доступу к сети «Интернет» из-за нарушения его положений.

Методы идентификации

Постановление Правительства РФ №758 от 31.07.2014 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» ввело обязательную идентификацию пользователей (ФИО) и их оборудования, подключаемого к сети Wi-Fi (MAC-адрес).

ПП РФ №801 от 12 августа 2014 года расширили возможности идентификации абонентов публичных сетей. В результате операторы связи получили возможность использовать для идентификации не только паспорт гражданина, или номер мобильного телефона, но и идентифицировать его при помощи данных ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации) или с использованием логина и пароля на сайте государственных услуг РФ.

В настоящее время, по закону, разрешены следующие способы идентификации:

  • по документу, удостоверяющему личность;
  • по номеру мобильного телефона;
  • при помощи учетной записи на портале государственных услуг (ЕСИА).

Хотим отметить, что идентификация пользователя путем авторизации в социальных сетях не предусмотрена действующим законодательством, это объясняется тем, что при регистрации в социальных сетях отсутствуют способы позволяющие однозначно идентифицировать (ФИО) пользователя.

Изначально технология Wi-Fi была ориентирована на организацию точек доступа в сеть Интернет для мобильных пользователей. Эта технология обеспечивает доступ к сети Интернет для абонентов прежде всего в общественных местах. Постепенно сети Wi-Fi распространились и на крупные и мелкие офисы для организации внутрикорпоративных сетей или подсетей.

Преимущества беспроводного доступа очевидны и технология Wi-Fi де-факто стала стандартом у производителей устройств. Практически любые современные мобильные и мультмедийные устройства имеют такую полезную функцию, как Wi-Fi, но, к сожалению, публичный Wi-Fi может стать опасным инструментом в руках злоумышленников.

Законодательство РФ

28 мая 2015 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов РФ был опубликован законопроект подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым предлагается установить административную ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за организацию публичных сетей Wi-Fi, которые не обеспечили идентификацию пользователей и пользовательского оборудования.

Штрафы и обязательства

Согласно указанному документу, штрафы для индивидуальных предпринимателей должны составить от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Повторное нарушение законодательства о WiFi в общественных местах индивидуальными предпринимателями повлечет за собой штраф от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацией на срок до трех лет, а юридическими лицами - штрафом от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Законопроект, который был разработан в Минкомсвязи России совместно с, МВД России, ФСБ России и Минэкономразвития России, предполагает обязать всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять бесплатный доступ в интернет в общественных местах исключительно при наличии договора с оператором связи об идентификации пользователей. За нарушение порядка идентификации предлагается установить административную ответственность, начиная с первого квартала 2016 года.

Отсутствие со стороны абонента процедуры идентификации пользователя в общедоступной Wi-Fi точке, является нарушением условий договора об оказании телематических услуг связи и может привести к расторжению оператором связи договора об оказании услуг по доступу к сети «Интернет» из-за нарушения его положений.

Методы идентификации

Постановление Правительства РФ №758 от 31.07.2014 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» ввело обязательную идентификацию пользователей (ФИО) и их оборудования, подключаемого к сети Wi-Fi (MAC-адрес).

ПП РФ №801 от 12 августа 2014 года расширили возможности идентификации абонентов публичных сетей. В результате операторы связи получили возможность использовать для идентификации не только паспорт гражданина, или номер мобильного телефона, но и идентифицировать его при помощи данных ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации) или с использованием логина и пароля на сайте государственных услуг РФ.

В настоящее время, по закону, разрешены следующие способы идентификации:

  • по документу, удостоверяющему личность;
  • по номеру мобильного телефона;
  • при помощи учетной записи на портале государственных услуг (ЕСИА).

Хотим отметить, что идентификация пользователя путем авторизации в социальных сетях не предусмотрена действующим законодательством, это объясняется тем, что при регистрации в социальных сетях отсутствуют способы позволяющие однозначно идентифицировать (ФИО) пользователя.

В наши дни сетями wi-fi охвачена бо́льшая часть территории городов: свои точки доступа есть во всех общественных местах, торговых центрах, заведениях. Бесплатный интернет есть в вагонах метро и даже самолетах.

Однако участившиеся случаи использования открытых сетей интернета в противозаконных целях (мошеннических, коррупционных), рост террористической активности в мире и другие факторы явились предпосылкой для создания закона о порядке предоставления доступа к wi-fi в общественных местах.

Основные положения

Впервые в Европе аналогичный закон был принят в Италии, просуществовав до 2013 года. В России же о «Wi-Fi по паспорту» заговорили в 2014 году. Небольшие заведения начали постепенно вовсе отказываться от предоставления бесплатной услуги беспроводного доступа к интернету посетителям.

Ознакомьтесь с последними изменениями в законе №152. Подробности

5 мая 2014 года в России был принят закон N97-ФЗ, положения которого были сведены к упорядочению обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета). На основе его положений поправки были внесены во множество нормативных актов из сферы связи и коммуникаций:

  • ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Закон N 152-ФЗ «О персональных данных» и др.

Изменения в законе о предоставлении доступа к wi-fi в публичных местах были разработаны Министерством связи и массовых коммуникаций совместно с несколькими ведомствами: МВД, ФСБ, Минэкономразвития.

Подробнее про закон о ФСБ в статье

Позже Правительством РФ был утвержден ряд постановлений, включающих комплекс мер практической реализации норм закона о предоставлении доступа к бесплатному интернету в общественных местах.

Порядок авторизации в публичных Wi-Fi сетях

Согласно тексту Постановления Правительства N 758 от 31 июля 2014 года и N 801 от 12 августа того же года, которые расширили прежние возможности идентификации абонентов при получении доступа к wi-fi сетям в общественных местах, а также последующим разъяснениям Минкомсвязи, идентификация пользователей публичных сетей wi-fi на сегодняшний момент может осуществляться следующим образом:

  • По документу, содержащему персональные данные человека, т.е. удостоверяющему личность (паспорт, водительские права);
  • По номеру мобильного телефона;

Дополнительно:

  • При помощи данных ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации);
  • Через логин и пароль учетной записи на портале государственных услуг РФ.

Услуги по идентификации пользователей бесплатного интернета точек доступа wi-fi офисов, заведений, магазинов и пр. предоставляются провайдерами и IT-компаниями. В рамках масштабных сетей ресторанов, крупных объектов инфраструктуры (метрополитен) и др., регистрацию необходимо пройти единожды, после чего персональные данные человека и сведения об устройстве сохраняются в базе оператора, а доступ предоставляется по выданным ранее логину и паролю.

Ответственность за предоставление доступа к Wi-Fi без идентификации

Долгое время после принятия поправки в законодательстве отсутствовали меры наказания за нарушение правил идентификации пользователей бесплатных публичных wi-fi сетей. Также не были прояснены вопросы о том, на ком лежит ответственность — на интернет провайдерах или самих заведениях.

В самих ведомствах органов исполнительной власти также возникли разногласия относительно того, кто и каким образом будет осуществлять контроль за соблюдением положений нового закона. По этой причине владельцы ресторанов и торговых точек не спешили с выполнением введенных норм, оставляя открытым доступ к бесплатному интернету для своих клиентов.

Только в июле 2016 года ФЗ-374 внес изменения в статью 13.30 КоАП РФ о невыполнении требований законодательства лицом, действующим от имени оператора (владельцы заведений, администрация торговых центров и пр.) либо самим оператором в части идентификации абонентов для доступа к интернету.

Лицу, нарушившему требование об организации системы идентификации пользователя wi-fi сети, грозит административный штраф в размере:

  • От 2 до 5 тысяч рублей для граждан;
  • От 5 до 50 — для должностных лиц;
  • От 100 до 200 тыс. руб. — для организаций и компаний.

Повторное нарушение запрета на предоставление свободного доступа к сети wi-fi без аутентификации повлечет за собой более суровое административное наказание:

Скачать закон об использовании Wi-Fi

Еще в процессе вступления нововведений в силу, многие крупные операторы заявляли, что внесенные в закон требования излишни. К тому моменту гиганты рынка уже давно использовали систему идентификации пользователей бесплатного беспроводного интернета по номеру телефона и без заключения специального соглашения с юридическими лицами.

По данным Роскомнадзора на 3 августа 2017, нарушения, связанные с отсутствием системы идентификации пользователей wi-fi, в первой половине года обнаружили у 10% точек беспроводного доступа в интернет в публичных местах. Для сравнения, в 2015 году закон нарушали в 90% случаев. Как отмечают в ведомстве, «результаты свидетельствуют о значительном росте дисциплины со стороны организаторов сетей».

«О внесении изменений в ФЗ об информации, информационных технологиях и о защите информации и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».