Конкурентный не торговый способ приобретения товаров, работ или услуг для обеспечения нужд заинтересованной компании, в границах установленной законодательством закупочной суммы. Иными словами, это отдельный вид аукциона, который можно провести в сжатые сроки при поиске простых и дешёвых закупок. Но использовать подобный тендер допускается только при следующих условиях:
Исходя из требуемой информации, процесс подразумевает под собой не только ценовой запрос: часто необходимо представить смежные данные о формате платежа, уровне качества или планируемого объёма. Сами поставщики обычно должны прислать в чётко отведённый срок. А предложенные цены могут меняться как сторону снижения, так и повышения, учитывая технические возможности или ошибки при составлении.
Справка! Запрос цен совершается как в электронной, так и в письменной форме, может быть открытым и закрытым. В отдельных случаях одним из начальных этапов становится предварительный отбор участников, который заканчивается выбором не одного, а нескольких победителей.
Важно осознавать, что запрос цен представляет собой чётко продуманный план сотрудничества. В идеале организация должна заранее иметь несколько таких заготовок. Используя оригинальный подход, можно продать любой товар, но существует как минимум 5 сценариев за счёт которых можно представить коммерческое предложение в выгодном свете:
Все перечисленные методы легко дополнить запросом цен, чтобы сразу продемонстрировать цель вашего обращения. Это не только позволит сократить время на деловое заочное знакомство, но и максимально быстро показать перспективному партнёру свои цели и намерения в бизнесе.
Чтобы цена в обратном письме была корректной, нужно максимально точно указать спецификацию выбранных товаров . В виде дополнения стоит также запросить данные об условиях и системах оплаты, объёме контракта и уровне качества. Обычно поставщики отвечают на такие письма сразу, но инициатор переписки вправе назвать желаемую дату и время отправки с указанием своих контактов (нередко хватает лишь официального e-mail адреса).
А если предстоящий аукцион является государственным, то он имеет дополнительный ряд существенных ограничений:
Стандартный образец не имеет зафиксированной формы по 44-ФЗ , но существует ряд параметров и пунктов, касаемых правильности заполнения и предоставления информации, которые обязательно должны быть выполнены для принятия заявки к участию. В первую очередь это касается самой формы подачи:
Поскольку изменения в поданный бланк вносить нельзя, стоит внимательно проверить всю вносимую информацию до момента ее передачи заказчику площадки.
Отозвать деловое письмо возможно в течение всего времени, отведенного на подачу предложений . По истечении указанного периода, придётся принять участие в тендере.
Запрос цен имеет свои положительные и отрицательные стороны. Благодаря главному критерию (стоимости) нет необходимости разбираться с документации к проекту и долго ждать (максимум – неделя) отчета о результатах проведения процедуры.
Но с другой стороны рассматриваемый способ скупки товаров или услуг зависим от подтасовки итогов. Недобросовестный заказчик может специально продвигать «своего» кандидата, применить иные показатели кроме цены, подтасовать или включать в список фиктивные заявки.
Тендер в форме запроса котировок предусмотрен федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ . В нем побеждает участник, предложивший наименьшую цену договора.
Преимущество этого вида тендера заключается в сроках его проведения. Согласно нормам 44-ФЗ, сроки проведения составляют:
Более детально о сроках проведения процедуры, вы узнаете .
При проведении тендера этим методом в соответствии с федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ существует ряд отличий:
Подробнее о процедуре запроса цен по 223-ФЗ читайте в .
Все закупки, проводимые заказчиком, отражаются в плане-графике, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В некоторых случаях процедура признается несостоявшейся. При этом действия заказчика прописаны в 44-ФЗ :
Действия поставщика следующие:
Важно! Договор заключается не ранее 7 дней с момента размещения и не позднее 20 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок.
Если поставщик не направил подписанный договор заказчику в установленные сроки, он признается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае заказчик может подать иск о возмещении издержек в суд и заключить договор с другим поставщиком.
Заказчик может изменить извещение о закупке не позднее, чем за 2 дня до окончания подачи заявок. В этом случае, если поданная участником заявка оказывается неактуальной, ее можно отозвать и направить вместо нее новую. Если первая заявка не будет отозвана, заказчик вернет их, не рассматривая.
О важных пунктах документа и правилах составления, вы узнаете в .
Извещение – документ, содержащий информацию о предстоящей закупке. Заказчик обязан опубликовать его в установленные законом сроки.
Подробнее о проведении запроса через извещение вы узнаете .
В извещении должны быть указаны:
Извещение публикуется на портале госзакупок совместно с проектом контракта. Срок опубликования документации указан в п.1 ст. 74 44-ФЗ . Одновременно с опубликованием извещения заказчик вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, способным поставить предмет закупки.
На заметку. Извещение о закупке должно быть доступно на протяжении всего приема заявок без взимания платы.
Как публикуется электронная форма котировки на портале, вы узнаете .
В запросе указывается:
Запрос ценовой информации не влечет возникновения каких-либо обязательств перед поставщиком и не является основанием для заключения договора.
При возникновении вопросов по закупочной документации, поставщик вправе направить заказчику запрос. Запросы на разъяснение аукционной документации направляются через ЭТП. Порядок и сроки их подачи указываются в
Самый востребованный способ определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) — это анализ рынка. Собирается ли бюджетная организация воспользоваться одним из конкурентных методов закупок или же рассматривает вариант приобретения товара или услуги у единственного поставщика — не имеет значения, ведь, в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 44-ФЗ), необходимо предоставить обоснование НМЦК. Для того чтобы сделать это без нарушений, заказчику потребуется найти актуальные ценовые данные. Для этого необходимо собрать ряд коммерческих предложений от различных поставщиков, предлагающих искомый товар или услугу.
Для определения НМЦК бюджетная организация, которая выступает в роли заказчика, должна запросить коммерческие предложения минимум у пяти потенциальных исполнителей. В качестве ответа она должна получить как минимум три ценовых письма с описанием товаров или услуг, отвечающих всем заявленным в плане закупки условиям.
Основной целью является сбор действующей ценовой информации с целью последующей ее аналитики. По результатам тщательного анализа и выводится НМЦК.
Вот пример запроса коммерческого предложения по 44-ФЗ.
Когда заказчик в поиске трех поставщиков для расчета НМЦК планируемой закупки рассылает письмо, ему приходят официальные ответы от выбранных организаций. Ответ — это документ на официальном бланке поставщика, заверенный «живой» печатью и подписью руководителя, финансового директора или главного бухгалтера. Он включает в себя информацию:
Ответ носит исключительно информационный характер и не является прямым побуждением к заключению коммерческого договора.
Срока действия полученные данные о стоимости не имеют. Это необходимо отметить в ответе. При использовании этого материала для расчетов в будущих периодах текущая цена про индексируется в соответствии с коэффициентом пересчета.
Если бюджетное учреждение оказывает дополнительные услуги населению, то есть ведет предпринимательскую деятельность и получает официальный доход, оно имеет вправе вывести часть закупок из-под жестких регламентаций 44-ФЗ и воспользоваться более лояльным к бюджетным заказчикам 223-ФЗ. Образец, как сделать запрос на коммерческое предложение в этом случае составляется аналогично 44-ФЗ. Принципиальных различий нет.
Стоит различать конкурентный способ определения поставщика и непосредственно запрос ценовой информации для проведения конкурса или аукциона по ФЗ-223. Данные о стоимости товаров, работ и услуг запрашиваются с той же целью, что и в ФЗ-44 — для выявления актуальных цен и определения НМЦК.
На основании этого закона действует дополнительный конкурентный способ определения поставщиков, именуемый запросом предложений. Заказчик размещает в системе извещение о проводимой закупке и подробно указывает всю необходимую информацию. В торги приглашаться определенные исполнители, соответствующие техническим критериям заказчика. В процедуре вправе участвовать любая организация, которая удовлетворяет требованиям организатора закупки. Затем идет прием, рассмотрение и финальная оценка заявок. Членами комиссии учитываются как минимум два установленных критерия для оценки. В результате, по итогам процедуры, заключается контракт с тем поставщиком, который предложил самые выгодные условия. Итог ЗП отражается заказчиком на официальном сайте в открытом доступе.