Внедрение системы нормирования труда в учреждении. Положение о нормировании труда в здравоохранении Систему нормирования труда медицинской организации

23.02.2024

Кто устанавливает систему нормирования труда в учреждениях здравоохранения?

Система нормирования труда в учреждениях здравоохранения устанавливается работодателем на основе типовых норм труда. В силу ст. 161 ТК РФ типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В сфере здравоохранения таким органом является Минздрав России. Так, приказом Минздрава России от 02.06.2015 № 290н установлены типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача акушера-гинеколога. Данные типовые нормы являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.

В свою очередь, согласно ст. 163 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Основным локальным нормативно-правовым актом в данном случае является штатное расписание учреждения.

Какие требования предъявляются к штатному расписанию медицинской организации и расчету штатных нормативов?

В настоящее время при расчете штатных нормативов в первую очередь необходимо руководствоваться Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012
№ 2190-р, утвердившим Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.

Согласно указанной Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения объемов медицинской помощи, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и соответствующей территориальной программой.

В соответствии со ст. 159 ТК РФ системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. Учреждения могут самостоятельно разрабатывать соответствующие нормы труда с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке (п. 16 Методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504).

Следует обратить внимание, что в соответствии с подп. «ж» п. 39 разд. X Единых рекомендаций, утв. решением Российской трехсторонней комиссии от 24.12.2014 (протокол № 11), формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения необходимо осуществлять с учетом Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

В отношении штатных нормативов организационно-методических отделов медицинских организаций в советское время были разработаны следующие приказы.

  1. Приказ Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600 (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560.

Данные документы Минздравом России официально не отменены и в соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 № 504 носят рекомендательный характер. В связи с чем они могут быть использованы в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в медицинских организациях. При применении указанных документов следует учитывать, что наименования должностей медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения должны соответствовать Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (утв. приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н).

В отношении определения норматива штатных единиц служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения можно руководствоваться приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230, который устанавливает зависимость количества штатных единиц рабочих профессий от объема работ по технически обоснованным нормам, а в их отсутствие - по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим путем.

Таким образом, штатное расписание медицинской организации устанавливается самой медицинской организацией на основании обоснованных норм труда и утверждается ее руководителем (подп. «д» п. 33 разд. VIII Единых рекомендаций, утв. решением Российской трехсторонней комиссии от 25.12.2013, протокол № 11).

Особо следует отметить, что штатное расписание должно быть единым и учитывать весь персонал, участвующий и в выполнении госзадания, и в оказании платных услуг.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Согласно подп. «в» п. 35 Единых рекомендаций, утв. решением Российской трехсторонней комиссии от 24.12.2014 (протокол № 11), формирование единого штатного расписания в учреждении осуществляется независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.

В свою очередь, в соответствии с п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583) штатное расписание должно включать в себя все должности (профессии) данного учреждения. При этом фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения № 583).

Из указанных положений законодательства следует, что учреждения составляют единое штатное расписание, которое включает в себя все должности (профессии) этого учреждения, вне зависимости от того, за счет каких средств ведется финансирование той или иной должности.

Говоря о форме штатного расписания, стоит сказать что прямых разъяснений федеральных органов власти по данному вопросу нет. Однако, так как для учреждений здравоохранения ведомственным нормативным актом (приказ Минздравмедпрома России от 18.01.1996 № 16) утверждена своя форма штатного расписания, на мой взгляд, следует использовать именно ее.

Так, например, соответствующими ведомственными нормативными актами утверждены формы расписаний для подведомственных учреждений: штатное расписание, утв. приказом Федерального агентства специального строительства от 03.12.2010 № 540, штатное расписание, утв. приказом Федерального агентства по государственным резервам от 09.09.2010 № 180, штатное расписание, утв. приказом Федеральной таможенной службы от 18.10.2005 № 970, штатное расписание, утв. Методическими рекомендациями по работе с документами в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 20.12.2000 № 03–51/64), и другие.

С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 06.12.2011
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» унифицированные формы по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», не являются обязательными к применению. При этом в информации Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Кто должен утверждать штатное расписание медицинской организации?

Подобная обязанность законодательно возложена на руководителя медицинской организации.

Так, право руководителя медицинской организации утверждать штатное расписание закреплено следующими нормативно-правовыми актами:

  • приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения»;
  • Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., которые утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11 (подп. «д» п. 33).

Кроме того, согласно подп. «е» п. 8 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329, руководитель имеет право на утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения. При этом стоит отметить, что в силу ч. 3 ст. 275 ТК РФ трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Также следует сказать, что в силу прямого указания закона, а именно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, руководитель автономного учреждения самостоятельно утверждает штатное расписание.

Должен ли руководитель медицинской организации согласовывать штатное расписание с вышестоящими органами?

В соответствии с п. 19 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11, штатное расписание утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. В свою очередь, обязанность руководителя бюджетного учреждения согласовывать штатное расписание, в том числе сведения о количестве штатных единиц, с учредителем федеральным законодательством не установлена.

Вместе с тем указанная обязанность может быть установлена для определенных типов учреждений в правовом акте учредителя либо закреплена в иных соглашениях, регулирующих вопросы оплаты труда работников.

Согласно п. 11 Положения № 583 фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Следовательно, процедура утверждения штатного расписания не зависит от источников финансирования оплаты труда работников учреждения.

Таким образом, если обязанность согласовывать штатное расписание не установлена в правовом акте учредителя или в иных соглашениях, регулирующих вопросы оплаты труда работников, то бюджетное учреждение разрабатывает и утверждает штатное расписание самостоятельно. Дополнительного согласования в данном случае не требуется.

Особо стоит отметить, что на практике также довольно часто встречаются требования со стороны территориальных фондов обязательного медицинского страхования по согласованию штатного расписания непосредственно с ними. Следует сказать, что федеральным законодательством также не предусмотрена подобная обязанность для руководителей медицинской организации. В свою очередь, в письме ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний» прямо разъясняется, что структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи. Таким образом, согласования штатного расписания, утверждаемого руководителем медицинской организации, с ТФОМС не требуется.

Чем следует руководствоваться руководителю медицинской организации при расчете штатных нормативов? Можно ли применять приказы, например приказ Минздрава России от 09.06.2003 № 230?

Штатные нормативы, установленные приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230, являются рекомендуемыми, ими необходимо руководствоваться при составлении штатного расписания наряду с порядками оказания медицинской помощи, однако медицинская организация не обязана их строго соблюдать.

В соответствии с письмом Минздрава России от 08.01.2004 № 14–04/9846 приказ Минздрава России от 09.06.2003 № 230 признан Минюстом России (письмо от 26.06.2003 № 07/ 6476-ЮД) не нуждающимся в государственной регистрации, поскольку носит организационный характер и не содержит правовых норм. Соответственно, как следует из вышеуказанных писем, приказ Минздрава России от 09.06.2003 № 230 носит рекомендательный характер, т. к. не содержит обязательных для исполнения правовых норм.

Кроме того, в соответствии с п. I действующего приказа Минздрава СССР от 10.02.1988 № 90 руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, разрешено усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом допускается замена должностей в любом порядке. Произведенные изменения вносятся в штатные расписания без согласования с вышестоящим органом здравоохранения.

Также следует обратить внимание, что экономическое обоснование не ставится приоритетом в современном подходе к установлению штатных нормативов:

  1. В соответствии с разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р) формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
  2. В соответствии с приказом Минздрава России от 26.06.2014 № 322 при определении потребности во врачебных кадрах учитываются:
  • особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте РФ;
  • территориальные особенности субъектов РФ (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);
  • объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ);
  • наличие в субъекте РФ населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь.

Кроме того, в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 в уставе автономного учреждения обязательно отражаются структура и компетенция органов автономного учреждения. Таким образом, если полномочия об утверждении штатной численности работников данного учреждения не отнесены к компетенции учредителя или наблюдательного совета, то они относятся к полномочиям руководителя автономного учреждения наряду с утверждением штатного расписания (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174).

Судебная практика также придерживается мнения, что установление штатных нормативов - право руководителя учреждения. Так, в апелляционном определении Томского областного суда от 14.02.2014 по делу № 33–140/2014 судебная коллегия постановила: «Реализуя закрепленные Конституцией РФ (ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников».

Особо стоит отметить, что в настоящее время в порядках оказания медицинской помощи, которые согласно действующему законодательству обязательны для исполнения, содержатся рекомендуемые штатные нормативы численности медицинского персонала. Сам факт того, что данные штатные нормативы являются рекомендуемыми, не обязывает руководителя медицинской организации строго придерживаться их при составлении штатного расписания. Также следует обратить внимание, что если в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г. было указание на формирование штатного расписания в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, то в аналогичных рекомендациях на 2015 г. подобное указание отсутствует. Таким образом, строгой обязанности использовать при составлении штатного расписания рекомендуемые штатные нормативы, установленные порядками оказания медицинской помощи, законодательством не установлено.

Может ли руководитель медицинской организации увеличить штатные нормативы, например, с целью организации деятельности, приносящей доход?

Да, руководитель вправе это сделать. Кроме того, в письме Минздрава России от 25.10.2012
№ 16–5/10/2–3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного / среднего медицинского / прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб» содержатся разъяснения о том, что при определении оптимального соотношения врачебного / среднего медицинского / прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и учреждений специализированных служб целесообразно учитывать такие факторы, как наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой, и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности. Например, дополнительные должности прочего персонала способствуют улучшению качества обслуживания пациентов при оказании платных медицинских услуг.

Должны ли в медицинской организации вводиться отдельные штатные расписания по источнику финансирования (например, ОМС и приносящая доход деятельность)?

Нет, составление отдельных штатных расписаний в данном случае не требуется. На это прямо указывает ФФОМС в письме от 06.04.2015 № 1726/30–4, разъясняя, что отдельного установления штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется.

Действует Редакция от 02.10.1987

Наименование документ ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"
Вид документа письмо, методические рекомендации
Принявший орган минздрав ссср
Номер документа 02-14/82-14
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 02.10.1987
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"

Глава 2. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОСНОВНЫХ ТИПОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1. Бюджет рабочего времени медицинского персонала

Одним из основных показателей при проектировании нормативов по труду во всех типах учреждений здравоохранения, анализе объема работы должности является бюджет рабочего времени.

Определение годового бюджета рабочего времени медицинского персонала имеет свои особенности в отличие от принятого в производственной сфере народного хозяйства.

При планировании численности рабочих основных профессий в промышленных отраслях народного хозяйства учитывается явочный и списочный их состав и применяется методика расчета численности работников, то есть живой рабочей силы для выполнения намеченного плана с учетом всех факторов, мешающих работнику быть на рабочем месте.

Нормирование труда в здравоохранении имеет свою специфику и методически решается по должностному принципу, согласно которому предусматривается выполнение определенного объема работы при определенных организационных условиях одной должностью независимо от числа лиц, которые будут выполнять работу по этой должности в течение года. Это предполагает отработку определенного времени в течение рабочего дня и числа рабочих дней в году. В учреждениях здравоохранения определяется, таким образом, не численность живой рабочей силы, а штатное количество должностей.

Под врачебной должностью понимается круг обязанностей и конкретный объем работы врача на определенный период рабочего времени, регламентируемый расчетными нормами нагрузки врача, длительностью рабочего времени и продолжительностью отпуска. Должность, как показатель плана здравоохранения, является измерителем объема работы врача в различных сферах его деятельности.

Содержание понятия "врачебная должность" понятию "врач", как физическому лицу, соответствует только в том случае, когда один врач будет выполнять работу по одной врачебной должности и баланс рабочего времени по этой должности будет полностью соответствовать фактически отработанному рабочему времени врачом в течение года в соответствии с установленным рабочим временем по действующему законодательству.

Однако, в течение года у врачей отмечаются невыходы на работу по болезни, в связи с до- и послеродовым отпуском, уходом за ребенком, больными членами семьи. Помимо этого, врачебный персонал часто отвлекается от работы, связанной с оказанием лечебно-профилактической помощи населению, для прохождения курсов усовершенствования и специализации, работой в различных комиссиях и на совещаниях, выполнение государственных и общественных обязанностей. В этих случаях руководитель учреждения на время отсутствия работника имеет право пригласить другое лицо в качестве его заместителя и тем самым обеспечить выполнение запланированного объема работы. При этом невыход на работу сотрудника в учреждении здравоохранения не задерживает работу другого персонала и сама работа может быть выполнена в другую смену. В то же время, отсутствие во многих случаях достаточного объема работы для введения полных штатных должностей в учреждении здравоохранения позволяет устанавливать дробные ее части и занимать работниками-совместителями. Таким образом, наличие совместительства и заместительства, позволяющее заменить врача на время его отсутствия в отпуске, по болезни и другим уважительным причинам, фактически предопределяет различие в нормировании труда в здравоохранении от промышленных отраслей народного хозяйства.

Расчет плановой длительности рабочего времени в течение года медицинского персонала осуществляется путем исключения из числа календарных дней в году выходных и праздничных дней, продолжительности отпуска.

В году 365 календарных дней, в том числе 52 выходных и 8 праздничных. Поскольку один из праздничных дней в году, как правило, совпадает с воскресным днем, в расчет принимается 59 выходных и праздничных дней в году. Общая продолжительность отпуска работников здравоохранения, имеющих право на один или несколько видов дополнительных отпусков, складывается из основного отпуска в 12 рабочих дней и продолжительности дополнительного отпуска (отпусков). Согласно "Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (раздел "Здравоохранение"), утвержденному постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам, труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 г. N 298/П-22, медицинские работники имеют дополнительный отпуск продолжительностью 6, 12, 18, 24 и 30 рабочих дней в зависимости от занимаемой должности и места работы. Помимо этого, некоторым работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска сверх предусмотренных настоящим постановлением:

Дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск предоставляется врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи за непрерывную работу в указанных учреждениях и территориальных участках свыше 3 лет;

Дополнительный отпуск предоставляется донорам после каждого дня сдачи крови; матерям, имеющим 2 и более детей в возрасти 12 лет, если ежегодный отпуск в общей продолжительности не превышает 28 календарных дней; студентам высших и средних специальных учебных заведений на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

Необходимым элементом расчета годового бюджета рабочего времени должности является число часов работы в день.

Для большинства врачей и среднего медицинского персонала установлена сокращенная продолжительность рабочего "времени - не более 38,5 часов в неделю, обусловленная прежде всего нервно-психическим напряжением в работе. Врачам и медицинским сестрам, как правило, устанавливается рабочий день продолжительностью 6,5 часов при шестидневной рабочей неделе; младшему медицинскому персоналу - 7 часов. Накануне выходных и праздничных дней рабочий день сокращается на 30 минут, а для работников с 7 - часовым рабочим днем - на 1 час. В ряде случаев, в связи с вредными условиями труда, для медицинского персонала устанавливается рабочий день продолжительностью 6 часов: в туберкулезных и инфекционных больницах и отделениях, психиатрических, психоневрологических, наркологических и нейрохирургических учреждениях и отделениях. В этих случаях в предвыходные и предпраздничные дни рабочий день не сокращается. Для некоторых медицинских работников установлен рабочий день еще меньшей продолжительности; так, 5,5 часовой рабочий день имеют, например, врачи врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) и врачебно-консультативных комиссий, врачи-стоматологи (кроме стоматологов-хирургов стационара), зубные врачи и зубные врачи-протезисты.

Помимо младшего медицинского персонала, 7-часовой рабочий день имеют:

Главные врачи и их заместители;

Врачи и средний медицинский персонал санаториев общего типа и домов отдыха;

Диетсестры всех лечебно-профилактических учреждений и средний медицинский персонал молочных кухонь;

Зубные техники.

На основании вышеприведенных данных о числе дней работы должности в году и ежедневном рабочем времени осуществляется расчет, годового бюджета рабочего времени должности, выраженный в часах или минутах.

Как указывалось ранее, в течение рабочего дня врача в среднем около 30 мин. времени затрачивается на работы, не связанные с приемом больных, оказанием им лечебно-профилактической помощи, и это время необходимо учитывать и исключать при расчете годового бюджета рабочего времени должности.

Таким образом, расчет годового бюджета рабочего времени должности (в часах) осуществляется по формуле:

Б = а х (в - с) - d

а - число рабочих дней должности в году;

в - ежедневное время работы;

с - затраты времени в течение дня, не связанные с лечебно-диагностической работой;

d - сокращение рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни (в часах).

При расчете числа должностей врачей-эндоскопистов, медицинских сестер по физиотерапии, массажу, санитарок централизованной стерилизационной и др. определяется годовой бюджет времени, учитываемый в условных единицах.

Многие исследователи, анализируя деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений, приходят к заключению, что фактическая годовая нагрузка врачей ниже плановой, в то время как дневная нагрузка врача чаще выше, чем это предусмотрено нормативами. Это следует отнести как за счет недостаточно удовлетворительной организации труда врачей, так и за счет того, что фактически врач работает на приеме значительно меньшее количество дней и часов, чем это предусмотрено плановыми расчетами нагрузки врачебной должности.

Проблеме изучения потерь рабочего времени врачебного персонала и путей их сокращения уделяется особое внимание, так как неполное использование рабочих дней в году приводит к снижению доступности, объема и качества медицинской помощи.

Как указывалось выше, дни невыхода медицинского работника на работу, за исключением выходных, праздничных дней и отпуска не учитываются при расчете планового бюджета рабочего времени должности, что обусловлено системой заместительства и совместительства, действующей в здравоохранении.

В то же время в учреждениях здравоохранения необходимо проводить анализ причин невыхода на работу, возможностей замещения отсутствующего работника в соответствии с действующим законодательством (рис. 4).

По материалам специально проведенного изучения уровня и структуры потерь рабочего времени 765 врачей 20 амбулаторно-поликлинических учреждений число дней невыхода одного врача на работу в течение года составляет в среднем 41,7 дней.

Более половины этих потерь приходятся на временную нетрудоспособность в связи с заболеванием, до- и послеродовыми отпусками. Специализация и усовершенствование, командировки, выполнение государственных обязанностей, составляют около 20%, т.е. 9 дней.

Полное использование руководителем учреждения возможностей заместительства и совместительства при контроле за отработкой соответствующего рабочего времени будет способствовать более рациональной расстановке кадров и сокращению разницы между плановым бюджетом рабочего времени должности и показателями фактического его использования.

Рис. 4

ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

2.2. Нормирование труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений

Нормирование труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений основывается главным образом на изучении труда врачебного персонала. Проектирование нормативов должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, осуществляется по двум ведущим показателям:

1. Потребности населения в разных видах медицинской помощи, выраженной показателями посещаемости.

2. Плановой функции врачебной должности.

Основой для определения потребности населения в том или ином виде медицинской помощи служат разработанные в научных исследованиях интенсивные показатели посещаемости на перспективный период, которые отражают характер патологии населения, уровень заболеваемости, демографическую ситуацию, а также достижения медицинской науки и эффект от их внедрения в практику здравоохранения. Показатели потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи устанавливаются на основе комплексной методики, включающей изучение заболеваемости по обращаемости, углубленные медицинские осмотры населения, применение экспертной оценки полноты и качества оказания медицинской помощи. Однако, отсутствие распределения посещаемости по типам учреждений (уровням обслуживания), цели посещения создают значительные трудности при их применении в нормативно-исследовательских работах. Кроме того, заболеваемость, выявленная в результате дополнительных медицинских осмотров с учетом применения экспертного метода, как правило, не реализуется в виде обращений населения в учреждения здравоохранения. Задача планирования, составной частью которого является нормирование труда, заключается в наиболее рациональном сочетании реальных возможностей учреждений здравоохранения и стремления максимально удовлетворить потребность населения в медицинской помощи.

Определение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи в целях нормирования базируется на изучении трех групп данных:

1. Материалов научных исследований потребности населения в медицинской помощи.

2. Показателей деятельности врачей исследуемых типов учреждений в 19 экономико-географических регионах страны, используемых в качестве баз для сбора материалов по труду.

3. Показателей деятельности врачебного персонала в специально выбранных учреждениях, укомплектованных кадрами, применяющих передовые, прогрессивные формы обслуживания, методы профилактики, диагностики и лечения.

Как правило, разница в показателях посещаемости между второй и третьей группой учреждений составляет 15-20%. Например, уровень посещаемости населения к врачам-фтизиатрам в городских диспансерах по учреждениям второй группы составил 168 на 1000 населения, а третьей группы - 203.

Для сопоставления этих данных с первой группой показателей - научно разработанной потребностью населения в том или ином виде медицинской помощи - требуется проведение соответствующего анализа и уточнение показателя.

Это связано с тем, что в нормативно-исследовательских работах изучается посещаемость населения по той или иной специальности в конкретном типе учреждения. Потребность же определяется в целом на все население на всех этапах оказания медицинской помощи. Перерасчеты показателей с учетом удельного веса городских и сельских жителей, данных научных исследований о распределении посещаемости по этапам оказания медицинской помощи позволяют получить единый суммарный показатель, отражающий потребность населения по тому или иному виду медицинской помощи. Реализация же удовлетворения потребности населения по изучаемому виду помощи зависит как от степени развития службы, так и от ее доступности.

Сопоставление фактических показателей посещаемости населения с данными потребности правомерно проводить лишь в целом по всем специальностям с учетом уровня развития специализированных служб, так как возможная "недогрузка" в числе посещений по той или иной специальности может быть в известной мере компенсирована более высокими показателями деятельности по другой, более широкой специальности. Однако и такое сопоставление не может претендовать на полноту анализа, так как не учитывается пропорциональность или возможные диспропорции развития амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи.

Перспективный показатель потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании определяется на основе данных о фактической посещаемости населения в третьей группе учреждений с ретроспективным анализом показателей посещаемости за ряд предшествующих лет (3-5 и более). Тогда, средний прирост числа посещений в год рассчитывается как среднеарифметическая величина по формуле:

a = b - b_1 (2.2.1.)
n

a - среднегодовой прирост числа посещений к врачам;

b - уровень посещаемости к врачам данного расчетного года;

b_1 - уровень посещаемости к врачам базисного, сопоставляемого с расчетным года;

n - длительность базисного периода в годах.

При этом оптимальная величина нормативной потребности на перспективный пятилетний период определяется по формуле:

H = b + 5a (2.2.2.)

Н - прогнозируемая посещаемость к концу 5-летнего периода.

В ряде случаев при становлении и развитии новой врачебной специальности увеличение числа посещений может происходить в геометрической прогрессии и планирование нормативной потребности на ближайший период осуществляется с помощью экстраполяции экспоненциального роста посещаемости:

H = b x (I + b_2 ) n <*> (2.2.3.)
100

b_2 - годовой прирост числа посещений в %%;

n - длительность планируемого периода в годах.

<*> Г.А. Попов, 1974

Таким образом, величина показателя посещаемости, принимаемого в качестве исходного при проектировании норматива должностей врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, основывается на определении уровня посещаемости и анализе ее динамики.

Функция врачебной должности определяется тем объемом работы, который должен быть выполнен в пределах годового баланса рабочего времени по данной должности.

На производительность труда врача, ведущего амбулаторный прием, то есть на показатель его нагрузки, влияют разнообразные факторы: структура посещений по нозологическим формам, характеру и тяжести патологии, соотношение первичных и повторных посещений, а также посещений, сделанных в связи с заболеваемостью, с профилактической целью, диспансерным наблюдением и пр.; уровень квалификации врача, его техническая вооруженность, наличие помощников, организация труда и др. (рис. 5). Средние затраты времени на I посещение являются интегрирующими величинами, в которых отражается влияние различных факторов, имеющих отношение как к характеру посещения и возрастно-половому составу больных, так и к формам и условиям организации труда врачей. Это предполагает разработку дифференцированных норм труда и последующий расчет на этой основе единой нагрузки с учетом многообразия деятельности медицинского персонала.

Полученные в результате укрупнения конечные данные о затратах труда, выраженные по времени, позволяют исчислить их в показателе "посещение", число которых за единицу рабочего времени (час) определяет врачебную нагрузку на амбулаторном приеме (60 мин: М мин = Н).

Рис. 5

ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НОРМ ПО ТРУДУ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В дальнейшем осуществляется переход от показателей затрат труда к показателя "должность". В настоящее время показателем и измерителем объема амбулаторно-поликлинической помощи в плане здравоохранения является "врачебная должность".

Число посещений, которое врачебная должность должна выполнить в течение года называется функцией врачебной должности. Она выражается формулой:

Ф = (A x t_а) + (B x t_b) + (C х t_с) х Б (2.2.4.)

Ф - функция врачебной должности (число посещений);

А,В,С - нагрузка врача на 1 час работы в поликлинике, при проведении профилактических осмотров, оказании помощи на дому соответственно;

t_а, t_b, t_с - число часов работы в день на данные вида работы;

Нагрузка врача на приеме в поликлинике и на дому регламентируется расчетными нормами обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, утверждаемыми Минздравом СССР или полученными в результате научных исследований. Годовой баланс рабочего времени определяется исходя из количества рабочих дней в году и продолжительности рабочего дня, в соответствии с действующим трудовым законодательством. Начало и окончание работы, распределение рабочего времени по видам деятельности в течение учетного периода устанавливается графиком сменности (работы), утверждаемым администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от конкретных условий. График работы врачебного персонала может быть самым различным не только в разных учреждениях здравоохранения, но и у врачей одноименной специальности одного и того же амбулаторно-поликлинического учреждения. Распределение рабочего времени врача для амбулаторного приема и помощи больным на дому должно быть дифференцировано с учетом численности и возрастного состава населения, уровня заболеваемости и обращаемости за медицинской помощью, особенностей участка.

Поскольку нормы обслуживания на 1 час приема в поликлинике, проведение профилактических осмотров и оказание медицинской помощи на дому неравнозначны, функция врачебной должности различна в зависимости от графика работы при прочих равных условиях.

Пример. Если в среднем врач-терапевт участковый в течение рабочего дня затрачивает 4 часа на прием в поликлинике, из них 1 час на проведение профилактических осмотров, а 2 часа на оказание медицинской помощи на дому, тогда

Ф = (5 х 3) + (7,5 х 1) + (2 х 2) х 282 = 7473 посещений.

При другом графике работы в случае, когда врач-терапевт выделяет 2,5 часа на прием в поликлинике, 1 час на профилактические осмотры и 2,5 часа на оказание помощи на дому, плановая функция врачебной должности составит

Ф = (5 х 2,5) + (7,5 х 1) + (2 х 2,5) х 282 = 7050 посещений.

При разработке нормативов врачебных должностей амбулаторного приема необходимо иметь стабильный показатель плановой врачебной должности, стандартизованный по всем указанным параметрам. Таким требованиям отвечает перевод всех видов посещений в единицы, эквивалентные какому-либо одному из них, например, посещениям в поликлинике. Способ перевода в эквивалентные единицы довольно широко применяется в экономике здравоохранения.

Расчет общего числа посещений в эквивалентных единицах осуществляется по формуле:

П = А х 1 + Б х К_1+ С х К_2 (2.2.5.)

П - общее число посещений в эквивалентных единицах;

А - число лечебно-диагностических посещений в поликлинике;

Б - число профилактических посещений;

С - число посещений на дому;

К_1,2 - коэффициент перевода соответствующих посещений в единицы, эквивалентные посещениям в поликлинике.

При таком расчете плановая функция должности врача-терапевта участкового вне зависимости от графика работы будет составлять 8460 посещений (5 х 6 х 282).

Устранить влияние различного графика работы врача в течение дня, месяца, года на величину функции должности и следовательно, показателя штатного норматива можно и с помощью другого методического подхода, рассчитывая средневзвешенное число посещений на 1 час работы по формулам:

П = 100 или (2.2.6.)
m + n + p
M N P
П = 60 (2.2.7.)
( 60 ) x m ( 60 ) x n ( 60 ) x p
M + N + P
100 100 100

П - средневзвешенное число посещений на 1 час работа;

m, n, p - удельный вес числа лечебно-диагностических, профилактических посещений и посещений на дому в общей структуре посещаемости в %%;

M, N, P - расчетная норма нагрузки на различные виды посещений.

Завершающим этапом разработки нормативного показателя является переход от измерителя объема деятельности должности в числе посещений к измерителю "население", более удобному для практического применения. Расчет норматива осуществляется по формуле:

Н = П х Ч (2.2.8.)
Ф

Н - норматив врачебной должности;

П - показатель посещаемости на 1 жителя в год;

Ч - численность населения, на которую рассчитывается норматив врачебной должности (10 тыс., 100 тыс.);

Ф - плановая функция врачебной должности.

Пример расчета. Научным исследованием установлено, что планируемое число посещений на 1 взрослого жителя в год к врачу-терапевту участковому составляет 4,3 в том числе 2,4 лечебно-диагностических, 1,2 профилактических и 0,7 посещений по оказанию медицинской помощи на дому (таблица 5).

Таблица 5

Распределение посещений к врачу-терапевту участковому в расчете на 1 взрослого жителя в год

NN п/п Вид посещения Число посещений Структура посещений в %% К Число эквивалентных посещений
1 2 3 4 5 6
1. Лечебнодиагностическое 2,4 55,8 1.0 2.4
2. Профилактическое 1,2 27,9 0,667 0,8
3. На дому 0,7 16,3 2,5 1,75
всего: 4,3 100,0 4,95

1 вариант расчета (по формуле 2.2.5.). Функция должности врача-терапевта участкового в условных поликлинических лечебно-диагностических посещениях составляет 8460 посещений. Плановое число условных эквивалентных посещений получается умножением числа разного рода посещений (гр. 3) на величину коэффициента (гр. 5) и составляет 4,95 условных посещений, принимаемых в расчет и тогда величина норматива должности врача-терапевта участкового равна 5,9 должностям в расчете на 10 тысяч взрослого населения:

Н = 4,95 х 10000 = 5,9
8460

2 вариант расчета (по формуле 2.2.6). Средневзвешенное число посещений на 1 час работы врача-терапевта участкового при данной структуре посещений составит 4,342:

П = 100 = 4,342
55,8 + 27,9 + 16,3
5 7,5 2

Такой же результат получается и при использовании формулы 2.2.7 при расчете средневзвешенной нагрузки на 1 час работы.

П = 60 = 4,342
( 60 ) x 55,8 ( 60 x 27,9 ( 60 x 16,3
5 + 7,5 + 2
100 100 100

Отсюда функция должности врача-терапевта будет равна 7347 посещениям в год (6 х 4,342 х 282) и величина штатного норматива - 5,9 должностей врача-терапевта участкового в расчете на 10 тысяч взрослого населения:

Н = 4,3 х 10000 = 5,9
7347
2.3. Нормирование труда медицинского персонала больничных учреждений

Основной задачей стационаров лечебно-профилактических учреждений является обеспечение полного объема обследования и лечения больного в соответствии с материальными и кадровыми возможностями в разные периоды его пребывания в стационаре (поступление, обследование, лечение, выписка) и на различных этапах оказания помощи (реанимация и интенсивная терапия, активное лечение, долечивание и восстановительное лечение) в условиях непрерывности лечебно-диагностического процесса в течение суток.

На величину затрат времени медицинского персонала при обслуживании больных в стационаре оказывают влияние многочисленные факторы, основными из которых являются: состав больных по нозологическим формам заболеваний; медицинские мероприятия, соответствующие периоду пребывания больного в стационаре в зависимости от порядка поступления (плановая или экстренная госпитализация); средняя длительность пребывания в стационаре (рис. 6).

Кроме того, степень удовлетворения потребности населения в стационарной помощи при прочих равных условиях оказывает опосредованное влияние на нормативы по труду медицинского персонала больничных учреждений.

Укрупнение показателей нагрузки работника в зависимости от указанных факторов для получения единого средневзвешенного показателя осуществляется, как и при нормировании труда в амбулаторно-поликлинических учреждениях, ступенчатым методом.

Рис. 6

НОРМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМ ПО ТРУДУ В БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

При проведении этой работы исследователь применяет различную последовательность расчетов. Например, на первом этапе - определяются затраты труда на обслуживание больных с различными нозологическими формами заболеваний с учетом возрастно-полового состава госпитализированных по периодам стационарного лечения.

Фотохронометражные наблюдения, которые обычно проводятся в течение двух недель, не всегда выявляют истинную нагрузку работника по ряду выполняемых в течение года работ, особенно по редко проводимым инструментальным и аппаратным методам обследования. В этом случае данные фотохронометражных наблюдений дополняются хронометражными замерами. При невозможности их осуществления используются данные о временных затратах, полученные от работников, непосредственно осуществляющих эти манипуляции, исследования. Количество этих исследований в течение года устанавливается на основании показателей работа подразделения за календарный год, получаемых из "Карт объема деятельности медицинского персонала учреждения здравоохранения" на основе данных учетной документации.

Так, например, врач-уролог, по данным фотохронометражных наблюдений, на эти виды деятельности затрачивает 30 мин., т.е. в среднем 1,2 мин. на одного лечащегося больного. Из "Карты объема деятельности..." устанавливается объем этих исследований, он составляет 0,8 обследований на одного больного, и, следовательно, расчетные затраты времени на одного больного средней длительности пребывания его в стационаре 13 дней составят 1,85 мин.

Таким образом, сопоставление данных непосредственных наблюдений с годовым объемом деятельности работника позволяет более объективно установить затраты его труда на те или иные виды работ.

Дальнейший расчет укрупненного показателя осуществляется по формуле:

М + К х М_л х (-2 - n ) + М_в
М = 7 (2.3.1.)
n - n
7

М - средневзвешенные затраты времени на непосредственное обслуживание больного в расчете на один осмотр (в мин.);

M_n - затраты времени врача на оказание медицинской помощи поступившему больному (в мин.);

М_л - затраты времени врача на оказание медицинской помощи лечащемуся больному в день осмотра (в мин.);

M_в - затраты времени врача на оказание медицинской помощи выписывающемуся больному (в мин.);

К - коэффициент частоты врачебных осмотров лечащихся больных в расчете на рабочий день врача;

N - средняя длительность стационарного лечения (в днях);

7 - число дней в неделе.

Как правило, больного, находящегося в стационаре, врач осматривает ежедневно, тогда К = I. В ряде случаев в силу специфики врачебной работы и обслуживаемого контингента число осмотров больного в день отклоняется от единицы в ту или другую сторону. Так, в отделениях (палатах) реанимации и интенсивной терапии, в родовом отделении в течение рабочего дня врач несколько раз осуществляет опрос и обследование пациента. В психиатрических больницах, санаториях, отделениях для долечивания врачебный осмотр возможен один раз в 2, 3 и более дней, в детских санаториях - один раз в 5 дней и т.д. Следовательно, коэффициент частоты осмотра составляет соответственно 0,5; 0,3 и 0,2.

Таким методом рассчитывается затраты врача, непосредственно связанные с обслуживанием больного: опрос, осмотр, оказание медицинской помощи и ведение документации. В дальнейшем определяется время в течение рабочего дня, затрачиваемое на другие виды работ (вспомогательная деятельность, служебные разговоры, переходы и др.) и личное время.

При нормировании труда врачебного персонала учитывается и работа врача в вечернее и ночное время, в общеустановленные выходные и праздничные дни (так называемые "дежурства"). Врачебное обслуживание больных в это время, как правило, обеспечивается врачами, должности которых предусмотрены штатными нормативами для данного учреждения, в пределах их рабочего времени за учетный период. К этим работам привлекаются врачи, ведущие лечебную работу. К "дежурствам" не привлекаются врачи-рентгенологи, занятые исключительно диагностической работой, лаборанты, бактериологи. Эти врачи могут привлекаться к так называемым "дежурствам" по своим специальностям.

"Дежурство", продолжительность которого не должна, как правило, превышать 12 часов, осуществляется по больнице в целом, а в крупных больницах, помимо этого, и по группе отделений при наличии в группе не менее 200 коек. В учреждениях здравоохранения сельских районов и родильных домах в городах могут вводиться "дежурства на дому".

Полученные данные затрат времени врача по всем видам выполняемых работ позволяют исчислить их в показателе "больной" по формуле:

Н_б Т - В - Д (2.3.2.)
М

Где Н_б - измеритель показателя "больной" (нагрузка врача на рабочий день);

Т - продолжительность рабочего дня по данной должности (в мин);

В - среднее время в течение рабочего дня, не связанное с непосредственным обслуживанием больных (в мин.);

Д - среднее время, исключаемое из длительности рабочего дня для выполнения "дежурств" (в мин.);

М - среднее расчетное время на обслуживание 1 больного (из формулы 2.2.1.).

Пример расчета.

Врач-терапевт затрачивает в среднем ежедневно 15 мин. на одного больного. В течение месяца 24 часа предусматривается на " дежурства", т.е. ежедневное рабочее время сокращается в среднем на 1 час; среднее время в течение рабочего дня, не связанное с непосредственным обслуживанием больных, составляет 0,5 часа, следовательно:

Для перехода к принятому для расчета штатов больничных учреждений показателю - "койка", используется следующий методический прием. Известно, что плановая длительность работы койки в году неодинакова в учреждениях различного типа: для городских больниц она составляет 340 дней, для сельских - 320, инфекционных - 310, родильных домов - 300. Таким образом, в течение года часть больничных коек простаивает, так как не занята больными по ряду причин. Поэтому, при переходе от показателя "больной" к показателю "койка" необходимо, с учетом планируемой длительности занятости койки в году, увеличить полученный ранее расчетный показатель:

365 - число календарных дней в году;

П - плановая длительность работы койки в году;

Таким образом, отличительной чертой нормирования труда врачебного персонала больничных учреждений является то, что расчетная нагрузка устанавливается на рабочий день, а не на плановый рабочий год, как это имеет место у врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений).

Больничные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения с круглосуточным, непрерывным режимом работы, поэтому должности медицинских сестер палатных и санитарок или санитарок-уборщиц палатных планируются с учетом проведения лечебных мероприятий, ухода, наблюдения за больными и обеспечения санитарно-гигиенического режима на протяжении всех суток. В связи с этим, особенностью нормирования труда этих должностей средних и младших медицинских работников является установление затрат рабочего времени в течение суток. Проведение фотохронометражных наблюдений, расчет структуры рабочего дня и затрат труда на больного лишь в дневное время приведет к завышению объема работы медицинского персонала, так как интенсивность лечения и ухода за больными в разное время суток, как правило, существенно отличается. После определения нормы нагрузки на расчетное число коек планируется не должность, а круглосуточный пост. В ранее действовавших приказах по штатным нормативам больниц и санаториев (NN 194-М, 282-М, 830) были утверждены различные нормы нагрузки на палатных медицинских сестер и санитарок раздельно на дневное и ночное время. В последние годы на определенное число коек стали устанавливать один круглосуточный пост, а руководителям учреждений здравоохранения или структурных подразделений предоставляется возможность изменять нормы нагрузки персонала, уменьшая их в дневное время и увеличивая в вечернее и ночное время и вносить другие изменения в зависимости от конкретных местных условий.

В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса и социального развития трудовых коллективов в здравоохранении расширяется область применения бригадной формы организации и стимулирования труда, которая имеет значительные преимущества перед индивидуальной работой. Бригада представляет собой первичный производственный коллектив, объединяющий работников одной или нескольких профессий, совместно выполняющих единое производственное задание и связанных коллективной ответственностью, общей моральной и материальной заинтересованностью в результатах труда. Чтобы оценить конечный результат труда коллектива бригады, должна быть разработана коллективная норма труда, которая представляет собой норму на весь комплекс работ, выполняемых бригадой, то есть комплексную норму.

Бригадная форма организации и оплаты труда вносит новые элементы в работу по нормированию труда. При нормировании коллективного трудового процесса задача установления индивидуальных норм времени на различные виды работ превращается в задачу установления результативности труда коллектива, осуществляющего трудовой процесс в целом. Важнейшим требованием к нормированию труда в бригадах является условие, что коллективная норма для бригады не должна равняться сумме норм, которые были закреплены за отдельными работниками до ее создания, а быть несколько меньше ее. Достигается это использованием в бригаде прогрессивных форм организации, разделения и кооперации труда с достижением полной и одинаковой занятости каждого члена бригады, широким совмещением профессий и функций, зависимостью оплаты труда от степени участия работника в трудовом процессе.

2.4. Нормирование труда медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы

Вспомогательной лечебно-диагностической службе в учреждениях здравоохранения отводится значительная роль. В структуре штатов медицинского персонала амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений эта служба занимает до 25%, санаторно-курортных до 50%, а в некоторых случаях и более всех должностей.

Использование современных методик обследования и лечения больных связано как с материально-технической базой учреждения, его оснащением оборудованием, приборами и т.д., как и с уровнем подготовленности лечащих врачей, их знаниями о показаниях и противопоказаниях, возможностях тех или иных методов инструментальной диагностики и физических методов лечения. В связи с этим для нормирования чрезвычайно важным является определение необходимого объема обследований или лечебных процедур, соответствующих характеру заболевания, состоянию больного, типу учреждения и возможностям использования получаемой информации в лечебно-диагностическом процессе.

Различное понимание роли и значения вспомогательной службы в лечебном процессе обуславливает те противоречия, которые возникают в деятельности различных учреждений, что находит широкое освещение в периодической печати и специальной литературе. Разработка же нормативов по труду требует не только учета конкретного решения о роли, месте и значении вспомогательной службы, но и определения необходимых затрат времени на каждый вид трудовой деятельности.

Так, наиболее спорным является вопрос о степени участия врачей вспомогательной службы в лечебно-диагностическом процессе. Ряд организаторов здравоохранения ограничивают деятельность врачей этой службы лишь проведением исследований, другие-считают целесообразным более широкое их участие в постановке диагноза, оценке динамики состояния больного. Совместное обсуждение хода обследования и лечения больного способствует, по их мнению, расширению и углублению знаний лечащих врачей о возможностях современных методик исследований и выбору наиболее целесообразного плана ведения больного с учетом информативной ценности каждого вида обследования. К примеру, при проектировании штатного норматива врачей-физиотерапевтов, по лечебной физкультуре требуется решить вопрос периодичности осмотров больных этими врачами при проведении различных курсов лечения, т.е., по существу возникают те же вопросы взаимоотношений врачей-специалистов и врачей вспомогательной службы. Специалисты считают, что в течение курса лечения физическими методами больной должен быть трижды осмотрен врачом соответствующей специальности: в начале, середине лечения и по его окончании. Фактически же, как показывают материалы изучения в 140 городских поликлиниках, больной посещает врача-физиотерапевта менее одного раза за курс лечения. Обращает на себя внимание большой размах колебаний этого показателя: от 0,2 до 3 посещений, то есть в одних учреждениях вид физиотерапевтического лечения и число процедур назначает лечащий врач, в других - имеет место направление к врачу-физиотерапевту без указания вида лечения. Это свидетельствует о том, что нет четких установок о роли врача-физиотерапевта в лечебном процессе, и подтверждает сложность взаимоотношений врачей, осуществляющих непосредственное ведение больных и врачей вспомогательной службы. При проектировании численности должностей врачей-физиотерапевтов, а также по лечебной физкультуре за основу принимается мнение специалистов о необходимости трехкратного посещения больным указанных врачей.

Характерной особенностью проведения ряда инструментальных методов исследования является сочетаемость и взаимозависимость действий врача и среднего медицинского персонала. При этой форме организации труда (бригадной) у одного из медицинских работников невольно может возникнуть "простой" в работе, что является резервом при нормировании труда и должно предопределять необходимость изменения организационной формы работы: перераспределение функциональных обязанностей, изменения этапности работ и т.д.

Большое значение для нормирования труда имеет неравномерность нагрузки медицинского персонала вспомогательной службы в течение года, а также уровень использования лечащими врачами информации, получаемой с помощью диагностических методов исследования. В большинстве случаев эта неравномерность зависит от различия организационных причин: нечеткое определение функциональных обязанностей отдельных сотрудников, недостаточная отработка системы взаимозаменяемости и использования рабочего времени персонала, вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением работы (ремонт, своевременное обеспечение пленкой, реактивами) и др. - и невозможности в дальнейшем компенсировать этот невыполненный в дни вынужденного простоя объем работы.

Особо остро стоит вопрос об обоснованности назначения соответствующих исследований и использовании получаемой информации. Так, значительный удельный вес так называемых "невостребованных" анализов приводит к нерациональному расходованию сил, средств и рабочего времени медицинского персонала лабораторий. Большой резерв в увеличении объема работы лабораторной службы состоит и в исключении дублирования анализов в разных типах учреждений и на разных этапах лечения. Проведенное нами изучение обоснованности лабораторных исследований в одной из центральных районных больниц Московской области показало, что более чем половине всех больных, поступивших в стационар в плановом порядке с хроническими заболеваниями и прошедших до поступления полное лабораторное обследование, оно было повторено в первые 3 дня пребывания в стационаре, что не было вызвано необходимостью динамического наблюдения или постановки диагноза.

На объем работы сотрудников вспомогательной службы оказывают влияние различные факторы, главными из которых является техническое оснащение, организационные формы работы учреждения (подразделения), организация труда медицинского персонала, потребность в том или ином виде обследования или лечения. Комплексное изучение всех факторов является обязательным при нормировании труда этих работников.

Ведущим показателем в разработке нормативов должностей медицинского персонала вспомогательной службы является потребность населения, отдельных его контингентов, больных, госпитализированных в том или ином виде обследования или лечения.

Определенная в ряде научных работ потребность населения в некоторых видах исследований, как правило, не дифференцируется по этапам оказания медицинской помощи, что является необходимым при проектировании нормативов, имеющих различия по типам учреждений. Что касается экспертной оценки потребности во вспомогательной службе, то во многих случаях использование этих материалов при нормировании невозможно, так как экспертиза почти всегда приводит к более чем двойному увеличению фактически проводимых исследований, которые не могут быть обеспечены учреждениями здравоохранения в ближайшие десятилетия.

Поэтому для разработки нормативов по труду должны использоваться показатели деятельности учреждений, хорошо оснащенных оборудованием, широко внедряющих научную организацию труда, современные методы диагностики и лечения, совершенные организационные формы работы. Отсутствие в действующей статистической отчетности достаточной информации по отдельным исследованиям и методикам проведения предопределяет необходимость их выкопировки из учетной документации на специально разработанные карты (приложение 1). Полученные таким образом данные годового объема деятельности являются основой при проектировании нормативов численности работников.

Другим показателем для обоснования норматива являются расчетные нормы времени, выраженные в единицах времени или в условных единицах на проведение того или иного исследования, лечебной манипуляции, процедуры. Различия во времени, которое затрачивается на каждое исследование, обусловлено не только видом исследования, но и типом и маркой аппаратуры, на которой оно осуществляется, что обуславливает трудоемкость проведения этих нормативных работ.

При формировании штатных нормативов медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы по типам учреждений используются, как правило, расчетные нормы времени: на лабораторные клинико-диагностические исследования <1> на рентгено-диагностические исследования, <2> условные единицы на выполнение физиотерапевтических процедур, <3> нормы времени по массажу, <4> временные нормы нагрузки врача и инструктора по лечебной физкультуре, <5> расчетные нормы времени на стерилизацию изделий медицинского назначения, <6> нормы нагрузки медицинского персонала лабораторий радиоизотопной диагностики, <7> патологоанатомического отделения <8> и др.

<1> Приказ Минздрава СССР от 18.05.73 г. N 386

<2> Приказ Минздрава СССР от 30.12.77 г. N 1172 и разъяснением к этому приказу от 11.07.80 г. N 101-10/35

<3> Приказ Минздрава СССР от 21.12.84 г. N 1440

<4> Приказ Минздрава СССР от 18.06.87 г. N 817

<5> Приказ Минздрава СССР от 29.12.85 г. N 1672

<6> Приказ Минздрава СССР от 30.08.85 г. N 1156

<7> Приказ Минздрава СССР от 08.08.86 г. N 1029

<8> Приказ Минздрава СССР от 23.10.81 г. N 1095

На основании этих данных и результатов выкопировки числа исследований, процедур, осуществленных в учреждении за год, определяется годовой объем деятельности структурного подразделения по формуле:

Н_к 365 х Н_б (2.3.3.)
П
Т = SUM (n_1 x t_1 + n_2 x t_2 +... + n_1 x t_1) (2.4.1.)

Т - годовой объем деятельности, выраженный в минутах или числе условных единиц;

n - число исследований, процедур;

t - в минутах или условных единицах на одно исследование, процедуру.

В тех случаях, когда в одном структурном подразделении действуют расчетные нормы времени, выраженные как в минутах, так и в условных единицах, Т определяется раздельно по этим показателям.

Расчет необходимого числа должностей (W) на выполнение годового объема работы, проводится по формуле:

W = Т (2.4.2.)
Б

Т - соответствует формуле 2.4.1;

Б - годовой бюджет рабочего времени должности.

Годовой бюджет рабочего времени должностей медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы может бать выражен, как указывалось в соответствующем разделе, в минутах или в условных единицах. Так, годовой бюджет врача-лаборанта, лаборанта, врача и медицинской сестры по функциональной диагностике составляет 101910 мин., врача-рентгенолога - 66240 мин., медицинской сестры по физиотерапии 15000 условных физиотерапевтических единиц, медицинской сестры по массажу - 8340 единиц массажа.

Б 101910

Как правило, показателем, по которому определяется норматив должности медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы в амбулаторно-поликлинических учреждениях являются врачебные должности, ведущие амбулаторный прием, а в больничных и санаторных учреждениях - койка.

Норматив должностей медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы рассчитывается по формуле:

N = F (2.4.3.)
W

N - норматив должности;

F - показатель норматива (число врачебных должностей, ведущих амбулаторный прием или число коек);

W - соответствует формуле 2.4.2.

Таблица 6

РАСЧЕТ ГОДОВЫХ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛАБОРАТОРИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наименование исследования Число исследований (n) Время на 1 исследование в мин. (t) Общие затраты времени (Т)
для лаборанта для врача-лаборанта для лаборанта для врача-лаборанта
Подсчет лейкоцитарной формулы 50000 2 6 50000 х 2= 100000 50000 х 6 = 300000
Определение группы крови 1000 5 1000 х 5 = 5000
Определение амилазы (диастазы) в моче 20000 15 20000 х 15 = 300000
Исследование пунктатов опухолей 500 6 14 500 х 6= 3000 500 х 14 = 7000
Всего: 100000 + 5000 300000 + 3000 = 435000 300000 + 7000 = 307000

Пример расчета норматива должности лаборанта амбулаторно-поликлинического учреждения

Указанный в предыдущем примере объем работы, соответствующий 4,268 должностей лаборантов, осуществляется в поликлинике, имеющей 33,75 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием:

Т.е. устанавливается норматив из расчета 1 должность лаборанта на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием.

Пример расчета норматива должности лаборанта больничного учреждения

Указанный объем работы, соответствующий 4,268 должностям лаборантов, выполняется в больнице на 210 коек.

Ф х Д х Т х Ч

N - норматив должности;

Б - годовой бюджет рабочего времени должности;

Ф - оборот койки;

Д - доля больных, нуждающихся в исследованиях, процедурах (в %%);

Т - среднерасчетное или нормативное время на 1 исследование, процедуру, осмотр;

Ч - число процедур, исследований, осмотров на курс лечения.

Формула 2.4.4. удобна тем, что по ее составляющим можно в определенной мере оценивать организацию лечебно-диагностического процесса, полноту и качество медицинской помощи больным и производить корректировку, исходя из экспертных оценок. Эта формула применима в основном при проведении научных исследований.

Пример расчета

В стационаре оборот койки составляет 20, из всех больных 30% нуждается в лечебном массаже, количество условных единиц массажа на одну процедуру составляет 2,2 ед.; за курс лечения в среднем проводится 12 процедур

N = 8340 х 100 = 52,6 коек
20 х 30 х 2,2 х 12

Т.е. должность медицинской сестры по массажу устанавливается на 50 коек.

При внесении изменений в один из показателей, норматив изменяется. Так, если отбор больных на лечение определен не в 30, а 60%, то норматив должности составит 25 коек, при уменьшении среднего числа процедур с 12 до 10-60 коек и т.д.

В ряде случаев при нормировании труда среднего медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы используется норматив соотношения. Так, число должностей рентгенолаборантов устанавливается соответственно числу должностей врачей-рентгенологов.

Вопросам нормирования труда в здравоохранении уделяют серьезное внимание на уровне Министерства здравоохранения и социального развития.

Для правильной адаптации, эффективного использования персонала, как раз и появилась возможность с новыми знаниями и опытом обратиться к вопросам нормирования труда в бюджетных учреждениях.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Положение о нормировании труда

Основная лечебная группа, связанная напрямую с объемами доведенных плановых государственных заданий, должна быть пересмотрена или адаптирована к условиям в каждом медицинском учреждении.

Министерством здравоохранения выпущено несколько методических рекомендаций, связанных с нормированием труда субъектов и государственных муниципальных медицинских учреждений.

При подготовке положения мы руководствуемся понятием «плановая функция врачебной должности».

Это заданный норматив времени, выработки, нагрузки (в зависимости от специфики выполнения медицинской деятельности), который доводится до каждого исполнителя и является сигналом к его эффективному труду.

! в Системе Главный врач.

Нормативы существуют для всех групп врачей, оказывающих лечебно-диагностические услуги. Эти нормы утверждены для всей группы параклиники.

Однако, изменение организационно-экономических условий деятельности казенных, автономных, бюджетных учреждений делает необходимым внесение корректировок в принятые ранее нормы труда в здравоохранении.

Во-первых, до медицинских организаций доводятся плановые объемы деятельности. Во-вторых, основным источником финансирования становятся средства обязательного медицинского страхования со своим подходом к выставлению счетов-фактур, со своими требованиями к страховому обеспечению медицинской деятельности.

Сегодня эти требования жестко привязаны к выполнению федеральных стандартов.

Нормирование службы «параклиника», наряду с существующими эталонами по выполнению тех или иных трудовых операций, надо проконтролировать и привязать к реальным условиям, в которых функционирует медицинская организация.

Зачастую положение о нормировании труда начинает разрабатываться для внесения корректировок в нормативы группы параклиника или установления новых временных норм, связанных с лечебно-диагностическими услугами.

Как установить режим неполного рабочего времени
в Системе Главный врач

В прошлом году по отдельным направлениям работы специалистов группы «параклиника» (для оказывающих услуги в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений) Министерство здравоохранения выпустило Приказ №290н. Он устанавливает подходы к определению нормы времени на посещение.

В тексте документа содержатся рекомендации, нормативы на время продолжительности приема для ряда специалистов: офтальмолога, отоларинголога, врача-терапевта, педиатра и т.д. То есть не вся группа специалистов параклиники охвачена через типовые нормы труда в здравоохранении, принятыми Минздравом.

Поэтому следует подумать о внутреннем установлении норм в локальном нормативном акте - «Положении о нормировании труда».

Нормирование труда в здравоохранении: источники методических рекомендаций

Методологические основы совершенствования оплаты труда в системе здравоохранения России заложены нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами и рекомендациями Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ.

Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами базируется на принципах системного подхода и осуществляется в 3 стратегических направлениях:

  1. Совершенствование планирования и использования кадровых ресурсов отрасли.
  2. Совершенствование системы подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием.
  3. Формирование и расширение материальных и моральных стимулов медицинских работников.


Нормирование труда в учреждении здравоохранения

Согласно п. 16 Методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504 , при отсутствии типовых норм труда учреждения могут самостоятельно разрабатывать соответствующие нормы труда с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.

Разработанные в бюджетном учреждении нормы труда закрепляются в Положении о системе нормирования труда учреждения, которое либо утверждается локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (ст. 162 ТК РФ, п. 20 Методических рекомендаций).

Для использования в качестве основы для разработки систем нормирования труда медицинского персонала можно руководствоваться соответствующими порядками оказания медицинской помощи.

Так, например типовые нормы в здравоохранении, касающиеся нагрузки врача-акушера-гинеколога консультативно-амбулаторного приема установлены в п. 2 примечания к Приложению № 2 приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 г. № 572н.

Для получения средневзвешенных затрат времени врача на посещение по той или иной специальности были проведены соответствующие расчеты:

  1. Рассчитывалась структура посещений по возрастным группам;
  2. Затем в соответствии с этой структурой рассчитывался средневзвешенный показатель затрат.
  3. Итоги расчетов представлены в таблице. Готовая для скачивания таблица средневзвешенных временных затрат
    врачей разных специальностей на посещение в Системе «Главный врач».

Кроме того, нормы нагрузки медицинского персонала в субъектах РФ могут устанавливаться соответствующими региональными нормативно-правовыми актами и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Так, в соответствии с письмом Минздрава России от 12 декабря 2014 г. № 11-9/10/2-9388 для определения количества медицинских работников, необходимого для оказания стационарной медицинской помощи по территориальной программе следует учитывать предложенные данным письмом нормативы нагрузки, а также нормативные значения средних сроков лечения 1-го больного в стационаре и установленные нормативы объема койко-дней в разрезе профильных отделений больничных учреждений, дифференцированные по уровням оказания медицинской помощи.

Для основы при разработке систем нормирования труда немедицинского персонала можно руководствоваться Приказами Минздрава СССР от 6 июня 1979 г. № 600, от 26 сентября 1978 г. № 900 , от 31 мая 1979 г. № 560 (данные приказы официально не отменены и в соответствии с приказом Минздрава СССР от 31 августа 1989 г. № 504 носят рекомендательный характер) а также приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. № 230, который устанавливает зависимость количества штатных единиц рабочих профессий от объема работ по технически обоснованным нормам, а в их отсутствии – по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим путем.

Нормирование труда в здравоохранении: методы

Необходимо определиться, при помощи какого метода учреждение будет устанавливать внутренние нормы. Нормативные и рекомендательные документы предлагаются нам выбор.

Аналитический метод. При проведении программы модернизации во все службы были закуплены новые единицы медицинской техники. Это позволяет пересмотреть трудовые нормативы сотрудника, работающего по схеме «врач-оборудование-пациент».

Оборудование поменялось, значит требования к временным затратам труда медика тоже должны быть изменены. Аналитический метод позволяет установить, как это сложилось в практике, в связи с изменением организационно-технических условий труда. На основании чего мы выводим среднюю норму, согласовываем ее с профсоюзной организацией и желательно – с вышестоящей.

Второй метод, который так же хорош и часто используется - фотография рабочего времени. Специально созданная комиссия утверждается приказом главного врача и руководствуется в своей работе положением о нормировании труда и календарным планом проведения мероприятий.

С самого начала и до окончания рабочего дня комиссия отслеживает все функции, которые выполняет тот или иной специалист. «Фотографирует» все его функции, фиксирует в специальном документе.

Скачайте пример расчетных норм времени для врачей амбулаторного приема в Системе Главный врач.

В зависимости от того, сколько времени доктор или сестра тратит на подготовительно-заключительное время, участие в конференциях, оказание медицинских услуг, ведение медицинской документации, вырабатываются две части рабочего дня. Производительная – непосредственно связанная с оказанием медицинских услуг.

Вспомогательная – рабочее время, которое нужно доктору, чтобы повышать квалификацию, заниматься организационными делами, статистикой. На основании «фотографии» фиксируется часть рабочего времени, которая связана с оказанием услуги. Рассчитывается, сколько врач может принять пациентов или сделать обследований в это производительное время.

Система нормирования труда в здравоохранении пользуется и третьим методом - хронометражом рабочего времени. Специально созданная комиссия выходит на объект исследования и проводит хронометражные замеры именно той услуги, на которую мы хотим установить новую норму времени и норматив нагрузки.

Здесь возникают дополнительные организационные сложности:

  • если члены комиссии обладают медицинскими знаниями и являются медиками, конфликта врачебной тайны не возникает;
  • если мы используем хронометраж для замеров продолжительности приема, складывается ситуация, связанная с врачебной тайной;
  • если мы хотим, чтобы комиссия занималась выработкой норм для клинических лабораторных исследований, то проблемы врачебной тайны нет.

Обо всем следует заранее подумать. Не зря мы с вами говорим о локальном нормативном акте, который описывает все процедуры, все методы нормирования, определяет членов комиссии для каждого конкретного выхода на замеры, фотографию, или на проведение аналитических исследований.