Автоматизированные системы управления войсками и "боевое пространство". Автоматизированная система управления войсками Автоматизированная система управления вс рф

26.11.2023

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2008 , стр. 11-17

УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

УДК 358.111.6

Генерал-майор М.В. ПУЗИКОВ ,

начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил -

начальник управления ракетных войск и артиллерии

Генерального штаба Вооруженных Сил, кандидат военных наук

Полковник В.К. СИНЯВСКИЙ ,

начальник отдела управления Генерального штаба

Вооруженных Сил, доктор военных наук

Опыт войн и вооруженных конфликтов современности свидетельствует, что одним из главных условий достижения успеха на поле боя является опережение противника в разведке и нанесении ракетных ударов и огня артиллерией. Одним из приоритетных направлений достижения этого является комплексное повышение эффективности управления родом войск. Повышение оперативности процессов управления в настоящее время рассматривается как самое приоритетное направление развития ракетных войск и артиллерии (РВиА). Уже сегодня очевидно, что будущее РВиА непосредственно связано с комплексной автоматизацией процессов управления на всех уровнях. В статье предложены основные подходы к определению облика автоматизированной системы управления (АСУ) РВиА как составной части АСУ Вооруженных Сил.

Анализ боевого применения РВиА в современных вооруженных конфликтах показал, что в настоящее время боевые возможности рода войск реализуются только на 40 - 50% . Это обусловлено высоким динамизмом и неопределенностью складывающейся оперативной обстановки, ростом количества высокоманевренных объектов поражения и возрастающим их противодействием, а также низким уровнем развития подсистем разведки, управления и обеспечения.

Анализ вклада каждой из подсистем в реализацию боевых возможностей РВиА позволил сделать два принципиальных вывода [ 1 ]:

1. Реализуемая доля боевого потенциала подсистемы поражения определяется возможностями наиболее «слабой» из подсистем.

2. Никакое совершенствование более «сильных» подсистем не ведет к увеличению реализуемой доли боевого потенциала группировки РВиА в целом.

Из этих выводов вытекает важнейшее практическое следствие: поэтапное повышение боевой эффективности требует последовательного выявления наиболее слабого звена. Расчеты вклада каждой подсистемы в эффективность боевого применения РВиА показали, что при современном состоянии рода войск наиболее слабым звеном является подсистема управления . Следовательно, ее совершенствование является первоочередным направлением повышения боевой эффективности РВиА.

В современных условиях управление родом войск может быть эффективным только в том случае, если оно практически мгновенно, в реальном масштабе времени, реагирует на неполностью определенную и постоянно изменяющуюся оперативную обстановку. Достижение такого уровня возможно только путем комплексной автоматизации процессов управления РВиА, как в мирное время, так и в военное время .

Уже сегодня становится очевидным тот факт, что без четкого определения целей автоматизации и научно обоснованного распределения функций управления между штабами различного уровня нельзя приступать к определению облика АСУ РВиА. В статье под обликом АСУ будем понимать структурно-функциональное состояние контуров системы, количественно-качественных показателей, а также сущности и содержания процессов управления, подлежащих автоматизации.

Анализ опыта оперативной и боевой подготовки войск свидетельствует, что наиболее полная реализация задач, стоящих перед штабами РВиА, возможна только в условиях широкой автоматизации процессов управления в рамках единой интегрированной АСУ Вооруженных Сил.

Рис. 1. Основные процессы управления ракетными войсками и артиллерией, подлежащие автоматизации

Рис. 2. Вариант расчетных задач управления, решаемых штабом ракетных войск и артиллерии на этапе выработки замысла операции

При этом основной целью автоматизации системы управления следует считать максимально возможное повышение эффективности решения задач управления и обеспечение тем самым заданного уровня оперативности и обоснованности процессов управления.

Одним из наиболее важных вопросов на пути к автоматизации является четкое определение перечня и содержания процессов и задач управления, подлежащих автоматизации. Анализ функциональной деятельности штабов показал, что задачи управления, решаемые в штабах различных уровней иерархии, по последовательности и своему содержанию в основном аналогичны. Они представляют собой ряд взаимосвязанных последовательных процессов, представленных на рисунке 1.

В АСУ все процессы управления войсками и оружием должны реализоваться через информационно-вычислительные процессы (ИВП), связанные с решением информационных, оперативно-тактических и расчетных задач на автоматизированных рабочих местах (АРМ) комплексов средств автоматизации (КСА).

При этом решение информационных задач должно быть направлено на наполнение баз данных информацией по соответствующим прикладным областям (свои войска, войска противника, условия ведения боевых действий и т.д.). Они реализуют механизмы отбора данных из баз с элементами обработки информации по заданным условиям.

В свою очередь, решение оперативно-тактических и расчетных задач должно обеспечить обработку накопленной информации по заданным алгоритмам и критериям. Результат их решения должен быть направлен на максимально возможную обоснованность принимаемых решений. Вариант, решаемых штабом РВиА расчетных задач на этапе выработки замысла операции, представлен на рисунке 2.

В совокупности все информационные и расчетные задачи целесообразно интегрировать в комплексы задач управления, вариант которых представлен на рисунке 3.

ИВП в АСУ РВиА должны строиться с учетом следующих принципов:

обработка и передача информации должна осуществляться в соответствии с едиными алгоритмами приема информации, решения задач управления, регистрации, документирования и обеспечения безопасности информации;

обеспечение устойчивости и целостности ИВП при выходе из строя отдельных элементов системы, а также отказах и сбоях программно-аппаратных средств;

применение распределенных локальных вычислительных сетей (ЛВС) как основы ИВП;

унификация специального математического и программного обеспечения в рамках АСУ;

определение номенклатуры и полномочий должностных лиц к прикладным функциям и оперативно-тактическим данным, а также автономность баз данных АРМ должностных лиц в пределах их прав доступа к информации;

объединение в базу данных сервера пункта управления локальных баз данных АРМ.

Рис. 3. Вариант комплексов задач управления ракетными войсками и артиллерией

Рис. 4. Вариант технологии принятия решения в условиях автоматизации системы управления

В настоящее время способ построения ИВП на пунктах управления с использованием ЛВС является наиболее перспективным. Он позволяет значительно улучшить характеристики передачи информации за счет использования стандартных сетевых протоколов, а также распределения функций обработки информации между узлами сети (сервером, шлюзом и клиентом). При этом технология обработки информации определяется ее видом и представляет собой набор типовых операций обработки данных в соответствии с функциональными обязанностями должностных лиц, реализуемых на АРМ. Следует заметить, что взаимодействие объектов внутри пункта управления должно осуществляется на базе технологий взаимодействия открытых систем.

Реализация на практике принципов организации ИВП позволит реально упростить процесс поддержки принятия решений в условиях автоматизации и, как следствие, повысить эффективность процесса управления. Вариант технологии принятия решений в условиях автоматизации системы управления представлен на рисунке 4 .

Рассмотрим контуры АСУ РВиА. На наш взгляд, она должна представлять собой комплексную, полностью сопряженную с АСУ Вооруженных Сил подсистему, обеспечивающую автоматизированное управление подчиненными формированиями в любых условиях оперативной обстановки. Она должна образовать полномасштабную интегрированную систему автоматизированного управления войсками, разведкой и оружием.

По своему структурно-функциональному предназначению АСУ РВиА должна включать в себя подсистемы ракетных формирований, реактивных артиллерийских формирований крупного калибра, РВиА объединений и общевойсковых соединений. При этом подсистема объединения должна представлять собой совокупность объединенных в единую интегрированную систему автоматизированных подсистем артиллерийских частей и артиллерии общевойсковых соединений, сопряженных с АСУ разведки, боевого, тылового и технического обеспечения.

В ней должны быть охвачены автоматизацией все звенья управления от стратегического до тактического, а в подсистеме поражения и разведки до конкретного средства разведки и поражения. Вариант структурно-функциональной схемы АСУ РВиА представлен на рисунке 5.

Для реализации своего предназначения АСУ РВиА должна отвечать следующим принципам построения и функционирования :

создание интегрированной на основе унифицированного информационного, лингвистического, математического и программного обеспечения АСУ РВиА, объединяющей в единое целое все структурные подсистемы рода войск объединений, соединений и воинских частей, непосредственно до отдельного средства разведки и огневого поражения;

универсальность, обеспечивающая возможность ее работы в мирное время, период нарастания военной угрозы и в ходе ведения военных действий;

открытость, обеспечивающая устойчивость и адаптивность ее структуры к реконфигурации структуры войск, а также возможность расширения круга решаемых задач и функциональных возможностей;

комплексность автоматизации основных процессов управления;

рациональное распределение функций управления между пунктами управления, функциональными группами и должностными лицами штабов;

рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления с последовательным, по уровням иерархии, транзитным сбором и передачей информации;

обеспечение совместимости и взаимодействия с другими автоматизированными подсистемами АСУ Вооруженных Сил;

возможность поэтапного создания и внедрения подсистем и элементов АСУ в войска и включением в ее состав новых элементов.

Внедрение новых информационных технологий в предметную область боевого применения РВиА должно базироваться на едином информационном, математическом, алгоритмическом и программном обеспечении задач управления и обеспечивать:

адаптацию информационной базы к предметной области РВиА и ее интеграцию в общевойсковую систему;

использование наряду с типовыми математическими моделями и методами решения задач управления, новых методов решения формализуемых и недостаточно формализуемых задач на базе единых модулей представления знаний;

реализацию единой идеологии решения задач управления;

синтез программного обеспечения м совмещение моделей

предметной области РВиА с формальными моделями задач управления.

Рис. 5. Вариант структурно-функциональной схемы автоматизированной системы управления ракетных войск и артиллерии

Рассматривая вопросы автоматизации системы управления РВиА, следует также уделить внимание разработке машин управления. В качестве альтернативы можно предложить следующий вариант. Отказ от создания специализированных командно-штабных машин, ориентированных на конкретные задачи, и переход к унифицированным машинам управления (УМУ), имеющим одинаковый набор средств связи, передачи данных и документирования. В основе их создания должно лежать широкое применение современных средств обработки информации и новых информационных технологий. Это позволит, используя общие технологические подходы, разработать единую для всех звеньев управления УМУ, имеющую идентичные КСА, отличающиеся между собой только комплектами функциональных программно-технических модулей. В статье под функциональным программно-техническим модулем КСА понимается набор программно-аппаратных средств, выполняющих определенную функцию.

Среди функциональных программно-технических модулей КСА можно выделить модули, используемые во всех подсистемах рода войск, и модули, применяемые в функциональных модулях КСА ракетных и артиллерийских формирований, а также в подсистеме разведки. Вариант функциональных программно-технических модулей КСА РВиА представлен на рисунке 6.

Совокупность функциональных модулей в тсазклом KLCA

УМУ должна обеспечивать возможность решения следующих задач:

настройку на работу в составе различных пунктов управления с определением параметров обмена с внешними абонентами;

прием, обработку, отображение и документирование приказов, команд и сигналов боевого управления, полученных от вышестоящих инстанций, формирование и выдачу подтверждений о принятых приказах, сигналах и командах;

формирование и выдачу подчиненным (взаимодействующим) органам военного управления (циркулярно и избирательно) приказов, сигналов, команд и распоряжений, в том числе целеуказаний, прием от них, обработку и отображение подтверждений о принятых приказах, сигналах и командах, докладов о получении и выполнении поставленных задач, других докладов и донесений;

приоритетную обработку входной информации в соответствии с категорией срочности;

формирование и хранение бланков (макетов) формализованных документов в интересах должностных лиц органов военного управления;

набор, хранение и выдача в каналы связи формализованных и неформализованных сообщений с ведением документной базы данных и возможностью выбора требуемого документа по каталогу и запросу;

хранение и отображение на АРМ цифровой карты местности с элементами оперативно-тактической обстановки;

проведение оперативно-тактических расчетов и решение расчетных задач в интересах выработки и принятия решений;

ввод данных, получаемых от объектов и источников, не имеющих КСА;

контроль состояния составных частей АРМ и трактов обмена (каналов связи и передачи данных) с внешними абонентами.

Рис. 6. Вариант функциональных программно-технических модулей комплексов средств автоматизации ракетных войск и артиллерии

Рис. 7. Вариант технического оснащения унифицированной машины управления

В качестве базовой машины УМУ предлагается использовать отечественную командно-штабную машину, серийно выпускаемую предприятиями Республики Беларусь. Она должна иметь одинаковую структуру технических средств и отличаться только гибким прикладным программным обеспечением, реализующим функции управления. Состав средств автоматизации, связи, жизнеобеспечения и электроснабжения УМУ представлен на рисунке 7.

К особенностям ее средств автоматизации относится то, что в основе АРМ должны быть специализированные персональные компьютеры, печатающее устройство должно быть общего пользования и одно АРМ реализовано на базе переносного компьютера и использоваться как выносное. Все АРМ должны быть объединены в единую сеть, имеющую выход на другие УМУ в рамках создаваемой ЛВС пункта управления. Кроме того, все подключенные к системным блокам технические средства (аппаратура передачи данных, печатающее устройство и навигационная аппаратура) должны использоваться как сетевые устройства.

АРМ, размещенные в оперативном отсеке, по своему функциональному предназначению должны быть распределены следующим образом: АРМ 1 - для функционального контроля и безопасности информации, АРМ 2 - сервер, АРМ 3 - выносное рабочее место и АРМ 4 выступает как шлюз и рабочее место администратора сети .

Это позволит унифицировать и расширить информационные, вычислительные и сервисные услуги, предоставляемые должностным лицам, и реализовать модификационный ряд машин, отличающихся друг от друга только составом программного обеспечения.

Внедрение современных КСА в практику управления РВиА позволит обеспечить эффективность работы должностных лиц штабов за счет многофакторного учета данных обстановки и сокращения времени решения задач управления. В таблице приведен вариант основных временных параметров решения задач управления, которые должны быть достигнуты в результате автоматизации основных процессов управления РВиА .

Анализ опыта применения АСУ в Российской Федерации и результаты проведенных научных исследований показывают, что практическое применение средств автоматизации в процессе управления войсками позволит обеспечить повышение степени реализации боевых возможностей РВиА в тактическом звене до 15%, а в оперативном звене - до 10% .

ЛИТЕРАТУРА

1. Синявский В. К. Проблемы управления ракетными войсками и артиллерией в современных операциях// Наука и военная безопасность. ~ 2004. - № 1.

2. Синявский В.К. Методологические аспекты поддержки принятия решений должностными лицами штаба ракетных войск и артиллерии // Наука и военная безопасность. - 2005. - № 3.

3. Пузиков М.В. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по боевому применению ракетных войск и артиллерии региональной группировки войск (сил) в воздушной

операции на Западном театре военных действий // Дис. канд. военных наук. - М: ВАГШ. - 2005.

4 Новые технические решения в области развития систем и средств автоматизированного управления СВ США. - М..ГШ ВС СССР, 6 ЦНИИ, выпуск № 1721, 1989. - 108 с.

5. Кежаев В.А., Чварков СВ. Автоматизированные системы управления, 4.2 / Основы автоматизации процессов управления РВиА. - СПб.: МО РФ, 1999. - 74 с.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

В военной истории Великобритании слово «Балаклава» прочно ассоциируется с конной атакой британской Легкой бригады под командованием лорда Кардигана на позиции Русской армии во время Балаклавского сражения 25 октября 1854 года в ходе Крымской войны. Эта атака стала примером напрасной жертвы, она была заведомо обречена на неудачу. Историки спорят до сих пор, исследуя причины этой безумной отваги британской кавалерии.

Любой военный эксперт, изучив исторические документы, скажет вам, что основная причина была в нечётком управлении войсками и в неправильной оценке боевой обстановки. Лорд Кардиган не стал утруждать себя доведением информации до подчинённых, постановкой конкретных задач, он просто скомандовал: «В атаку!». Нападение было внезапным для русской армии, но она достойно встретила противника. Легкая бригада, получив отпор и отступая под перекрёстным огнём русской артиллерии, была полностью уничтожена.

После Крымской войны, мировая военная наука не раз пересматривала систему управления войсками, чтобы свести к минимуму подобные ошибки и обеспечить максимальную эффективность боевого применения войск. Эффективность любой системы управления определяются достигнутым результатом, а также какой ценой он был получен.

Современное высокотехнологичное вооружение, подготовка к его применению офицеров и солдат стали намного дороже за последние сто лет. Не всегда стоящая на вооружении дорогостоящая техника гарантирует победу. Это хорошо продемонстрировала война во Вьетнаме, где обладавшая современным оружием армия США не смогла одолеть уступающую ей в вооружении армию Вьетнама и была вынуждена эвакуироваться из Индокитая.

Фраза «Победителей не судят» давно перестала быть оправдательным критерием для оценки результатов военных действий, так как боевое применение современных вооруженных сил требуют больших затрат из государственного бюджета, зачастую несоразмерных полученным результатам.

История показала, что государства, развязывающие войну и страны ведущие защиту своего суверенитета, сталкиваются с одинаковыми проблемами, вызванные ресурсным голодом: в финансовых средствах, материалах для производства вооружения, мобилизационном потенциале.

В связи с этим к подготовке и оснащению вооруженных сил со стороны любого государства предъявляются все более высокие требования, которые ужесточаются с каждым годом. «Задача предстоящего десятилетия (для Вооруженных сил России), - говорил Президент России Владимир Путин, - заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая „видит“ дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее - чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель - построение полностью профессиональной армии».

Построение профессиональной армии и создание эффективной системы управления войсками – это две взаимосвязанные задачи, которые должны базироваться на общих принципах, обеспечивающих достижения поставленных целей при наименьших затратах, в том числе и в ходе реальных боевых действий.

Основные принципы управления войсками определяются Министерством обороны РФ в следующем виде:

  1. Единоначалие;
  2. Централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчинённым возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач;
  3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки ;
  4. Личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач;
  5. Высокая организованность и творчество в работе командующих (командиров), штабов и др. органов военного управления.

Обращу ваше внимание на пункты 2, 3 и 5, которые, по моему мнению, являются одними из ключевых показателей в искусстве управления войсками. В современной российской армии они стали воплощаться в полной мере начиная с 1 декабря 2014 года, когда Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) заступил на круглосуточное боевое дежурство. Первое «боевое крещение» НЦУО РФ получил во время операции российских ВКС в Сирии.

Именно участие российских ВКС в уничтожении группировок ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (обе запрещены в Российской Федерации) показали правильность принятого 8 мая 2013 года Президентом России решения.

«Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международную деятельность» - эти слова Министра обороны Сергея Шойгу показывают, как на практике было достигнута реализация пункта 2 принципов управления войсками.

В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами (ЦКП ВС РФ) осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. В современных условиях объемы информации многократно увеличились, цикл изменения актуальности сократился с недель и суток до часов и минут. Информационный обмен ЦКП ВС РФ, базировавшийся на табеле срочных донесений с низкой периодичностью предоставления информации в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других), перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства Министерства обороны.

После заступления на боевое дежурство НЦУО РФ фактически свёл к минимуму время принятия решений для быстрого реагирования на любую ситуацию. Именно это и обеспечило успех российских ВКС в Сирии.

Поясню. Четыре года правительство Сирийской арабской республики, возглавляемое Башаром аль-Асадом, и её армия проигрывали пядь за пядью территорию своей страны подготовленным инструкторами ЧВК (США, Турции и некоторых арабских стран) и оснащенным современным оружием, средствами связи и разведки группировкам боевиков, включая ИГИЛ. Боевики успевали везде - они наносили эффективные удары по воинским частям, по позициям обороны, по военным конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была не предсказуема, захваченные населённые пункт тут же превращались в крепости с развитой инфраструктурой снабжения и фортификаций. Где произойдёт очередной прорыв, никто в командовании армии САР не мог сказать со 100% уверенностью.

Дело в том, что в действиях группировок ИГИЛ прослеживалась отработка доктрины «сетецентрических войны» (англ. Network-centric warfare ) армии США, которую они начали разрабатывать в 1998 году. Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» – это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений.

Это концепция ведения боевых действий, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Сетецентрическую войну (СЦВ), по замыслу авторов, способны вести только высокоинтеллектуальные силы. Такие силы, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, способны к большей эффективности, чем при ведении автономных, сравнительно разрозненных действий.

Группировки ИГИЛ были лишь инструментом в войне против правительства Башара Асада, управление через АСУВ и координацию боевых действий этих группировок вероятнее всего обеспечивали подрядчики ЧВК и сотни военных инструкторов, расквартированных в Турции, Кувейте и Ираке.

Доктрина СЦВ предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.

  1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления)
  2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путем подавления (уничтожения) системы ПВО противника.
  3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.
  4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

Была ли возможность у армии САР противостоять боевым действиям на основе доктрины СЦВ, ответ очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили эту «безысходную» ситуацию, так как свои боевые действия они координировали и управляли ими из единого центра АСУВ ВС РФ, в который собиралась вся информация по ТВД в Сирии. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Можно ли назвать российскую АСУВ ВС РФ и несущий боевое дежурство НЦУО РФ ответом доктрине СЦВ? И да, и нет.

Проще рассмотреть это сравнение по критерию «как есть».

АСУВ АРМИИ США.

Доктрина СЦВ, стартовавшая в 1998 году, впервые на практике была применена в войне с Ираком в 2003 году. Технической основой этой доктрины стали две АСУВ армии США - система боевого планирования и управления авиацией на ТВД - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems ) и информационная система боевого управления FBCB2 (Force XXΙ Battle Command Brigade or Below ), охватывающая тактическое управление по иерархии «бригада-батальон-рота».

Терминалы FBCB2 размещались на борту танков, БМП, БТР, САУ, ракетных пусковых установок и многоцелевых автомобилей повышенной проходимости линейных подразделений Армии и Корпуса морской пехоты США. Они были подключены к двухуровневой сети радиосвязи, включающей воздушно-наземный сегмент EPLRS/SINCGARS и космический сегмент INMARSAT. Обмен данными осуществлялся в рамках виртуальной сети тактического Интернета.

Таким образом, командирам передовых подразделений американских дивизий на поле боя были предоставлены возможности напрямую взаимодействовать с артиллерийскими подразделениями и тактической, а в отдельных случаях и стратегической авиацией.

Действия иракской армии были практически парализованы ситуационной информированностью американских войск на ранней стадии о переброске и накапливании сил обороняющихся. Характерным примером служит операции по захвату большого моста на юго-востоке Багдада.

В отчётах предоставленных командованию армии США эта операция характеризуется как «отражение попытки ночной контратаки двух бригад Республиканской гвардии при поддержке 70 танков на предмостный плацдарм одного батальона 3-й механизированной дивизии, усиленный 10 танками Abrams и 4 БМП Bradley, в городской застройке Багдада. Наткнувшись на бомбовой удар и артиллерийский огонь еще до начала перехода в контратаку и потеряв в плотных предбоевых порядках половину состава убитыми и ранеными, иракцы вынуждены были отступить».

На самом деле АСУВ дала сбой, так как не смогла обнаружить выдвигающиеся иракские бригады своевременно. Перед началом операции разведка внимательно изучила фотографии, полученные со спутников, сообщила, что мост не охраняется и никаких войск противника в окрестностях не наблюдается. Поэтому появление иракских подразделений для американского батальона стало полной неожиданностью, задержав выполнение боевой задачи почти на сутки. Лишь абсолютное господство в воздухе и превосходство в огневой мощи спасли американцев от поражения.

В целом во время компании в Ираке объединённая АСУВ оказалась малоэффективной по причине низкой пропускной способностью информационных каналов, поэтому подразделения армии США и Корпуса морской пехоты часто переходили на традиционные средства связи. По результатам войны в Ираке АСУВ была отправлена на доработку, а до тех пор рекомендована к использованию против иррегулярных войск противника..

После войны в Ираке перспективная АСУВ прошла комплексную доработку в соответствии с программой Joint Battle Command Platform . Она включает в себя информационная стыковку систем АСУВ сухопутных войск, ПВО, авиации и военно-морского флота с помощью программного интерфейса DIB (DCGS Integrated Backbone) и оснащение их терминалами FBCB2. В космическом и воздушном сегменте завершается переход на широкополосную связь. Операции в Ливии и война в Сирии показывают направление дальнейшего совершенствования этой АСУВ на практике

В настоящее время эта система действует параллельно с мультиспектральной разведывательной сетью HART (Heterogeneous Airborne Reconnaissance Team), которая имеет летный парк БПЛА в количестве 7400 единиц.

Отдельно от АСУВ работает Кибернетическое командование США (United States Cyber Command, USCYBERCOM), которое планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны США. Также особняком стоит Стратегическое командование Вооружённых сил США (United States Strategic Command, USSTRATCOM), которое объединяет управление стратегическими ядерными силами, ПРО и военными космические силами.

Таким образом, говорить о действующей единой автоматизированной системе управления войсками в армии США не приходится. Единственным преимуществом в управлении войсками Армии США являются спутниковые группировки глобальной космической связи INMARSAT (11 геостационарных спутников) и IRIDIUM (66 спутников, обращающихся вокруг Земли по 11 орбитам на высоте примерно 780 км), которые позволяют осуществлять оперативное стратегическое управление войсками США на большом расстоянии, минимизируя задержки прохождения информации.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России , в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).

Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» - это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.

АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.

Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» .

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» - НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех» , а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование - ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт» .

Основу Национального центра составляют три центра управления:

  • Центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС) предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны;
  • Центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России;
  • Центр управления повседневной деятельностью , ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Следующим этапом работы предполагается масштабирование данных информационных технологий вниз по структуре вооруженных сил до штабов соединений и тактических единиц, с сохранением базовых принципов архитектуры системы и апробированных в НЦУО конкретных программно-аппаратных решений мониторинга обстановки, поддержки принятия решений и других элементов управления войсками и силами.

В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:

  1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
  2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
  3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
  4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.

Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).

С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

Алексей Леонков

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

Холдинг «Росэлектроника», объединяющий более 100 предприятий, планирует к 2022 году завершить разработку технической основы для производства автоматизированной системы управления войсками. АСУ будет создана преимущественно на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ).

Исполняющий обязанности гендиректора холдинга Григорий Элькин заявил, что система сможет функционировать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. Серийные поставки в войска запланированы на 2025 год.

Цифровая карта

Автоматизированная система управления войсками призвана сократить цикл боевого управления. Речь идёт об упрощении трудоёмкой работы по сбору, обработке, отображению и обмену информацией. Это позволяет сократить срок выполнения боевых задач и принятия решений на поле боя.

На практике результатом работы АСУ является цифровая карта, которая отображается на планшетах и других мобильных гаджетах. Командиры и солдаты получают наглядную и точную информацию о тактической обстановке в радиусе десятков километров.

По цифровой карте можно определить рельеф местности, расположение танков, бронетехники, артиллерийских установок, командных пунктов, складов и подразделений. Военнослужащие понимают, где находятся «свои», а где «чужие». Наглядная картина происходящего значительно упрощает ведение боевых действий.

У офицеров пропадает необходимость в кропотливой обработке данных разведки и составлении бумажных карт, где отображены силы противника. Командир в более короткий промежуток времени принимает решение о поражении той или иной цели.

Данные об объекте поражения поступают в подсистему управления огнём артиллерии. Получив команду и координаты цели, командир экипажа, например, самоходной артиллерийской установки приказывает немедленно открыть огонь. Таким образом, военнослужащие обходятся без традиционных средств связи, а цикл боевого управления сокращается в 2-3 раза.

  • Минобороны России

Однако у АСУ есть несколько существенных недостатков. Автоматизированная система управления войсками может подвергнуться кибератакам или воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника. Также сигналы далеко не всегда проходят через лесистую, холмистую или горную местность.

Нельзя исключать ситуацию, когда аппаратура может быть повреждена в результате обстрела или выведена из строя по каким-то иным причинам. Лишённый доступа к АСУ офицер или пехотинец должен прекрасно владеть другими средствами связи, чтобы не зависеть на поле боя от цифровой карты.

Худшее, что может случиться, — это взлом АСУ, и в современных условиях, когда хакеры получают доступ даже к сверхсекретным документам, это вполне реально. Киберпреступники (ими могут стать военнослужащие противника) окажутся способны менять данные в системе, запутывая командиров и разведчиков.

Опыт СССР и США

Первые АСУ появились ещё в период холодной войны. В советской армии функционировала система «Манёвр», которая использовалась для управления войсками тактического звена (полк-дивизия). Автоматизация управления войск была одним из приоритетов в развитии оборонной промышленности СССР.

От Советского Союза не отставали США, которые искали способ применения компьютеров для управления войсками. В 1990-е годы была запущена программа «Боевая система будущего» (Future Combat Systems), которая предполагала массовое использование автономных наземных и воздушных комплексов.

В мае 2011 года программа был свёрнута. Причиной послужила переоценка технологического рывка, который должна была совершить армия США. С 2000-х годов Пентагон использует более простые в техническом исполнении АСУ (например, Joint Battle Command Platform), ориентированные в большей степени на управление экипажами танков и бронемашин, а также артиллерийскими расчётами.

Отзывы о применении американских АСУ в бою противоречивы. На официальном уровне США высоко оценивают результаты эксплуатации автоматизированных систем. При этом часть экспертов утверждает, что Joint Battle Command Platform малоэффективна против регулярных войск по причине низкой пропускной способности информационных каналов, что показала война в Ираке.

  • Американская пехота
  • The U.S. Army / Flickr

Создать систему

С 2005 года в российских войсках используется в основном АСУ «Акация-М». В последние годы российские учёные активно работают над двумя системами: ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» (предназначена для управления тактическим звеном) и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» (для оперативно-тактического звена).

На стратегическом уровне управление войсками в России сосредоточено в Национальном центре управления обороной (НЦУО РФ), который расположен на Фрунзенской набережной. Этот программно-аппаратный комплекс по некоторым показателям в разы превосходит «конкурента» из Пентагона.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что НЦУО — это самый верхний эшелон управления обороной, к которому подключены множество других автоматизированных систем.

«Система, о которой говорит Григорий Элькин, вероятно, относится к тактическому уровню. Я знаю, что сейчас идёт работа по созданию АСУ для управления общевойсковым боем именно на тактическом уровне. Это дивизии, бригады, полки, батальоны», — заявил RT Мураховский.

«Стоящие на вооружении российской армии системы управления используют множество известных видов связи, различные частоты радиодиапазона, включая УКВ, радиорелейную и спутниковую связь. Сегодня мы наблюдаем переход каналов связи на цифровую основу. Это повышает устойчивость к преднамеренным и непреднамеренным помехам», — сказал эксперт.

Мураховский добавил, что российские войска не собираются отказываться от проводных средств связи, которые являются более защищёнными (телефонные провода и оптико-волоконные кабели). По его мнению, крайне важно сохранять подобное разнообразие наряду с внедрением перспективных технологий.

«Полностью полагаться на АСУ, конечно же, нельзя, и российское командование это понимает. В этом плане американцы, пожалуй, перегнули палку. Нынешняя система подготовки российской армии подразумевает, что каждый — от рядового до генерала — умеет управлять войсками без всякой электроники и может свободно ориентироваться на местности», — подчеркнул Мураховский.

(АСУ ВС РФ)

AUTOMATED CONTROL SYSTEM (ACS ARMED FORCES)

Новая автоматизированная система управления войсками (АСУ ВС РФ), способная работать в условиях кибератак и радиоэлектронного подавления, начнет серийно поступать в армию в 2025 году. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности генерального директора объединенного холдинга «Росэлектроника» Григорий Элькин.
«До 2022 года должна завершиться разработка технической основы для построения перспективной АСУ ВС РФ — доверенных аппаратно-программных комплексов полностью на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ). Начало серийного оснащения войск новой техникой запланировано на 2025 год», — сказал Элькин.
По его словам, новая система управления ВС РФ должна иметь серьезный «запас прочности», позволяющий устойчиво работать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. «Наши разработки учитывают все эти аспекты», — уточнил Элькин.
Он рассказал, что сейчас все системы стратегического звена управления базируются исключительно на доверенных аппаратных и программных средствах. «К примеру, в АСУ РВСН вся электронно-компонентная база, все программное обеспечение — полностью российские, и по-другому быть не может», — пояснил Элькин.
По его словам, эти принципы постепенно транслируются и на АСУ других видов и родов войск, где в аппаратуре пока допускается использование зарубежной ЭКБ с ограничениями.
ТАСС


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

(АСУ ВС РФ)

В течение последних 30 лет в СССР, США и России были созданы несколько автоматизированные системы управления боевыми действиями Сухопутных войск (АСУВ) - «Маневр», AGCCS, ATCCS, FBCB2, «Акация-М», ЕСУ ТЗ и «Андромеда-Д». Они имели различный объем реализации функций управления войсками, но совпадали между собой в общем подходе к автоматизации.
Указанные системы создавались по образу и подобию иерархической организационно-управленческой структуры Сухопутных войск. Будучи с технической точки зрения программно-аппаратными комплексами, автоматизированные системы умножали недостатки этой структуры:
- уязвимость всей системы при выходе из строя верхнего уровня;
- отсутствие горизонтальных связей между различными родами войск;
- пониженная скорость прохождения информации между подразделениями одного уровня, вынужденными общаться между собой через верхний уровень.
Разработка систем также велась в иерархической последовательности – сначала реализовывался функциональный состав верхнего уровня, затем среднего и только потом нижнего, причем приоритет полноты реализации функций определялся в той же последовательности. В результате АСУВ строились на основе однотипной централизованной архитектуры:
- центр автоматизированного управления верхнего уровня;
- центры автоматизированного управления среднего уровня;
- центры автоматизированного управления нижнего уровня.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ


Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России, в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).
Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» — это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.
АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.
Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д».
ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.
Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» — НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех», а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование — ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт».
В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:
1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.
Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).
С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (АСУ В), человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления войсками с целью наиболее эффективного их применения. Имеющиеся на вооружении армий развитых стран АСУВ строятся обычно в соответствии с общей структурой воинских формирований: АСУВ частей включаются в АСУВ соединений, АСУВ соединений- в АСУВ объединений и т. д. АСУВ соседних формирований оперативно и технически сопрягаются, образуя единую функциональную систему (рис. 1).

АСУВ состоят обычно из трёх осн . подсистем: вычислительной; отображения информации и общения человека с ЭВМ; связи. В АСУВ могут входить как автоматич., АСУВ СТАРШЕГО ФОРМИРОВАНИЯ так и автоматизированные системы управления боевыми средствами (АСУ БС). Автоматизир. системы позволяют командованию и должностным лицам боевых расчётов пунктов управления (ПУ) непосредственно влиять на процесс управления боевыми действиями; автоматич. системы действуют по заданной программе без участия человека.

Техн . основу АСУВ составляют ЭВМ, к-рые выполняют числовые и логические операции. средства зрительной и слуховой индикации повышают информативность общения между людьми. Необходимость перехода к АСУВ обусловлена изменениями в характере совр. боевых действий, вызвавшими потребность автоматизации управления войсками.

АСУВ может выполнять следующие функции: информационные (сбор, запоминание, хранение, накопление, обобщение, поиск, адресация, передача, отображение информации о пр-ке, о своих войсках, об условиях боевых действий и о поставленных войскам задачах); вычислительные (планирование действий, распределение ресурсов, подготовка данных для отображения и оценки обстановки, управление оружием, составление справочных данных); логические (подготовка данных для принятия операт. решений, обработка качественных данных, оценка эффективности решений и результатов боевых действий); контрольно-операционные (доведение до войск команд, приказов, директив, распоряжений, контроль за их выполнением). АСУВ может обеспечивать воспроизведение и быстрое изготовление графич., картографич. и текстуальных документов на основании данных, поступающих по каналам связи, а также вводимых ком-рами и операторами с рабочих мест. Она призвана сокращать сроки постановки задач войскам с учётом изменений обстановки, объективно контролировать выполнение приказов и распоряжений, обеспечивать получение справочных материалов с заданной степенью детализации или обобщения, выработку вариантов решений, моделирование хода боевых действий для различных вариантов решений и оценку их эффективности.

АСУВ позволяет сократить время, затрачиваемое на организацию боя и операции, улучшить взаимодействие и согласованность боевых действий, получить более глубокую, объективную оценку обстановки, уменьшить ошибки, связанные с неполным учётом информации, запаздыванием её обработки, ограниченностью, недостаточной точностью и субъективностью оценки . РЙС. 1. Структурная АСУВ обычно строит схема связи между ся на основе 3 принци-АСУВ различных Пов. 1-й (основной) -охват, послодоват. отработка и формализация широкого круга задач управления и передача их ЭВМ, создание новых методов управления в соответствии с возможностями ЭВМ.

При этом должно быть обеспечено непосредств . творческое влияние ком-ров и штабов на выполнение АСУВ информационных и ло-гич. функций. Путём анализа боевой деятельности войск выявляются задачи, возникающие в процессе управления, к-рые могут быть описаны алгоритмически. Для решения этих задач разрабатываются машинные программы. Одновременно составляются программы для выполнения вспомогат. технологич. задач (адресация, передача распоряжений и донесений, изготовление документов и т. д.).

Внедрение машинных программ может происходить параллельно с теоретич. и практич. подготовкой ком-ров и штабов к применению АСУВ. 2-й принцип заключается в системности АСУВ, что повышает эффективность общения между должностными лицами, в т. ч. и разделёнными большими расстояниями. АСУВ расширяет коллегиальность и усиливает единоначалие. Расширение коллегиальности достигается увеличением информативности общения между людьми при помощи техн. средств отображения информации, усиление единоначалия - централизацией и сосредоточением в руках ком-pa больших возможностей для быстрого и непосредств. воздействия на подчинённые войска с учётом всех данных обстановки.

Важный фактор системности - высокоинформативное общение человека с ЭВМ при помощи спец. техн. средств, в частности средств «прямого диалога». Системность АСУВ позволяет эффективно решать разнообразные вопросы ор-ганизац., методич. и техп. характера. 3-й принцип построения АСУВ - возможность наращивания этой системы, способность её развития. АСУВ должна допускать поэтапное внедрение, развёртывание и послодоват. совершенствование на уровне подсистем и элементов. Работоспособность АСУВ практически не должна нарушаться при замене отд. элементов, включении в состав АСУВ новых подсистем и сопряжении с АСУВ высших, соседних и низших звеньев.

Общая структура АСУВ - иерархическая, с большим удельным весом связей, обеспечивающих живучесть системы при поражении противником её отд. частей. Элементы АСУВ размещены на ПУ (подсистемы - вычислительная, отображения и общения; часть подсистемы связи - узлы связи). ПУ соединены каналами связи. Внутр. структура ПУ зависит от уровня автоматизации управления, распределения функций между боевым расчётом и техн. средствами, состава боевого расчёта и кол-ва техн. средств.

Объём техн. средств определяется степенью их совершенства, а также операт. требованиями к подвижности, скорости развёртывания и свёртывания, допустимому времени смены программ и т. д. Структура АСУВ зависит от уровня автоматизации. На 1-м этапе автоматизации (рис. 2), Рис. 2. Структурная схема АСУВ: 1 - сбор и обработка информации; 2 - анализ информации; 3 - подготовка вариантов решения; 4 - оценка эффективности; б - представление результатов оценки вариантов; б - отображение информации; 7 - формирование команд и распоряжений; 8 - контроль команд и распоряжений; 9 - адресование и кодирование; 10 - узел связи; К - командир; А - оператор разведки; Б - операторы направлений; .

В - операторы анализа обстановки . когда логич. функции выполняются ком-ром и лицами боевого расчёта (операторами), АСУВ подготавливает и отображает информацию, выполняет стандартные расчёты, кодирует, передаёт, принимает и декодирует команды. На 2-м, более высоком этапе автоматизации, дополнительная (логическая) функция АСУВ состоит в анализе и оценке достоверности данных и оптимизации вариантов решений, подготовленных лицами боевого расчёта. На 3-м этапе на АСУВ дополнительно может быть возложена логич. функция подготовки вариантов решений, к-рые служат рабочим материалом для творческой деятельности командира. Вычислит, подсистема может включать как универсальные, так и специализированные ЭВМ, удовлетворяющие воен. требованиям (подвижность, малые габариты, устойчивость к ударным нагрузкам, широкий температурный режим и т. д.).

Возможно применение многомашинных комплексов, в к-рых отдельные ЭВМ связаны между собой быстродействующими каналами связи . На разных уровнях управления ЭВМ имеют различную комплектацию. Ввиду большой разнотипности и разноразмерности задач ЭВМ АСУВ имеют гибкую структуру, в частности, разнотипные процессоры и виды памяти.

Подсистема отображения информации и общения включает экраны, индикаторы, табло, пульты ввода - вывода информации, в состав к-рых входят пишущие приборы, звуковые сигнализаторы, анализаторы и синтезаторы речи . Экраны и индикаторы, размеры к-рых определяются кол-вом обслуживаемых должностных лиц, могут отображать карты, обстановку и условия боевых действий, а также буквенно-цифровую информацию. Сравнительно устойчивая буквенно-цифровая информация отображается на табло.

Анализаторы и синтезаторы речи предназначены для непосредственного общения человека с ЭВМ с помощью голоса. Возможно использование мнемосхем, на к-рых наглядными символами обозначаются элементы войсковых и техн. структур; этими же символами обозначены соответствующие устройства ввода информации. Ввиду малой инерционности и высокой информативности наиболее широкими возможностями из существующих. средств отображения обладают электронно-оптич. устройства.

На электронно-оптич . индикаторах можно одновременно и взаимосвязанно отображать карты с нанесённой обстановкой, графики, формулы, таблицы, машинописный текст, фотокопии реальных объектов. Информативность средств общения согласовывается с физиологич. способностями человека и техн. возможностями ЭВМ. Важным элементом АСУВ является информационная часть, в ряде случаев образующая самостоятельную информационно-поисковую систему - ИПС для выполнения справочно-информационных задач. В ИПС вся информация справочного и операт. характера, необходимая для управления, сосредоточивается в центр, хранилище, к-рое непрерывно пополняется.

Для хранения запросов, на к-рые нужно отвечать периодически, имеется соот-ветств . устройство. Ответы на запросы отображаются на индикаторах или выдаются на печать (при необходимости изготовляются копии), обстановка автоматич. впечатывается в карты требуемого масштаба. Периферийными пунктами могут быть малые ИПС (входящие в состав соответств.

АСУВ) или оконечные устройства. связи. Язык общения с ИПС должен быть простым, ёмким и дену--екать ввод новых программ обработки информации.

Обычно это упрощённый естеств. язык, дополненный формальным языком общения с ЭВМ. Структура и состав АСУВ должны обеспечивать непрерывность, скрытность, надёжность, живучесть и помехоустойчивость управления. Непрерывность достигается высокой эксплуатационной надёжностью и быстротой реакций АСУВ на изменение обстановки, своевременным получением операт. информации, оценкой её влияния на ход событий и предполагаемый исход боевых действий, эффективным изменением программы действий в соответствии с поставленной задачей и принятым решением.

Скрытность может быть обеспечена автоматизированным учётом документов, разграничением доступа к информации должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями . Эксплуатационная надёжность АСУВ достигается резервированием осн. элементов системы, автоматизацией функционального контроля за работой устройств и поиска неисправностей, самовосстановлением (автоматизация подключения резервных блоков взамен неисправных), применением высоконадёжных элементов с большим сроком службы, модульного принципа построения аппаратуры, микроминиатюризацией (см. Миниатюризация). Для повышения живучести АСУВ предусматриваются запас. ПУ и дублирование линий связи.

В зависимости от требований к мобильности ПУ размещаются в постоянных или временных укрытиях . На подвижных ПУ применяются дополнит, маскировка и защита.

Техн. оснащение, состав информации и алгоритмы на осн. и запас. ПУ идентичны; все команды, приказы и распоряжения с осн.

ПУ могут дублироваться на запас . ПУ. АСУВ строится так, что запас.

ПУ всегда готов взять на себя управление. Живучесть сети связи обычно достигается применением скрытых, защищенных (заглублённых) каналов проводной связи, использованием радиосвязи, дублированием и использованием обходных каналов. Прямые линии связи соединяют между собой АСУВ одной ступени иерархии (связь взаимодействия), а также АСУВ, отличающиеся на 1, 2 и более ступеней (связь командования).

Структура связи, построенная по принципу «каждый с каждым» (многосвязная), имеет наибольшую живучесть, однако она обладает рядом недостатков техн. и экономич. характера. Основу подсистемы связи обычно составляют коммутационные центры, соединённые высокопроизводит, магистральными линиями, дополненными дублирующими и обходными каналами. В конкретной ситуации выбор оптпм. направления связи осуществляется автоматически. Помехоустойчивость достигается скрытностью радиочастот и трасс проводных линий, применением помехозащищённых сигналов, сокращением продолжительности передач, использованием спец. аппаратуры помехозащиты и помехозащищённых алгоритмов обработки сигналов и др. способами.

Работа ком-pa и штаба с применением АСУВ может иметь неск. иной порядок, чем в обычных условиях. Сначала на основе сведений, к-рые были выданы подсистемой отображения информации и общения, в общем виде оценивают обстановку, состояние театра воен. действий (ТВД), поле боя, технику и т. д. Для более детального изучения обстановки в АСУВ вводятся запросы на дополнит, данные о пр-ке и ТВД. Данные в системе непрерывно обновляются, поступая по автомати-зир. каналам связи от источников первичной информации (автоматич. приёмопередающих устройств, расположенных на ПУ подразделений и частей, а также с борта развед. самолётов и др. средств) как в информационную часть ИПС, так и непосредственно на рабочие места.

Если полученные данные относятся к новому фактору, им даётся очередной номер и они вносятся в память АСУВ (с указанием времени и источника их получения). Если же уточняется ранее известный фактор, то в память вносятся только изменения. Аналогично обрабатываются сведения о положении, составе, вооружении, технике безопасности, боеготовности своих войск. На основании полученной задачи и оценки обстановки у ком-pa формируются варианты возможного решения: способ выполнения задачи, группировка войск (состав сил и средств, распределение задач), порядок взаимодействия и управления, степень боеготовности и др.

Ком-р ориентирует штаб на проведение мероприятий по организации предстоящего боя (операции). Сведения о вариантах решения вводятся в ЭВМ для оценки и использования их штабом и службами. Варианты в виде схем на картах и текста автоматически выдаются для обозрения на устройствах отображения.

Каждому варианту задач сопутствует перечень положит, и отрицат . моментов и оценка его эффективности. Далее выявляются и оцениваются слабые места вариантов, изменяются ограничения и при необходимости вводятся дополнит, данные, В результате некоторые варианты исключаются, остальные - совершенствуются. Ком-р выбирает наиболее рациональный вариант, т. е. принимает решение. Принятое решение передаётся в штаб (боевому расчёту ПУ) для детализации и постановки задач войскам.

Указания войскам формируются автоматически или набираются на пультах управления автоматизир. рабочих мест операторов (боевого расчёта ПУ) и передаются в подчинённые штабы (ПУ). При этом на индикаторе автоматизир. рабочего места соответств. сигнализация подтверждает факт и время получения его адресатом. Таким же образом, но в обратном порядке могут поступать донесения о выполнении указаний.

Эффективность применения АСУВ оценивается её вкладом в экономное использование сил и средств в бою (операции). Критерии оценки - степень уменьшения потерь своих войск в лич. составе, вооружении и технике; увеличение ущерба, наносимого пр-ку; быстрота и правильность реакции должностных лиц. Учитывается также сопутствующий критерий - стоимость АСУВ (материальные затраты и кол-во обслуживающего персонала). Оптим. соотношения по критериям «эффективность - стоимость» достигаются целесообразным уровнем автоматизации, правильным распределением функций между лич. составом и техн. средствами, рациональным составом и высокими характеристиками техи. средств, эффективными алгоритмами и машинными программами, гибкой перестройкой функционального алгоритма.

Дальнейшее развитие АСУВ связано гл. обр. с совершенствованием ЭВМ, в частности с широким внедрением функциональной арифметики, возможностью оперировать смысловой информацией и повышением пропускной способности средств связи. Обмен информацией между различными абонентами в АСУВ может осуществляться через автоматич. связь, построенную на коммутационном принципе. Разрабатывая перспективные АСУВ, предусматривают автоматизацию всех осн. видов деятельности по управлению и значительному увеличению числа решаемых задач, связанных с выработкой информационно-справочных и оценочных данных, а также вариантов решений.

Литература:
Автоматизированная система управления . Т. 1-2. М., 1972; БскаревВ. А. Кибернетика и военное дело. Филос. очерк.

М., 1969; Глушков В . М. Введение в АСУ. Изд. 2-е. Киев, 1974.

Библиогр.: с. 307-311; Дружи-н и н В. В., Конторов Д. С. Идея, алгоритм, решение. Принятие решений и автоматизация.

М., 1972; Романов А . Н., Фролов Г. А. Основы автоматизации систем управления (Построение автоматизир. систем упр. ПВО). М., 1971; Б а р а н ю к В. А., Воробьев В. И. Автоматизированные системы управления штабов н военных учреждений. М., 1974.