Проблемы создания асу вооруженных сил. В бой с планшетом: как новая система управления войсками усилит российскую армию Иерархическая автоматизированная система управления вс рф

21.12.2023

В военной истории Великобритании слово «Балаклава» прочно ассоциируется с конной атакой британской Легкой бригады под командованием лорда Кардигана на позиции Русской армии во время Балаклавского сражения 25 октября 1854 года в ходе Крымской войны. Эта атака стала примером напрасной жертвы, она была заведомо обречена на неудачу. Историки спорят до сих пор, исследуя причины этой безумной отваги британской кавалерии.

Любой военный эксперт, изучив исторические документы, скажет вам, что основная причина была в нечётком управлении войсками и в неправильной оценке боевой обстановки. Лорд Кардиган не стал утруждать себя доведением информации до подчинённых, постановкой конкретных задач, он просто скомандовал: «В атаку!». Нападение было внезапным для русской армии, но она достойно встретила противника. Легкая бригада, получив отпор и отступая под перекрёстным огнём русской артиллерии, была полностью уничтожена.

После Крымской войны, мировая военная наука не раз пересматривала систему управления войсками, чтобы свести к минимуму подобные ошибки и обеспечить максимальную эффективность боевого применения войск. Эффективность любой системы управления определяются достигнутым результатом, а также какой ценой он был получен.

Современное высокотехнологичное вооружение, подготовка к его применению офицеров и солдат стали намного дороже за последние сто лет. Не всегда стоящая на вооружении дорогостоящая техника гарантирует победу. Это хорошо продемонстрировала война во Вьетнаме, где обладавшая современным оружием армия США не смогла одолеть уступающую ей в вооружении армию Вьетнама и была вынуждена эвакуироваться из Индокитая.

Фраза «Победителей не судят» давно перестала быть оправдательным критерием для оценки результатов военных действий, так как боевое применение современных вооруженных сил требуют больших затрат из государственного бюджета, зачастую несоразмерных полученным результатам.

История показала, что государства, развязывающие войну и страны ведущие защиту своего суверенитета, сталкиваются с одинаковыми проблемами, вызванные ресурсным голодом: в финансовых средствах, материалах для производства вооружения, мобилизационном потенциале.

В связи с этим к подготовке и оснащению вооруженных сил со стороны любого государства предъявляются все более высокие требования, которые ужесточаются с каждым годом. «Задача предстоящего десятилетия (для Вооруженных сил России), - говорил Президент России Владимир Путин, - заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая „видит“ дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее - чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель - построение полностью профессиональной армии».

Построение профессиональной армии и создание эффективной системы управления войсками – это две взаимосвязанные задачи, которые должны базироваться на общих принципах, обеспечивающих достижения поставленных целей при наименьших затратах, в том числе и в ходе реальных боевых действий.

Основные принципы управления войсками определяются Министерством обороны РФ в следующем виде:

  1. Единоначалие;
  2. Централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчинённым возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач;
  3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки ;
  4. Личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач;
  5. Высокая организованность и творчество в работе командующих (командиров), штабов и др. органов военного управления.

Обращу ваше внимание на пункты 2, 3 и 5, которые, по моему мнению, являются одними из ключевых показателей в искусстве управления войсками. В современной российской армии они стали воплощаться в полной мере начиная с 1 декабря 2014 года, когда Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) заступил на круглосуточное боевое дежурство. Первое «боевое крещение» НЦУО РФ получил во время операции российских ВКС в Сирии.

Именно участие российских ВКС в уничтожении группировок ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (обе запрещены в Российской Федерации) показали правильность принятого 8 мая 2013 года Президентом России решения.

«Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международную деятельность» - эти слова Министра обороны Сергея Шойгу показывают, как на практике было достигнута реализация пункта 2 принципов управления войсками.

В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами (ЦКП ВС РФ) осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. В современных условиях объемы информации многократно увеличились, цикл изменения актуальности сократился с недель и суток до часов и минут. Информационный обмен ЦКП ВС РФ, базировавшийся на табеле срочных донесений с низкой периодичностью предоставления информации в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других), перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства Министерства обороны.

После заступления на боевое дежурство НЦУО РФ фактически свёл к минимуму время принятия решений для быстрого реагирования на любую ситуацию. Именно это и обеспечило успех российских ВКС в Сирии.

Поясню. Четыре года правительство Сирийской арабской республики, возглавляемое Башаром аль-Асадом, и её армия проигрывали пядь за пядью территорию своей страны подготовленным инструкторами ЧВК (США, Турции и некоторых арабских стран) и оснащенным современным оружием, средствами связи и разведки группировкам боевиков, включая ИГИЛ. Боевики успевали везде - они наносили эффективные удары по воинским частям, по позициям обороны, по военным конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была не предсказуема, захваченные населённые пункт тут же превращались в крепости с развитой инфраструктурой снабжения и фортификаций. Где произойдёт очередной прорыв, никто в командовании армии САР не мог сказать со 100% уверенностью.

Дело в том, что в действиях группировок ИГИЛ прослеживалась отработка доктрины «сетецентрических войны» (англ. Network-centric warfare ) армии США, которую они начали разрабатывать в 1998 году. Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» – это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений.

Это концепция ведения боевых действий, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Сетецентрическую войну (СЦВ), по замыслу авторов, способны вести только высокоинтеллектуальные силы. Такие силы, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, способны к большей эффективности, чем при ведении автономных, сравнительно разрозненных действий.

Группировки ИГИЛ были лишь инструментом в войне против правительства Башара Асада, управление через АСУВ и координацию боевых действий этих группировок вероятнее всего обеспечивали подрядчики ЧВК и сотни военных инструкторов, расквартированных в Турции, Кувейте и Ираке.

Доктрина СЦВ предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.

  1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления)
  2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путем подавления (уничтожения) системы ПВО противника.
  3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.
  4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

Была ли возможность у армии САР противостоять боевым действиям на основе доктрины СЦВ, ответ очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили эту «безысходную» ситуацию, так как свои боевые действия они координировали и управляли ими из единого центра АСУВ ВС РФ, в который собиралась вся информация по ТВД в Сирии. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Можно ли назвать российскую АСУВ ВС РФ и несущий боевое дежурство НЦУО РФ ответом доктрине СЦВ? И да, и нет.

Проще рассмотреть это сравнение по критерию «как есть».

АСУВ АРМИИ США.

Доктрина СЦВ, стартовавшая в 1998 году, впервые на практике была применена в войне с Ираком в 2003 году. Технической основой этой доктрины стали две АСУВ армии США - система боевого планирования и управления авиацией на ТВД - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems ) и информационная система боевого управления FBCB2 (Force XXΙ Battle Command Brigade or Below ), охватывающая тактическое управление по иерархии «бригада-батальон-рота».

Терминалы FBCB2 размещались на борту танков, БМП, БТР, САУ, ракетных пусковых установок и многоцелевых автомобилей повышенной проходимости линейных подразделений Армии и Корпуса морской пехоты США. Они были подключены к двухуровневой сети радиосвязи, включающей воздушно-наземный сегмент EPLRS/SINCGARS и космический сегмент INMARSAT. Обмен данными осуществлялся в рамках виртуальной сети тактического Интернета.

Таким образом, командирам передовых подразделений американских дивизий на поле боя были предоставлены возможности напрямую взаимодействовать с артиллерийскими подразделениями и тактической, а в отдельных случаях и стратегической авиацией.

Действия иракской армии были практически парализованы ситуационной информированностью американских войск на ранней стадии о переброске и накапливании сил обороняющихся. Характерным примером служит операции по захвату большого моста на юго-востоке Багдада.

В отчётах предоставленных командованию армии США эта операция характеризуется как «отражение попытки ночной контратаки двух бригад Республиканской гвардии при поддержке 70 танков на предмостный плацдарм одного батальона 3-й механизированной дивизии, усиленный 10 танками Abrams и 4 БМП Bradley, в городской застройке Багдада. Наткнувшись на бомбовой удар и артиллерийский огонь еще до начала перехода в контратаку и потеряв в плотных предбоевых порядках половину состава убитыми и ранеными, иракцы вынуждены были отступить».

На самом деле АСУВ дала сбой, так как не смогла обнаружить выдвигающиеся иракские бригады своевременно. Перед началом операции разведка внимательно изучила фотографии, полученные со спутников, сообщила, что мост не охраняется и никаких войск противника в окрестностях не наблюдается. Поэтому появление иракских подразделений для американского батальона стало полной неожиданностью, задержав выполнение боевой задачи почти на сутки. Лишь абсолютное господство в воздухе и превосходство в огневой мощи спасли американцев от поражения.

В целом во время компании в Ираке объединённая АСУВ оказалась малоэффективной по причине низкой пропускной способностью информационных каналов, поэтому подразделения армии США и Корпуса морской пехоты часто переходили на традиционные средства связи. По результатам войны в Ираке АСУВ была отправлена на доработку, а до тех пор рекомендована к использованию против иррегулярных войск противника..

После войны в Ираке перспективная АСУВ прошла комплексную доработку в соответствии с программой Joint Battle Command Platform . Она включает в себя информационная стыковку систем АСУВ сухопутных войск, ПВО, авиации и военно-морского флота с помощью программного интерфейса DIB (DCGS Integrated Backbone) и оснащение их терминалами FBCB2. В космическом и воздушном сегменте завершается переход на широкополосную связь. Операции в Ливии и война в Сирии показывают направление дальнейшего совершенствования этой АСУВ на практике

В настоящее время эта система действует параллельно с мультиспектральной разведывательной сетью HART (Heterogeneous Airborne Reconnaissance Team), которая имеет летный парк БПЛА в количестве 7400 единиц.

Отдельно от АСУВ работает Кибернетическое командование США (United States Cyber Command, USCYBERCOM), которое планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны США. Также особняком стоит Стратегическое командование Вооружённых сил США (United States Strategic Command, USSTRATCOM), которое объединяет управление стратегическими ядерными силами, ПРО и военными космические силами.

Таким образом, говорить о действующей единой автоматизированной системе управления войсками в армии США не приходится. Единственным преимуществом в управлении войсками Армии США являются спутниковые группировки глобальной космической связи INMARSAT (11 геостационарных спутников) и IRIDIUM (66 спутников, обращающихся вокруг Земли по 11 орбитам на высоте примерно 780 км), которые позволяют осуществлять оперативное стратегическое управление войсками США на большом расстоянии, минимизируя задержки прохождения информации.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России , в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).

Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» - это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.

АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.

Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» .

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» - НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех» , а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование - ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт» .

Основу Национального центра составляют три центра управления:

  • Центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС) предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны;
  • Центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России;
  • Центр управления повседневной деятельностью , ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Следующим этапом работы предполагается масштабирование данных информационных технологий вниз по структуре вооруженных сил до штабов соединений и тактических единиц, с сохранением базовых принципов архитектуры системы и апробированных в НЦУО конкретных программно-аппаратных решений мониторинга обстановки, поддержки принятия решений и других элементов управления войсками и силами.

В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:

  1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
  2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
  3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
  4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.

Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).

С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

Алексей Леонков

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (АСУ В), человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления войсками с целью наиболее эффективного их применения. Имеющиеся на вооружении армий развитых стран АСУВ строятся обычно в соответствии с общей структурой воинских формирований: АСУВ частей включаются в АСУВ соединений, АСУВ соединений- в АСУВ объединений и т. д. АСУВ соседних формирований оперативно и технически сопрягаются, образуя единую функциональную систему (рис. 1).

АСУВ состоят обычно из трёх осн . подсистем: вычислительной; отображения информации и общения человека с ЭВМ; связи. В АСУВ могут входить как автоматич., АСУВ СТАРШЕГО ФОРМИРОВАНИЯ так и автоматизированные системы управления боевыми средствами (АСУ БС). Автоматизир. системы позволяют командованию и должностным лицам боевых расчётов пунктов управления (ПУ) непосредственно влиять на процесс управления боевыми действиями; автоматич. системы действуют по заданной программе без участия человека.

Техн . основу АСУВ составляют ЭВМ, к-рые выполняют числовые и логические операции. средства зрительной и слуховой индикации повышают информативность общения между людьми. Необходимость перехода к АСУВ обусловлена изменениями в характере совр. боевых действий, вызвавшими потребность автоматизации управления войсками.

АСУВ может выполнять следующие функции: информационные (сбор, запоминание, хранение, накопление, обобщение, поиск, адресация, передача, отображение информации о пр-ке, о своих войсках, об условиях боевых действий и о поставленных войскам задачах); вычислительные (планирование действий, распределение ресурсов, подготовка данных для отображения и оценки обстановки, управление оружием, составление справочных данных); логические (подготовка данных для принятия операт. решений, обработка качественных данных, оценка эффективности решений и результатов боевых действий); контрольно-операционные (доведение до войск команд, приказов, директив, распоряжений, контроль за их выполнением). АСУВ может обеспечивать воспроизведение и быстрое изготовление графич., картографич. и текстуальных документов на основании данных, поступающих по каналам связи, а также вводимых ком-рами и операторами с рабочих мест. Она призвана сокращать сроки постановки задач войскам с учётом изменений обстановки, объективно контролировать выполнение приказов и распоряжений, обеспечивать получение справочных материалов с заданной степенью детализации или обобщения, выработку вариантов решений, моделирование хода боевых действий для различных вариантов решений и оценку их эффективности.

АСУВ позволяет сократить время, затрачиваемое на организацию боя и операции, улучшить взаимодействие и согласованность боевых действий, получить более глубокую, объективную оценку обстановки, уменьшить ошибки, связанные с неполным учётом информации, запаздыванием её обработки, ограниченностью, недостаточной точностью и субъективностью оценки . РЙС. 1. Структурная АСУВ обычно строит схема связи между ся на основе 3 принци-АСУВ различных Пов. 1-й (основной) -охват, послодоват. отработка и формализация широкого круга задач управления и передача их ЭВМ, создание новых методов управления в соответствии с возможностями ЭВМ.

При этом должно быть обеспечено непосредств . творческое влияние ком-ров и штабов на выполнение АСУВ информационных и ло-гич. функций. Путём анализа боевой деятельности войск выявляются задачи, возникающие в процессе управления, к-рые могут быть описаны алгоритмически. Для решения этих задач разрабатываются машинные программы. Одновременно составляются программы для выполнения вспомогат. технологич. задач (адресация, передача распоряжений и донесений, изготовление документов и т. д.).

Внедрение машинных программ может происходить параллельно с теоретич. и практич. подготовкой ком-ров и штабов к применению АСУВ. 2-й принцип заключается в системности АСУВ, что повышает эффективность общения между должностными лицами, в т. ч. и разделёнными большими расстояниями. АСУВ расширяет коллегиальность и усиливает единоначалие. Расширение коллегиальности достигается увеличением информативности общения между людьми при помощи техн. средств отображения информации, усиление единоначалия - централизацией и сосредоточением в руках ком-pa больших возможностей для быстрого и непосредств. воздействия на подчинённые войска с учётом всех данных обстановки.

Важный фактор системности - высокоинформативное общение человека с ЭВМ при помощи спец. техн. средств, в частности средств «прямого диалога». Системность АСУВ позволяет эффективно решать разнообразные вопросы ор-ганизац., методич. и техп. характера. 3-й принцип построения АСУВ - возможность наращивания этой системы, способность её развития. АСУВ должна допускать поэтапное внедрение, развёртывание и послодоват. совершенствование на уровне подсистем и элементов. Работоспособность АСУВ практически не должна нарушаться при замене отд. элементов, включении в состав АСУВ новых подсистем и сопряжении с АСУВ высших, соседних и низших звеньев.

Общая структура АСУВ - иерархическая, с большим удельным весом связей, обеспечивающих живучесть системы при поражении противником её отд. частей. Элементы АСУВ размещены на ПУ (подсистемы - вычислительная, отображения и общения; часть подсистемы связи - узлы связи). ПУ соединены каналами связи. Внутр. структура ПУ зависит от уровня автоматизации управления, распределения функций между боевым расчётом и техн. средствами, состава боевого расчёта и кол-ва техн. средств.

Объём техн. средств определяется степенью их совершенства, а также операт. требованиями к подвижности, скорости развёртывания и свёртывания, допустимому времени смены программ и т. д. Структура АСУВ зависит от уровня автоматизации. На 1-м этапе автоматизации (рис. 2), Рис. 2. Структурная схема АСУВ: 1 - сбор и обработка информации; 2 - анализ информации; 3 - подготовка вариантов решения; 4 - оценка эффективности; б - представление результатов оценки вариантов; б - отображение информации; 7 - формирование команд и распоряжений; 8 - контроль команд и распоряжений; 9 - адресование и кодирование; 10 - узел связи; К - командир; А - оператор разведки; Б - операторы направлений; .

В - операторы анализа обстановки . когда логич. функции выполняются ком-ром и лицами боевого расчёта (операторами), АСУВ подготавливает и отображает информацию, выполняет стандартные расчёты, кодирует, передаёт, принимает и декодирует команды. На 2-м, более высоком этапе автоматизации, дополнительная (логическая) функция АСУВ состоит в анализе и оценке достоверности данных и оптимизации вариантов решений, подготовленных лицами боевого расчёта. На 3-м этапе на АСУВ дополнительно может быть возложена логич. функция подготовки вариантов решений, к-рые служат рабочим материалом для творческой деятельности командира. Вычислит, подсистема может включать как универсальные, так и специализированные ЭВМ, удовлетворяющие воен. требованиям (подвижность, малые габариты, устойчивость к ударным нагрузкам, широкий температурный режим и т. д.).

Возможно применение многомашинных комплексов, в к-рых отдельные ЭВМ связаны между собой быстродействующими каналами связи . На разных уровнях управления ЭВМ имеют различную комплектацию. Ввиду большой разнотипности и разноразмерности задач ЭВМ АСУВ имеют гибкую структуру, в частности, разнотипные процессоры и виды памяти.

Подсистема отображения информации и общения включает экраны, индикаторы, табло, пульты ввода - вывода информации, в состав к-рых входят пишущие приборы, звуковые сигнализаторы, анализаторы и синтезаторы речи . Экраны и индикаторы, размеры к-рых определяются кол-вом обслуживаемых должностных лиц, могут отображать карты, обстановку и условия боевых действий, а также буквенно-цифровую информацию. Сравнительно устойчивая буквенно-цифровая информация отображается на табло.

Анализаторы и синтезаторы речи предназначены для непосредственного общения человека с ЭВМ с помощью голоса. Возможно использование мнемосхем, на к-рых наглядными символами обозначаются элементы войсковых и техн. структур; этими же символами обозначены соответствующие устройства ввода информации. Ввиду малой инерционности и высокой информативности наиболее широкими возможностями из существующих. средств отображения обладают электронно-оптич. устройства.

На электронно-оптич . индикаторах можно одновременно и взаимосвязанно отображать карты с нанесённой обстановкой, графики, формулы, таблицы, машинописный текст, фотокопии реальных объектов. Информативность средств общения согласовывается с физиологич. способностями человека и техн. возможностями ЭВМ. Важным элементом АСУВ является информационная часть, в ряде случаев образующая самостоятельную информационно-поисковую систему - ИПС для выполнения справочно-информационных задач. В ИПС вся информация справочного и операт. характера, необходимая для управления, сосредоточивается в центр, хранилище, к-рое непрерывно пополняется.

Для хранения запросов, на к-рые нужно отвечать периодически, имеется соот-ветств . устройство. Ответы на запросы отображаются на индикаторах или выдаются на печать (при необходимости изготовляются копии), обстановка автоматич. впечатывается в карты требуемого масштаба. Периферийными пунктами могут быть малые ИПС (входящие в состав соответств.

АСУВ) или оконечные устройства. связи. Язык общения с ИПС должен быть простым, ёмким и дену--екать ввод новых программ обработки информации.

Обычно это упрощённый естеств. язык, дополненный формальным языком общения с ЭВМ. Структура и состав АСУВ должны обеспечивать непрерывность, скрытность, надёжность, живучесть и помехоустойчивость управления. Непрерывность достигается высокой эксплуатационной надёжностью и быстротой реакций АСУВ на изменение обстановки, своевременным получением операт. информации, оценкой её влияния на ход событий и предполагаемый исход боевых действий, эффективным изменением программы действий в соответствии с поставленной задачей и принятым решением.

Скрытность может быть обеспечена автоматизированным учётом документов, разграничением доступа к информации должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями . Эксплуатационная надёжность АСУВ достигается резервированием осн. элементов системы, автоматизацией функционального контроля за работой устройств и поиска неисправностей, самовосстановлением (автоматизация подключения резервных блоков взамен неисправных), применением высоконадёжных элементов с большим сроком службы, модульного принципа построения аппаратуры, микроминиатюризацией (см. Миниатюризация). Для повышения живучести АСУВ предусматриваются запас. ПУ и дублирование линий связи.

В зависимости от требований к мобильности ПУ размещаются в постоянных или временных укрытиях . На подвижных ПУ применяются дополнит, маскировка и защита.

Техн. оснащение, состав информации и алгоритмы на осн. и запас. ПУ идентичны; все команды, приказы и распоряжения с осн.

ПУ могут дублироваться на запас . ПУ. АСУВ строится так, что запас.

ПУ всегда готов взять на себя управление. Живучесть сети связи обычно достигается применением скрытых, защищенных (заглублённых) каналов проводной связи, использованием радиосвязи, дублированием и использованием обходных каналов. Прямые линии связи соединяют между собой АСУВ одной ступени иерархии (связь взаимодействия), а также АСУВ, отличающиеся на 1, 2 и более ступеней (связь командования).

Структура связи, построенная по принципу «каждый с каждым» (многосвязная), имеет наибольшую живучесть, однако она обладает рядом недостатков техн. и экономич. характера. Основу подсистемы связи обычно составляют коммутационные центры, соединённые высокопроизводит, магистральными линиями, дополненными дублирующими и обходными каналами. В конкретной ситуации выбор оптпм. направления связи осуществляется автоматически. Помехоустойчивость достигается скрытностью радиочастот и трасс проводных линий, применением помехозащищённых сигналов, сокращением продолжительности передач, использованием спец. аппаратуры помехозащиты и помехозащищённых алгоритмов обработки сигналов и др. способами.

Работа ком-pa и штаба с применением АСУВ может иметь неск. иной порядок, чем в обычных условиях. Сначала на основе сведений, к-рые были выданы подсистемой отображения информации и общения, в общем виде оценивают обстановку, состояние театра воен. действий (ТВД), поле боя, технику и т. д. Для более детального изучения обстановки в АСУВ вводятся запросы на дополнит, данные о пр-ке и ТВД. Данные в системе непрерывно обновляются, поступая по автомати-зир. каналам связи от источников первичной информации (автоматич. приёмопередающих устройств, расположенных на ПУ подразделений и частей, а также с борта развед. самолётов и др. средств) как в информационную часть ИПС, так и непосредственно на рабочие места.

Если полученные данные относятся к новому фактору, им даётся очередной номер и они вносятся в память АСУВ (с указанием времени и источника их получения). Если же уточняется ранее известный фактор, то в память вносятся только изменения. Аналогично обрабатываются сведения о положении, составе, вооружении, технике безопасности, боеготовности своих войск. На основании полученной задачи и оценки обстановки у ком-pa формируются варианты возможного решения: способ выполнения задачи, группировка войск (состав сил и средств, распределение задач), порядок взаимодействия и управления, степень боеготовности и др.

Ком-р ориентирует штаб на проведение мероприятий по организации предстоящего боя (операции). Сведения о вариантах решения вводятся в ЭВМ для оценки и использования их штабом и службами. Варианты в виде схем на картах и текста автоматически выдаются для обозрения на устройствах отображения.

Каждому варианту задач сопутствует перечень положит, и отрицат . моментов и оценка его эффективности. Далее выявляются и оцениваются слабые места вариантов, изменяются ограничения и при необходимости вводятся дополнит, данные, В результате некоторые варианты исключаются, остальные - совершенствуются. Ком-р выбирает наиболее рациональный вариант, т. е. принимает решение. Принятое решение передаётся в штаб (боевому расчёту ПУ) для детализации и постановки задач войскам.

Указания войскам формируются автоматически или набираются на пультах управления автоматизир. рабочих мест операторов (боевого расчёта ПУ) и передаются в подчинённые штабы (ПУ). При этом на индикаторе автоматизир. рабочего места соответств. сигнализация подтверждает факт и время получения его адресатом. Таким же образом, но в обратном порядке могут поступать донесения о выполнении указаний.

Эффективность применения АСУВ оценивается её вкладом в экономное использование сил и средств в бою (операции). Критерии оценки - степень уменьшения потерь своих войск в лич. составе, вооружении и технике; увеличение ущерба, наносимого пр-ку; быстрота и правильность реакции должностных лиц. Учитывается также сопутствующий критерий - стоимость АСУВ (материальные затраты и кол-во обслуживающего персонала). Оптим. соотношения по критериям «эффективность - стоимость» достигаются целесообразным уровнем автоматизации, правильным распределением функций между лич. составом и техн. средствами, рациональным составом и высокими характеристиками техи. средств, эффективными алгоритмами и машинными программами, гибкой перестройкой функционального алгоритма.

Дальнейшее развитие АСУВ связано гл. обр. с совершенствованием ЭВМ, в частности с широким внедрением функциональной арифметики, возможностью оперировать смысловой информацией и повышением пропускной способности средств связи. Обмен информацией между различными абонентами в АСУВ может осуществляться через автоматич. связь, построенную на коммутационном принципе. Разрабатывая перспективные АСУВ, предусматривают автоматизацию всех осн. видов деятельности по управлению и значительному увеличению числа решаемых задач, связанных с выработкой информационно-справочных и оценочных данных, а также вариантов решений.

Литература:
Автоматизированная система управления . Т. 1-2. М., 1972; БскаревВ. А. Кибернетика и военное дело. Филос. очерк.

М., 1969; Глушков В . М. Введение в АСУ. Изд. 2-е. Киев, 1974.

Библиогр.: с. 307-311; Дружи-н и н В. В., Конторов Д. С. Идея, алгоритм, решение. Принятие решений и автоматизация.

М., 1972; Романов А . Н., Фролов Г. А. Основы автоматизации систем управления (Построение автоматизир. систем упр. ПВО). М., 1971; Б а р а н ю к В. А., Воробьев В. И. Автоматизированные системы управления штабов н военных учреждений. М., 1974.

(АСУ ВС РФ)

AUTOMATED CONTROL SYSTEM (ACS ARMED FORCES)

Новая автоматизированная система управления войсками (АСУ ВС РФ), способная работать в условиях кибератак и радиоэлектронного подавления, начнет серийно поступать в армию в 2025 году. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности генерального директора объединенного холдинга «Росэлектроника» Григорий Элькин.
«До 2022 года должна завершиться разработка технической основы для построения перспективной АСУ ВС РФ — доверенных аппаратно-программных комплексов полностью на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ). Начало серийного оснащения войск новой техникой запланировано на 2025 год», — сказал Элькин.
По его словам, новая система управления ВС РФ должна иметь серьезный «запас прочности», позволяющий устойчиво работать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. «Наши разработки учитывают все эти аспекты», — уточнил Элькин.
Он рассказал, что сейчас все системы стратегического звена управления базируются исключительно на доверенных аппаратных и программных средствах. «К примеру, в АСУ РВСН вся электронно-компонентная база, все программное обеспечение — полностью российские, и по-другому быть не может», — пояснил Элькин.
По его словам, эти принципы постепенно транслируются и на АСУ других видов и родов войск, где в аппаратуре пока допускается использование зарубежной ЭКБ с ограничениями.
ТАСС


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

(АСУ ВС РФ)

В течение последних 30 лет в СССР, США и России были созданы несколько автоматизированные системы управления боевыми действиями Сухопутных войск (АСУВ) - «Маневр», AGCCS, ATCCS, FBCB2, «Акация-М», ЕСУ ТЗ и «Андромеда-Д». Они имели различный объем реализации функций управления войсками, но совпадали между собой в общем подходе к автоматизации.
Указанные системы создавались по образу и подобию иерархической организационно-управленческой структуры Сухопутных войск. Будучи с технической точки зрения программно-аппаратными комплексами, автоматизированные системы умножали недостатки этой структуры:
- уязвимость всей системы при выходе из строя верхнего уровня;
- отсутствие горизонтальных связей между различными родами войск;
- пониженная скорость прохождения информации между подразделениями одного уровня, вынужденными общаться между собой через верхний уровень.
Разработка систем также велась в иерархической последовательности – сначала реализовывался функциональный состав верхнего уровня, затем среднего и только потом нижнего, причем приоритет полноты реализации функций определялся в той же последовательности. В результате АСУВ строились на основе однотипной централизованной архитектуры:
- центр автоматизированного управления верхнего уровня;
- центры автоматизированного управления среднего уровня;
- центры автоматизированного управления нижнего уровня.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ


Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России, в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).
Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» — это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.
АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.
Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д».
ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.
Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» — НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех», а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование — ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт».
В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:
1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.
Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).
С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

Исторический обзор

В течение последних 30 лет в СССР, США и России были созданы несколько автоматизированные системы управления боевыми действиями Сухопутных войск (АСУВ) — «Маневр», AGCCS, ATCCS, FBCB2, «Акация-М», ЕСУ ТЗ и «Андромеда-Д». Они имели различный объем реализации функций управления войсками, но совпадали между собой в общем подходе к автоматизации.

Иллюстрация АСУВ

Указанные системы создавались по образу и подобию иерархической организационно-управленческой структуры Сухопутных войск. Будучи с технической точки зрения программно-аппаратными комплексами, автоматизированные системы умножали недостатки этой структуры:
— уязвимость всей системы при выходе из строя верхнего уровня;
— отсутствие горизонтальных связей между различными родами войск;
— пониженная скорость прохождения информации между подразделениями одного уровня, вынужденными общаться между собой через верхний уровень.

Разработка систем также велась в иерархической последовательности – сначала реализовывался функциональный состав верхнего уровня, затем среднего и только потом нижнего, причем приоритет полноты реализации функций определялся в той же последовательности. В результате АСУВ строились на основе однотипной централизованной архитектуры:

— центр автоматизированного управления верхнего уровня;
— центры автоматизированного управления среднего уровня;
— центры автоматизированного управления нижнего уровня.

Из этой схемы видно, что в состав АСУВ не включались системы управления огнем (СУО) танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских и ракетных установок, комплексов ПВО/ПРО, а также информационно-управляющие системы (ИУС) технических средств разведки.

Разработка АСУВ велась при отставании в развитии основы управления войсками – связи. Создание множества разноуровневых центров автоматизированного управления имело следствием интенсивный информационный обмен между ними, что существенно увеличило потребность в пропускной способности каналов связи. Ситуация усугублялась мобильным характером центров нижнего уровня, требующим принципиально нового решения в области радиосвязи.

Изначально было понятно, что информационный обмен будет состоять не только и не столько из голосовой связи, но будет включать передачу данных, графических изображений и потокового видео. Форматы цифровой, текстовой, графической и видео информации должны быть совместимы с бортовыми системами управления многочисленных типов вооружений и средств инструментальной разведки. При этом способ информационного обмена в боевой обстановке должен выдерживать выход из строя части ретрансляционных узлов и каналов связи. Эти обстоятельства накладывали жесткие требования к унификации правил информационного обмена, которые не были до конца реализованы ни в одной из АСУВ.

Это было обусловлено ограничением целеполагания на стадии разработки концепций, постановки задач и определения приоритетов создания систем. Поскольку центры автоматизированного управления должны были располагаться на уровне штабов воинских соединений, частей и подразделений, возможности АСУВ были ограничены информационными функциями:

— планирование боевых действий.

В отличии от боевых информационно-управляющих систем комплексов ПВО/ПРО, кораблей Военно-морского флота и систем управления оружием боевых машин в АСУВ отсутствовала функция управления огнем подразделений, частей и соединений непосредственно на поле боя. Реализация функциональности АСУВ в рамках центров автоматизированного управления делало систему чрезвычайно уязвимой при выходе из строя любого из них. Даже без учета этого риска ускорение процесса принятия решений на штабном уровне оказывало слишком малое влияние на непосредственное управление боевыми действиями в виде уменьшения времени реакции на изменяющуюся оперативно-тактическую обстановку воинского соединения, части или подразделения.

Выбор цели АСУВ 2.0

Целью создания автоматизированной системы должно стать уменьшение периода времени между моментом обнаружения противника и моментом его поражения. Взаимодействие непосредственных участников боевых действий должно проходить на двухсторонней основе «передовое подразделение – подразделение огневой поддержки» в режиме реального времени. Основным видом взаимодействия служит передача по каналу связи координат и типа цели и ответное огневое воздействие по цели.

АСУВ 2.0 строится на основе распределенной сервис-ориентированной архитектуры без формирования центров автоматизированного управления. Все участники боевых действий оснащаются носимыми коммуникаторами с встроенными приемопередатчиками. Коммуникаторы содержат полнофункциональное программное обеспечение и цифровые карты местности. Бортовые СУО боевых машин, летательных аппаратов и артиллерийских, ракетных и противовоздушных комплексов (именуемые далее СУО боевых машин) и ИУС технических средств разведки, также оборудованные приемопередатчиками, содержат специализированное программное обеспечение и цифровые карты местности. Аппаратно-программные комплексы (АПК) штабов оснащены приемопередатчиками и содержат специализированное программное обеспечение с ограниченной функциональностью.

Коммуникаторы, СУО, ИУС и АПК подключаются к единой сети связи в качестве абонентских терминалов. Информационное взаимодействие между ними производится в форме обмена тактическими данными. Полнофункциональное автоматизированное управление на уровне роты и ниже обеспечивается с помощью коммуникаторов, на уровне батальона и выше — с помощью коммуникаторов и удаленного доступа к АПК по схеме «клиент-сервер»

Источником тактических данных являются коммуникаторы пехотинцев, ИУС технических средств разведки и СУО боевых машин. Обработка тактических данных выполняется следующим порядком:
— первичное целеуказание производится с помощью коммуникаторов пехотинцев и ИУС технических средств разведки;
— корректировка первичного целеуказания (при необходимости) производится с помощью коммуникаторов командного состава уровня отделения и выше;
— целераспределение производится с помощью СУО артиллерийских, ракетных и противовоздушных комплексов;
— поражение целей производится с помощью СУО боевых машин.

Обобщение тактических данных выполняется на каждом уровне управления с использованием коммуникаторов (отделение-взвод-рота), а также коммуникаторов и АПК (батальон и выше). Обобщенные тактические данные передаются на верхний и нижний уровень управления для обеспечения ситуационной осведомленности. Планирование боевых действий выполняется аналогично процессу обобщения тактических данных.

В результате структура АСУВ 2.0 приобретает вид Grid-системы, в узлах которой расположены коммуникаторы, СУО, ИУС и АПК, связанные между собой:
— по вертикали иерархией организационной воинской структуры;
— по горизонтали обменом тактическими данными.

Grid система

Постановка задач АСУВ 2.0

Связь

Несмотря на то, что система связи военного назначения является самодостаточной, проект АСУВ 2.0 должен быть скоординирован с разработкой её новой версии, обладающей большой пропускной способностью и высокой отказоустойчивостью.

В настоящее время в военной сфере основным способом передачи информации служит радиосвязь КВ и УКВ диапазона. Повышение пропускной способности радиосвязи достигается переходом на более высокие частоты, чем те, которые уже применяются. Дециметровый диапазон радиоволн используется для сотовой телефонной связи. Поэтому для АСУВ 2.0 потребуется использовать сантиметровый диапазон с частотой от 3 до 30 гГц (СВЧ-связь). Радиоволны этого диапазона распространяется в пределах прямой видимости, но отличаются сильным затуханием при прохождении через вертикальные препятствия типа стен зданий и стволов деревьев. Для их обхода ретрансляторы СВЧ-связи необходимо размещать в воздухе на борту БПЛА. С целью минимизации затемненных зон максимальный угол наклона излучения к поверхности земли не должен превышать 45 градусов.

Воздушный сегмент сети СВЧ-связи предназначен для применения в зоне боевых действий. Для связевого обслуживания разведывательных операций в тылу противника необходимо использовать космический сегмент СВЧ-связи. Обмен информацией между стационарными объектами в своем тылу целесообразно осуществлять с помощью проводного сегмента связи, работающего в оптическом диапазоне частот электромагнитного спектра. Наличие воздушного сегмента не исключает применение переносных наземных СВЧ-ретрансляторов ближнего радиуса действия, используемых при ведении боевых действий внутри помещений с радионепроницаемыми перекрытиями.

Схема связи

Для поддержания постоянного радиоконтакта в в воздушном сегменте сети СВЧ-связи требуется отказаться от существующей транковой схемы «одна базовая станция – множество абонентских приемопередатчиков» и перейти к зональной схеме «множество узловых станций – множество абонентских приемопередатчиков». Узловые станции – ретрансляторы должны быть размещены в вершинах топологической сети с треугольными ячейками (сотами). Каждая узловая станция должна обеспечивать выполнение следующих функций:

— коммутация каналов по запросу абонентов;
— ретрансляция сигналов между абонентскими приемопередатчиками;
— ретрансляция сигналов между зонами сети;
— ретрансляция сигналов от/на стационарные абонентские приемопередатчики, служащие шлюзами проводного сегмента сети связи;
— ретрансляция сигналов из/в космический сегмент сети связи.

В зависимости от класса БПЛА высота размещения узловых станций над поверхностью земли составит от 6 до12 км. При максимальном угле наклона излучения радиус связевого обслуживания будет находиться в том же интервале значений. С целью взаимного перекрытия зон обслуживания расстояние между узловыми станциями должно быть сокращено вдвое от максимального. Таким образом достигается высокая отказоустойчивость сети путем семикратного резервирования узловых станций. Дополнительную степень отказоустойчивости СВЧ-связи обеспечивается путем дислокации БПЛА-ретрансляторов только над своей территорией и прикрытием узлов сети с помощью комплексов ПВО/ПРО малой дальности.

DarkStar — БПЛА ретранслятор с ФАР СВЧ-диапазона

Помехоустойчивость обеспечивается путем использования технологии кодирования каналов связи в широкополосной полосе пропускания в соответствии со стандартом CDMA, который отличается шумоподобным спектром сигнала, поддержкой выделенных каналов передачи данных/голоса или объединения нескольких каналов для передачи потокового видео. Отраженные от естественных препятствий сигналы суммируются с основным сигналом, что повышает помехозащищенность системы. Связь с каждым абонентом поддерживается не менее чем двумя лучами, позволяя осуществлять переход абонента между различными узлами и зонами сети без потери связи. Применение узконаправленного излучения позволяет снизить радиозаметность приемопередатчиков и с высокой точностью определять местоположение абонентов сети.

Технологии, протоколы и форматы передачи информации

Вся информация в сети связи, обслуживающей АСУВ 2.0, передается в цифровом виде. С целью обеспечения мультисервисного режима работы предлагается использовать технологию MPLS, основанную на присвоении унифицированных меток пакетам информации вне зависимости от транспортного протокола, поддерживающего передачу информации определенного типа. Метки адресуют информацию по сквозному каналу и позволяют устанавливать приоритетность передачи в зависимости от типа информации и адреса сообщения.

В сети СВЧ-связи используется канальный протокол WCDMA с кодовым разделением каналов и расширенным спектром сигналов, мощность которых может быть меньше мощности радиофона, что в сочетании с широкополосным характером сигналов дает возможность повторного использования одной и той же полосы частот в соседних зонах сети.

Спектр CDMA

В проводном сегменте сети предлагается использовать канальный протокол Ethernet с кодовым разделением каналов, последняя версия стандарта которого обеспечивает обмен информацией в дуплексном режиме работы без комплексирования по одному оптическому волокну со скоростью 25 гигабит в секунду, с комплексированием по четырем оптическим волокнам со скоростью 100 гигабит в секунду. При этом расстояние между узлами связи/усилителями сигнала может достигать40 км.

В качестве коммутаторов в узлах сети необходимо использовать маршрутизаторы, контролирующие состав сети с помощью протокола динамической маршрутизации OSPF. Протокол поддерживает автоматическое реконфигурирование зон, узлов и каналов в случае выхода из строя части маршрутизаторов.

На общесетевом уровне используется протокол IP, который обеспечивает гарантированную доставку информационных сообщений, состоящих из отдельных пакетов, по любому из возможных маршрутов, проходящих через узлы сети и соединяющих двух и более абонентов. Связь прерывается только в случае выхода из строя всех узлов сети.

Транспортные протоколы передачи информации определенного типа являются стандартными решениями, апробированными в сети Интернет:
— протокол передачи данных TCP;
— протокол передачи голоса VoIP;
— протокол передачи потокового видео RTP.

В качестве прикладного протокола передачи данных предлагается использовать HTTP с расширением MIME. Форматы представления данных включают HTML (текст), JPEG (фотоснимки), MID/MIF (картографические данные), MP3 (звук) и MPEG (видео).

Функциональный состав АСУВ 2.0

АСУВ 2.0 должна обеспечить переход от информационной системы к системе управления, реализующей следующие функции:
— ситуационная осведомленность об оперативно-тактической обстановке;
— планирование боевых действий;
— управление боевыми действиями.

Ситуационная осведомленность обеспечивается интеграцией в реальном режиме времени всех имеющихся сведений о дислокации военнослужащих и боевой техники, входящих в состав собственного подразделения, соседних подразделений, а также в состав сил противника:

— местоположение военнослужащих собственного подразделения, оснащенных коммуникаторами, боевых машин, оснащенных СУО, и средств технической разведки, оснащенных ИУС, пеленгуется БПЛА-ретрансляторами;
— местоположение войск и вооружений соседних подразделений передается с верхнего уровня АСУВ 2.0;
— местоположение огневых точек и боевых машин противника на поле боя определяется пехотинцами в процессе целеуказания с помощью коммуникаторов, а также экипажами боевых машин с помощью СУО;
— местоположение войск и вооружений противника в его тылу распознается операторами средств технической разведки с помощью ИУС.

Цифровое поле боя

Планирование боевых действий осуществляется по одному из двух вариантов:
— оперативное планирование потребностей в боеприпасах, топливе и продовольствии по данным фактического расхода в ходе боевых действий;
— перспективное планирование боевых действий с определением рубежа развертывания, полосы наступления, конечного объекта, сил огневой поддержки и т.д.

Оперативное планирование потребностей в материально-техническом снабжении производится с помощью коммуникаторов, перспективное планирование боевых действий — с помощью АПК.

Управление действиями подразделений непосредственно в ходе боя производится в режиме реального времени путем приема голосовой и видеоинформации, отдачи голосовых указаний подчиненным военнослужащим, а также с помощью:
— корректировки первичного целеуказания передовых подразделений с изменением приоритетности поражения выбранных целей;
— корректировки первичного целераспределения подразделений огневой поддержки с изменением типа оружия, вида боеприпасов, секторов обстрела и т.д.

Кроме этого, программное обеспечение коммуникатора пехотинца должно обеспечивать функции системы управления носимым оружием для минимизации количества аппаратуры, входящей в состав экипировки военнослужащих. Коммуникатор служит в качестве СУО штурмовых и снайперских винтовок, пулеметов, реактивных и автоматических гранатометов. Наведение оружия на цель осуществляется с помощью совмещения линии визирования прицельных приспособлений с виртуальной проекцией этой линии, рассчитанной процессором с учетом координат, дальности и скорости движения цели.

Коммуникатор пехотинца АСУВ 2.0

Коммуникатор пехотинца предназначен для индивидуального оснащения рядовых, сержантов, офицеров и генералов Сухопутных войск. Он выполнен в виде карманного устройства с герметичным корпусом, внутри которого расположены процессор, оперативная память, постоянное запоминающее устройство, аккумулятор, радиомодем, порты подключения внешней антенны и устройства отображения информации, вход оптоволоконной линии связи и электроразъём для подзарядки аккумулятора. Кроме этого, коммуникатор содержит модули глобальной спутниковой системы позиционирования и автономной инерциальной системы ориентирования.

Купольная антенна

Коммуникатор оснащен внешней антенной в одном из двух вариантов:
— всенаправленная штыревая антенна;
— узконаправленная активная фазированная антенная решетка (АФАР), формирующая следящий радиолуч в направлении БПЛА-ретранслятора воздушного сегмента СВЧ-связи или орбиты спутника-ретранслятора космического сегментп СВЧ-связи.

Штыревая антенна устанавливается непосредственно в разъем порта коммуникатора и предназначена для беспроводной связи внутри экранированного помещения. В комплекте со штыревой антенной и бортовым СВЧ-ретранслятором небольшой мощности коммуникатор обеспечивает распределенную работу командиров подразделений и операторов штабов, находящихся на мобильных командных пунктах и на борту командно-штабных машин, вертолетов и самолетов.

АФАР выполнена в виде купольной оболочки, образованной гибкой печатной платой, на лицевой стороне которой располагаются излучающие элементы, на обратной стороне – экранирующее металлическое покрытие. Купольная оболочка вкладывается внутрь полимерного шлема пехотинца и соединяется с коммуникатором с помощью оптоволоконного кабеля, связывающего между собой двунаправленные оптоэлектронные преобразователи. АФАР предназначена для мобильной радиосвязи с центрами автоматизированного управления, другими коммуникаторами и СУО боевых машин.

ФАР на печатной плате

Следящий луч АФАР позволяет на порядок снизить мощность излучения антенны, исключить радиозаметность передатчиков и обеспечить для СВЧ-ретрансляторов возможность пространственной селекции радиолучей и источников помех, создаваемых противником с помощью средств РЭБ.

Устройство отображения информации состоит из проекционных очков, вибрационных динамиков/микрофонов, передающих звук через костную ткань черепа, и оптоволоконного кабеля, соединяющего порт коммуникатора с проекционными очками. В порту размещены двунаправленные оптоэлектронные преобразователи. Проекционные очки состоят из оправы, защитных линз, призматических проекторов, внешних и внутренних объективов.

Вибрационные динамики/микрофоны содержат двунаправленные оптоакустические преобразователи. Изображение передается в трех диапазонах оптического спектра – видимом от оптоэлектронных преобразователей к проекторам, ближнем инфракрасном от оптоэлектронных преобразователей к внутренним объективам и обратно, а также в дальнем инфракрасном от внешних объективов к оптоэлектронным преобразователям. Звук передается в виде модулированного инфракрасного излучения между оптоэлектронными и оптоакустическими преобразователями.

Проекционные очки

Тепловое изображение местности, принятое внешними объективами и обработанное процессором, преобразуется в видимое и проецируется на внутреннюю поверхность защитных линз проекционных очков, в том числе с увеличением. Одновременно тепловое изображение совмещается с цифровой топографической картой, хранимой в постоянном запоминающем устройстве, для ориентирования на местности и определения координат целей. На поверхности защитных линз проецируются тактические знаки, прицельная сетка, виртуальные кнопки, курсор и т.д. Инфракрасное излучение, отраженное от зрачков глаз, служит для позиционирования курсора в поле зрения. Управление коммуникатором производится с помощью голосовых команд и жестов рук.

Члены экипажей боевых машин также экипируются коммуникаторами, подключающимися к бортовой СУО по внутренней проводной линии связи. За пределами боевой машины беспроводная связь членов экипажа обеспечивается с помощью купольных АФАР, встроенных в защитные шлемы.

Цифровая карта местности

Аппаратно-программное обеспечение АСУВ 2.0

Информационная безопасность

Защита информации в каналах связи должна обеспечиваться с помощью симметричного шифрования и технологии закрытых ключей, которые регулярно заменяются на новые с помощью ассиметричного шифрования и технологии открытых ключей.

Процессоры коммуникаторов пехотинцев, СУО боевых машин, ИУС средств технической разведки и АПК штабов должны иметь уникальные идентификационные номера, учитываемые в алгоритмах шифрования информации позволяющие блокировать связь в случае попадания оборудования в руки противника.

Аппаратура АСУВ 2.0 должны поддерживать режим радиомониторинга за своим местоположением (путем пеленгования излучаемых радиосигналов с помощью БПЛА-ретрансляторов) и физическим состоянием военнослужащих — носителей аппаратуры (путем контроля дыхания с помощью вибрационных микрофонов). В случае попадания аппаратуры в руки противника или потери сознания носителем аппаратуры связь блокируется.

Аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение АСУВ 2.0 должно производиться на отечественной элементной базе с использованием сертифицированных импортных комплектующих. С целью минимизации энергопотребления и тепловыделения аппаратного обеспечения в нём должны использоваться многоядерные процессоры и твердотельные устройства постоянного хранения информации.

Для защиты от воздействия электромагнитных импульсов высокой мощности электронную аппаратуру и внешние источники электропитания помещают в герметичные металлические корпуса с кондуктивным охлаждением. Кабели электропитания экранируют металлической оплеткой. Во внешних электроразъёмах монтируют предохранители в виде лавинно-пролётных диодов. Проводные линии связи выполняют из оптического волокна. Внешние записывающие устройства оборудуют двунаправленными оптоэлектронными преобразователями, подключаемыми к аппаратуре аналогично проводным линиям связи.

Источниками электроэнергии служат литий-ионные аккумулятоы повышенной емкости, подзаряжаемые от бортовых генераторов боевых и транспортных машин.

Вычислительная мощность аппаратуры должна обеспечивать её многократное резервирование по следующей схеме:

— при выбытии из строя коммуникатора командира подразделения верхнего уровня его функции автоматически переходят к коммуникатору заместителя командира подразделения (в случае пехотного подразделения к одному из пехотинцев);

— при выбытии из строя коммуникатора заместителя командира подразделения его функции автоматически переходят к коммуникатору одного из командиров подразделения нижнего уровня;

— при выбытии из строя АПК штаба подразделения верхнего уровня его функции автоматически переходят к АПК штаба на запасном командном пункте;

— при выбытии из строя АПК штаба на запасном командном пункте его функции автоматически переходят к АПК штаба одного из подразделений нижнего уровня.

Программное обеспечение

Программное обеспечение АСУВ 2.0 должно разрабатываться в соответствии с компьютерными и связевыми технологиями, протоколами передачи данных и форматами представления информации, отвечающими международным стандартам.

Системное программное обеспечение, включающее систему ввода-вывода, операционную систему, файловую систему и систему управления базами данных, должно состоять только из отечественных программных продуктов в целях исключения несанкционированного доступа к информации, перехвата управления и вывода из строя программного обеспечения и вооружения.

Прикладное программное обеспечение может содержать как отечественные так и импортные компоненты при условии поставок последних с открытым исходным кодом и описанием блок-схем используемых алгоритмов.

Проектирование и постановка на вооружение АСУВ 2.0

Вопросы создания российского производства элементной базы и межгосударственной кооперации производства комплектующих изделий АСУВ 2.0 относятся к компетенции Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Разработка концепции, постановка задач, утверждение единого перечня технологий, протоколов и форматов передачи данных, целесообразно поручить проектной группе под руководством Министра обороны Российской Федерации.

Для координации деятельности организаций-разработчиков регламентов, аппаратуры, алгоритмов и программного обеспечения систем связи и вычислительной техники, а также для обеспечения последующего функционирования АСУВ 2.0 в подчинении Генерального штаба ВС РФ необходимо создать оперативное командование по образцу Кибернетического командования США (United States Cyber Command).

При постановке на вооружение АСУВ 2.0 её функциональность должна быть обеспечена на уровне C4ISR (Сommand, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance, Reconnaissance). При этом уровень автоматизированного управления в тактическом звене должен соответствовать технологии цифрового поля боя (Digital Battle Field).

/Андрей Васильев, специально для «Армейского Вестника» /

Совсем недавно, 2 ноября текущего года, в Москве завершилась 11 Международная выставка "Интерполитех-2007", которая была посвящена вопросам обеспечения безопасности личности и государства в самом широком смысле слова. В ней приняли участие 370 предприятий, в том числе из США, Дании, Нидерландов и ряда других стран.

Среди многих отечественных предприятий на одном из стендов свою продукцию демонстрировало ОАО "Концерн "Созвездие". В свое время одной из причин его создание являлась необходимость разработки и внедрения системы управления войсками тактического звена. Следует отметить, что большая часть программно-аппаратных комплексов и средств, которые являются основой системы, уже освоены и создаются на предприятиях Концерна.

В интересах достижения этой и других целей Концерн, как крупная интегрированная структура, объединил известных разработчиков и производителей продукции военного и гражданского назначения и ведет широкую многоплановую деятельность. Среди основных направлений его конечной деятельности можно выделить такие, как производство оборудования и программного обеспечения сотовых и транкинговых сетей связи, оборудования и программного обеспечения специальной открытой и закрытой высококачественной дуплексной цифровой радиосвязи, оборудования для лазерных, оптических и цифровых сетей связи, оборудования и программного обеспечения сетей связи для транспорта, многофункциональных инфокоммуникационных систем и комплексов.

Сегодня многие образцы продукции предприятий Концерна серийно выпускаются и используются для обнаружения и распознания наземных малоскоростных целей в интересах охраны заданной зоны в условиях ограниченной оптической видимости, обеспечения открытой и закрытой радиосвязи в радиосетях тактического звена управления и решения др. задач.

Одним из вопросов, привлекших внимание специалистов в ходе выставки и, особенно, после ее завершения явилось сообщение ряда СМИ о создании ОАО "Концерн "Созвездие" системы автоматизированного управления войсками (АСУВ), предназначенной для использования в тактическом звене. По словам представителя Концерна, в сентябре 2006 года АСУВ прошла комплексные и государственные испытания, принята на вооружение и сейчас идет активная подготовка к ее серийному производству.

Чем же обусловлен и обоснован ли повышенный интерес к этой АСУВ?
Для лучшего понимания этого вопроса следует обратиться к истории создания и применения АСУВ в практике войск.

Как показал опыт недавно прошедших и продолжающихся военных конфликтов, в противоборстве с применением традиционных и, особенно, новых средств вооруженной борьбы большое значение приобретает информационное взаимодействие всех участников боевой операции. Своевременно осознав значение этого фактора, США и их союзники по НАТО резко активизировали свои усилия по созданию так называемой сетевой системы управления боевыми действиями, подчинив стратегии интеграции в эту систему сегодня все разработки новых вооружений.

Уже с 1962 года, через четыре года после созданной на средства американского военного бюджета первой интегральной схемы, министерство обороны США начало регулярно финансировать разработки, направленные на реализацию межкомпьютерного взаимодействия и развитие сетевых технологий. В ходе этих разработок в 1969 году американские военные создали прообраз Интернета, представляющего собой первую локальную сеть, повышающую надежность компьютеров в условиях применения ядерного оружия. В 1971 году появился микропроцессор, а в 1972 году - первая электронная почта. В 90-е годы, с началом использования в качестве коммуникационных средств обычных телефонных сетей и космических аппаратов связи, потенциальные возможности Интернета начали приобретать глобальный характер. Итогом этого процесса явилось подписание главами государств "восьмерки" в 2000 году на Окинаве "Хартии глобального информационного общества", в которой говорится, что "информационно-коммуникационные технологии глобальны по своей сути и требуют глобального подхода".

Сегодня вопросы управления войсками и боевыми действиями с использованием средств автоматизации тесно связаны с вопросами информационной борьбы.

Впервые информационные технологии, как средства ведения боевых действий, были использованы в войне против Ирака в 1991 году, а термин "информационная война" официально - в директиве министра обороны США от 21 декабря 1992 года. В 1996 году Пентагон утвердил доктрину информационной войны ("Доктрина борьбы с системами контроля и управления"), а в 1998 году министерство обороны США вводит в действие "Объединенную доктрину информационных операций". Согласно последней информационная война определяется как "комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противника, на его военно-политическое руководство с целью принятия им уже в мирное время благоприятных для страны-инициатора информационного воздействия решений и полной парализации инфраструктуры управления противника в ходе конфликта".

Согласно "Объединенной доктрины…" информационное оружие рассматривается как арсенал средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Эффективное применение информационного оружия тесно связано с использованием космических средств. Так, созданная Агентством национальной безопасности США глобальная система "Эшелон" базируется на орбитальной группировке космических аппаратов радиоэлектронной разведки. Проект Пентагона "Боевые системы будущего" предполагает достижение вооруженными силами США к 2010 году полного информационного превосходства над любым противником. Этому способствует и быстрое увеличение числа пользователей Интернета. По мнению специалистов в этой области, поражение в информационной войне может надолго (если не навсегда) отбросить проигравшую страну назад в ее развитии, а страна-победитель получит неограниченные возможности управлять побежденными.

После террористического акта 11 сентября министр обороны США Д. Рамсфелд заявил, что Америка должна готовиться к войне нового типа, которая будет разительно отличаться не только от войн ХХ века, но и от войны с международным терроризмом. В зарубежных источниках грядущая война, требующая новых принципов оперативного искусства, получила название "сетевой войны" (network-centric warfare). Концепция "сетевой войны" положена в основу программы военного строительства в США до 2010 года ("Joint Vision 2010"), а для ее ведения уже сегодня создается новая глобальная информационная сеть Пентагона (проект Defense Information Grid), первым полигоном которой стал Афганистан.

"Сетевая война" основана на достижении информационного превосходства над противником, которое преобразуется в подавляющую боевую мощь за счет связи интеллектуальных объектов (сети датчиков, штабов и исполнительских узлов) в единое информационное пространство театра военных действий. При этом, трансформируя понятие "поля боя" в понятие "боевое пространство", концепция "сетевой войны" в качестве виртуальных целей, кроме традиционных, выделяет эмоции людей, человеческую психику и т.п.

В "сетевой войне" географическое понятие театра военных действий теряет смысл, а поле боя преобразуется в боевое пространство, на котором высокоинтеллектуальная виртуальная война в большей степени наносит поражающее действие, чем непосредственно огневой контакт. Конечная реализация задач будет возложена не столько на отряды коммандос, сколько на неправительственные организации и фонды, создаваемые или уже созданные. Именно они должны манипулировать "общественным мнением" в тех странах, которые, по оценкам США, мешают поддержанию сложившегося мирового порядка.

Завершая этот своеобразный исторический экскурс, следует отметить отношение к проблеме управления войсками и оружием адмирала Эдмунда П. Гямбастиани, первого верховного Главнокомандующего Стратегическим командованием по трансформации ОВС НАТО (СКТ ОВС НАТО), а также Командующего Командованием объединенными силами США (до этого он был главным военным помощником Дональда Х. Рамсфелда). На занимаемых постах адмирал занимается вопросами преобразования военных структур, сил, потенциала и доктрины НАТО; отвечает за вопросы максимизации современного и будущего военного потенциала США, возглавляет работу по преобразованию и совершенствованию американских объединенных сил и концепций их применения, проведение экспериментов для выработки требований к объединенным формированиям, оперативной совместимости сил и средств, проведения совместной боевой подготовки и обеспечения вооруженных сил США боеготовыми формированиями и средствами.

По его словам, "Мы теперь рассматриваем будущее через призму информационного века, когда боевые действия ведутся в боевом пространстве, а не на поле битвы. Мы устраняем искусственные границы, которые были созданы, чтобы разграничить зоны ответственности между видами вооруженных сил, и преобразовываем их в хорошо скоординированное боевое пространство с целью создания условий для слаженных действий межвидовых сил". Адмирал П. Гямбастиани считает, что такие силы смогут концентрировать свои усилия в соответствии с обстановкой там, где это необходимо и в требуемые сроки. При этом "исчезает потребность сосредотачивать личный состав и военную технику с учетом географических условий и границ". По моему мнению, информация, средства ее сбора, анализа и распространения для принятия важнейших решений в этом многомерном боевом пространстве станут самым мощным технологическим оружием…".

Требованиям и основным положениям вышеуказанных концепций и доктрин полностью отвечает стремление максимально возможно автоматизировать процесс управления войсками при вооруженном противостоянии.

С учетом сказанного особое значение в настоящее время приобретают вопросы надежного и эффективного управления войсками. Наилучшим вариантом считается тот, при котором этот процесс реализуется в режиме реального времени, что может быть обеспечено только при комплексном ("сетевом") использовании АСУВ. Это предполагает наличие необходимых элементов автоматизированного управления войсками во всех звеньях управления, объединенных в единую систему. В противном случае отсутствие (нарушение) взаимосвязи между элементами АСУВ по горизонтали и, особенно, по вертикали нарушает скоростной режим обмена информацией и ведет к утрате тех преимуществ, которые имеет управление с использованием средств автоматизации по сравнению с использованием традиционных средств и способов управлением.

Не секрет, что в войсках РФ эта проблема, особенно в тактическом звене, не решена по настоящее время. Одной из основных причин такого положения является то, что не получалось создание непрерывной, от солдата до руководства дивизией, непрерывной цепочки управления. Судя по сообщениям ряда СМИ, сегодня эту проблему специалистам ОАО "Концерн" "Созвездие" удалось решить.

В ходе выставки "Интерполитех-2007" представители Концерна сообщили, что конце прошлого года новая система управления войсками успешно прошла комплексные и государственные испытания, по результатам которых она была принята на вооружение. В настоящее время идет подготовка к ее серийному производству, некоторые ее фрагменты, на которые получен заказ от Сухопутных войск РФ, уже внедряются в войска.


Основой новой системы автоматизированного управления войсковыми подразделениями являются комплекты программно-технических средств, которыми будут оснащены все звенья управления - от солдата до командира дивизии. Солдатский комплект, предположительно, будет включать радиостанцию и нарукавный дисплей, с помощью которых солдат сможет принимать необходимую информацию от вышестоящего командира и передавать ему результаты своих действий. По сути, аналогичными, но с более широкими возможностями комплектами программно-технических средств, предназначенных для обмена цифровой и речевой информацией, будут оснащены командиры отделений, рот, батальонов.

Можно предположить, что полковом и дивизионном звене будут использоваться комплекты программно-технических средств, которые будут иметь значительно большие возможности, а следовательно и массогабаритные характеристики. Это, по всей вероятности, потребует размещения их на самоходной автомобильной или гусеничной базе.

В состав таких комплектов и системы в целом, по всей вероятности, войдут командно-штабные машины, средства связи и целеуказания, системы управления огнем, самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты. Можно сделать вывод, что эта система будет иметь открытую архитектуру, которая позволит интегрировать в нее специализированные автоматизированные системы родов войск и наращивать ее как по вертикали, так и по горизонтали. При этом, несмотря на открытость, вся информация в системе будет иметь высокую степень защищенности от несанкционированного доступа и соответствовать требованиям военного стандарта.

Циркулирующая в реальном масштабе времени информация будет передаваться в оптимальном для восприятия виде - графиков, текста, таблиц, теле- и видеоизображения. Это позволит командиру дивизии иметь полное представление о действиях подчиненных подразделений на поля боя и принимать, в соответствии со складывающейся обстановкой, адекватные решения. Открытая архитектура позволяет наращивать систему, при этом она защищена от несанкционированного доступа по военным стандартам.

Новая автоматизированная система управления общевойсковыми соединениями, при дальнейшем ее развитии, позволит реализовать концепцию Battlespace - "Боевого пространства" в российских вооруженных силах. В реальности возникнет ситуация, когда все участники этой системы смогут получать любую интересующую их информацию и использовать ее интересах максимальной реализации потенциальных боевых возможностей своих сил и средств вооруженной борьбы. При этом, каждое звено, охваченное этой системой, будет не только ее потребителем, но, и это главное, ее поставщиком в "систему". Только при выполнении этого условия, по мнению специалистов, такая система управления сможет непрерывно функционировать в условиях активного информационного противодействия со стороны противника.

Источники