Что проверяет гит. Выездные проверки ГИТ: как подготовиться работодателю? Права работодателей при проверках. Что проверяет ГИТ при плановой проверке

11.04.2024

Каждый год ответственные специалисты и руководители многих предприятий ждут этого события. И вот, наконец, государственная инспекция труда опубликовала планы проведения проверок по субъектам РФ на 2017 год. Кто-то, не обнаружив себя в списках, вздохнул с облегчением, но кому-то в этом году предстоит пережить это не слишком радостное событие.

Однако, как говориться, «предупрежден - значит, вооружен». И зная, что в текущем году вашему предприятию предстоит принимать в своих стенах инспекторов ГИС, вы можете должным образом подготовиться к встрече.

С чего стоит начать – конечно, с изучения законодательства. Причем, помимо ответов на вопросы, которые госинспектор может задать вам, есть смысл подготовить еще и свои вопросы к проверяющим. Ранее, мы уже писали об этом в статье Консультант по охране труда. Выпуск №18 - Чего ждать от проверки государственной инспекции труда?

Прежде всего, важно понимать, что деятельность госинспекторов строго регламентирована законом. К основным нормативным актам, ограничивающим полномочия ревизоров относятся Трудовой кодекс РФ (его отдельны положения), Федеральный закон N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , а также Женевская Конвенция № 81 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» , принятая 11.07.1947. Кроме того, существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" .

Сегодня мы приведем наиболее интересные положения Федерального закона N 294-ФЗ, знание которых может оказаться особенно полезным для специалистов по охране труда:

В июле 2016 года в данный закон введено новое положение, которое предусматривает возможность использования проверяющими в ходе плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов). Причем данный список может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, или ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения законодателя (п.11 ст.9) – это должно быть отражено в приказе о проверке.

В п. 12 ст.9 сдержится четкое указание на обязательность заблаговременного уведомления организации или ИП о предстоящей проверке. Срок, установленный законом, составляет 3 рабочих дня. Причем, в соответствии с последними изменениями такое уведомление может поступить в организацию даже на официальный адрес электронной почты.

В соответствии со ст.13 ФЗ N 294 допустимый срок проведения одной проверки не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях он может быть продлен еще на 20 дней). Причем для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок и существенно меньше и не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Этой же статьей предусмотрено формирование единого реестра проверок. Ответственным оператором ведения которого назначена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Проверить, предстоит ли вашей организации в этом году принимать у себя проверяющих, можно по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/ .

Любая проверка организации должна проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа (ст.14). Причем данный приказ должен содержать исчерпывающую информацию о самой проверке. В частности, в нем должны быть указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, перечень документов, которые проверяемая организация обязана предоставить в ходе проверки, а также реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) и многое другое.

По результатам проверки должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых – ваш. (ст.16).

Ну и, наконец, самое интересное – если проверка была проведена с грубыми нарушениями со стороны проверяющих, то ее результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст.20). К таким нарушениям, например, может быть отнесено требование документов, не относящихся к предмету проверки или превышение установленных сроков проведения проверок, а также не предоставление приказа или акта, упомянутых выше по тексту.

Также к предстоящей проверке можно подготовиться при помощи сервиса «Электронный инспектор», о котором мы недавно писали в одной из наших статей «Удобный сервис от Роструда ».

Предприятия, имеющие на своем балансе опасные производственные объекты, могут стать объектом внимания Ростехнадзора. Планы проверок данной организации также доступны для ознакомления заранее. Действия Ростехнадзора при проверке помимо указанных выше федеральных законов тоже регулируются соответствующими административными регламентами, многие из которых доступны на сайте данной организации. Проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов регулируется приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах ".

План проверок Ростехнадзора на 2017 - скачать

Планы проведения плановых проверок государственными инспекциями труда по субъектам РФ:

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Новгородская область

Псковская область

Республика Карелия

Южный федеральный округ

Астраханская область

Волгоградская область

Краснодарский край

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Северная Осетия – Алания

Ставропольский край

Чеченская Республика

Приволжский федеральный округ

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Самарская область

Саратовская область

Удмуртская Республика

Ульяновская область

Г осударственная инспекция труда (ГИТ) - главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий государственных инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки.

В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.

Самые «популярные» нарушения выявляются в области:

  • заключения, изменения и прекращения трудового договора;
  • оплаты труда, в том числе при увольнении;
  • охраны труда;
  • режима труда и отдыха;
  • непредоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • дисциплины труда и применения взысканий;
  • гарантий, предоставленных ТК РФ отдельным категориям работников;
  • повышения квалификации;
  • нарушений при принятии локальных нормативных актов;
  • исполнения требований законодательства при применении иностранной рабочей силы.

1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора

Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем:

  • трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме;
  • в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты));
  • при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ);
  • прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под личную подпись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
  • лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ);
  • нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ);
  • не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. - ст. 72, 74 ТК РФ);
  • установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения);
  • вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ГИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда.

При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ).

Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами. Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности - для электрика, справка об отсутствии судимости - для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях.

Пример 1

Свернуть Показать

ГИТ квалифицировала прием на работу в ГУ «МДОЦ» «Лесная сказка» работников, не представивших справки о наличии (отсутствии) судимости и/или фактах уголовного преследования в личные дела, как нарушение ст. 65, 351.1 ТК РФ. В отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа .

Нарушения в области изменения трудового договора чаще всего заключаются в неправильном оформлении переводов работников на другую работу. Работодателем, как правило, нарушается требование о наличии письменного согласия работника на перевод.

Еще чаще, по данным проверок ГИТ, встречаются нарушения при изменении определенных сторонами условий трудового договора, в части порядка оплаты труда и составных частей заработной платы.

Пример 3

Свернуть Показать

В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил в письменной форме работников об изменении системы оплаты труда в МУК «Белоярский ЦДиТ». Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности .

При расторжении трудового договора инспекторы нередко констатируют нарушения порядка расторжения (например, срочного трудового договора или по основанию, предусмотренному ст. 71 ТК РФ, - по результатам неудовлетворительного испытания), а также требований ТК РФ о совершении определенных действий работодателя в день увольнения - о выдаче трудовой книжки и проведении окончательного расчета.

2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении

Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ГИТ фиксируются следующие виды:

  • выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ).
О судебной практике подробнее читайте статью « » на стр. 80 журнала № 2" 2012

Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение - обычное дело. Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д.

Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, - очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.

Пример 4

Свернуть Показать

В ООО «Производственный центр «Поиск» 12.11.2011 ГИТ выявила нарушения ст. 140, 183 ТК РФ в части невыплаты полного денежного расчета при увольнении, в том числе пособия при временной нетрудоспособности. Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа .

Практика показывает, что по нарушению ст. 136 ТК РФ, выражающемуся в задержке оплаты труда, очень часто фиксируются рецидивы. Такое положение вещей обычно связано с нестабильной финансовой ситуацией на предприятии. При этом организация не обязательно находится в стадии банкротства. Частой причиной являются неплатежи со стороны контрагентов, ситуация конфликта с налоговыми, таможенными органами, возникшего в результате недоначисления налогов, неуплаты таможенных платежей. И, как результат, - приостановление операций по счету. А это препятствует своевременному проведению расчетов с собственными работниками по оплате труда без выполнения определенных сложных и длительных действий для получения денежных средств с собственного счета на оплату труда работникам. Однако указанное «бедственное» положение предприятия-работодателя никак не влияет на его обязанность по своевременной оплате труда, а также на ответственность, к которой оно может быть привлечено за данный вид нарушения ТК РФ.

Пример 5

Свернуть Показать

18.11.2011 ГИТ провела проверку исполнения ранее выданного предписания о выплате работникам МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» задолженности по заработной плате. Предписание не исполнено. Составлен протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен в суд .

Задолженность перед работниками может быть небольшой по размеру и срокам, но это не влияет не только на возможность привлечения работодателя к административной ответственности, но и на размер санкции.

3. Нарушения в области охраны труда

Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель.

Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест , установленные ст. 209-212 ТК РФ. Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места.

Проведение аттестации рабочих мест - мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности и необходимости делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда.

Пример 6

Свернуть Показать

По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штрафа .

Имейте в виду, что даже неознакомление работника с картой аттестации рабочего места по условиям труда оценивается как нарушение трудового законодательства. Так, в ноябре прошлого года за указанное нарушение к ответственности была привлечена Финансовая служба Управления Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД» .

Частенько работодатель игнорирует и требования ТК РФ в части проведения медицинского осмотра своих работников. Об обязательности данной процедуры заявляет ст. 213 ТК РФ, требуя ее проведения для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (предварительные - при поступлении на работу и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования)). Медицинский осмотр должны проходить и работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Чаще всего требование о проведении медицинского осмотра нарушается на тех предприятиях, которые реже подвергаются проверкам на этот счет. Например, «офисные» компании или те, которые не связаны непосредственно с производством. А вот на предприятиях пищевой промышленности и в детских учреждениях, на производствах с вредными факторами такое нарушение встречается реже по причине их частых проверок на предмет соблюдения этих требований законодательства.

Пример 7

Свернуть Показать

ГИТ выявила нарушения требований ст. 212, 213, 221 ТК РФ в ООО «Самарское речное пассажирское предприятие». В частности, в организации отсутствовало проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, работники не были обеспечены специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Директор оштрафован .

Отсутствие обучения охране труда (то есть нарушение требований ст. 212, 225 ТК РФ) в большинстве случаев выявляется при проведении плановых проверок ГИТ.

Подробнее читайте статью « » на стр. 12 журнала № 2’ 2012

Довольно много нарушений законодательства о труде и охране труда допускается работодателями при расследовании несчастных случаев на производстве .

К таким нарушениям относятся:

  • несвоевременное информирование соответствующих надзорных органов о травмах с тяжелым исходом;
  • несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
  • неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
  • отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.

Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.

Пример 8

Свернуть Показать

Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение .

Еще один важный аспект, который следует иметь в виду: именно нарушения в области охраны труда приводят к несчастным случаям на производстве.

4. Нарушения в области режима труда и отдыха

Систематизированные данные проверок ГИТ показали, что наиболее распространенными в области режима труда и отдыха являются нарушения требований:

  • ст. 100, 103, 108, 123 ТК РФ, связанные с отсутствием в организациях локальных нормативных актов, регулирующих распорядок рабочего времени и времени отдыха (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков);
  • ст. 125 ТК РФ, вызванные отзывом работников из отпуска без их письменного согласия;
  • ст. 114-117, 124, 125 ТК РФ, связанные с предоставлением работникам отпусков меньшей продолжительности, чем установлена трудовым законодательством, а также с непредоставлением работникам, занятым на работах с вредными и/или опасными условиями труда, ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков;
  • ст. 126, 127, 291 ТК РФ, вызванные заменой неиспользованного работником отпуска денежной компенсацией, невыплатами денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
  • ст. 284 ТК РФ, связанные с несоблюдением работодателем норм рабочего времени для лиц, работающих по совместительству.

Пример 9

Свернуть Показать

ГИТ в Приморском крае выявила нарушение требований ч. 1 ст. 123 ТК РФ в МУДО ДЮСШ «Водник», которое выразилось в составлении не одного (единого), а двух графиков отпусков на 2010 г. - для педагогического и остального персонала школы. Кроме того, оба графика отпусков на 2010 г. утверждены 1 мая 2010 г.

5. Нарушения в области предоставления гарантий и компенсаций

Гарантии и компенсации установлены в разделе VII ТК РФ. Случаи предоставления гарантий и компенсаций перечислены в ст. 165 ТК РФ. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, например, при направлении в служебные командировки, переезде на работу в другую местность; при совмещении работы с обучением и др.

Пример 10

Свернуть Показать

В УСО ХМАО - Югра КЦСОН «Защита» работнику не оплатили компенсацию за оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, требуя подтверждения покупки билета контрольно-кассовой техникой. По результатам проверки выдано предписание с требованиями устранить допущенное нарушение трудового законодательства .

Как показывает практика ГИТ, нарушения в области гарантий и компенсаций выявляются, как правило, в ходе проведения комплексных проверок. Причиной тому является необращение работников по данным видам нарушений к государственным инспекторам труда, поскольку трудовые отношения чаще всего продолжаются. Несмотря на гарантию ГИТ оставления для работодателя автора жалобы инкогнито, вероятность установления личности «жалобщика» достаточно велика. А поскольку попасть в опалу лишь по причине жалобы в ГИТ никто не желает, большинство работников предпочитают разрешение вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций мирным путем.

6. Нарушения при применении дисциплинарных взысканий

Если говорить о дисциплинарных взысканиях, то, по данным проверок ГИТ, чаще всего нарушается порядок их применения по причине отсутствия объяснений от виновных лиц, которые или вообще не истребуются, или запрашиваются после издания приказа. На основании ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от сотрудника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то должен быть составлен соответствующий акт. Имейте в виду, что нарушение этой процедуры может повлечь предписание ГИТ об отмене приказа о дисциплинарном взыскании.

Пример 11

Свернуть Показать

Инспектор установил, что объяснение по факту совершенного работником проступка до применения дисциплинарного взыскания не затребовано, акт по истечении двух дней об отказе дать объяснение не составлен. В связи с этим директору Шеркальского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Сельское поселение Шеркалы» выдано предписание, обязывающее признать приказ о применении дисциплинарного взыскания недействительным в связи с нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий, предусмотренного ст. 193 ТК РФ .

Помните, что в качестве нарушения государственными инспекторами труда расценивается и неознакомление работника (или несвоевременное ознакомление) с приказом (распоряжением) о дисциплинарном взыскании.

Кроме того, нередко нарушается месячный срок применения дисциплинарных взысканий. Но самым опасным нарушением в данной области является неправомерное применение такой санкции, как увольнение по соответствующему основанию, предусмотренному ст. 81 ТК РФ. Подобное нарушение грозит работодателю не только отменой приказа об увольнении и восстановлением работника на работе с выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула, но и привлечением работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде.

7. Непредоставление гарантий в соответствии с ТК РФ отдельным категориям работников

В данной области чаще всего нарушаются права женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до 18 лет. Одним из таких нарушений является незаконное увольнение беременной женщины. Итогом его выявления, как правило, является восстановление работницы на работе и взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула.

Проблема соблюдения трудовых прав женщин продолжает оставаться актуальной.

Пример 12

Свернуть Показать

ГИТ в Ханты-Мансийском автономном округе в проверенных в 2011 г. организациях выявлены 36 (в аналогичном периоде 2010 г. - 27) нарушений прав женщин, относительно труда несовершеннолетних работников - 22 нарушения (в аналогичный период 2010 г. - 12).

Поскольку Ханты-Мансийский АО относится к северным регионам, основным нарушением трудового законодательства в отношении применения труда женщин является неустановление коллективным договором или трудовым договором 36-часовой рабочей недели женщинам, работающим в местностях, приравненных к условиям Крайнего Севера. Кроме того, не соблюдаются правила охраны труда и обеспечения здоровых и безопасных условий труда; работницы работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим и другим нормам безопасности и гигиены труда. Очень много нарушений констатируется при оформлении перемещения сотрудниц внутри одной организации .

Нередко нарушениям подвергаются права несовершеннолетних. И если ст. 268 ТК РФ о запрете направления несовершеннолетнего работника в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также требование ст. 265 ТК РФ о запрещении работы во вредных условиях труда практически не нарушаются, то требование об обязательном предварительном осмотре (ст. 266 ТК РФ) и спе­цифическом порядке расторжения трудового договора с работником до 18 лет (ст. 269 ТК РФ) нарушаются довольно часто. Еще чаще встречается несоблюдение требования об увеличенной продолжительности ежегодного отпуска такого работника, установленного ст. 267 ТК РФ.

Пример 13

Свернуть Показать

В результате плановой проверки, проведенной в ООО «Дата-М», ГИТ выявила нарушения трудового законодательства в отношении несовер­шеннолетнего работника. В его трудовом договоре продолжительность основного ежегодного отпуска установлена в объеме 28 календарных дней, при поступлении на работу не пройден предварительный медицинский осмотр. Руководитель привлечен к административной ответственности .

8. Нарушения требований о повышении квалификации работников

По «популярности» данный вид нарушений занимает одно из последних мест. Причиной тому - крайняя неактивность самих работников. Как известно, ТК РФ в совокупности с иными законами предусматривает обязательное периодическое повышение квалификации лишь в отношении отдельных категорий работников (медики, педагоги, прокуроры, работники следственного комитета и пр.). В отношении же остальных сотрудников повышение квалификации не является обязательным. И прохождение данной процедуры целиком отдано на усмотрение работодателя.

Нарушение осложняется тем, что повышение квалификации производится за счет работодателя. А это означает, что зачастую первопричиной нарушения является отсутствие у работодателя финансовых средств для исполнения возложенной на него обязанности по повышению квалификации своих работников.

Все подобные случаи выявляются как в ходе проверок, так и уже в стадии спорной ситуации с работником. Более того, почти в половине из них нарушение вскрывается не ГИТ, а прокуратурой или судом. Это касается оспаривания прокурором увольнения работников за несоответствие занимаемой должности или же споров о понуждении работодателя обеспечить повышение квалификации работников.

9. Нарушения, выявляемые в содержании локальных актов организаций

При проведении комплексной проверки ГИТ проверяет и содержание Правил внутреннего трудового распорядка. В большинстве случаев нарушения в данном документе имеют место одновременно с нарушениями при заключении трудового договора, но могут существовать и отдельно. Чаще всего Правила внутреннего трудового распорядка не содержат всех необходимых условий, а иногда и прямо противоречат нормам ТК РФ. Больше всего нарушений касается неорганизации учета рабочего времени на предприятиях, применяющих сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени.

Пример 14

Свернуть Показать

ГИТ обнаружила, что в Правилах внутреннего трудового распорядка работодателя для работников не установлена продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска - 8 календарных дней, не установлены специальные перерывы для обогревания и отдыха работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе (ст. 109 ТК РФ). Кроме того, для части сотрудников введен сменный режим рабочего времени, но учет такого времени в Правилах внутреннего трудового распорядка не установлен, не указан учетный период. В совокупности с иными документами общества проверка показала, что в трудовых договорах работников, работающих на открытом воздухе, не указан режим их рабочего времени и режим отдыха, хотя он отличается от режима рабочего времени и отдыха, установленного для основной категории работников. Выданное предписание исполнено. Такое же нарушение выявлено при проведении плановой комплексной проверки .

10. Нарушения требований законодательства при использовании иностранной рабочей силы

ГИТ в Санкт-Петербурге за пять месяцев 2011 г. провела 95 проверок соблюдения работодателями трудового законодательства при использовании труда иностранных работников (для сравнения: за весь 2010 г. - 146 проверок). Было выявлено 610 нарушений (1138 за весь 2010 г., в отношении них выдано 100 обязательных для исполнения предписаний, привлечены к административной ответственности 54 должностных и юридических лица (в 2010 г. - 96) на общую сумму 328 000 руб. (427 000 руб. за 2010 г.).

О проверках фМС читайте статью « » на стр. 56 журнала № 12’ 2011

Наиболее распространенные в отношении иностранных работников нарушения трудового законодательства совершаются:

  • при заключении трудового договора;
  • при оформлении трудовых книжек;
  • при оформлении приема на работу;
  • в связи с несвоевременной выплатой заработной платы;
  • в связи с ненадлежащим обучением и инструктированием работников по охране труда (при полном или частичном отсутствии указанных действий);
  • в сфере проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и пр.

Как показывают результаты проверок ГИТ в этой области, нарушения при использовании иностранной рабочей силы практически идентичны нарушениям, допускаемым при использовании труда россиян. И все же одно отличие есть: для использования труда иностранных рабочих законодательством РФ в области миграционного учета, визового режима установлен ряд требований как к работнику-иностранцу, так и к работодателю, принимающему такого работника на работу. В двух словах эти требования сводятся к наличию у работника разрешения на работу, чего частенько у него не бывает, а также к соблюдению им требований миграционного учета. Кроме того, для работодателя при использовании иностранной рабочей силы необходимо наличие соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников, соблюдение квоты, устанавливаемой Правительством РФ.

Причины нарушений и меры воздействия

Анализ результатов проверок государственных трудовых инспекций (ГИТ) говорит о том, что основными причинами нарушений работодателями трудового законодательства являются:

  • игнорирование действующего трудового законодательства;
  • правовая неграмотность большого числа работодателей (особенно из числа индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий);
  • правовой нигилизм отдельных работодателей, не желающих исполнять трудовое законодательство;
  • низкий уровень правовой подготовки работников, которые не умеют и не могут отстаивать свои права;
  • отсутствие либо крайне пассивная работа первичных профсоюзных организаций в хозяйствующих субъектах;
  • нерентабельность предприятий, их банкротство, недостаток собственных средств на фоне наличия больших долгов контрагентов перед самими работодателями и задолженности местного бюджета (по нарушениям в области оплаты труда).

Меры воздействия предусмотрены административным (а в некоторых случаях и уголовным) законодательством. За рамки установленных законодательством санкций ГИТ и суд выходить не вправе. Зачастую, с чем соглашается большинство государственных инспекторов труда, даже максимальные санкции за то или иное нарушение требований законодательства в области трудовых отношений и охраны труда не соответствуют степени опасности совершенного нарушения и тем возможным последствиям, которые могут наступить.

Так, самой применяемой является ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. На нарушителей может быть наложен штраф (на должностных лиц и ИП в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.). Для ИП и юридических лиц как вариант предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае повторности нарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, возможно применение дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Как видно из указанного диапазона, санкции довольно мягкие. Приостановление деятельности применяется достаточно редко, и то лишь при выявленных нарушениях требований охраны труда. Дисквалификация стала применяться чаще - в отношении злостных нарушителей. Но, как правило, должностным лицам удается уйти от ответственности из-за несовершенства административной процедуры привлечения к ответственности и пресекательных сроков привлечения.

Гораздо более строгие санкции предусмотрены Уголовным кодексом РФ:

  1. Статья 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда и устанавливает санкции от крупного штрафа (до 200 000 руб.) до лишения свободы лица, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Однако ответственность по данной норме наступает только в случае, если указанное нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.
  2. Статья 145 УК РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Санкции - от крупного штрафа (до 200 000 руб.) до обязательных работ виновного. Статья считается практически «мертвой», неработающей. Привлечь к ответственности за данный вид нарушения чрезвычайно сложно, и практически это никому не нужно.
  3. Статья 145.1 УК РФ - самая популярная в области нарушений трудового права, предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Санкции - штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы либо лишение свободы. Статья действующая, нередко применяемая к злостным нарушителям, особенно в периоды экономического кризиса.

Частота нарушений не слишком зависит от активности ГИТ в том или ином регионе. В основном количество нарушений зависит от экономической обстановки, финансовой стабильности региона. В настоящее время, к сожалению, ГИТ фиксирует увеличение числа нарушений трудового законодательства.

Если работодатель - злостный нарушитель

Как мы отмечали ранее, далеко не все работодатели, получив предписание, тут же бросаются его исполнять и устранять выявленные нарушения. Есть работодатели, которые заплатив штраф, ничего не делают. Либо, что еще хуже, посчитав вероятные расходы, связанные с надлежащим выполнением требований законодательства, и максимальные суммы штрафов в совокупности с вероятностью вскрытия указанных нарушений, приходят к выводу, что дешевле платить штраф, чем выполнять требования ТК РФ.

Отметим, что КоАП РФ включает норму, устанавливающую наказание за невыполнение предписания ГИТ в срок - ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)». Гражданин может быть оштрафован на 300-500 руб.; должностное лицо - на 1000-2000 руб. или дисквалифицировано на срок до трех лет; юридическое лицо - на 10 000-20 000 руб.

Пример 15

Свернуть Показать

В 2010 г. в связи с истечением срока выполнения предписания в АНО «Городской фонтан» была проведена внеплановая проверка выполнения предписания. Было установлено, что ряд нарушений, указанных в предписании, устранен не был. Инспектор направил материалы дела в мировой суд, который признал руководителя организации - должностное лицо виновным в совершенном правонарушении и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Бывает, что работодатель предпринимает определенные действия (а чаще - бездействует), направленные на создание препятствий для проведения инспектором труда полноценной проверки. Однако такие действия (бездействие) тоже являются административным правонарушением, как и неисполнение предписания ГИТ, за которое предусмотрены соответствующие санкции (см., например, ст. 19.5 КоАП РФ).

Как показывает практика, предписания зачастую налагают на работодателя требования, «цена» которых в десятки раз выше штрафа за неисполнение такого предписания. В связи с этим ГИТ поступает следующим образом: после истечения срока выполнения предписания и неполучения информации о его выполнении проводится внеплановая проверка выполнения предписания. Составляется протокол по ст. 19.5 КоАП РФ и выносится новое предписание с теми же пунктами, но иными сроками исполнения. Данная практика устоялась и в суде. Это позволяет инспекторам в конце концов добиться восстановления нарушенных прав работника.

В заключение отметим, что количество трудовых споров растет год от года. При этом если раньше работники сначала шли к государственному инспектору труда за помощью, разъяснениями законодательства и восстановлением справедливости, то теперь очень часто они обращаются напрямую в суд. А это подразумевает совершенно другие санкции и иные последствия, поэтому не стоит доводить дело до суда.

Сноски

Свернуть Показать


План проверок на 2018 год трудовыми инспекциями уже сформирован и опубликован. Где ознакомиться с этим планом, по каким принципам он был создан, можно ли в него попасть в течение года? На эти и другие важные вопросы о плане проверок ГИТ читатель найдет ответы в нашем материале.

Нормативная база формирования плана проверок ГИТ

При подготовке планов контрольных мероприятий территориальные органы Роструда обязаны руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. Законом «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ).
  2. Правилами подготовки надзорными органами ежегодных планов проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила подготовки планов).
  3. Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) (далее — Положение о ФГН по труду).
  4. Административным регламентом исполнения Рострудом функции по надзору за соблюдением трудового законодательства (утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н) (далее — Административный регламент).
  5. Методическими рекомендациями по планированию ГИТ в субъектах РФ контрольных мероприятий (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455) (далее — Методические рекомендации).

Как работодателю узнать, включен ли он в план проверок Роструда на 2018 год?

По закону информация о плановых контрольных мероприятиях должна находиться в открытом доступе. Узнать о предстоящем контроле со стороны ГИТ работодатели могут 2 способами.

Во-первых, график проверок трудовой инспекции на 2018 год должен быть опубликован на ее региональных интернет-порталах в срок до 01.12.2017. Это требование ч. 5 ст. 9 Закона 294-ФЗ и п. 40 Административного регламента. Как правило, план размещен в виде файла в формате Еxcel.

Во-вторых, сведения о плановых проверках со стороны всех надзорных органов включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Он готовится Генеральной прокуратурой РФ. Узнать, запланированы ли в отношении конкретного работодателя проверки трудовой инспекции на 2018 год (а также проверки других органов), можно с помощью специального сервиса на сайте ведомства. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести хотя бы ИНН или ОГРН/ОГРНИП предприятия.

Отметим, что заранее узнать можно лишь календарный месяц проведения проверки и ее срок, а не конкретную дату начала. О датах начала и окончания контроля работодатель узнает при получении копии приказа ГИТ о проведении проверки, которая должна быть ему вручена не менее чем за 3 рабочих дня до контрольных мероприятий (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Новые принципы подготовки плана проверок ГИТ в 2018 году

При формировании плановых проверок на 2018 год трудовые инспекции руководствовались так называемым риск-ориентированным подходом (ст. 8.1 Закона 294-ФЗ). Он означает, что всем хозяйствующим субъектам присваивается:

  • класс опасности (зависит от тяжести возможных негативных последствий от несоблюдения обязательных требований закона);
  • категория риска (зависит как от тяжести последствий несоблюдения вышеуказанных требований, так и от вероятности их несоблюдения предприятием).

Отнесение предприятия к категории риска или классу опасности в общем виде регулируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Но применительно к каждому направлению государственного надзора имеются свои критерии присвоения того или иного класса/категории. В сфере надзора за соблюдением трудового законодательства работодателям присваиваются категории риска (п. 17 Положения о ФГН по труду).

Формула определения категории риска работодателя установлена в приложении № 1 к Положению о ФГН по труду. Она напрямую зависит от показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (к таковым относятся жизнь и здоровье работников, своевременная выплата зарплаты и т. д.).

Этот показатель фиксированный и определен в зависимости от сферы деятельности предприятия в приложении № 2 к Положению о ФГН по труду. Так, наиболее высокая категория риска будет у предприятий сферы добычи полезных ископаемых.

Частота проведения проверок Роструда в 2018 году

Ранее периодичность планового контроля ГИТ определялась по общей норме ч. 2 ст. 9 Закона 294-ФЗ — не более 1 раза в 3 года. Теперь она зависит от категории риска работодателя (п. 20 Положения о ФГН по труду):

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет;
  • низкий — проверки не проводятся.

Основанием для включения предприятия в план проверок является истечение указанного срока со дня (ч. 8 ст. 9 Закона 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента):

  • регистрации предприятия;
  • проведения последней плановой проверки;
  • начала деятельности, о которой обязательно должен уведомляться Роструд (в соответствии с п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, к такой деятельности относится уход с обеспечением проживания и социальные услуги без обеспечения проживания).

Указанный перечень оснований является исчерпывающим. Проведение проверки без основания влечет недействительность ее результатов (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ).

Сроки проведения плановых проверок трудовой инспекции

Согласно ст. 13 Закона 294-ФЗ максимальный срок как выездных, так и документарных плановых проверок — 20 рабочих дней. В отношении выездного контроля следующих субъектов установлены ограничения:

  • малое предприятие — не более 50 часов в год;
  • микропредприятие — не более 15 часов в год.

Документарные проверки этих субъектов проводятся без указанных ограничений.

Выездную проверку могут продлить еще на 20 рабочих дней (или 50 и 15 часов соответственно) в исключительных случаях. Речь идет о необходимости проведения длительных экспертиз, расследований и т. д. Документарные проверки не продлеваются.

В отношении обозначенных выше субъектов малого бизнеса проверки могут быть приостановлены на срок не более 10 рабочих дней и лишь при необходимости получения документов в порядке межведомственного взаимодействия.

Если проверяется предприятие, имеющее обособленные подразделения в нескольких регионах, сроки проверки устанавливаются индивидуально для каждого из таковых. Но совокупная продолжительность проверок не может быть более 60 рабочих дней.

Напомним, что до конца 2018 года субъекты малого бизнеса освобождены от проверок Роструда (ст. 26.1 Закона 294-ФЗ). Исключение составляют предприятия:

  • для которых законом предусмотрены специальные сроки контроля (в сфере теплоснабжения, здравоохранения, энергетики и т. д. — ч. 9 ст. 9 Закона 294-ФЗ);
  • которые по результатам проверок, проведенных за предыдущие 3 года, были привлечены к ответственности за грубое нарушение закона либо понесли такие виды наказания, как дисквалификация, приостановление деятельности, отзыв или приостановление лицензии.

Может ли быть изменен график проверок ГИТ на 2018 год?

Далеко не все предприятия, срок очередного контроля которых подошел, попадают в план проверок. Но если проверку так и не запланировали, включить предприятие в течение года в него не могут.

Перечень случаев, в которых план подвергается корректировке, исчерпывающий и установлен в п. 7 Правил подготовки планов и п. 41 Административного регламента. Проверку могут исключить из плана, если невозможно ее провести ввиду:

  • ликвидации организации, прекращения деятельности ИП;
  • обстоятельств непреодолимой силы.

Прочие изменения могут вноситься по таким причинам, как:

  • изменения места нахождения или адреса организации/предпринимателя;
  • смена наименования организации, Ф.И.О. предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица.

Эти изменения не влекут исключение проверки из плана или сдвиг сроков.

Субъекты малого бизнеса, считающие, что их включили в план проверок необоснованно (в нарушение ст. 26.1 Закона 294-ФЗ), вправе подать заявление об исключении себя из плана проверок. Положительный результат рассмотрения заявления — основание для исключения соответствующей проверки из плана.

Итоги

Сведения о проверках ГИТ на 2018 год находятся в открытом доступе, и любой работодатель может с ними ознакомиться. Нужно учитывать, что план был сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, поэтому в него могли попасть те предприятия, которые проверку не ожидали.

Проверки трудовой инспекции – одни из самых «популярных» среди работодателей и уступают, пожалуй, только налоговым службам. Если в компании задействован даже один наемный сотрудник – рано или поздно ее посетит соответствующая комиссия .

Основания, предметы проверки и ее разновидности

Посещения предприятия могут быть как плановыми, так и носят внезапный характер. В первом случае – это прямой повод к инспектированию абсолютно любой компании или учреждения.

Внеплановая комиссия приходит только при наличии на это весомых аргументов , которыми могут стать:

  • истечение срока выполнения руководством предписания, оформленного в ходе предшествующего посещения;
  • подписание прокурорского распоряжения о необходимости инспектирования конкретного объекта трудовой деятельности;
  • систематические задержки материальных начислений сотрудникам;
  • ниже допустимого законодательно минимума величины заработной платы;
  • несоблюдение норм Трудового кодекса РФ;
  • официальные жалобы трудящихся по поводу несоблюдения или ущемления их прав и свобод.

Плановые проверки проводятся согласно установленного графика . Исключение – новые индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшиеся уже после его утверждения.

Порядок проведения и границы дозволенного

Порядок проведения работы комиссии трудовой инспекции имеет следующий алгоритм действий :

  • возможность круглосуточного посещения организации;
  • затребование встречной документации от деловых партнеров компании;
  • забор проб веществ для лабораторного исследования;
  • расследование травматизма и несчастных случаев на предприятии;
  • составление предписания к устранению нарушений и замечаний;
  • в случае неподчинения исковое требование в судебные инстанции с последующим участием в его заседаниях.

За рамки дозволенного выходят :

  • просьбы о разглашении сведений, не имеющих отношения к предмету проверки;
  • изъятие оригиналов документов.

Полный перечень документов на 2018 год

Определен полный список документов , попадающих под проверку исполнительных органов данной службы:

  • трудовые соглашения, учетные карточки штатных единиц;
  • все трудовые книжки работников;
  • внутренние кадровые журналы учета;
  • учетные табеля, по итогам которых начисляется заработная плата;
  • листы временной нетрудоспособности;
  • графики плановых ежегодных отпусков и личные заявления работников по данному поводу;
  • расчетные ведомости;
  • сведения о выплаченных материальных средствах сотрудникам за проверяемый период времени;
  • внутренний устав предприятия или положение о его производственной деятельности и все связанные с этим бумаги;
  • ведомости о премировании, поощрении, льготных компенсациях, надбавках за вредность;
  • листы ознакомления коллектива с внутренними распоряжениями и приказами руководства.

В зависимости от цели посещения этот перечень может быть сокращен. Важно понимать, что администрация обязана предоставить все необходимые документы по первому требованию инспектора. Отказ понимается как нарушение установленных законодательных норм.

Кадровая документация

Основное направление деятельности трудовой инспекции – проверка кадровой документации . В данном случае право доступа к данной категории внутреннего учета регламентировано Постановлением Госкомстата РФ №1 .

Документ имеет юридическую силу, с момента принятия претерпел ряд дополнений . В нем прописан перечень первичного кадрового учета, форма бланков, обязательных к использованию независимо от вида трудовой деятельности. Единственная категория, на которую данное правило не распространяется – бюджетные учреждения .

Локальные внутренние документы

К данной категории причисляют соглашения о труде, бумаги, регламентирующие внутренний режим функционирования организации, положение о материальных начислениях и премировании, приказ о персональной защите личных сведений работников и коммерческой секретности.

Все они обязаны иметь юридическое соответствие и не нести взаимных противоречий.

График отпусков

Инспектору нужно быть уверенным, что за прошедший период времени сотрудники уходили в очередной отпуск ежегодно, их графики при этом не нарушались, а отпускные начисления проводились регулярно и в полном объеме .

Важна также и дата утверждения графика на следующий год. Это нужно сделать не позднее 15 декабря. Документ при этом не должен противоречить нормативным законодательным актам РФ. Если штатная единица идет в отпуск не вовремя, по этому факту должен быть внутренний приказ руководителя .

Выплата зарплаты

Наиболее важный момент в работе проверяющего инспектора. Нарушений не будет выявлено, если выплаты проводились регулярно, дважды в месяц. Сроки и место расчетов с сотрудниками должны быть указаны в коллективном трудовом договоре .

Тщательно проверяется и величина материального вознаграждения за выполненный труд. Тут учитываются все формы доплат, существующие на предприятии. На контроле и ситуация с уволенными сотрудниками – все финансовые взаиморасчеты с ними должны быть проведены своевременно .

Сведения, связанные с охраной труда

Данное направление инспектирования подразумевает проверку условий труда работников, их обучение и своевременное проведение инструктажей, наличие средств индивидуальной защиты, если это необходимо, и соблюдение мер безопасности на производстве.

Проверке подлежат документы , отражающие факты проведения аттестации сотрудников и рабочих мест на предмет соответствия установленным нормам в зависимости от типа деятельности.

Сроки проведения

Нормативно-правовой базой строго регламентированы сроки проведения проверок. В зависимости от рода трудовой деятельности определен следующий максимально допустимый период :

  • для филиалов крупных организаций и производственных центров – не более 60 дней;
  • для малого и среднего индивидуального бизнеса – в пределах 50 часов;
  • для микрокомпаний – не больше 15 часов;
  • для остальных групп организаций – не более 20 календарных дней.

В рамках проведенной инспекции и на основании полученных результатов должен быть оформлен соответствующий акт . Он составляется в двух экземплярах – либо непосредственно на предприятии, либо работодателя вызывают в трудовую инспекцию.

Если в процессе проверки выявлены нарушения, а так происходит практически в 90% случаев, инспектор сначала напишет предписание к устранению замечаний, которое содержит следующую информацию :

  • суть обнаруженных нарушений – с подробным изложением ситуации;
  • ссылка на нормативно-правовую базу и законодательные акты, регулирующие данный процесс;
  • время, отведенное руководству для устранения недостатков и нарушений.

Штрафы и административное расследование

Если по истечении прописанного в инспекционном предписании периоде администрацией так и не были приняты соответствующие меры, к нарушителю может быть применена система штрафов либо проведено внутреннее расследование и наложение административного наказания на лиц, виновных в данных недостатках.

Так, за доказанный факт нарушения действующего законодательства материальное взыскание для физического лица составит до 5000 рублей . Для юридического – от 30000 до 50000 руб .

В случае обнаружения повторных фактов – от 10000 до 100000 руб. соответственно. По данной статье так же предусмотрено лишение виновного сотрудника квалификации сроком на три года .

За серьезные нарушения, например, систематическое уклонение работодателя от заключения трудовых соглашений с наемными работниками либо допуск к труду лиц, не имеющих на это юридических прав, предполагается штраф от 30000 до 200000 рублей .

Административное расследование проводится:

  1. По фактам выявленных нарушений в качестве итогового действия — если требуется более глубокая проверка, опрос свидетелей и причастных сотрудников. Кроме того, собирается информация от потерпевших работников.
  2. Как реагирование на поданную в инспекционные органы, жалобу, либо поступление сведений о наличии административных неправомерных действий с целью проверки их достоверности.

Бумага, которая является основанием к тому, чтобы запустить механизм расследования, называется определением .

Продолжительность мероприятия – в пределах 30 дней с момента его возбуждения.

Дополнительная информация о проверках государственной инспекции по труду представлена на видео.

С этого года риск-ориентированный подход стал применяться в отношении федерального государственного надзора в сфере труда. В приводятся критерии отнесения работодателей к определенной категории риска. Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:

  • высокий риск — 1 раз в 2 года
  • значительный риск — 1 раз в 3 года
  • средний риск — 1 раз в 5 лет
  • умеренный риск — 1 раз в 6 лет
  • низкий риск — плановые проверки не проводятся

Роструд на своем официальном сайте публикует списки организаций, которым грозят проверки ГИТ. Есть перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска , и перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска .

  • открыть план проверок по ссылке ;
  • выбрать регион в одной из двух категорий риска;
  • проверить, нет ли в списках организации.

Еще один важный момент: Роструд и в 2017 году продолжает реализовывать мероприятия, предусмотренные Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на 2015 — 2020 годы), которая утверждена .

В рамках этой концепции был внедрен в эксплуатацию сервис «Онлайнинспекция.рф », который могут использовать как работодатели, так и работники, чтобы проверить верность планируемых или совершенных процедур в интерактивном режиме. По итогам заполнения «проверочного листа» пользователь получает заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, в случае выявления нарушений сервис предлагает инструменты для их устранения.

Роструд продолжает расширение числа проверочных листов и в текущем году. В рамках реализации Концепции планируется создание конкретных инструментов стимулирования работодателей для использования сервиса. В частности, речь идет о нормативно-правовой базе, на основе которой работодатель сможет в интерактивном режиме добровольно направить декларацию о соблюдении требований трудового законодательства в государственную инспекцию труда. Декларация будет автоматически сформирована по итогам использования ресурса «Онлайнинспекция.рф », в том числе прохождения работодателем процедур проверки с помощью проверочных листов и устранения выявленных нарушений. После подтверждения результатов проверки инспекция труда сможет принять решение о мерах поощрения в отношении соответствующего работодателя, которые могут быть выражены в виде предоставления гарантии защиты от плановых проверок со стороны надзорного органа и других льгот.

Любой работодатель может провести «аудит» правил внутреннего трудового распорядка. Для этого достаточно открыть и проверить наличие всех разделов в правилах. В большинстве случаев проблемы при проверке ГИТ возникают из-за отсутствуя каких-либо разделов.

  • Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда ()

Такие акты тоже должны быть у всех работодателей. Причем не имеет значения, как именно они будут называться. Это может быть даже самостоятельный раздел оплаты труда в правилах внутреннего трудового распорядка.

  • Положения о коммерческой тайне

Документ необходим при наличии режима коммерческой тайны в компании. Если такой режим есть и работодатель хочет защищать коммерческую тайну, значит, ему нужно разработать локальный нормативный акт, в котором будут определены правила защиты коммерческой тайны.

  • Правила и инструкции по охране труда (см. раздел X ТК РФ)
  • Локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда (гл. 22 ТК РФ)
  • График отпусков ()

Этот документ обязательно смотрится при проверках ГИТ.

В рамках закона о противодействии коррупции организациями (не ИП!) должны быть разработаны кодексы этики (правила поведения), а также локальные нормативные акты, устанавливающие квотирование рабочих мест для инвалидов.

Помимо документов, которые обязательны практически для всех работодателей, есть список локальных нормативных актов и договоров с учетом специфики бизнеса. Речь идет о следующих документах:

  • Коллективный договор

Часто, получая запрос из ГИТ на проверку и среди перечня документов обнаруживая коллективный договор, которого у него нет, работодатель пугается. Однако, сославшись на , он может обосновать отсутствие этого документа.

  • Графики сменности ()

Это документ обязателен только для тех работодателей, у которых есть сменный график.

  • Положение о командировках

Если речь идет о госучреждении, муниципальном учреждении или органе местного самоуправления (перечислены в ), то порядок направления работника в командировку определяется нормативными правовыми актами. Все другие работодатели порядок направления работника в командировку должны определять локальным нормативным актом.

  • Локальный акт о разъездном характере работы

Если в организации есть работники с разъездным характером работы, то им нужно составить этот локальный акт или предусмотреть отдельный раздел в правилах внутреннего трудового распорядка. Там должны быть названы должности работников с разъездным характером работы.

  • Локальные акты, устанавливающие порядок проведения аттестации работников
  • Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части

Если работников, которые работают в режиме разделения рабочего дня на части, нет, то и соответствующего локального нормативного акта может не быть. Если же такие работники есть, то наличие локального нормативного акта обязательно. Вопросы, регулирующие разделение рабочего дня на части, также могут быть прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка.

  • Локальные нормативные акты, устанавливающие условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, а также направление работников на независимую оценку квалификации

Евгения Конюхова, ведущий эксперт-консультант по трудовому законодательству и кадровому делопроизводству, в вебинаре « » рассказывает, какие первичные учетные документы по учету кадров, рабочего времени и оплаты труда проверяет ГИТ:

В числе приказов, которые проверяет ГИТ, есть: приказы о приеме на работу (работники с ним знакомятся под роспись не позднее 3-х дней со дня фактического начала работы); приказы о переводе; приказы о привлечении работников к работе в выходной день (если есть такая практика); приказы о прекращении действия трудового договора; приказы и документы-основания к ним, связанные с наложением дисциплинарных взысканий; приказы о предоставлении отпуска; приказы (распоряжения) об отстранении работников от работы; приказ о назначении уполномоченного лица, ответственного за ведение, учет, хранение трудовых книжек.

Не стоит забывать и о целом перечне документов по охране труда, которые должны быть в организации. Если говорить о полном комплекте, то это порядка 50 документов — различные журналы, приказы, инструкции, положения, графики, планы и т.д. Но в этом вопросе многое зависит от специфики бизнеса.

Что касается трудовых книжек , то ГИТ проверяет, чтобы они, во-первых, велись на каждого работника и, во-вторых, чтобы соблюдался весь блок вопросов, связанных с их оформлением и ведением, начиная с приказа об уполномоченном лице.

Как только работодатель меняет условия трудового договора, у него появляется Соглашение об изменении условий трудового договора ().

Договор о полной материальной ответственности заключается в том случае, если работник связан в процессе трудовой деятельности с теми факторами, при которых заключается такой договор.

Любое поручение работнику дополнительной работы оформляется через Соглашение о поручении дополнительной работы. В этом документе проверяется, прописал ли работодатель срок допработы, ее содержание и объем.

Еще важно не забывать о таком документе, как Извещение о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели до его начала (ст. 123 ТК РФ).