Презентация на тему "алексей константинович толстой". Алексей Константинович Толстой. презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему позволяя себе рискованные шутки

20.03.2024

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Алексей Константинович Толстой" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Родился 24 августа (5 сентября) 1817 в Петербурге. Мать Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами вскоре после рождения сына произошел открытый разрыв. Детство Толстой провел на юге России в имениях своего дяди А.А.Перовского Погорельцы и Красный Рог (Черниговская губерния). Его дядя - прозаик 20-30 годов, печатался под псевдонимом «Антоний Погорельский».

Слайд 3

1825 – переезд в Петербург. При посредстве друга Перовского – Жуковского – мальчик был представлен наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого.

Слайд 4

1826 – Толстой с матерью и дядей отправляется в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление производит на него Италия, с ее произведениями искусства. Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине 30-х годов поступает в число так называемых "архивных юношей", состоящих при Московском главном архиве министерства иностранных дел. 1836 – как "студент архива" Толстой сдает в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета", и причисляется к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умирает Перовский, оставив Толстому все свое крупное состояние. Позднее (с 1843) Толстой служит во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имеет придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, ведет светскую жизнь.

Слайд 5

1841 – первая публикация – фантастическая повесть "Упырь" (под псевдонимом Краснорогский). 1851 – Толстой на маскараде знакомиться с С.А.Миллер, своей будущей женой. В 1840-е годы начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои, "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

Слайд 6

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю. И в грезах неведомых сплю.. Люблю ли тебя - я не знаю Но кажется мне, что люблю! 1851

Слайд 7

С 1854 Толстой печатает в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 50-х гг. он сотрудничает в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы".

Слайд 8

Писатель Козьма Прутков был придуман группой единомышленников. Это явление уникально в нашей литературе. Ни до, ни после него не было случая, чтобы литературный псевдоним приобрёл такую самостоятельность, когда писатели, известные как литераторы под собственными именами, могли издавать под именем вымышленного лица. Это особое "собрание сочинений", снабжённое к тому же портретом и подробной биографией.

Слайд 9

Слайд 10

К.Прутков происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода. Замечательного тем, что почти весь он занимался литературой. К.П.Прутков доказал это, опубликовав в годы своей творческой зрелости выдержки из записок своего деда, отставного премьер - майора и кавалера Федора Кузьмича Пруткова, а также кое-что из сочинений своего отца Петра Федотыча Пруткова. Родитель Козьмы Пруткова по тогдашнему времени считался между своими соседями человеком богатым. Маленький Кузька получил прекрасное домашнее образование. Рано развернувшиеся в нем литературные силы подстрекали его к занятиям и избавляли от пагубных увлечений юности. В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл в этой службе всего два года с небольшим, в гусарах.

Слайд 11

На двадцать пятом году жизни, будучи еще в малых чинах, К.П.Прутков влюбился. Ее звали Антонидой Платоновной Проклеветантовой. К.П.Прутков, вступив в Пробирную Палатку в 1823 году, оставался там до смерти, т.е. до 13 января 1863 года. Как известно, начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и 1841 году ему досталась вакансия начальника Пробирной Палатки, а потом - и орден св. Станислава 1-й степени, который всегда прельщал его, как это видно из басни "Звезда и брюхо". Но не служба, не составление проектов, открывавших ему широкий путь к почестям и повышениям, не уменьшали в нем страсти к поэзии. И как бы ни были велики его служебные успехи и достоинства, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературною своею деятельностью.

Слайд 12

Афоризмы Козьмы Пруткова

Никому не объять необъятного. Зри в корень! Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану. Специалист подобен флюсу: его полнота одностороння. Смерть для того и поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

Слайд 13

1855 – во время крымской войны Толстой пытается организовать особое добровольное ополчение, но ему это не удается, и он поступает в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему так и не приходится принять, но он едва не умирает от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. 1856 – во время коронации Александр II назначает Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, Толстой остается до самой смерти.

Слайд 14

Слайд 15

1861 – из-за пошатнувшегося здоровья Толстой отдаляется от двора. Теперь он живет большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге (ныне Брянская обл.). С этого времени Толстой больше времени уделяет литературным занятиям. 1861 – публикация драматической поэмы "Дон Жуан". 1863 – выходит в свет исторический роман "Князь Серебряный", позднее – историческая трилогия – трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). 1867 – выходит первое собрание стихотворений Толстого.

Слайд 16

Толстой пишет не только по-русски. Он прекрасно владеет немецким и французским языками. На французском им написаны прозаическое произведение «Семья вурдалака» и несколько стихотворений, на немецком - поэтические произведения, афоризмы. Кроме того, Толстой переводит на русский язык Байрона, Шенье, Гете, Гейне, шотландских поэтов, а на немецкий – русских писателей. В последнее десятилетие жизни пишет баллады ("Роман Галицкий", 1870, "Илья Муромец", 1871 и др.), стихотворные сатиры ("История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), поэмы («Портрет», 1874, «Дракон», 1875), лирические стихи. 28 сентября (10 октября) 1875 года Толстой скончался в своем имении Красный Рог.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • «Сердце полно вдохновенья…»: очерк жизни и творчества Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875) Двух станов не боец, А только гость случайный…

    Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

    Отец — граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Имение Красный Рог

    После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Антоний Погорельский

    «Марать бумагу и писать стихи» начал с 6 лет 1834 – студент московского архива министерства иностранных дел 1835 – экзамен на чин при Московском университете 1837 – назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне 1840 – 2-е отделение собственной е. и. в. канцелярии Делопроизводитель комитета о раскольниках 1843 – камер-юнкер 1851 – церемониймейстер двора

    К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И. В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В. А. Жуковскому и А. С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

    В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой 1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

    Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т. ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

    Во время Крымской войны вступил в армию майором, но не воевал, заболев под Одессой тифом. Александр II в день своей коронации назначил его флигель-адъютантом. Во второй половине 50-х годов стал егермейстером, заведующим егерями царской охоты. 1861 – добился отставки «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Служба и искусство несовместимы»

    Свою близость к царю использовал, чтобы «говорить во что бы то ни стало правду» (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, вступался за Аксакова, Тургенева, в 1864-65 г. г. заявил царю, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского» Жил в имениях Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Гуманно относился к крестьянам, хозяйством совсем не занимался, постепенно разорился.

    Творчество многожанрово. 1841 –повесть «Упырь» «Семья вурдалака» , «Встреча через 300 лет» 1846 – повесть «Амена» 2 охотничьих очерка, рассказ «Артемий Семенович Бервенковский»

    Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

    Не прославлял московское боярство –противников самодержавия, заявляя, что лишь немногие бояре сохранили лучшие качества предков. Народ изображен с большой симпатией. Разбойники обладают чувством долга, справедливости и совестливостью, особенно по сравнению с опричниками. Использует фольклор, элементы чудесного. Это роман с преобладанием вымышленных коллизий, романтизированных героев, домыслов, сознательными анахронизмами для компактности действия.

    Высшее духовное начало – не только красота, но и любовь, которая частично, «раздробленной» присутствует в обычной жизни («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре»). Лирика Толстого пронизана томлением, тоской по прекрасному и бесконечному, что разлито во всей природе: И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало…

    Любовная лирика уравновешена по тону, но почти всегда пронизана грустью: любовь неотрывна от условий существования любящих, от временных состояний духа. «Приливы любви и отливы» — одно из появлений большей или меньшей полноты и насыщенности жизни. Внутреннее состояние поэта, его борьба с невзгодами и судьбой часто соотносятся с состоянием обновляющейся природы. Минорный тон потесняется более светлым и жизнерадостным.

    В области пародии Толстой в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Михайловичами Жемчужниковыми создает литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит около 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

    Никто не обнимет необъятного. Смотри в корень! Лучше скажи мало, но хорошо. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть красивым, поступи в гусары. Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а)вкушать хорошую пищу; б)беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется. АФОРИЗМЫ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

    Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц – ночью. Не робей перед врагом: лютейший враг человека – он сам. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить. Где начало того конца, которым оканчивается начало? Заткни фонтан: он тоже должен отдыхать. АФОРИЗМЫ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

    Широкое, в т. ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). . Однако эта трилогия - не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

    Последние произведения Толстого о прошлом посвящены домонгольскому периоду и выдержаны преимущественно в бодром, мажорном тоне «Змей Тугарин» «Песня о Геральде и Ярославне» «Гакон Слепой» «Боривой» «Три побоища» «Канун» «Роман Галицкий»

    Не заботился об исторической достоверности. Прибегал к свободному домыслу Психологию героев представлял в абстрактно-общечеловеческих чертах. Это не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Наряду с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий и собственно фольклорных былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Поток, Садко, Чурила и др.

    1870-71 –драма «Посадник» Драматическая поэма «Дон Жуан» Поэма «Грешница» Поэма «Алхимик» Поэма «Иоанн Дамаскин» Поэма «Портрет»

    Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник» . Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

    Cлайд 3

    Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Имение Красный Рог

    Cлайд 4

    После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Антоний Погорельский

    Cлайд 5

    К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

    Cлайд 6

    В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс). В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.

    Cлайд 7

    В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

    Cлайд 8

    Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

    Cлайд 9

    В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.

    Cлайд 10

    Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

    Cлайд 11

    В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

    Cлайд 12

    Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

    Cлайд 13

    В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

    Cлайд 14

    С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

    Cлайд 15

    Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).
    • Подготовили ученики 10.1 класса: Андрианова Анна, Губкина Елизавета, Чекоданова Елизавета, Горст Татьяна, Каплан Дмитрий
    • Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 г. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.
    • Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом).
    • Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).
    • После рождения сына супруги разошлись, мать увезла Алексея в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
    • Антоний Погорельский
    • К 1826 мать и дядя перевезли мальчика в Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения).
    • С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.
    • В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.
    • В 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете.
    • В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии.
    • В 1843 получил придворный чин камер-юнкера.
    • В 1851 - церемониймейстера (5-й класс).
    • С 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.
    • Зимой 1850-51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева).
    • Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Практически вся любовная лирика Алексея Толстого адресована именно ей. Стихотворение «Средь шумного бала, …» посвящено их первой встрече
    • Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.
    • Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.
    • Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.
    • В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;
    • И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю!
    • В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал.
    • В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.
    Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра, он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки.
    • Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра, он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки.
    • Выйдя в 1861г. в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии, изредка заезжая в столицы.
    • В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений.
    • В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.
    Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
    • Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
    Козьма Прутков
    • Литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Они создали вымышленный сатирический образ самодовольного поэта-чиновника. Под этим именем печатались стихи, басни, афоризмы, комедии и литературные пародии, высмеивающие мнимое величие, консерватизм мысли.
    • Жанровое многообразие лирики А.К. Толстого
    • Главным в лирике А.К.Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви - "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..." (1858), "В стране лучей, незримой нашим взорам" (1856), "Средь шумного бала, ..." (1851) и другие.
    • Историческая тема также волнует А.К.Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман "Князь Серебряный", трагедия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие.
    • Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).
    • Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел.
    • 28 сентября 1875 года в имении Красный Рог Черниговской губернии, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.
    • В настоящее время в Красном Роге расположена Музей-усадьба писателя.
    • Спасибо за внимание!