Предоставление помещения в аренду социально ориентированной некоммерческой организации. О выкупе помещений некомерческими общественными организациями Положено ли общественной организации помещение и земля

23.01.2024

В настоящее время руководство страны много внимания уделяет развитию гражданского общества, характеризующего всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов путем создания общественных организаций, объединений, фондов. Это внимание заметно и по созданию таких институтов, как Общественные Палаты на территории Российской Федерации.

Ветеранские общественные организации являются одними из наиболее активно работающих общественных организаций, стремящихся решать наиболее актуальные и значимые вопросы социальных проблем ветеранов, инвалидов боевых действий и членов их семей, помогают в создании эффективной социальной инфраструктуры.

Статьей 31.1 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации предусмотрело возможность оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям которая в том числе осуществляется и в имущественной форме.

Пунктом 6 вышеуказанной статьи определено, что оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.

В рамках реализации указанного Закона, общественные ветеранские организации города получили возможность арендовать муниципальную недвижимость, существовать и развиваться. Средства для осуществления уставной деятельности зарабатываются организациями самостоятельно, на созданные рабочие места трудоустраиваются в первую очередь ветераны, жители города и края. При этом абсолютное большинство наших организаций исправно оплачивает арендную плату и выполняет все условия, предусмотренные договорами аренды, то есть являются добросовестными арендаторами.

С целью создания благоприятных условий развития в нашей стране малого предпринимательства принят Закон от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому, малому и среднему бизнесу России предоставлен ряд преимущественных прав по приоритетному выкупу арендуемого имущества, но к сожалению, это совершенно не коснулось общественных организаций, арендующих недвижимое имущество.

Закон №159-ФЗ основан на другом Законе от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и под его действие так же подпадают только субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.При этом интересы общественных организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, но арендующих государственное и муниципальное имущество для ведения деятельности оказались совершенно не учтены.

Для нас совершенно очевиден тот факт, что ни одна из организаций, входящих в состав Палаты Ветеранов не сможет на открытом аукционе или конкурсе выкупить арендуемые помещения по коммерческой цене. К сожалению, другого варианта нам законодательство не предлагает.

Возможность включения в перечень арендаторов, которые могли бы продолжать арендовать площади, также предусмотрена только для субъектов малого и среднего предпринимательства и для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что прямо указано в части 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Поскольку распоряжение администрации города Красноярска № 74 – ж от 30.01.2009 г., основано на данном федеральном законе, оно также не учитывает интересы общественных организаций, арендаторов нежилого имущества. Таким образом, аналогичная поддержка для общественных организаций полностью отсутствует.

Данный вопрос поднимается нами на разных уровнях власти уже в течение достаточно длительного времени.

В ответе на наше обращение Президенту РФ по существу вопроса разъясняется, что оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности, добровольчеству в соответствии с п. 33 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и в этой связи социально ориентированной некоммерческой организации может быть предоставлено в безвозмездное пользование муниципальное имущество находящееся в собственности городского округа и предназначенное для оказания поддержки организациям осуществляющим такую деятельность на территории городского округа.

Пунктом 2 Правил предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) пользование на долгосрочной основе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2012г. №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» установлено что представление нежилого помещения во владение и (или) пользование некоммерческой организации осуществляется при условии запрета продажи переданного организациям государственного имущества, переуступки прав пользования им, передачи прав пользования им в залог и внесения прав пользования таким имуществом в уставной капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

В части 1 статьи 17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением: некоммерческих организаций, созданных в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Это одни из немногих условий, реально позволяющих некоммерческим организациям чувствовать свою защищенность и осуществлять уставную деятельность без опасения потери предоставленного нежилого помещения (на практике нас предупреждают о том, что арендуемые нами помещения все равно скоро продадут).

Получается, что предприниматель, зарабатывающий деньги для себя лично, государству социально более значим, чем общественная организация ветеранов, ведущая уставную деятельность и решающая затем за свой счет важные социальные проблемы ветеранов и членов семей погибших военнослужащих.

Согласно вышеуказанных Правил, нежилое помещение предоставляется организации во владение и (или) в пользование на условиях предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду на 5 лет. Однако как правило свободный площадей у муниципалитета не бывает и фактически крайне редки случаи, когда власти предоставляют нежилые помещения некоммерческим организациям в безвозмездное пользование (нам о них не известно), то есть по сути общественные организации в настоящее время являются обычными арендаторами, которые кроме того оказались в худшем положении чем коммерческие и нет уверенности в том, что по истечении указанного срока договора, аренда будет продлена.

Наши организации своими силами производят капитальный ремонт арендуемых помещений, благоустраивают прилегающую к ним территорию, меняют коммуникации и т.д. Некоторые организации инвестировали в арендуемые помещения значительные средства именно потому, что предполагали использовать эти помещения длительный период с учетом продления договора аренды. Как правило, произведенные улучшения не были включены в зачет арендной платы, т.е. явились невозвратными затратами объединений.

Особо заметим, что изложенная проблема касается не только ветеранских общественных организаций, с данной проблемой сталкиваются все общественные и некоммерческие организации арендующие муниципальные площади на территории РФ, в связи с чем считаем, что решение данного вопроса не терпит отлагательства.

Учитывая вышеизложенное просим Вас о внесении, в необходимые законодательные акты, поправок, которые учтут интересы общественных организаций и других добросовестных арендаторов, арендующих недвижимое имущество у муниципалитетов Российской Федерации, и независимо от организационно-правовой формы юридического лица предоставить возможность преимущественного права выкупа по рыночной стоимости добросовестно арендуемого имущества на условиях, аналогичных условиям выкупа добросовестными арендаторами, субъектами малого и среднего предпринимательства.

Обращаем Ваше внимание, что в данном случае речь не идет о предоставлении выкупа нежилых помещений по льготной цене (в ущерб бюджету). Мы готовы выкупать по рыночной стоимости, но при условии наличия преимущественного права выкупа, которое на сегодня предоставлено для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мы надеемся, что Вы оцените важность озвученной проблемы и дальше будете способствовать разрешению насущных вопросов и проявлять активное участие в жизни общественных организаций в целом, а ветеранских в особенности, что позволит максимально оперативно решать задачи, требующие нормативно-правового регулирования, и будет содействовать укреплению взаимодействия органов власти и общества.

Представители регионального отделения ОНФ в Москве считают необходимым установить прозрачный порядок предоставления помещений для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Культурно-досуговые клубы и спортивные секции по месту жительства становятся платными. Обращения граждан по данному вопросу регулярно поступают в региональное отделение ОНФ в Москве. Потребность жителей в работе подобных организаций во многом удовлетворяли столичные социально ориентированные некоммерческие организации, работающие в данной сфере. В последнее время стали проявляться негативные тенденции, в числе которых – закрытие клубов по месту жительства, коммерциализация их деятельности, продажа клубных помещений. Решения, принимаемые управами и префектурами при проведении конкурсов по ведению социально-воспитательной работы, непрозрачны. Проверки проводят некомпетентные специалисты, которые не допускают профессионалов в области социально-воспитательной работы к общественному контролю. Помимо этого, эксперты Народного фронта отметили, что органы власти не всегда готовы выстраивать партнерское взаимодействие с клубными НКО. Между тем президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал чиновников оказывать всяческое содействие работе социально ориентированных НКО.

Однако самая острая проблема на сегодняшний день – это предоставление помещений некоммерческим организациям для осуществления их деятельности, считают в ОНФ.

«Сегодня помещения для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы с населением по месту жительства закреплены за управами. Мы предложили передать их в нежилой фонд Москвы, чтобы эти помещения при проведении конкурсов программ по ведению социально-воспитательной работы разыгрывал департамент имущества города Москвы. В таком случае субъективность принимаемых решений в отношении НКО максимально снижается. Сейчас на уровне управ в соответствии с федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводится много конкурсов на оказание услуг, которые могут предоставлять некоммерческие организации. Но сами НКО в этом, как правило, не участвуют», – заявил эксперт регионального штаба ОНФ в Москве, генеральный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций Сергей Голубев.

Договоры на реализацию программ по организации социально-воспитательной, досуговой, а также спортивной работы заключаются по результатам конкурса, который проводится на основании приказа Департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы от 29 января 2015 г. №6 «Об утверждении Типового порядка организации и проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы».

На срок действия договора НКО получает нежилое помещение, находящееся в ведении районной управы, без арендных и коммунальных платежей, а эксплуатационные расходы компенсирует бюджет города. В свою очередь некоммерческая организация самостоятельно выплачивает заработную плату работникам клуба, открывает кружки и секции, приобретает необходимую мебель, оборудование, материалы и пособия, а также проводит культурные, социальные и оздоровительные мероприятия.

Однако 31 октября 2016 г. пункт 3.1.2 приказа был изменен и теперь излагается в следующей редакции: «Возмещать заказчику расходы на содержание помещения и оплату коммунальных услуг». Таким образом, с момента внесения изменений в приказ социально ориентированные НКО вынуждены оплачивать коммунальные платежи и электроэнергию в полном объеме, что составляет порядка 80 млн руб. в год. Безусловно, если для бюджета города эта сумма в достаточной степени незначительна, то для НКО она весьма существенна. Этим решением департамент фактически отказывает социально ориентированным НКО от части субсидирования, а это повлечет за собой пересмотр программ деятельности клубов и приведет к увеличению доли платных услуг.

«После внесения изменений в приказ многие столичные НКО, которые занимают большие по площади помещения, были вынуждены сворачивать свою деятельность, потому что не могут оплачивать коммунальные платежи. Ресурсов самих НКО зачастую хватает только на их содержание – закупку оборудования, оплату труда работников, организацию мероприятий», – заметил Голубев.

В результате может быть прекращена работа с социально незащищенными слоями населения, а дети из многодетных и малообеспеченных семей вместо занятий в клубах будут предоставлены сами себе, что может привести к негативному социальному эффекту.

Эксперты ОНФ предлагают создать открытый реестр принадлежащих городу помещений, занимаемых некоммерческими организациями и выставляемых на конкурсной основе, а также разместить его на информационном портале социально ориентированных НКО.

«Должен быть понятный и прозрачный график конкурсов по каждому району, проводимых в целях предоставления помещений социально ориентированным НКО для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы с населением по месту жительства с указанием адресов этих помещений. Плюс по каждому помещению должна быть информация о том, какая некоммерческая организации его занимает и какие услуги она оказывает населению. Это тоже должно быть прописано в реестре, чтобы все понимали, что там происходит», – добавил Голубев.

Необходимо также внести изменения в приказ Департамента территориальных органов исполнительной власти №6 для определения единых критериев к претендентам с учетом их социальной значимости для жителей района, считает эксперт ОНФ. Он предлагает сделать обязательным участие в конкурсной комиссии общественных организаций, осуществляющих координацию деятельности и поддержку НКО, а возмещение заказчику расходов на содержание, оплату коммунальных и эксплуатационных услуг следует возложить на исполнителя только за превышение нормативов содержания нежилого помещения.

«В конкурсную комиссию нужно обязательно вводить представителя совета муниципальных депутатов. Именно совет, по сути, утверждает решение конкурсной комиссии и может с ним не согласиться. Также в конкурсную комиссию необходимо включить представителя управы, который ходатайствует о том, чтобы предоставить то или иное помещение НКО, и членов общественной палаты Москвы. Конкурсная комиссия должна быть не на уровне управы, а на уровне города, чтобы максимально сократить субъективизм при принятии решений», – заключил Голубев.

Победители уникального конкурса социальных проектов «Ваш дом для добрых дел», организатором которого является Ресурсный центр НКО Комитета общественных связей города Москвы, уже готовятся к переезду в новые современные офисы. Независимые эксперты и члены конкурсной комиссии, в которую вошли лидеры третьего сектора столицы, провели глубокую оценку 73 проектов и, после жаркой дискуссии, определили лучшие из лучших. Победителями конкурса признаны 19 организаций, которые безвозмездно получат помещения для работы и реализации социально-значимых инициатив на срок от 1 до 3 лет.

По условиям конкурса, каждый победитель займет один из современных офисов, расположенных в шести разных округах столицы. НКО получат возможность пользоваться не только современными офисами для эффективной работы, но и дополнительными пространствами, среди которых презентационные залы, детские игровые уголки и небольшие кухни, а яркий дизайн в общем стиле обеспечит позитивное настроение. НКО смогут безвозмездно пользоваться всеми помещениями, оплачивая только собственные коммунальные расходы.

«Все офисы для НКО расположены на первых этажах жилых домов, сюда удобно приходить местным жителям, которые будут участниками или волонтерами социальных проектов. Здесь будет комфортно всем. Предусмотрена максимально доступная среда для маломобильного населения, в том числе для людей с ОВЗ. Уверен, что новые офисы станут настоящими домами для некоммерческих организаций нашего города», - говорит Антон Лопухин, директор Ресурсного центра НКО Москвы.

По итогам независимой экспертизы и заседания конкурсной комиссии стали известны соседи в Домах для добрых дел - победители конкурса:

В помещениях по адресу г. Москва, ул. Беловежская, д. 83 будут работать:

Помещение 1 - Автономная некоммерческая организация «Центр спорта, творчества, интеллектуального развития и социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан «Гармония»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация «Центр спорта, творчества, интеллектуального развития и социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан «Атмосфера»;

Помещение 4 - Региональная общественная организация поддержи молодежи «Лотос».

В Доме добрых дел на ул. Братиславская, д. 15, корп. 2 поселятся:

Помещение 1 - Благотворительный фонд содействия охране здоровья, социальной поддержке и защиты граждан «Люблю жизнь»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация Центр помощи многодетным семьям «МногоМама».

В современные офисы на ул. Аэродромной, д 6 въедут сразу шесть НКО:

Помещение 1 - Региональная общественная организация инвалидов «Птица счастья»;

Помещение 2 - Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Котодетки»;

Помещение 3 - Некоммерческое партнерство «Объединение общественных и некоммерческих организаций СЗАО г. Москвы «Содружество»;

Помещение 4 - Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь»;

Помещение 5 - Благотворительный фонд помощи детям, рожденным на раннем сроке «Подари солнечный свет»;

Помещение 6 - Региональный общественный фонд содействия социально-культурному, образовательному и духовному развитию личности «Феликс».

Современные пространства на ул. Косинской, д. 24, корп. 3 получат:

Помещение 1 - Автономная некоммерческая организация Центр социально-бытовой адаптации людей с ментальными нарушениями «Мастера и Маргарита»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация «Центр социокультурной анимации «Одухотворение».

В доме добрых дел на ул. Петрозаводской, д. 18, корп. 1 будут работать:

Помещение 1 - Благотворительный фонд помощи родителям в трудной жизненной ситуации «Свет в руках»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства «Агентство социального развития»;

Помещение 3 - Региональная общественная организация «Объединение многодетных, малообеспеченных семей и семей с детьми инвалидами «Много детства».

Реализовывать социально значимые инициативы в стенах Дома для добрых дел на Варшавском шоссе, д. 76, корп. 2 будут:

Помещение 1 - Благотворительный фонд социальной и информационной поддержки для детей после кохлеарной имплантации и с нарушением слуха «Мелодия жизни»;

Помещение 2 - Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы»;

Помещение 3 - Региональный общественный фонд правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров».

Поздравляем победителей конкурса «Ваш дом для добрых дел» и желаем успеха в реализации социально-значимых проектов!

Круглый стол московских социально-ориентированных некоммерческих организаций

«Проблема предоставления помещений социально ориентированным некоммерческим организациям в городе Москве »

Резолюция

Детская народная изостудия «Радуга», успешно работающая более 40 лет, может лишиться своего помещения в текущем году, поскольку помещение, занимаемое студией в течение многих лет , передано в пользование муниципальному учреждению .

Центр социокультурной анимации «Одухотворение» профессионально помогающий молодым инвалидам и семьям с инвалидами, не имеет собственного помещения, несмотря на многократные обещания властей помочь. Сегодня специалисты и волонтеры Центра, используя собственные методики и поддержанные федеральным Фондом помощи детям , находящимся в трудной жизненной ситуации, работают, используя базу одного из государственных учреждений города Москвы. Однако эта практика никак не узаконена. Наоборот, принятые нормы запрещают руководителям государственных и муниципальных учреждений предоставлять условия для работы негосударственных некоммерческих организаций .


В аналогичном положении находится социально ориентированная общественная организация РОО «Рать», продвигающая эффективные методики приобщения молодежи к здоровому образу жизни.

Общероссийская общественная организация «Национальная система «Интеграция», известная во всех регионах РФ, использует нежилое помещение в здании, находящемся в состоянии капитального ремонта . А инновационное отделение этой организации, занимающееся сохранением национальных игровых традиций и созданием новых развивающих настольных и подвижных игр, вовсе помещения не имеет.

Объектом постоянных атак ДИГМ является помещение Московского туристического клуба, где работает Федерация спортивного туризма . Федерации приходится доказывать Департаменту, что она является социально - ориентированной организацией .

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям», занимаясь исключительно благотворительной деятельностью и вовлечением волонтеров для оказания помощи детям, вынужден арендовать помещение на коммерческих условиях . В настоящее время аренду фонд оплачивает за счет средств спонсоров. Но ведь эти деньги могли бы идти на помощь детям-сиротам. Фонд нуждается в помещении, предоставленном на льготных условиях.

Ситуация вопиющей несправедливости сложилась вокруг НОУ Классическая философская школа «Новый Акрополь», которому в 2010 году отказано в продлении договора аренды . Для того чтобы более 1000 взрослых москвичей, в том числе молодёжи, ветеранов и инвалидов, а также около 300 детей, участвующих в деятельности этой некоммерческой организации, имели возможности для содержательного досуга, культурного творчества и благотворительности в настоящее время данной организации требуются экстренные меры помощи . Иначе и эту уникальную СО НКО судебные приставы выкинут на улицу, несмотря на то, сколько средств, труда и любви вложили участники организации в ремонт и оборудование предоставленных им 17 лет назад помещений, находящихся сейчас в образцовом состоянии.

Это далеко не все примеры, подтверждающие наличие глубокой проблемы , требующей с одной стороны принятия срочных мер со стороны городских властей, а с другой стороны – принятия системных решений на основе применения норм Федерального закона №40. (В приложении №1 приведен список организаций, по которым требуется срочное решение вопроса, в Приложении №2 сформулированы предложения для формирования системных решений.)

Сложность ситуации определяется тем, что в большинстве случаев действия представителей власти формально согласуются с действующими нормами законодательства. Но результаты-то их действий налицо – творческие, энергичные и неравнодушные люди - настоящий человеческих капитал нашего города - вынуждены прекратить свою общественно полезную работу! А ведь эти люди и созданные ими социально ориентированные организации, в большинстве своем, занимаются творческим развитием наших детей и помощью инвалидам! Оказывается, что творческая деятельность, направленная на людей и их духовное, культурное развитие, зависит от позиции временщиков, оказавшихся, возможно случайно, у власти.

Такая ситуация не может быть признана нормальной, поскольку правовое государство это не только следование букве закона, но и развитие законодательства в интересах населения, а также недопустимость самоуправства со стороны представителей исполнительной власти.

Мы, участники круглого стола, обращаемся к Мэру нашего города с требованием принятия мер в интересах населения .

Необходимо принятие политических решений , формирующих приоритетное право социально ориентированных организаций на использование помещений и земельных участков , принадлежащих городу. Нежилые помещения, принадлежащие городу, должны использоваться в интересах его жителей, а СО НКО должны обладать первоочередным правом их использования в силу общественно полезного характера свей деятельности. Город в соответствии с духом ФЗ №40 должен предоставлять помещения СО НКО в безвозмездное пользование или льготную аренду. Принятие решений по предоставлению городских помещений должно осуществляться не в кулуарах власти, а открыто и с участием авторитетных представителей общественности.

Необходимы политические установки и разъяснения чиновникам всех уровней, в том числе, руководителям органов местного самоуправления о необходимости бережного отношения и всяческой поддержки общественно полезной деятельности .

Необходимо предупредить руководителей всех органов городской власти и местного самоуправления об их личной ответственности за разрушение сложившихся на подведомственной им территории форм социально ориентированной работы.

Допуская уничтожение социально-ориентированных НКО, оставляя их без помещений, власти Москвы не только наносят невосполнимый вред городу , но и толкают в лагерь политической оппозиции активных, ранее абсолютно не политизированных людей.

Мы, участники настоящего круглого стола, отстаивая свою позицию, обращаемся за поддержкой и в федеральные органы власти, а также в средства массовой информации и к жителям нашего города.

Мы – граждане нашей страны, жители нашего города, и мы должны определять приоритеты развития нашего общества. И не надо толкать нас на организацию митингов и иных политических выступлений! Проще и правильнее – услышать обращения населения и принять своевременные меры в интересах людей.

По поручению участников,

ведущие круглого стола:

Председатель Комитета «За гражданские права»

Директор Центра «Социальное партнерство»

Приложение 1

Сведения о социально ориентированных НКО, участвовавших в работе Круглого стола, которым требуется экстренная помощь

Детская студия «Семицветик» на Арбате

Детская художественная студия Веры Троицкой находится в подвале на Арбате (Спасопесковский пер, 3/1) более пятнадцати лет. Под руководством действительного члена Союза художников дети занимаются резьбой по дереву, гончарным ремеслом, керамической лепкой и рисованием. Все занятия абсолютно бесплатные. Специальные печи, где обжигаются детские поделки, Троицкая покупала без материальной помощи со стороны районных властей. Помогали спонсоры и сами родители, которые с удовольствием остаются на занятия и работают вместе с детьми.

История борьбы студии за право существования длится уже почти 10 лет. В начале 2000-х инициатором выселения студии из помещения на Арбате была руководитель муниципалитета Л. Буркина, а исполнителем ГУП ДЕЗ района. Действия местных властей в данном случае граничили с криминалом. Неоднократно помещение студии было разгромлено нанятыми злоумышленниками; разбито имущество, в том числе дорогостоящие муфельные печи, книги по искусству. Выселять непокорных руководителя студии и ее детей были вызваны 2 автобуса ОМОНА. А в 2007 году А и ее коллега были замурованы в помещении с помощью сварочного аппарата. Две пожилых женщины провели в заваренном подвале 17 часов. Процесс вызволения с помощью команды МЧС снимало телевидение (3 канал и канал «Столица»). Реакции со стороны прокуратуры не последовало.

В конце 2007 г. сменился руководитель муниципального образования , но процесс выселения студии продолжался. Новый глава муниципалитета инициировал иск на выселение детской студии через Москомимущество. Помещение снова было разгромлено, фотографии разгрома стали аргументом Москомимущества в доказательстве того, что никакая творческая работа в данном помещении не ведется и оно находится в аварийном состоянии. Документы на аренду подвала муниципалитет не подписывает. Видимо, содержать убыточную детскую студию в самом центре столицы не входит в планы муниципалитета.

РОО "Культурно-оздоровительный центр досуга по месту жительства "Юность" района "Дорогомилово".

Центр создан жителями и ветеранами микрорайона 34 года назад.

В нем занимались около 3000 детей и 650 ветеранов района «Дорогомилово».

Его идейным организатором и бессменным руководителем является Роза Александровна Васильева, участница Великой Отечественной войны, член Президиума «Ассоциации общественных объединений Города-героя Москвы", член Президиума межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы, награжденная 28 наградами разного достоинства за военный период и за работу с молодежью.

Центр занимал здание бывшей школы по адресу: Украинский бульвар. Помещения, более 1500 кв. метров были предоставлены центру на основании Постановления Правительства Москвы, с которым был заключен Договор Аренды до конца 2012 года.

Но начиная с 2007 года Департамент имущественных отношений начал судебные (Арбитражные) тяжбы с целью расторгнуть Договор Аренды и выселить Центр «Юность». Что им с третьим судебным иском и удалось. В июне 2009 года, получив решение Арбитражного суда о выселении в связи с односторонним расторжением договора аренды, оперативно, до окончания прохождения всех судебных инстанций, 7 декабря 2009 года производится варварское выселение Центра «Юность» с автоматчиками, было вывезено в неизвестном направлении все имущество, накопленное за 34 года, это восемь пианино, театральные костюмы, мебель вся документация. Оргтехника и прочее имущество выброшены на улицу. В присутствии детей более 30 попугайчиков, аквариумные рыбки спущены в канализацию . Экспонаты музеев 3 фронтов так же вывезены неизвестно куда, а на портретах маршалов Победы рабочие выкололи глаза. Все это было сделано, чтобы помещения выставить на торгии, что и было сделано. Помещения в феврале 2010 года было продано площадь». Через два месяца Федеральный Арбитражный суд отменяет Решение о выселении. Сейчас КОЦД «Юность» оспаривает правомочность продажи здания, в котором занимались дети, в Арбитражном суде.

Региональная общественная организация содействия развитию творчества детей и молодежи «Досуговый центр «Импульс» (СВАО, район Медведково)

Региональная общественная организация содействия развитию творчества детей и молодежи «Досуговый центр «Импульс», была создана в Медведково инициативной группой жителей района в 1985 году. На протяжении более чем 20 лет организация выполняла различные социальные программы, социальные заказы управы и муниципалитета Южное Медведково, префектуры СВАО, Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. С 2004 года «Импульс» является исполнителем комплексной долгосрочной социально программы «Новый век – Новый клуб», развивая культурно-спортивную, воспитательную, досуговую работы среди детей, молодежи, молодых семей и взрослого населения по месту жительства. В центре функционируют хореографические , эстрадные, музыкальные студии, семейный театр, клуб любителей книги, студии прикладного искусства и творчества. Всего за 23 года в «Импульсе» занималось более 20000 человек. «Импульс» был полностью оснащении и оборудован. Как досуговый центр за счет вложения средств и многолетнего труда участников организации – жителей Южного Медведково и СВАО.

30 июня 2008 г. помещение РОО ДЦ «Импульс» (ул. Полярная, дом 10, стр.1) было незаконно, без решения суда, силой отобрано муниципалитетом ВМО Южное Медведково при противоправном содействии им в этом местной милиции и депутатов.

Многочисленные награды общественной организации, полученные от органов власти и управления района, округа, города и государства, в том числе и международные, многолетний опыт, методические наработки и большой вклад стабильного коллектива в развитие социума Москвы во внимание приняты не были.

Договор социального заказа муниципальными чиновниками умышленно не продлялся, конкурс на использование площадей не проводился. В помещение по рейдерской схеме был подселено вновь созданное муниципальное учреждение МУ «ЦДС Олимп», а центр «Импульс», работающий непрерывно на это время 23 года, вместе с детьми и педагогами был выброшен на улицу.

Все награды, документы и имущество организации (библиотека, музей, костюмы, декорации и многое другое) были захвачены, демонтированы, перемещены и разграблены. Работа 15-ти коллективов и педагогов, занятия 300 участников, долгосрочные социальные программы, осуществляемые центром, остановлены.

Помещение, несмотря, на многочисленные протесты и обращения жителей, РОО «ДЦ Импульс» до настоящего времени не возвращено, а другое – не предоставлено, участники организации – дети, родители и педагоги вынуждены скитаться и проводить свои занятия на улице и во временных помещениях не по месту своего жительства.

НОУ КФШ «Новый Акрополь»

НОУ КФШ «Новый Акрополь» является крупнейшим учреждением дополнительного образования в районе, одним из крупнейшим в Южном административном округе, а также одним из крупнейших негосударственных некоммерческих организаций в г. Москве.

Эта образовательная, культурно-просветительская организация для детей и взрослых существует боле 25 лет в г. Москве. Работает дошкольный лицей, группы дневного пребывания для дошкольников, музыкально-эстетические и научно-технические студии для школьников, детско-молодежное объединение «Камелот», регулярно проводятся встречи, лекции, семинары по истории цивилизаций, символизму культур, литературные и музыкальные вечера, концерты, организуются встречи с выдающимися людьми современности – кинематографистами, музыкантами, писателями, актерами, режиссерами, работают студии прикладного искусства. Кроме того, «Новый Акрополь» является инициатором добровольческих акций в сфере экологии, помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, людям с ограниченными возможностями, детям, находящимся в реабилитационных центрах. Силами членов организации созданы десятки научно-просветительских фильмов, которые демонстрировал телеканал «Культура», проведено более 1500 культурно-просветительских мероприятия в городе Москве.

В настоящее время в НОУ КФШ «Новый Акрополь» занимается 1000 человек, в том числе более 300 детей. В школе работает 25 сотрудников, все они являются москвичами. В их работе помогает около 100 волонтеров.

В 2009 году у НОУ КФШ «Новый Акрополь» закончился долгосрочный договор аренда (10 лет). Первоначально, в 1995 году, при заключении договора аренды, здание по принадлежало. В 1999 году помещение было передано Москомимуществу, которое заключило договор аренды на срок 10 лет.

В 2009 года после окончания договора аренды, Департамент имущества г. Москвы на многочисленные обращения о пролонгации договора аренды, отказалось заключить новый договор, мотивируя это тем, что данное здание должно быть передано в ведение Департамента образования г. Москву, которому ранее данное помещение никогда не принадлежало и который от получения данного помещения отказывается. Следует отметить, что Департамент образования г. Москвы не нуждается в районе Орехово – Борисово Северное в помещении детских садов, так как обеспеченность района местами в детских садах превышает 100 %. Более того, Департамент образования работу НОУ КФШ «Новый Акрополь» поддерживает.

Тем не менее, Арбитражный суд г. Москвы вынес решение от 26.01.10 о выселении НОУ КФШ «Новый Акрополь» из занимаемого помещения, так как собственник не хочет продлевать договор аренды. Для решения проблемы необходимо заключить договор на продление аренды.

РОО «Косинский детский морской клуб»

Клуб существует 25 лет. Располагает собственной материально-технической базой, в том числе помещением, принадлежащем клубу на праве собственности, плавсредствами, небольшой верфью для постройки яхт. Косинский детский морской клуб ведет военно-патриотическую и спортивную работу с детьми и молодежью, предоставляет свою базу для проведения тренировок и соревнований многих детских объединений города Москвы.

В течение многих лет клуб не может решить вопрос о праве пользования земельным участком, на котором стоят принадлежащие ему здания и сооружения. Следствием этой проблемы в 2012 году стал административный запрет на использование Клубом акватории озера, на берегу которого клуб расположен. Клубу нужно помочь решить вопрос с землей .

Приложение 2

Предложения

1. Государственной Думе Российской Федерации

1.1 Законодательно предусмотреть обременение помещений, выделенных для социально значимой деятельности некоммерческих организаций, с запретом их перепрофилирования.

1.2. Установить, что при конфликте интересов собственника и общественных интересов, связанных с целевым характером помещений, как предназначенных для работы социально ориентированных НКО, общественные интересы имеют приоритетное значение.

1.3. Предоставить социально ориентированным НКО, занимающим помещения в течение длительного времени, право выкупа занимаемых помещений по льготной цене.

2. Мосгордуме

2.1. Разработать Закон г. Москвы «Об осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека, интересов гражданского общества и интересов г. Москвы при предоставлении Департаментом имущества г. Москвы нежилых помещений».

2.2. Утвердить целевую городскую программу по предоставлению социальных услуг и развитию сети клубов по месту жительства на базе НКО, включив в перечень государственных услуг поддержку самодеятельности населения.

3. Департаменту имущества города Москвы:

3.1. На основе перечня уже арендуемых помещений (2400 организаций) выделить квоты помещений с льготной и долгосрочной арендой (аналогично малому предпринимательству) для работы СО НКО в целях реализации социальных программ, в т. ч. отдельной квоты помещений от 150-200 кв. м для реализации программ на основе клубных технологий.

3.2. Заключать договора аренды с социально ориентированными НКО на долговременной основе;

3.4. Разработать нормативный акт о создании Общественного экспертного совета при ДИГМ по вопросам СО НКО с привлечением представителей профильных Ассоциаций, Союзов СО НКО и Общественных советов (общественных объединений) руководителей СО НКО.

3.4. Создать отдельные страницы в сети Интернет для СО НКО с информацией о конкурсах и предоставлении помещений СО НКО.

3.6. Раскрыть на своем сайте сведения об НКО, занимающих помещения на бесплатной или льготной основе;

4. Совету муниципальных образований:

4.1. Разработать регламенты и выполнять нормы ФЗ №40 для поддержки общественно полезной деятельности СО НКО

4.2. Разработать и ввести в действие регламенты предоставления помещений общественным объединениям на базе муниципальных учреждений.

4.3. Разработать регламенты предоставления одного помещения для деятельности 2-3 СО НКО (при целесообразности и возможности реализации социальных программ на территории).

4.4. Считать обязательным введение в конкурсные комиссии муниципалитетов по предоставлению помещений на безвозмездной основе представителей профильных Ассоциаций, Союзов СО НКО и Общественных советов (общественных объединений) руководителей СО НКО.

4.5. Не допускать лишения помещений социально ориентированных НКО.

Рассматривать лишение помещений НКО, осуществляющих общественно полезную деятельность, как безусловное основание прекращения контракта с руководителем муниципалитета.

4.6. Организовать учебу депутатов по вопросам социальной политики и взаимодействия с социально ориентированными НКО.

5. Правительству Москвы:

5.1. Рассматривать сохранение ранее предоставленных и предоставление новых помещений социально ориентированным некоммерческим организациям г. Москвы в качестве одного из главных критериев оценки работы Департамента имущества г. Москвы.

5.2. Установить для таких организаций льготу по арендной плате, а также разработать алгоритм их освобождения от внесения арендной платы либо отсрочки ее внесения при отсутствии средств.

5.3. Предусмотреть формы общественного контроля при:

Предоставлении или изъятии Департаментом имущества г. Москвы помещений у социально ориентированных НКО.

Формировании и ведении Реестра общественно значимых и социально полезных программ и организаций;

5.4. Приглашать представителей устойчивых и зарекомендовавших себя объединений для осуществления экспертных и контрольных общественных функций в сфере предоставления помещений СО НКО.

5.5. Соблюдать в Москве нормативы по выделению нежилых помещений для социальных целей. В тех муниципалитетах (управах), где этих помещений сейчас существено меньше норматива, Правительству Москвы в ближайшее время выделить дополнительные помещения для социальных целей.

5.6. Провести общественную проверку использования помещений, выделенных для социальных целей. В случае, если они используются в иных целях, инициировать расторжение договоров с арендаторами и передачу помещений социально ориентированным НКО.

6. Социально ориентированным некоммерческим организациям Москвы:

6.1. Создать сеть профильных Ассоциаций, представляющих на всех уровнях интересы СО НКО и осуществляющих экспертные и контрольные общественные функции.

6.2. Рассмотреть целесообразность и возможность создания саморегулируемых организаций.

7. Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан

7.1. Провести расширенное заседание комиссии по вопросу условий работы социально ориентированных организаций в г. Москве с приглашением представителей городской и федеральной власти.

7.2 Обобщить опыт правоприменения ФЗ №40 в различных регионах РФ и разработать рекомендации органам власти по улучшению условий деятельности СО НКО.

Да, может, для коммерческой организации – арендатора такой договор аренды не несет каких-либо рисков.

Однако некоммерческая организация (НКО) вправе осуществлять только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям, для достижения которых она создана (целям, указанным в уставе (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ). Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, НКО ограничена в выборе видов коммерческой деятельности, в отличии от коммерческих организаций, которые вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, достаточно только внести изменения в ЕГРЮЛ и устав (при необходимости), и получить лицензию. Однако прямого запрета или ограничений на передачу в аренду некоммерческой организацией временно не используемых площадей законодательством не установлено. Поэтому если передача имущества в аренду не запрещена уставом и совместима с целевой деятельностью организации, НКО вправе заключить договор аренды. Если запрет в уставе установлен – есть риск признания такого договора недействительным (в суде, по иску заинтересованных лиц).

При этом правила заключения такого соглашения одинаковы для всех хозяйствующих субъектов: договор аренды должен быть заключен в письменной форме, долгосрочный договор аренды – т. е. заключенный на срок от 1 года – подлежит обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Причем он считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ , п. 3 ст. 433 ГК РФ). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору.

Регистрация договора аренды производится территориальными органами Росреестра в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме».

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора (абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – Закон о госрегистрации).

Общий перечень документов, представляемых на регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 . В частности, в него входят устав организации, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и т. п.

Государственная пошлина за регистрацию договора аренды взимается в размере 2 тыс. руб. с физических лиц и 22 тыс. руб. с организаций ().

Государственная регистрация по общему правилу осуществляется в течение месяца со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).

Регистрация договора

Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Главбух советует: для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609 , п. 2 ст. 651 ГК РФ). По окончании этого периода продолжите исполнять условия договора (если нет возражений со стороны арендодателя или арендатора). Тогда соглашение будет пролонгировано на неопределенный срок ( , п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Ситуация: нужно ли регистрировать в отделении Росреестра договор аренды нежилого помещения в здании. Договор заключается на год и более

Да, нужно.

Несмотря на то что нежилые помещения в зданиях не относятся к зданиям или сооружениям, они неразрывно с ними связаны. Поэтому данные объекты также являются недвижимостью. В Гражданском кодексе РФ нет особых правил для регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях. Следовательно, к ним применяются общие правила. Поэтому если срок аренды нежилого помещения в здании превышает или равен году, то его нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Необходимость госрегистрации договоров аренды нежилых помещений подтверждает информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 .

Ситуация: нужно ли регистрировать договор аренды в Росреестре, если он был заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на неопределенный срок

Нет, не нужно.

Порядок госрегистрации договоров аренды прописан в Законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ . С заявлением о регистрации договора в территориальное отделение Росреестра (по местонахождению недвижимости) имеет право обратиться любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор). Форма заявления о регистрации прав на недвижимость законодательством не установлена. Поэтому территориальные отделения Росреестра разрабатывают такие бланки самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Если в аренду сдается земельный участок, то заявитель дополнительно должен приложить кадастровый план участка. Если предметом договора аренды являются здания, сооружения (их части) – представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем следует выделить те помещения, которые передаются арендатору, и указать их площадь.

Такой порядок следует из положений , пункта 4 статьи 2 и статьи 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 .

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Стороны могут представить иной документ, содержащий графическое и (или) словесное описание передаваемого в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 1000 руб., для организаций – 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Никаких правил относительно того, кто должен оплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды недвижимости (арендатор или арендодатель), ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит. Поэтому данный вопрос нужно оговорить заранее – в момент заключения договора аренды (например, путем внесения условия об оплате госпошлины в содержание самого договора) ().

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями также могут быть лица, которым право сдавать имущество в аренду предоставлено законом или его собственником. Например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, владеющие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения (). Это предусмотрено в Гражданского кодекса РФ.

Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.*

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов».