Текущий медосмотр медсестер. Нужно ли проходить медосмотр офисным работникам – порядок прохождения, перечень врачей. При поступлении на работу

17.12.2021

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью:

Динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

Выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

Своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, и приложения 1.2 приказа Минздрава РФ №90, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования).

Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет , периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.

Оформление результатов предварительных и периодических медицинских осмотров:

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), а отрывная часть направляется в виде заключения, которая передается в подразделение по окончанию осмотра.

Работник информируется о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).

Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.

В случае, если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

7.2 Освещение производственных помещений (рабочее, местное и аварийное). Сроки осмотра и проверки осветительной сети. Сроки очистки светильников (п.п. 2.12.2-2.12.4, 2.12.16 ПТЭЭП, таб. №3 СНиП 23-05-95).

Рабочее освещение - освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ вне зданий.

Местное освещение - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

Аварийное освещение - освещение для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.

Рабочее и аварийное освещение во всех помещениях, на рабочих местах, открытых пространствах и улицах должно обеспечивать освещенность в соответствии с установленными требованиями.

Применяемые при эксплуатации электроустановок светильники рабочего и аварийного освещения должны быть только заводского изготовления и соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий.

Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.

Питание светильников аварийного и рабочего освещения должно осуществляться от независимых источников. При отключении рабочего освещения переключение на аварийное должно происходить автоматически или вручную, согласно проектным решениям, исходя из целесообразности по местным условиям и в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.

Питание сети аварийного освещения по схемам, отличным от проектных, не допускается.

Присоединение к сети аварийного освещения переносных трансформаторов и других видов нагрузок, не относящихся к этому освещению, не допускается.

Сеть аварийного освещения должна быть выполнена без штепсельных розеток.

Наименования электроприемников (в частности, светильников) должны быть изложены так, чтобы работники, включающие или отключающие единично расположенные или групповые светильники, смогли бы безошибочно производить эти действия.

Использование сетей освещения для подключения каких-либо переносных или передвижных электроприемников не допускается.

Для питания переносных (ручных) электрических светильников в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных помещениях должно применяться напряжение не выше 50 В, а при работах в особо неблагоприятных условиях и в наружных установках - не выше 12 В.

Вилки приборов на напряжение 12 - 50 В не должны входить в розетки с более высоким номинальным напряжением. В помещениях, в которых используется напряжение двух и более номиналов, на всех штепсельных розетках должны быть надписи с указанием номинального напряжения.

Использование автотрансформаторов для питания светильников сети 12 - 50 В не разрешается.

Применение для переносного освещения люминесцентных ламп, не укрепленных на жестких опорах, не допускается.

Очистку светильников, осмотр и ремонт сети электрического освещения должен выполнять по графику (плану ППР) квалифицированный персонал. Очистку светильников производить согласно СНиП 23-05-95, в зависимости от группы светильников, но не реже 4 раз в год (п. 3.44.27 ПОТ РМ 14000-001)

Периодичность работ по очистке светильников и проверке технического состояния осветительных установок Потребителя (наличие и целость стекол, решеток и сеток, исправность уплотнений светильников специального назначения и т.п.) должна быть установлена ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий. На участках, подверженных усиленному загрязнению, очистка светильников должна выполняться по особому графику.

Осмотр и проверка сети освещения должны проводиться в следующие сроки:

проверка исправности аварийного освещения при отключении рабочего освещения - 2 раза в год;

измерение освещенности внутри помещений (в т.ч. участков, отдельных рабочих мест, проходов и т.д.) - при вводе сети в эксплуатацию в соответствии с нормами освещенности, при аттестации рабочих мест, а также при изменении функционального назначения помещения.

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

Медосмотр – это процедура выявления профессиональных болезней на предприятии, которая контролируется законодательством и имеет особое значение как для работодателя, так и для работника. Медосмотр выявляет патологии и болезни, которые сами сотрудники могли попросту не замечать.

Регулярная профилактика позволяет своевременно избежать распространения инфекционных заболеваний на предприятии, профессиональных заболеваний работников, таким образом периодические медосмотры на предприятии очень полезны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Общие понятия

В юридическое поле определение медицинского осмотра попало после аналогичного понятия “медицинское освидетельствование” в 2006 году (данные поправки в Федеральный ТК были законодательно внесены тридцатого июня 2006 года (N90-ФЗ)), однако его сущность после данных редакций никак не потеряла исходного значения.

Ныне функционирующее федеральное право не предоставляет определений медосмотру, однако происхождение этого сочетания слов, а кроме того сущность данного события дают возможность раскрыть его функциональное значение.

Медосмотр представляет собой профессиональное обследование пациента медработником на предмет заболеваний.

“Освидетельствование” подразумевает подтверждённое в результате экспертизы заключение о здоровье пациента , включающее в себя все соответствующие итоги первичного обследования.

Термин “медицинского освидетельствование” более четко сформулирован в ст. 65 ФЗ от 21.11.11 N323-ФЗ и предполагает комплекс мер медосмотра и обследования, нацеленного на фактическое подтверждение того, что здоровье пациента находится в каком-либо значимом с юридической точки зрения состоянии.

Более расширенные врачебные осмотры – это периодические врачебные осмотры с наращенным списком участвующих в их медицинских работников-экспертов и используемых способов освидетельствования.

Периодический медосмотр нужно проводить для того, чтобы осуществлять контроль самочувствия работников организации , своевременно обнаруживать инфекционные заболевания на предприятии.

Кроме того содействовать предупредительным и реабилитационным действиям сотрудников, способствующим профилактике заболеваний, предостерегать любые эпизоды, связанные с болезнями или травмами на производстве.

Постоянные медицинские осмотры осуществляются в течение всех этапов деятельности работников у работодателя через определенные кратковременные интервалы . Цикличность их выполнения находится в зависимости от вредоносности производственных условий, которые оказывают большое влияние на работника производства.

Есть довольно четкое определение медицинского обследования (осмотра): это совокупность врачебных и медикаментозных мер , устанавливающих и определяющих патологии, болезни и условия их возникновения и дальнейшего развития.

Медобследование разделяется на несколько категорий: профилактическое, предварительное, периодичное, пресменное/пререйсовое, постсменное/пострейсовое.

Осмотры могут вестись исключительно в основное рабочее время, т.е. быть встроенными в график, и быть оплаченными в объеме обычного оклада работника (абзац 11, часть 2, статья 212 Федерального Трудового кодекса).

Проведение медосмотров надзирается муниципальным ведомством Роспотребнадзора. В данный контролирующий орган работодатели отсылают перечень своих сотрудников, доступных медосмотру, в десятидневный период с дня его принятия (пункт 21, часть III, Дополнения N3 к Приказу N302н).

После окончания медосмотра медорганизация вместе с контролирующим органом оформляет итоговый документ с результатами выполнения осмотра, после чего один образец отсылается работодателю, а прочие – в региональный аппарат Роспотребнадзора и местный центр профпатологии.

Если в процессе медосмотра у сотрудника была обнаружена болезнь профессионального характера , то она должна иметь подтверждение со стороны какого-либо лицензированного медицинского учреждения, обладающего разрешением на возможность осуществлять экспертизы и доказывать взаимосвязь специфических болезней со специальностями.

Кто обязан проходить медосмотр на работе и за чьи средства?

После приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N302н, с 1 января 2012 г. вступили в силу принципы, которые обязывают всех работодателей осуществлять регулярные медицинские осмотры и оплачивать их за счет собственных средств.

Но это затрагивает лишь те ситуации, в которых у сотрудников организации на самом деле существуют проблемы, к примеру, с вредным производством, или другими тяжёлыми условиями труда , оказывающими влияние на здоровье сотрудников.

В соответствии с Приказом N302н обязательные осмотры касаются сотрудников, занятых в образовательных отраслях, отраслях здравоохранения, медицинской индустрии, в социальной сфере, в строительной сфере, в сфере автотранспорта, в сфере домашнего сервиса и иных областях, в каковых сотрудники могут подвергаться влиянию вредоносных условий.

Плановый медосмотр в организации проводится на предмет профессиональных заболеваний, и поэтому беременность не является в этом случае предметом для споров - беременные сотрудницы проходят плановый осмотр так же, как и все остальные сотрудники.

Положение о проведении медосмотров в организации

Положение о проведении медосмотров – это документ, представляющий собой нормативный акт, определяющий периодичность и цикличность проведения обязательных медицинских осмотров на предприятии.

В данном документе отражаются не только плановые, но так же и внеплановые осмотры сотрудников в организации. Документ разрабатывается в соответствии с текущим законодательством, а в частности с особым вниманием к ключевым требованиям Федерального Трудового кодекса и приказам Минздравсоцразвития. Документ составляется в произвольной форме.

Образец Положения о первичных и периодических медосмотрах скачивайте бесплатно.

Периодичность осмотров

Не так давно поменялась периодичность выполнения медосмотров. Вплоть до 01.01.12г. существовало положение, по которому осмотры необходимо было повторять с интервалом никак не реже 1-го раза в 2 года .

Но на сегодняшний день то, как часто следует проводить обязательные медицинские осмотры, отображено в Приказе N302н – различные вредоносные для здоровья производственные условия, для различных видов труда, для которых проводятся данные мероприятия, – ежегодно или до раза в 2 года (Дополнения N1, N2 к Приказу N302н).

Сотрудники предприятия, работающие на производстве, не достигшие 21 года, обязаны проходить такие медосмотры каждый год, согласно пункту 17 ч. III Дополнения N3 к Приказу N302н.

Однако индивидуальная частота проведения осмотров для каждого отдельного предприятия зависит от вредности трудовых условий. Периодические осмотры осуществляются при разработке именных перечней, в которых указывают факторы опасности, трудовые характеристики и т.д. Всё это отображает реальное положение дел в организации.

Статья 219 Трудового кодекса регулирует правовые отношения в сфере внеочередных медицинских осмотров.

Внеплановый медосмотр – это вид медицинского обследования, документально не оформленный и не внесённый контролирующими органами в соответствующие списки.

Внеочередной медосмотр может проводиться как по заявлению работника предприятия, так и с инициативы работодателя, если у оного имеются подозрения на профнепригодность работника.

Один из вариантов периодического медосмотра – это пресменный/пререйсовый осмотр , проводящийся перед трудовым днём/сменой/рейсом работника-водителя, для раскрытия возможного влияния вредоносных и небезопасных для работы предприятия вероятных производственных условий, состояний или болезней, мешающих осуществлению трудовых обязательств.

В том числе установление опьянения, если оно есть, от спиртосодержащих напитков, наркотическое опьянение, а также другие токсические виды опьянений (статья 46 закона РФ от 21 Ноября 2011года N323-ФЗ).

Осмотр осуществляется в начале каждого рабочего дня ответственным сотрудником. Периодический медосмотр для водителей проводится один раз в 2 года. Порядок прохождения медосмотра водителей регулирует Приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н.

Алгоритм проведения

Приблизительный алгоритм проведения медосмотра выглядит примерно так:


Осмотр проводится в медучреждении и считается полностью завершённым только после полного обхождения всех врачей и прохождения всех общих лабораторных исследований.

Так же после завершения всех процедур клиенту выдаётся заключение , которое он затем передаёт своему работодателю. Второй же экземпляр навсегда остаётся в медучреждении и вклеивается в медицинскую карту пациента.

Сотрудники предприятия, у которых не выявили каких-либо препятствующих нормальной работе патологий, получают на руки специальное заключение медкомиссии.

Если же у сотрудника были найдены какие-то заболевания, то они тоже отражаются в заключении, и тогда у данного работника может быть два выхода - он может либо полностью прекратить трудовые отношения с данной организацией, то есть попросту уволиться, либо же перевестись на другую должность в той же организации.

Работодатель обязан предложить альтернативное место работы , труд на котором не противоречит медицинским показателям данного работника, в соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального Трудового кодекса.

Перечень врачей-специалистов

Председателем медицинской комиссии может назначаться профпатолог , а в составе врачебной комиссии обязаны быть доктора-специалисты-профпатологи, прошедшие соответствующие процессы повышения квалификации по их непосредственной специальности (пункт 5, часть I Дополнения N3 к Приказу N302н).

Для всех разновидностей сотрудников, подходящих под обязательные медицинские осмотры, неизбежны так же обследования специалистами-психиаторами и наркологами (в соответствии со ссылкой N3 к дополнению N1 к Приказу N302н).

Кто должен нести ответственность за несвоевременное прохождение медосмотра?

За проведение регулярных медицинских осмотр отвечает работодатель . Это затрагивает тех разновидностей работников, что указаны в текущем федеральном трудовом праве (в соответствии с абзацем 11, частью 2, статьёй 212 Федерального Трудового кодекса).

Сотрудник же обязан проходить лишь плановые осмотры – данное положение зафиксировано статьёй 214 Федерального ТК, в соответствии с которым сотрудники обязаны проходить обязательные периодические врачебные проверки по распоряжению их непосредственного руководства.

Данное требование в отдельных случаях может быть локализовано обоюдным соглашением внутри компании, все стороны должны быть осведомлены о наличии таких медосмотров при подписании коллективного акта .

Если работник не прошел периодический медосмотр, что делать? При несогласии сотрудника провести осмотр предприятие может временно снять его с должности либо каким-то образом отстранить от трудовой деятельности, в соответствии со статьёй 76 Федерального Трудового кодекса.

В промежуток времени, когда сотрудник отстранен от трудовой деятельности, зарплата сотруднику не перечисляется, помимо отдельных исключительных ситуаций согласно статье 76 Трудового кодекса.

Данный временной промежуток не включается в трудовой стаж, предоставляющий возможность годового оплачиваемого отпуска (статья 121 Трудового кодекса).

В случае, если в конкретных поставленных условиях инициатором и виновником конфликта выступает работодатель, то период отстранения работника определяется как простой (по статье 157 ТК) .

Штраф за непрохождение периодического врачебного осмотра

Размер штрафов теперь существенно вырос, а внимание контролирующих органов к нарушениям, связанным с организацией и ведением медосмотров, за последние годы сильно возросло.

На сегодняшний день размер штрафных санкций для должностных лиц за отказ от медосмотра составляет 15-25 тысяч рублей , для организаций – 110-130 тысяч рублей (в соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Федерального Кодекса об административных правонарушениях).

И при этом чиновники контролирующих органов имеют право при составлении учётной картины рассчитать всех сотрудников организации, которые не посещали врачей, что в итоге выльется в штрафы с многозначными цифрами. Данный штраф налагается на всю компанию и пытаться оспорить его в суде не имеет смысла.

Например, в одном из подобных дел работник аргументировал пропуск медицинских осмотров тем, что оценка условий труда на рабочем месте (т.е. аттестация) не показала каких-либо проблем, и это избавило руководство компании от необходимости в постоянных медицинских проверках.

Суд данный аргумент не принял, т.к. компания принадлежала к категории предприятий общепита, а сотрудникам таких предприятий положены регулярные проверки согласно части 2 статьи 203 Федерального Трудового кодекса от 2 января 2000 года ст-23 фед. закона №29-ФЗ и пункта 15.1 СП 2.3.6. 1079–01.

В итоге судебным решением деятельность предприятия была приостановлена.

Нужен ли психиатр на медосмотре узнайте из видео:

Прохождение врачей является обязательным для всех работников медицинской сферы. Особенности прохождения медкомиссии зависит от того, являетесь вы работником государственной или частной клиники.

Для госучреждений

Лечебно-профилактические центры обязаны организовывать для всех своих сотрудников медосмотр каждый год. Данная процедура является обязательной, независимо от ранга, докторской степени или уровня квалификации. Под эту категорию подходят все муниципальные организации и государственные медцентры. Если по каким-то причинам специалист не прошел проверку, он не допускается к работе.

Некоторые специалисты могут проверять состояние здоровья каждые 6 месяцев, а также при наличии жалоб на общее состояние организма. Кроме того, внеплановые проверки могут назначаться при возникновении угрозы эпидемии, а также участившихся случаях заболеваемости опасными недугами. Для работников, получающих зарплату из госбюджета необязательно иметь медицинскую книжку. Обязательный обход врачей и сдача анализов раз в год:

. дерматолог;

С анализом на RW;

ОАМ и ОАК;

Мазок при прохождении гинеколога или андролога;

Анализ кала; прививка от дифтерии;

Терапевт.

Для работников клиник

Медосмотр для врачей, работающих в клиниках, является обязательным, однако при обходе специалистов не происходит гигиенической подготовки. В конце проверки медработникам выдается справка о прохождении врачебной комиссии, где указывается информация о состоянии здоровья, и ставится штамп. Все данные о сотруднике дублируются в его личной медкарточке.

Для медперсонала частных санаториев и медцентров осмотр фиксируется в специальной медицинской книге. Ее приобретают вместе с трудовой книгой и заполняют для трудоустройства. Начальник отвечает за внесение в команду каждого нового сотрудника, поэтому обязан не допускать к работе кандидатов, чьи медкнижки не имеют соответствующих подписей и штампов. Согласно требованиям Роспотребнадзора, начальник обеспечивает сдачу всех медкнижек работников для экспертной оценки.

Для сотрудников роддомов, детских медучреждений, патологических клиник осмотр проходит в стандартном порядке, предписанном для медработников. Программа проверки включает поход по таким врачам: нарколог, психиатр, невролог, эндокринолог, ЛОР, дерматолог, окулист, гинеколог, онколог, аллерголог и терапевт. Кроме того, необходимо сдать ряд анализов: ОАМ, ОАК, биоскрининг крови. Также требуется анализ на сифилис, гонорею, гепатиты, брюшной тиф и стафилококк.

Для фармацевтов и работников аптек медосмотр проводится строго по графику. Плановый обход врачей проводится ежегодно. В обязательном порядке, фармацевты должны пройти такие обследования:

. наркологический контроль;

Психиатрическая оценка;

Стоматологический осмотр;

Проверка у ЛОРа;

Осмотр у дермато;

Контроль у психиатра;

Осмотр терапевта.

Стандартные анализы для работников аптек и сотрудников, работающих с медикаментами таковы: ОАК, ОАМ, исследование на ВИЧ и гепатиты, биоскриниг, мазок, кал, для женщин - маммография.

Юлия Егорова рассказывает о новых правилах профосмотров

Закон обязывает

В последнее время в связи с активной социальной политикой нашего государства всё большую актуальность приобретает такая форма охраны здоровья, как профилактический медицинский осмотр.

Трудовой кодекс определяет группы людей, осмотрыдля которых прохождения профосмотра является обязательным.

Трудовой кодекс РФ ст. 213 (извлечение):

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда <…> проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники <…> лечебно-профилактических и детских учреждений <…> проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Важный момент, отраженный в статье 213 ТК, состоит в том, что проведение профилактических осмотров указанных групп работников входит в обязанности работодателя и проводится за его счет, в рабочее время и с сохранением заработной платы. Государство поддерживает это методом «кнута и пряника». Пряник — это льготное налогообложение сумм, затраченных работодателем на проведение профосмотров. Кнут — это административная ответственность по статье 5.27 КоАП РФ должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

Как быть с обязательностью профосмотра, если по закону медицинские обследования и вмешательства не могут проводиться без согласия, а тем более против воли пациента?

Профилактический осмотр обязателен только для отдельных групп работников в целях охраны здоровья населения. Устройство на такие ответственные работы может быть только добровольным, и согласие на предварительный и периодический профосмотры предполагается автоматическим при подписании трудового договора, в который чаще всего как существенное условие включен пункт о прохождении осмотров.

Что изменилось в проведении профосмотра?

До 2012 года проведение профосмотров регламентировалось несколькими приказами, часть из которых была издана еще в советское время. С января 2012 года в силу вступил Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…». На данный момент этот приказ и приложения к нему являются основной нормативной базой для проведения профилактических осмотров, а ранее действующие приказы отменены с 2012 года.

По сравнению со старым порядком проведения профосмотров появилось несколько принципиальных отличий.

1. Теперь возглавлять врачебную комиссию должен только врач-профпатолог, а врачам-специалистам комиссии необходимо повышение квалификации по направлению профпатология.

2. Изменились принципы формирования списков работников, направляемых на профосмотр. Если раньше сотрудники включались в список в зависимости от должности, то теперь вносить работника в этот список можно только на основании аттестации рабочего места, которая должна быть проведена согласно другому приказу Минздравсоцразвития России (№ 342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»). То есть, даже если человек работает на урановом руднике, но в трудовом договоре не указана карта аттестации рабочего места, то профосмотр ему проходить не надо, и медицинских противопоказаний к работе у него нет.

3. Во врачебную комиссию включены психиатр и нарколог, их освидетельствование теперь обязательно для всех, проходящих профосмотр, а не только для тех, кто принимается на работу или имеет допуск к наркотикам, как было ранее.

Эти нововведения в целом можно считать позитивными, особенно если профосмотры сотрудников не будут низведены до формальности, как это, к сожалению, иногда происходит. Акцент на профессиональной патологии повышает профилактическое значение медосмотра, а недопущение к опасным работам лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, безусловно, снизит уровень травматизма на рабочем месте.

Паспорт здоровья

Также постепенно вводится в практику так называемый «паспорт здоровья» — документ установленной формы, с образцом которого можно ознакомиться по ссылке medexx.ru . Паспорт содержит сведения о прохождении профосмотров работников, во время проведения осмотра он находится в медицинской организации, а после него выдается на руки работнику.

Введение паспортов здоровья не отменяет личные медицинские книжки. Порядок оформления медкнижки регламентируется приказом Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2002 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», который продолжает действовать. Кроме того, перечни работников, обязанных иметь паспорт здоровья и медкнижку, несколько не совпадают, а работники детских оздоровительных учреждений обязаны иметь и то и другое. Разумеется, в этом случае можно проходить ежегодныйпрофосмотр, занося результаты обследования в оба документа. Больше узнать о медкнижках и о том, кому они необходимы, можно на сайте центра гигиены и эпидемиологии города Москвы http://www.mossanexpert.ru

Организация профосмотра работников

Согласно приказу, теперь оказывать услуги по медицинской экспертизе может только медицинское учреждение, получившее соответствующую лицензию. При этом в штате учреждения должна быть постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога. Поэтому естественное для каждого медработника желание пройти профосмотр непосредственно по месту работы, к сожалению, неосуществимо, если у заведения нет соответствующей лицензии.

Так же дело обстоит и с анализами. Для организации, выполняющей профосмотр, нет нормативного документа, запрещающего использовать результаты анализов и обследований, выполненных в других медучреждениях. Но, учитывая, что это услуга платная, принимать сторонние результаты медучреждениям невыгодно и достаточно рискованно, поскольку возможна их подделка. Пройти профосмотр в частном порядке — там, где больше нравится,— тоже, к сожалению, невозможно, потому что работодатель должен организовать централизованное проведение профосмотра и предоставить медицинской организации поименный список сотрудников, данные об аттестации рабочих мест и вредных факторов производства. Более того, медицинская организация не позднее чем через месяц после завершения периодического медицинского осмотра должна обобщить результаты. Затем совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя медучреждение составляет заключительный акт.

Наш профосмотр или профосмотр врачей

Поговорим об особенностях профосмотра для медработников. Согласно пункту 17 приложения № 2 к приказу № 302н, медицинскому персоналу всех лечебно-профилактических учреждений необходимо проходить профилактический медосмотр ежегодно. «Программа» медосмотра представлена в таблице 1.

Консультации и обследования Кто проходит Как часто проходить
терапевт, психиатр, нарколог, стоматолог, дерматовенеролог*, оториноларинголог * все 1 раз в год
клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ) все 1 раз в год
клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка) все 1 раз в год
биохимический скрининг (содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина) все 1 раз в год
исследование крови на сифилис все 1 раз в год
мазки на гонорею все 1 раз в год
невролог, офтальмолог, аллерголог, эндокринолог, онколог медработники, работа которых связана с воздействием химических, физических и биологических неблагоприятных факторов 1 раз в год или 1 раз в 2 года — согласно приложению № 1 к приказу № 302н**
исследование крови на гепатиты В и С, а также на ВИЧ только работники, имеющие профессиональный контакт с инфицированным материалом или препаратами крови, и только с согласия работника 1 раз в год
исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф все при поступлении на работу и в дальнейшем — по эпидпоказаниям
исследования на гельминтозы все при поступлении на работу и в дальнейшем — не реже 1 раза в год либо по эпидпоказаниям
мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка все при поступлении на работу и в дальнейшем — 1 раз в 6 месяцев

* Включение в комиссию профосмотра для медработников дерматовенеролога и оториноларинголога основано на частом профессиональном контакте с различного рода аллергенами. По рекомендации этих специалистов может быть назначено дообследование в виде специфической аллергодиагностики, исследования функции внешнего дыхания и консультации аллерголога. ** Приложение № 1к приказу № 302н указывает также дополнительные медицинские противопоказания для работы, связанной с неблагоприятными факторами, такие как гипохромная анемия, доброкачественные новообразования, нарушения микроциркуляции любой природы.

Результат профосмотра

Если у обследуемого не выявлены нарушения здоровья, профпатолог делает заключение о пригодности к выполняемой работе. Но что если при профосмотре обнаруживаются какие‑либо заболевания? Полный список противопоказаний достаточно обширен и содержится в пункте 48 приложения № 3 к приказу № 302н.

Надо сказать, что многие из пунктов в применении к медицинским работникам спорны. Например, чем может помешать выполнению обязанностей терапевта стабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз, медикаментозно компенсированная эпилепсия, распространенный ихтиоз или даже онкозаболевание в начальной стадии — лично мне неясно.

Безусловно, для экстренной работы в скорой помощи, операционной, приемном отделении и подобных областях крепкое здоровье необходимо, но для планового приема и консультативной работы такие требования мне представляются избыточными. При детальном соблюдении всех указанных в этом списке противопоказаний медицина рискует лишиться большого количества возрастных специалистов, чьи знания и опыт имеют огромную ценность, несмотря на неидеальное состояние их здоровья.

Обязательное участие в профосмотре врача-профпатолога предполагает выявление связи обнаруженных заболеваний с профессиональной деятельностью. При подозрении на профессиональное заболевание медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированное медицинское учреждение, имеющее право на проведение исследования относительно связи заболевания с профессией. Такое медучреждение также оформляет и направляет в утвержденном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Работодатель же в случае обнаружения медицинских противопоказаний обязан отстранить работника от выполняемой им работы или предоставить ему другую, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При этом на первом этапе работодатель обязан предложить сотруднику имеющиеся у него вакантные должности, а далее по решению самого работника оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе или, в случае отказа, применяется процедура отстранения от работы, предусмотренная статьей 76 ТК РФ. При этом заработная плата за период освобождения от выполнения трудовых обязанностей не начисляется, но место работы и должность сохраняются. Если срок, на который работодатель вынужден отстранить работника по медицинским показаниям, превышает четыре месяца, то работник подлежит увольнению по ст. 77 ТК РФ.

Отдельные трудности при прохождении профосмотра могут возникнуть у работников, имеющих по какой‑либо причине инвалидность. Вместе с направлением на профосмотр им лучше предоставить заключение очередной медико-санитарной экспертизы, для того чтобы комиссия могла принять решение о допуске к работе.

Есть к чему стремиться

Правовому регулированию профилактических медицинских осмотров уделяется большое внимание: определены четкие правила их проведения, дан перечень работ, при выполнении которых требуется проходить профосмотр, отменены устаревшие приказы, введен централизованный контроль за проведением осмотров. Однако совершенство еще не достигнуто. Наиболее разумным, вероятно, было бы издание отдельного приказа о профилактических осмотрах медицинского персонала и некоторое смягчение списка противопоказаний для работы в медицине.