Изменение в современном мире. Факторы социальных изменений

17.11.2023

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

Тема 9. Социальные изменения и процессы

1. Понятие и виды социальных изменений.

2. Эволюционные и революционные социальные изменения.

3. Прогресс и регресс в социальном развитии.

1 . Понятие и виды социальных изменений . Понятие «социальные изменения» для нас, россиян, не очень привычное, более привычным является понятие «социальное развитие». Оно культивировалось у нас долгие годы и в общественных науках, и в практической политике. Разумеется, это понятие имеет право на существование, поскольку характеризует важные моменты социальной реальности. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования, т.е. прогрессивных. Однако существует много других социальных изменений, которые невозможно признать однозначно прогрессивными, например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходное состояние и т.п. Это просто изменения, непосредственно не несущие в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, они не направлены ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса. Исходя из этого, предпочтительнее в качестве исходного использовать понятие «социальные изменения», которое не содержит оценочного компонента. Это понятие фиксирует факт сдвига, перемены в широком смысле слова. Ярким примером социального изменения в России в начале 90-х годов стало формирование рыночных отношений, которое привело к глубоким переменам в жизни всех социальных систем и подсистем, социальных общностей, институтов и организаций. Конечно, не все социальные изменения столь фундаментальны, затрагивающие основы общественной жизни. Многие изменения касаются отдельных сторон экономики, культуры, морали, языка и т.д.

Таким образом, понятие «социальные изменения» обозначает различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться:

· на уровне межличностных отношений (например, в семье);

· на уровне организаций и институтов (наука, образование);

· на уровне больших и малых социальных групп (рабочий класс, крестьянство, возникновение предпринимательства);

· на социетальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, экологическая угроза существованию человечества и др.).

Виды социальных изменений . В зависимости от того, какие социальные элементы подвержены изменениям, можно выделить четыре вида социальных изменений.

1. Структурные социальные изменения. Это изменения в структуре любой социальной общности (семьи, класса, нации и др.), социальных институтов и организаций, социокультурных ценностей и т.п.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы. Это изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений общностей, институтов, индивидов. Это – отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.

3. Функциональные социальные изменения, связанные с изменениями функций социальных институтов, организаций и структур. Так, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации произошли существенные изменения в функциях законодательной и исполнительной власти.

4. Мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов и социальных групп не остается неизменным. Так, в условиях рыночной экономики существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы материального, прагматического личного характера, что оказывает влияние на поведение и сознание.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов, например, за структурными изменениям следуют изменения функциональное, за мотивационными – процессуальные и т.д. Более того, при анализе реальных социальных явлений и процессов бывает трудно отграничить один вид изменений от другого. Тем не менее, это необходимо делать, ибо их дифференциация дает возможность более четкого понимания социальной действительности и тех реальных сдвигов, которые в ней происходят.

2. Эволюционные и революционные социальные изменения . В зависимости от характера различают две большие группы социальных изменений (и шире – социальных процессов) – эволюционные и революционные социальные изменения.

Эволюционные – это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эволюционные изменения могут иметь как восходящую, так и нисходящую направленность. Эволюционным изменениям в той или иной степени подвержены все сферы жизнедеятельности общества – хозяйственная жизнь, социальные общности, политические структуры, система ценностей и др.

Эволюционные изменения могут организовываться сознательно . В таких случаях они приобретают форму социальных реформ (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П.А.Столыпина в начале ХХ века, введение НЭПа в Советской России в начале 20-х годов). Но эволюционные изменения могут быть и стихийным процессом . Примером могут служить демографические процессы, связанные со снижением рождаемости в развитых странах мира.

Эволюционные изменения не следует понимать как линейное и последовательное движение по восходящей линии всего социального организма и отдельных его частей. Эволюционные изменения как бы «рассыпаны» в массе других общественных перемен, имеющих совершенно разную направленность.

Революционные социальные изменения существенным образом отличатся от эволюционных. Это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социальных систем, это не частные, а общие и даже всеобщие изменения. Такие изменения часто опираются на насилие.

Социальная революция – предмет ожесточенных споров философов, социологов, историков, представителей других общественных наук. Оценки социальных революций крайне различны. К.Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», движущей силой общественного развития. В.И.Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа». П.Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 года «бойней», А писатель И.А.Бунин свою книгу о ней назвал «Окаянные дни». Трагическая история нашей страны, особенно на протяжении ХХ столетия, породила у различных слоев населения резкое неприятие революционных социальных изменений, негативную их оценку. Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко действительно способствуют эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельством тому служат целый ряд социальных революций в Европе, Америке и других регионах в последние два-три столетия.



Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не будут насильственными, во-вторых, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных областей или социальных институтов. Например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления и т.п. Современное общество чрезвычайно сложное, так что одновременная переделка всего общественного организма (тем более с применением насилия) может иметь для него разрушительные последствия.

В научной литературе все больше внимания уделяется циклическим социальным изменениям. Это более сложная форма социальных изменений, ибо она включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции.

Циклами называют определенную совокупность явлений и процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (сезонный характер сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (например, изменения, обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (типы культур).

Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период (социализации), период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни. Тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения.

Средний промежуток времени между рождением и смертью представителей данного поколения составляет среднюю продолжительность жизни. Это – показатель уровня жизни и темпа социальных изменений, который существенно менялся на протяжении истории, особенно в последние столетия. Так, еще в конце ХIХ века средняя продолжительность жизни не превышала 35-40 лет, хотя и тогда встречались люди, жившие до 80-100 лет. Сегодня средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.

Вместе с тем можно выделить малые циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, который в современных условиях составляет в среднем 35-40 лет. Если полный цикл означает фактически полное обновление населения, физическую смену поколений, то названный малый цикл – смену поколений в жизнедеятельности общества.

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни, т.е. увеличение длины полного цикла поколений, должно вести к замедлению темпов социальных изменений. Однако в действительности за последние 200-300 лет мы наблюдаем обратную картину, т.е. ускорение темпов общественного развития. Дело в том, что можно говорить не только о поколениях людей, но и о поколениях знаний, техники, технологий.

Под новым поколением техники следует иметь в виду не простую замену износившегося или морально устаревшего оборудования отремонтированным и слегка усовершенствованным. Новым поколением могут быть названы только такие орудия труда, инструменты, механизмы, которые хотя бы в одном, а часто в нескольких отношениях, по крайней мере вдвое превосходят прежние по своей эффективности. В предыдущие века поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей работали фактически на технике одного поколения, что было особенно характерно для сельского хозяйства. После промышленной революции ХVIII- ХIХ вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сопоставимы со сменой поколений людей. Научно-техническая революция середины ХХ века внесла в эти взаимоотношения качественное изменение: теперь темпы смены поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в электронике с середины ХХ столетия, т.е. примерно за 40 лет, уже сменилось четыре поколения компьютеров.

Процесс обновления техники теснейшим образом связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Следует различать овеществленное знание, т.е. воплощенное в технике, машинах, и знание наличное, «живое», воплощенное в самих работниках и выражающееся в их квалификации, компетентности и т.п.

Старение знаний определяют через интервал времени, в течение которого наличное знание, в том числе и квалификация работников, обесценивается наполовину. В различных отраслях науки и техники эксперты определяют этот интервал от 5-7 до 15 лет. Во многих отраслях он составляет 10-12 лет. Этот интервал диктует темп обновления оборудования, внедрение в жизнь новых поколений техники. Если этого не происходит, то отставание неизбежно.

Темп старения знаний диктует и необходимость регулярного, систематического обновления живого знания, т.е. квалификации работника. Если предположить, что удвоение объема знания, необходимого для какой-либо профессии происходит в интервале 12 лет, то человек, начав работать после окончания вуза в 23 года, уже к 35 годам будет обладать только половиной, к 47 – четвертью, а к 59 – одной восьмой частью знаний, необходимой для профессиональной деятельности в данной области. Вот почему так остро стоит вопрос о необходимости регулярного, систематического повышения квалификации специалистами всех уровней и всех отраслей науки и техники. Циклы «работающих» знаний и «работающих» машин диктуют свои требования к работающему поколению людей.

Таким образом, в современном обществе, по сравнению с предшествующими, ускоряется смена поколений машин, техники и технологии, но замедляется процесс физической смены поколений людей. Однако наблюдается также убыстрение процесса обновления квалификационного уровня работников. Эти показатели в совокупности и определяют темпы научно-технического прогресса общества.

3. Прогресс и регресс в социальном развитии . В зависимости от направленности социальные изменения и процессы могут быть прогрессивными и регрессивными .

Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Трудно не согласиться, что в общем и целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Здесь важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав. Наконец, беспрецедентное развитие в последние два-три века образования, науки и техники, предоставивших современному человеку возможности гуманизировать и демократизировать свой образ жизни и социальные институты. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие.

Но это в целом. Социология же имеет дело с конкретными социальными явлениями. И здесь возникает множество вопросов. Можно ли, например, однозначно утверждать, что этапы преобразования законодательной власти в России в ХХ в. (Государственная дума – в дореволюционной России, Верховный Совет – в советский период, Федеральное Собрание – в постсоветский период) являются этапами прогрессивного развития? А можно ли считать, что образ жизни современного человека в развитой стране является более прогрессивным, чем образ жизни людей, скажем, в средневековой Европе или Древней Греции?

При рассмотрении подобных вопросов, нужно, видимо, выделить некоторые сферы социальной жизни, к которым крайне сложно либо невозможно применить понятие прогресса, хотя они и подвержены значительной эволюции. Прежде всего это относится к искусству. Искусство, как и все остальное, не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям. Однако понятие прогресса неприменимо к художественной, эстетической стороне развития искусства. Чье творчество более прогрессивно – Эсхила или Л.Н.Толстого? А.Данте или А.С.Пушкина? П.И.Чайковского или С.С.Прокофьева? Совершенно очевидно, что ответить на этот вопрос невозможно. Можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства. Гусиное перо, авторучка, пишущая машинка, персональный компьютер; пластинка, магнитная лента, электронные носители; печатная книга, микрофильм – все это можно считать линиями технического прогресса. Но они, очевидно, не затрагивают художественную ценность, эстетическую значимость произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных явлений и институтов. Видимо, к ним относятся религия и философия: их эволюция очевидна, но понятие прогресса здесь вряд ли применимо.

Вместе с тем существуют сферы общества и социальные институты, историческое развитие которых совершенно отчетливо можно квалифицировать как прогрессивное. Это наука, техника, технология. Каждый новый шаг в их развитии является этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось и такое понятие как «научно-технический прогресс». Его проявления можно наблюдать повсюду.

Социальные изменения – это сложные и противоречивые процессы. Наряду с прогрессом существует и противоположный тип социальных изменений и социальных процессов – регресс .

Регресс – это движение от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур. Примерами могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций, не прошедших полный путь своего развития – цивилизации древних инков, майя, ацтеков.

Противоречивый характер социальных процессов обнаруживается в том, что развитие многих социальных явлений ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях, к отступлению, возвратам назад в других направлениях, к совершенствованию, улучшению в них одного и деструкции, ухудшению другого. Такой противоречивый характер имеют многие социальные изменения.

Социологи и представители других наук ведут длительные дискуссии по вопросу о критериях социального прогресса. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл . Недостаточно говорить о социальных изменениях только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны – обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Важно не только зафиксировать сам факт социальных изменений, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гуманистический, человеческий смысл – ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Общество должно находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, определения их в качестве прогрессивных или регрессивных. Как правило, в итоге вырабатываются специальные системы социальных показателей, которые и служат основой таких оценок.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения называются социальными?

2. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений? Чем отличаются от них циклические социальные изменения?

3. Каков механизм воздействия технологических изменений на социальные?

4. Что общего и в чем различие между такими понятиями, как «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

5. В каком соотношении находятся социальные изменения и социальная стабильность?

Литература

Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1997. Разд. VI.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология. Основы общей теории: учеб. пособие / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др. – М., 1998. Гл. Х.

Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социол. исслед. 2001. № 1.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра информатики и информационных технологий

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

«СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Направление подготовки /

Специальность: Прикладная

информатика

Выполнил(а): студент ИК-712

Телицын Дмитрий Владимирович

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук

Мустафин Иршат Рифатович

г. Нижний Новгород

Введение

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

2. Модели социальных изменений

3. Основные тенденции современного мирового развития

Заключение

Библиографический список

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Это будет достигнуто через раскрытие их сущности, причин, факторов, изучение моделей социальных изменений, а также сопоставление основных тенденций современного мирового развития.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений – эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений – эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность .

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в сонцепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов – вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии – от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный – в период развития страны и менее удачный – в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по по принципу кибернетической иерархии различных систем – организмов и личностейт как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе .

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения – это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый – это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй – адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый – обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

2. Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами ), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии .

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется .

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А – е~1 или S = aq – 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом – на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды – период и амплитуда колебаний могут со временем меняться .

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов .

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Таблица 5.2. Чередование фаз

Изменение фазы

Как видим, в рассматриваемом случае чередование фаз развития системы в целом и отдельных ее показателей не является синхронным.

Еще сложнее анализировать динамику социокультурных процессов, имеющих хаотический характер. Пример такого процесса приведен на рис. 5.14. Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют «большие скачки», амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом. Для подобных процессов удается выявить только самые общие тенденции, как это и принято в глобальных теориях социальной эволюции .

3. Основные тенденции современного мирового развития

Человечество во все времена волновал вопрос о таинственном и неизведанном течении времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация – все они подчиняются теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.

В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.

При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком .

В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются большие возможности предотвращать социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные политические, социальные взрывы чаще всего – результат неумения властных структур, социально-политических сил провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования .

Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества – вот цель прогрессивного движения .

Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. ХХ век с его невиданными ранее катастрофами – политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и рассуждениях .

Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир – средние века – Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире .

Итак, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, – как писал Н. Данилевский, – состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».

Заключение

Таким образом, каждая социокультурная система имеет свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная – календарное время – в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.

Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.

Что же касается дальнейшего мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в лету вне зависимости ни от каких условий. Таким образом, концепция постоянного прогресса – неподходящее решения для данного уравнения.

Если рассматривать всю мировую историю как чередование революций и реформ, то можно проследить и положительные тенденции, так ярко и красочно расписанные историками.

Библиографический список

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997. с. 112-114.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе. М., 1999. с. 63-67.

Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т.2, 2003, с. 68.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. с. 43.

Мы уже знаем, что социальные изменения могут; происходить по многим причинам. А теперь попытаемся определить особенности воздействия социальных перемен на общество. Что же все-таки меняется? Социологи сосредоточили свое внимание на следующих факторах. 1.

Изменение в составе исследуемого населения. Социолог, которого интересует, как повлияло появление железной дороги на жизнь населения небольшого города, наверное, исследует изменения этнического состава, занятий и доходов его жителей.

Связь с крупным соседним городом может, видимо, привлечь людей, которым по карману покупка нового дома и ежедневные поездки в большой город. В таком случае можно ожидать изменения состава населения небольшого городка. 2.

Изменение способов поведения. Ученые, изучившие влияние мотосаней на жизнь населения Арктики, отмечали изменение уровня социального взаимодействия, способов охоты и скотоводства в этих обществах. 3.

Изменение социальной структуры или образцов взаимодействия. У народов Арктики отмечены перемены в экономике и распределении власти. Изменения могут произойти также в семейной жизни, образовании и религии. 4.

Изменение культурных моделей. Новые области знаний, новые верования, ценности, выразительные средства искусства не только вызывают перемены в других аспектах, но и сами могут меняться под их влиянием. Например, в таких странах Южной Америки, как Чили, угнетение огромных масс бедных крестьян и представителей рабочего класса небольшим числом богатых землевладельцев и корпораций способствовало популярности антикапиталистических идей среди угнетенных групп.

МАРКС« СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ

Рассматривая процесс социальных изменений, теоретики придавали различное значение только что перечисленным факторам. Например, Карл Маркс особенно выделял изменения в социальной структуре. Прежде всего, как уже несколько раз упоминалось в этой книге, Маркс полагал, что изменения классовых отношений, вызванные экономическими условиями, были причиной других общественных и культурных перемен. Более того, в отличие от функционалистов он подчеркивал роль конфликта как источника социального развития.

Создавая свои произведения в середине XIX в., Маркс осознавал социальное воздействие технологии на все аспекты окружающей жизни. Промышленная революция, связанная с новыми методами добычи руды, производства стали, изготовления тканей, организации транспорта и коммуникаций, способствовала урбанизации аграрных стран и образованию новых социальных классов. Он придавал важное значение изучению новой экономической системы - капитализма, возникшего в результате промышленной революции.

Согласно Марксу, капиталистические общества состоят из двух основных социальных групп. Капиталисты владеют средствами производства: заводами, фермами, шахтами и железными дорогами, где формируются различные виды труда и услуг. Капиталисты определяют, где, когда » каким образом будет выполнена работа. Рабочие составляют другую основную группу. Для них возможности экономического выбора значительно более ограничены, чем для капиталистов. Они могут лишь продавать свою рабочую силу или не работать совсем. Однако в XIX в. в Англии уклонение от работы было равнозначно жизни в вопиющей бедности и голоде, поскольку в стране не было правительственных программ помощи неработающим.

Как отмечал Маркс, самая важная причина социального сдвига - конкуренция среди капиталистов. Например, владельцы фабрик стремятся затратить как можно меньше средств на производство товаров и продать их по более низкой цене, чем кто-либо из других производителей. Таким образом устанавливается своего рода производственный цикл. Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства; конкурирующие компании тоже начинают использовать его, чтобы сэкономить деньги. Вскоре все предприятия производят этот товар по одной и той же стоимости.

Стремление увеличить доходы и привлечь больше покупателей, которые ищут товары по более низким ценам, способствует новым изобретениям. Так начинается новый производственный цикл. Таким образом, по мнению Маркса, при капитализме требуется непрерывное совершенствование и расширение производства. Это осуществляется путем разделения каждой крупной задачи на ряд более мелких (разделение труда), а также благодаря применению машин, чтобы производить товары в огромном количестве. Маркс полагал, что главный источник экономического развития при капитализме -

использование машин для производства работы, которая в прошлом выполнялась людьми. Машины работают быстрее, чем люди, производят больше товаров, а изнашиваются медленнее. Поэтому они вполне окупаются. Например, вначале прядильный станок мог выпрясть 366 фунтов хлопка за 150 часов. Та же самая работа, выполнявшаяся вручную с помощью прялки, занимала 27 ООО часов. Производителю обходилось дешевле эксплуатация машины в течение 150 часов, чем использование ручного труда людей в течение 27 ООО часов. Использование машинного оборудования способствовало снижению затрат владельца предприятия и повышению доходов за счет продажи готовой продукции.

Это подводит нас к сущности теории прибавочной стоимости Маркса. Разница в стоимости сырья и готовых товаров является результатом обработки сырья на фабрике. Эта обработка, выполняемая вручную или с помощью машин, входит в стоимость конечного продукта. Пресс сделан из прочного металла и поэтому может, совершать одно и то же движение сотни тысяч раз при незначительном износе. Он может продуктивно работать “без устали”. Кузнец работает медленнее и менее продуктивно, чем пресс. А поскольку в стоимость каждого производимого предмета включается более высокая стоимость труда кузнеца, предприниматель мог бы, видимо, сэкономить много денег, уволив кузнецов и заменив их машинами. Более высокий доход, полученный от использования машинного труда по сравнению с ручным, и составляет прибавочную стоимость. Производитель старается повысить прибавочную стоимость путем повышения продуктивности производственного процесса.

В XIX в. капиталисты использовали для этого множество способов, создавая подчас ужасные условия труда; они стремились заставить рабочих дольше трудиться и производить больше товаров при одинаковых затратах (т.е. капиталовложениях). Для достижения этих целей хозяева создавали на фабриках тесноту, увеличивали рабочий день, ускоряли внедрение нового технического оборудования, нанимали женщин и детей, платя им самую минимальную зарплату. Последствия этих и других условий можно было наблюдать в промышленных районах Англии. Детская смертность возросла на 26 процентов, главным образом в результате неполноценного питания и болезней.

Маркс предвидел катастрофические последствия этих тенденций. По мере повышения эффективности и продуктивности промышленности рабочих понадобится все меньше.

Им придется бороться между собой за убывающие рабочие места. Богатство сосредоточится в руках немногих. Возникнет целая армия безработных, чьи руки никому не нужны. Мелкие фирмы будут вытесняться, они не смогут конкурировать с более крупными корпорациями. Крупный капитал будет расти, а владельцы мелких предприятий окажутся вынужденными пополнять ряды рабочего класса, “Им ничего другого не остается, как встать с протянутой рукой рядом с рабочими”.

Маркс полагал, что таким путем капитализм сам обрекает себя на гибель. Перемены в области технологии наряду с необходимостью иметь все больший капитал для расширения производства и увеличения доходов приведут к острым противоречиям между социальными классами. В конце концов эта классовая борьба разрушит капиталистическую систему.

Маркс правильно указал на некоторые главные факторы, вызывающие перемены в капиталистических системах. Они все еще существуют в современных обществах. Однако он недооценил способность капитализма к саморегуляции и исправлению своих самых тяжелых пороков. Например, он не придавал большого значения способности правительства регулировать конкуренцию и препятствовать самым жестоким формам эксплуатации. Однако многие правительства смягчили систему частного предпринимательства путем введения законов, определяющих продолжительность и условия труда, меры безопасности на производстве, размеры пособия по безработице и пенсионных фондов. Прогрессивный налог наряду с другими средствами перераспределения богатства предназначен для того, чтобы часть благ, созданных в результате высокой производительности труда, переходила от тех,кто контролирует средства производства, к низкооплачиваемым работникам и бедноте. По этим причинам разногласия и конфликты между классами в развитых капиталистических обществах не столь остры, как предсказывал Маркс.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАГА ОГБОРНА

Подобно Марксу, американский социолог Уильям Филдинг Огборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. Его теория социального сдвига (Огборн, 1922) исходит из неравномерности изменения различных аспектов культуры.

Огборн выделял в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили - короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Одна из причин этого - наличие консервативных групп (например, религиозных кругов) , защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры. Другие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаются к новым условиям. В качестве примера Огборн приводит семью. Внутри семьи в ка- кой-то мере наблюдается приспособление к материальным переменам. Так, в период промышленной революции некоторые ремесла (ткачество, изготовление мыла, дубление кожи) были вытеснены из дома и превратились в отрасль фабричного производства. Растущий спрос на фабричный труд побуждал женщин работать вне дома. В то же время они по-прежнему должны были выполнять свои традиционные домашние обязанности. Таким образом семья - часть адаптивной культуры, которая медленно приспосабливалась к материальным переменам. Отчасти именно глубокий разрыв между требованиями, предъявляемыми к женщине на работе, и гнетом домашних забот привлек внимание Огёорна к проблеме культурного лага (запаздывания) - несоответствия между переменами в материальной культуре и ответной реакцией адаптивной культуры.

Огборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменения других ее аспектов. Пока это не достигнуто, общество (или по крайней мере некоторые его слои) будет сталкиваться со многими проблемами.

Одна из причин культурного лага - привычка и инерция. Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения. Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы. Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

ОКюрн полагал, что “культурное запаздывание” стало острой проблемой в современном обществе. Изменения в материальных компонентах культуры происходят сейчас стремительно. В прежние века общества имели больше времени для приспособления к нововведениям и проверки различных способов осуществления этих мер. Например, в наши дни мы сталкиваемся с проблемой быстрого распространения ядерно- го оружия. Возможность почти полного уничтожения всего живого на Земле существует уже в течение жизни целого поколения людей, но мы еще только создаем эффективные международные политические институты, призванные контролировать распространение этой опасности и добиться ее предотвращения.

Общество не стоит на месте, оно постоянно изменяется, прогрессирует или деградирует. Для описания этих процессов используют понятие социальные изменения . Социальные изменения -одна из основных проблем в социологии.

Социальными изменениями называются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем, в обществе в целом.

Социальные изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре.

Социальным изменениям подвержены, прежде всего, социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

Технологические изменения. Появление машин, электричества, новых видов энергии, компьютеров и прочих проявлений научно-технического прогресса приводит к появлению одних и исчезновению других социальных и профессиональных групп, обострению конфликтов, формированию новых социальных ценностей и пр.

Появление новых идеологий, доктрин, программ, которыми руководствуются многие политические партии, общественные движения, осуществляющие существенныесоциальные преобразования.

Адаптация различных социальных групп к изменяющимся социально - экономическим, политическим условиям в рамках существующих социальных систем.

Социальные изменения могут быть краткосрочными и долгосрочными, частичными и социетальными. Различаются структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения. Создание или распад семьи, переход на многоуровневое образование - это примеры структурных изменений. Любые трансформации в отношениях между социальными группами или людьми относятся к процессуальным изменениям. Перераспределение должностных обязанностей в коллективе относится к функциональным изменениям. Смещение ценностно-мотивационных установок от общественно-значимых к личностно-значимым - пример мотивационных изменений. Н.И.Лапин, А.И.Пригожин выделяют инновационный процесс как вид социального изменения.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей и сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Различают постепенные (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

Революции бывают: научные (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические, социальные (изменяют те или иные стороны жизни общества).

В обыденной жизни термин «революция» имеет различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, не может считаться революцией в строгом социологическом смысле.

Революцией называются только те события, которые удовлетворяют следующим условиям:

1. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям. Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны достичь некоторых из поставленных ими целей.

2. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция - это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Следовательно, революция - это захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями.

Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших экономических, политических и социальных проблем. Об этом свидетельствуют Французская революция 1789 г., Американская революция 1776 г.

То, что происходит после революции, частично зависит от огромного количества событий, которые привели к революции. После окончания революционной борьбы страна может быть истощенной и сильно раздробленной. Остатки свергнутого режима или другие группы, претендующие на власть, могут перегруппировать свои силы и начать все заново. Если окружающие страны настроены к новому правительству враждебно (так было в случае Русской революции 1917 года), его успехи в достижении социальных преобразований могут быть гораздо более ограниченными, чем при активной поддержке окружения. И, наконец, несмотря на то, что революции могут иметь далеко идущие последствия для соответствующих обществ, эти последствия чрезвычайно трудно выделить на фоне других факторов поступательного развития.

По мнению социолога Джеймса Дейвиса, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой. Дейвис иллюстрирует свою гипотезу такими фактами, как стачка рабочих пульмановского завода в 1849 г., русская революция 1917 г. и революция в Египте в 1953 г.

Социальная революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Это качественное изменение, затрагивающее основы существующего строя. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества.

Реформа - частичное усовершенствование в какой-то сфере жизни, ряд постепенных изменений, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформа- это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Социальная реформа касается преобразования тех сфер или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с уровнем и образом жизни людей, влияют на здоровье, доступ к социальным благам, участие в общественной жизни (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и пр.).

Приватизация, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменения конституции, переход от монархии к республике, изменение форм голосования и пр. - примеры политических реформ.

Терроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов. В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного порядка. Однако недавно они стали все более склоняться к тому, что терроризм – это новый способ разжигания войны с далеко идущими социальными последствиями. Нападение чеченских боевиков на Дагестан подтверждает это предположение.

Очень часто террористические акты бывают направлены не на свои фактические жертвы, а на массы ни в чем не повинных людей.

Понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имя какого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, а более конкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеется значительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко.

9.2.Теории социальных изменений

Среди теоретических моделей, использовавшихся для осмысления общих механизмов изменений на протяжении человеческой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются несколько.

Социальный эволюционизм , концепция, пытающаяся установить связь между биологическими и социальными изменениями. Согласно эволюционизму (О. Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным.

Теория депривации . К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическая эксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времени условия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признать социальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Тем не менее, Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательно приводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низших классов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение – столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное и революционное сознание. Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства “прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавал существование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализма положение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв между собственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних все обостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.

Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации.

Представители технологического детерминизма Д.Белл, О.Тоффлер решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (научно-техническая революция 50-60 годов XX века информационно-компьютерная революция конца XX века).

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски считают, что изменения в социальной организации общества не всегда приносят человечеству счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества, прежде всего, зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.


Похожая информация.