Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильного определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и установления на этой основе требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на 3 группы:
Руководители;
Специалисты;
Технические исполнители.
Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия.
Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Поэтому основным объектом нормирования в данном случае являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.
В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия можно условно разделить на следующие группы:
Руководители предприятия и их заместители;
Линейные руководители в цехах и на участках;
Руководители функциональных подразделений;
Специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;
Специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;
Служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.
Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятии решении обусловливают применение различных методик нормирования и видов норм.
Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных функции (работ).
Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5-6 до 8-10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность и заместителях.
Нормирование труда руководителей также включает в себя регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности, приема посетителей, рассмотрения корреспонденции, посещении цехов и т.д.
Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, количество служб учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.
Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных 1 мастеру, колеблется в весьма широких пределах - от 10 до 60 человек и более при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими существующие условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов может быть установлена по следующей формуле:
где Z - наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (в пределах 30-50 человек);
К с - коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;
С р - средний разряд работы в цехе;
х - дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;
у - дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.
Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников рассчитывается по нормам управляемости.
Расчет данных норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и условий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязанностей в подчиненном ему подразделении и т.д.
Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5-10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя. Например, если руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, берется минимальное значение нормы.
Для специалистов, осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ труда, основана на использовании фактических данных по численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.
Исходная формула имеет вид:
где К - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;
X, Y, Z - численные значения факторов;
а, в, с - показатели степени при численных значениях факторов.
На базе этой формулы может определяться численность работников функциональных подразделений предприятия.
Работа по организации и
нормированию труда на предприятии
Работу по организации и нормированию труда, оплате и стимулированию возглавляют отделы организации труда и заработной платы (ООТиЗы). Они являются самостоятельными подразделениями, подчиненными директору предприятия либо его заместителю по экономике. Структура данного подразделения определяется масштабом и спецификой производства, принятой системой организации нормирования с учетом разделения труда между технологической службой и ООТиЗом. На крупных предприятиях это могут быть управления организации труда и заработной платы, на средних - отделы, на небольших - бюро, группы в составе планово-экономических отделов.
Эти службы организационно строятся либо по принципу производственной структуры, либо по функциональным направлениям деятельности, либо по смешанной системе.
Формирование ООТиЗов по принципу производственной структуры обычно имеет место при наличии и равнозначности всех стадий производственного процесса - заготовительной, обрабатывающей, сборочной. При этом каждое подразделение службы выполняет все виды работ по организации, нормированию труда и управлению. Поэтому должно комплектоваться специалистами в области организации, нормирования и управления трудом, психологии, социологии и условий труда и др.
При функциональной схеме построения службы ООТиЗ ее подразделения формируются по направлениям деятельности. Обычно при достаточном объеме работ выделяют подразделения (бюро, группы), работающие в области:
Организации и нормирования труда основных рабочих;
Организации и нормирования труда вспомогательных рабочих;
Организации и нормирования труда руководителей, специалистов и служащих;
Совершенствования управления предприятием;
Планирования и учета социально-экономического развития;
Социальных и психофизиологических исследований;
Заработной платы и материального стимулирования
Работники отдела организуют и осуществляют следующую работу:
По разработке руководящих и методических материалов по вопросам организации, нормирования и оплаты труда, управлению производством, организуют по этим вопросам разработку планов по цехам и предприятию в целом и осуществляют контроль за их выполнением, а также расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда;
Принимают участие в разработке планов внедрения новой техники и технологии производства, механизации и автоматизации ручного труда, в работе по анализу использования производственных мощностей машин, механизмов, экономичности технологических процессов (по затратам труда);
По учету, паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест, разрабатывают мероприятия по результатам аттестации и внедряют их совместно с другими службами предприятия;
По нормированию труда, анализируют выполнение норм выработки, обслуживания и их качества, обеспечивают в установленном порядке своевременный пересмотр действующих норм, не соответствующих достигнутому уровню организации производства и труда, а также контролируют правильность применения утвержденных норм;
Руководят разработкой и внедрением рациональных форм организации труда и управления производством, прогрессивных методов труда специалистов и служащих, осуществляют работу по совершенствованию структуры аппарата управления, организуют разработку штатных расписаний, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
Принимают участие в рассмотрении проектов расширения и реконструкции предприятия по вопросам, связанным с организацией труда и управления производством;
По аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой вводят доплаты и компенсации за отклонения от нормальных условий труда.
Для выполнения этих и многих других, возложенных на ООТиЗ задач его руководитель наделен соответствующими правами и несет ответственность за состояние организации и нормирования труда на предприятии в целом и в его структурных подразделениях.
На крупных предприятиях в составе ООТиЗов создаются лаборатории, специализирующиеся на проведении нормативно-исследовательских работ в области разработки нормативов и методологии организации и нормирования труда.
Опыт предприятий по организации управления трудом весьма разнообразен как по разделению труда в этой сфере, так и по методам и средствам работы. Наибольшее распространение получили централизованная, децентрализованная и смешанная системы организации данной работы.
При централизованной системе работа по организации и нормированию труда сосредоточена в общезаводский службе - ООТиЗе. Это обеспечивает единство методологии, специализацию по видам работ и категориям работников, независимость от цехов, что оказывает положительное влияние на качество норм.
Организационные формы централизованной системы нормирования труда могут быть разными. Однако среди них можно выделить 3 основные разновидности. В первом случае расчет норм труда полностью сосредоточен в ООТиЗе. Во втором - в отделе главного технолога, при разработке технологических процессов рассчитываются нормы времени на операции основного производства. В этом случае отдел главного технолога отвечает за состояние нормирования труда рабочих основного производства, а ООТиЗ - за нормирование труда во вспомогательном производстве. Чтобы обеспечить проведение единой политики в области нормирования труда на предприятии в целом, за последним сохранена функция методического руководства, планирования и организации внедрения норм и нормативов. ООТиЗы отвечают за состояние нормирования труда на предприятии.
В третьем случае технологической службой рассчитываются режимы работы оборудования и машинное или машинно-автоматическое время, а окончательно нормы времени разрабатываются в ООТиЗе.
При децентрализованной системе помимо общезаводского ООТиЗа в цехах создаются бюро организации труда и заработной платы (БОТиЗы). При этом работники бюро находятся в двойном подчинении: в административном - у начальника цеха, в методологическом - у ООТиЗа. Расчет норм при такой системе осуществляется в цехах. Отметим, что здесь сложно обеспечить высокий качественный уровень нормирования труда ввиду отсутствия специализации среди работников, различного уровня их специальной подготовки, обеспеченности нормативными материалами, воздействия руководства цеха и рабочих на величину норм времени, которые часто используются в качестве регулятора уровня заработной платы.
На отдельных предприятиях применяется смешанная система организации работы по нормированию труда, при которой в ООТиЗе централизуется только расчет норм, а текущая работа по их внедрению, контролю за выполнением, анализу качества возлагается на цеховых нормировщиков.
Анализ состояния нормирования труда
Анализ состояния нормирования труда на предприятии осуществляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действующих норм, расширения степени охвата нормированием различных категорий работающих, проверки и повышения качества имеющихся нормативных материалов, разработки планов пересмотра действующих норм и мероприятий по улучшению работы по нормированию труда.
Анализ качества действующих норм включает:
Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков на основе статистической и оперативной информации, материалов первичного учета;
Целевой анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков, основанный на выборочной проверке норм методами технического нормирования;
Анализ применяемых нормативных материалов;
Анализ состояния нормирования труда рабочих-повременщиков;
Анализ состояния нормирования труда специалистов и служащих;
Разработку мероприятий по повышению уровня нормирования труда на предприятии.
Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков проводится ежемесячно по материалам первичного учета и статистической отчетности. В соответствии с имеющимися рекомендациями такой анализ целесообразно проводить по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. При этом анализируются следующие показатели:
Распределение рабочих-сдельщиков по уровню выполнения норм выработки и средний процент выполнения норм выработки;
Количество пересмотренных норм, в том числе в сторону повышения.
В процессе анализа показатели рассматриваются и в динамике, что позволяет выявить тенденцию их изменений. При наличии отрицательных тенденций необходимо провести целевой анализ для выявления причин этих изменений.
В результате анализа уровня выполнения норм выработки определяется, в какой мере он отклоняется от среднего по предприятию и насколько это вызвано качеством действующих норм. С этой целью определяются максимально допустимые отклонения за счет различий в индивидуальной производительности труда рабочих по формуле:
где П в.н - средний процент выполнения норм по предприятию в целом;
М - максимальное отклонение индивидуальной производительности труда отдельных рабочих от среднего уровня (принимается равным 33% для машинных и машинно-ручных работ, 50% - для ручных работ);
п - численность рабочих-сдельщиков в данном подразделении, чел.
Если среднее выполнение норм выработки по подразделению превышает величину Д, это свидетельствует о низком качестве действующих норм.
Вместе с тем необходимо учитывать, что на уровень выполнения норм оказывают влияние организационно-технические условия производства, уровень квалификации и производственных навыков рабочих, состояние трудовой и производственной дисциплины, индивидуальная производительность рабочих. Поэтому данные о выполнении норм по действующей отчетности, которая не полностью учитывает простои и сверхурочные работы, не могут достаточно точно характеризовать степень напряженности действующих норм.
Целевой анализ осуществляется на основе данных оперативного анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклонений в напряженности действующих норм по отдельным подразделениям и профессиям рабочих. Его содержание определяется в зависимости от характера выявленных недостатков.
Например, если отмечается большое число рабочих, не выполняющих нормы, анализируются материалы учета использования и выясняются причины потерь рабочего времени, изучаются изменения в структуре кадров (увеличение удельного веса молодых рабочих, пришедших на производство).
Перевыполнение норм выработки может быть следствием имеющихся недостатков в учете фактического объема работы, нарушения технологии. Такие недостатки могут быть выявлены при анализе доплатных нарядов за работу, вызванную отклонениями от технологии, и за сверхурочную работу.
Если отмечается рост численности рабочих, значительно перевыполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная проверка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым нормативам.
Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженности действующих норм, который может быть определен по формуле:
где St ф - сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин;
SН д - сумма действующих норм времени на эти операции, мин;
К - коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ.
Проверка проводится непосредственно на рабочем месте в следующем порядке:
Сопоставляются существующие и запроектированные организационно-технические условия выполнения операции;
Сопоставляются фактическое и запроектированное содержание операции, анализируются методы и приемы ее выполнения и определяется рациональный вариант трудового процесса;
Проводятся хронометражные наблюдения, устанавливается фактическая продолжительность операции и ее элементов;
Сопоставляется продолжительность элементов операции по действующим нормам с результатами изучения затрат рабочего времени, а также с межотраслевыми и отраслевыми нормативами;
Делаются выводы о напряженности действующей нормы.
Такая комплексная проверка позволяет оценить качество действующих норм и разработать необходимые меры по его повышению.
Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков производится по следующим показателям:
Охват нормированием труда рабочих-повременщиков;
Удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых, отраслевых и других, более прогрессивных нормативов;
Качество действующих норм.
Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, и определяется по формуле:
где Ч н - численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.;
Ч общ - общая численность рабочих-повременщиков, чел.
Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи с этим рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле:
где ОП, ТО М,ТО Ц - удельный вес рабочих, выполняющих работы соответственно по опытно-статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим, более прогрессивным нормативам, в общей численности рабочих-повременщиков, труд которых нормируется.
Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле:
Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабочего времени как отдельных рабочих, так и групп (бригад). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания). При значительных потерях времени сокращают численность работающих или расширяют зоны обслуживания.
Для характеристики уровня нормирования труда специалистов и служащих используются 2 показателя:
Удельный вес специалистов и служащих, труд которых нормируется;
Уровень напряженности используемых нормативов.
Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле:
где Ч н - численность специалистов и служащих, труд которых нормируется;
Ч об - общая численность специалистов и служащих.
Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:
а) охваченных нормативами численности:
где Ч н i , Ч ф i – соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;
б) охваченных нормативами времени:
где В - уровень выполнения норм по подразделениям;
Ч нр - численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе оплаты труда, а также работающих по нормированным заданиям;
п - количество подразделений на предприятии;
в) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:
где Ч пф i , Ч пн i – соответственно фактическая и нормативная численность подчиненных;
т - количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.
По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширение сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:
Расширение сферы нормирования труда;
Установление и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;
Своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;
Пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм выработки и обслуживания на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объема производства;
Разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм;
Улучшение организационно-технического уровня производства и доведение его до уровня, предусмотренного нормативами.
Внедрение, замена и пересмотр норм труда
Нормы труда на производство продукции разрабатываются одновременно с технологическими процессами в соответствии с запроектированными при этом организационно-техническими условиями производства. Новые нормы, включая измененные и пересмотренные, вводятся по согласованию с профсоюзными комитетами.
О введении новых норм труда рабочие и служащие извещаются заблаговременно, но не позднее чем за месяц. Этому должно предшествовать приведение организационно-технических условий производства и соответствие с запроектированными в нормах. При запуске в производство новой продукции разрабатывают график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и других технико-экономических показателей. В этот период к технически обоснованным нормам устанавливается дополнительное нормированное время. Срок его действия определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности осваиваемого производства, изделия, технологического процесса, порядка подготовки производства и т.д. По мере освоения производства или приведения организационно-технических условий в соответствие с запроектированными дополнительное нормированное время уменьшается и в конечном итоге отменяется.
При временном отклонении фактических условий работы от запроектированных (несоответствие материала, инструмента, временное отклонение от технологии и т.п.) нормы не изменяются. В этом случае работнику устанавливается соответствующая доплата на период приведения фактических условий в соответствие с запроектированными.
Действующие нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере внедрения в производство организационно-технических условий, обеспечивающих рост производительности труда. К таким мероприятиям относятся:
Ввод нового и модернизация действующего оборудования;
Внедрение более прогрессивной технологии, усовершенствование технологической и организационной оснастки, инструментов;
Улучшение конструкции изделий, механизация и автоматизация производственных процессов, рационализация рабочих мест;
Использование новых видов материалов, сырья, топлива и т.д.
Нормы труда должны также изменяться при увеличении или уменьшении партии изготавливаемых деталей или такта потока.
В целях поддержания прогрессивного уровня действующих норм они подлежат обязательной проверке при анализе качества норм или проведении аттестации рабочих мест. Если будет признано, что норма устаревшая или не аттестована, она подлежит пересмотру и замене. В случае, когда аттестация рабочих мест не проводится, пересмотр устаревших норм осуществляется по мере их выявления и включения в календарные планы замены и пересмотра норм труда. Разработка этого плана осуществляется на основе намеченных организационно-технических или других хозяйственных мероприятий. План выносится на обсуждение коллектива и принимается в коллективном договоре.
Применение рабочим, бригадой по собственной инициативе новых приемов и методов труда, совершенствование своими силами рабочих мест, повышение профессионального мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в период между аттестациями рабочих мест не являются основанием для пересмотра норм труда по решению администрации. В этих случаях пересмотр норм может производиться только по инициативе коллективов или отдельных рабочих.
Оценка экономической эффективности мероприятий
по совершенствованию организации и нормирования труда
Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда необходима для выбора наиболее перспективных направлений и расчета ожидаемой экономической эффективности мероприятий при планировании этих работ; сопоставления различных вариантов и выбора наиболее эффективного из них; расчета экономической эффективности, достигнутой в результате внедрения более совершенной организации труда.
Учитывая комплексный характер этих мероприятий, большинство из них в той или иной степени дают экономический, психофизиологический и социальный эффект. Экономический эффект достигается снижением трудоемкости продукции, потерь рабочего времени, высвобождением производственных площадей и оборудования, снижением материалоемкости и энергоемкости продукции и др. Психофизиологический эффект достигается повышением работоспособности работающих, сохранением их здоровья. Социальный эффект достигается повышением удовлетворенности трудом. Отметим, что и психофизиологический, и социальный эффект в конечном итоге создают условия для повышения мотивации труда, заинтересованности в его результатах, а следовательно, ведут к росту производительности и качества труда, то есть к экономическому эффекту.
Расчет экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда в основном базируется на тех же принципах, что и определение эффективности новой техники. Если эти мероприятия внедряются в комплексе с мероприятиями по совершенствованию техники, технологии и организации производства, то определяется суммарная экономия от внедрения всего комплекса мероприятий.
Основными показателями экономической эффективности являются:
Рост производительности труда;
Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).
Прирост производительности труда (DП ) можно рассчитать, определив:
Увеличение выработки продукции в расчете на одного работающего;
Снижение трудоемкости продукции;
Снижение потерь и непроизводительных затрат рабочего времени;
Сокращение численности работающих;
Увеличение продолжительности фазы устойчивой работоспособности.
Прирост производительности труда за счет увеличения выработки продукции определяется по формуле:
где В 1 и В 2 - показатели выработки на одного работника в год в сопоставимых ценах соответственно до и после реализации мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда.
Прирост производительности труда в результате снижения трудоемкости продукции (работ) определяется по формуле:
где Т - снижение трудоемкости продукции (работ) в результате внедрения данных мероприятий, %.
Прирост производительности труда за счет снижения потерь и непроизводительных затрат рабочего времени определяется по формуле:
где Э вр - снижение потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, %.
Прирост производительности труда за счет сокращения численности работающих определяется по формуле:
где Э ч - экономия численности (высвобождение) работающих после внедрения мероприятий, чел.;
Р ср - расчетная среднесписочная численность работающих, исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного периода, чел.
Прирост производительности труда за счет увеличения продолжительности фазы устойчивой работоспособности в результате улучшения условий труда определяется по формуле:
где Р 1 и Р 2 - удельный вес длительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени до и после внедрения мероприятий, улучшающих условия труда;
К П - поправочный коэффициент, отражающий долю прироста производительности труда, обусловленную функциональным состоянием организма человека в различных условиях труда (принимается равным 0,2).
Коэффициент К П получен на основе статистической обработки фактических данных. Он учитывает фактическое несоответствие величины прироста производительности труда приросту удельного веса величины фазы повышенной работоспособности.
Прирост производительности труда в целом в результате внедрения комплекса мероприятий определяется по формуле:
где - сумма относительной экономии численности работающих по всем мероприятиям.
Годовой экономический эффект (Э г ) - экономия на приведенных затратах в рублях - рассчитывается по формуле:
где С 1 и С 2 - себестоимость единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия, руб.;
В 2 - годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятия в натуральном выражении (шт., т, м 3 и т.п.);
Е н - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности инвестиций;
З ед - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.
При расчете годового экономического эффекта, достигнутого в результате совершенствования организации и нормирования труда, обычно отдельно рассматривается изменение условно-переменных и условно-постоянных элементов себестоимости продукции.
К условно-переменным расходам относятся: производственная заработная плата (основная и дополнительная), затраты на материалы и полуфабрикаты, технологическую энергию и топливо, транспортировку и переработку отходов производства, контроль продукции. При расчете экономической эффективности принимается, что величина этих расходов изменяется пропорционально изменению объемов производства продукции.
К условно-постоянным расходам относятся амортизационные и эксплуатационные расходы, связанные с оборудованием, зданиями, сооружениями, технологической и организационной оснасткой; расходы на освещение, отопление, содержание административно-технического персонала. Абсолютное значение этих расходов за определенный период времени можно считать не зависящим от объема производства, а их величину, отнесенную к единице продукции, - обратно пропорциональной объему производства.
С учетом деления себестоимости продукции на условно-переменные и условно-постоянные расходы расчет годового экономического эффекта производится по формуле:
где а 1 и а 2 - условно-переменные расходы на единицу продукции (работ) до и после внедрения мероприятий, руб.;
У - годовая сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде, руб.;
В 1 и В 2 - годовой объем продукции (работ) до и после внедрения мероприятий в натуральном выражении.
Положительное значение Э г означает, что мероприятие по совершенствованию организации и нормирования труда экономически эффективно.
Если возникает необходимость выбрать из нескольких возможных вариантов мероприятий наиболее целесообразный, выбирается тот, при котором себестоимость продукции (работ) и сопоставимые единовременные затраты будут минимальными, то есть
С + Е н З ед ® min.
При оценке мероприятий по совершенствованию организации, нормирования, условий и оплаты труда, кроме подсчета общей экономической эффективности, также используются различные частные показатели, в том числе относительная экономия (условное высвобождение) численности работающих, экономия от снижения отдельных элементов себестоимости продукции, прирост объема производства.
Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.
Метод упрощенных наблюдений предполагает фиксирование времени, которое затрачивает служащий на обработку определенного вида документов. Нормы устанавливаются путем арифметических операция обязательно с учетом сложности и условий работы, вида документов и особенностей работника;
Метод самофотографии рабочего времени является разновидностью метода упрощенных наблюдений. Чтобы установить, сколько времени в среднем затрачивается на обработку определенного типа документов или на выполнение определенного вида работ, необходимо получить данные за достаточно продолжительный период времени;
Метод моментных наблюдений ─ наиболее точный и распространенный. Сущность заключается в проведении случайных наблюдений за деятельностью персонала и записи того, что происходит в данный момент наблюдения. Специфика использования данного метода определяется, главным образом целями и задачами, стоящими перед исследователями;
Метод нормирования труда по элементам обеспечивает высокую точность результатов в области нормирования. Разработка норм времени этим методом включает четыре этапа:
─ Проведение хронометражных наблюдений;
─ Оценка темпа работы;
─Добавление времени на отдых;
─Расчет нормы времени;
Особенностью большей части методов количественной оценки управленческого труда является анализ затрат рабочего времени персонала. Темп работы оценивается субъективно наблюдателем. Точность оценок определяется уровнем квалификации наблюдателя, т.е. эти методы нельзя назвать научными.
Метод корреляционного анализа влияния факторов научно более обоснованный, хотя выбор факторов при отсутствии строгих методик их отбора также страдает субъективизмом оценки. Следует признать, что специфика управленческого труда делает неизбежным некоторый субъективизм в его оценке. Это, однако, не снимает актуальности проведения такого рода работ. Задача состоит в подборе метода применительно к определенным условиям.
Данную тему следует начинать с изучения применения видов оплат труда:
повременная оплата труда применяется на строго регламентированных работах, где работник не влияет на количество выпускаемой продукции (например, вахтер, гардеробщик и т.д.);
повременно-премиальная оплата труда применяется там, где имеются нормативы затрат труда (например, технолог, конструктор и т.д.);
прямая сдельная оплата труда применяется там, где заработок работника зависит от количества изготовленной продукции и сдельной расценки;
сдельно-прогрессивная оплата труда предполагает применение двух видов расценок: одна - для нормативного задания, а другая (повышенная) - для сверхнормативной продукции;
аккордная система оплаты труда чаще других применяется в строительстве (рабочий (бригада) получают задание на выполнение работ за определенный срок);
при коллективной оплате труда применяется коэффициент трудового участия;
косвенная система оплаты труда применяется для персонала ремонтных служб.
В дальнейшем изучаются противоречие оплаты труда на предприятии:
уровень дохода персонала должен быть достаточно высоким для привлечения квалифицированных и добросовестных работников;
предприятие заинтересовано в уменьшении затрат на персонал, которые входят в себестоимость продукции.
Оплата труда работников предприятия - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В основном она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы. Основные государственные гарантии по оплате труда определены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, устанавливает для организаций бюджетной сферы минимальный размер тарифной ставки (оклада).
Существуют определенные принципы организации заработной платы на предприятиях:
Средства на оплату труда должны быть реально заработанными, т.е. их сумма должна прямо зависеть от результатов деятельности предприятия, от полученных доходов, от рационального использования ресурсов, экономии текущих затрат.
Заработная плата должна выполнять стимулирующую функцию. Низкий уровень оплаты труда не стимулирует эффективный труд, превращает заработную плату в социальную выплату.
Оплата труда должна осуществляться с учетом различий в количестве, качестве, интенсивности, сложности труда, условиях труда и квалификации работников.
Каждый работник должен видеть связь заработной платы с результатами своего труда и труда всего коллектива.
Эти принципы реализуются через механизм формирования средств на оплату труда на предприятиях, тарифную систему, формы и системы заработной платы, организацию оплаты труда различных категорий работников.
Тарифная система предназначена для дифференцирования оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности. Она состоит из трех элементов: тарифных ставок; тарифных сеток; тарифно-квалификационных справочников.
Тарифные ставки определяют размер оплаты труда за единицу времени, например, час, день, месяц. Тарифные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.
Тарифные сетки определяют соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. На многих промышленных предприятиях в зависимости от квалификации все рабочие и работы делятся на шесть тарифных разрядов.
Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. В бюджетной сфере экономики постановлением Правительства Российской Федерации «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» для дифференциации в уровнях оплаты труда работников введена единая 18-разрядная тарифная сетка.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и такую нетрадиционную систему оплаты труда, как бестарифная система.
При бестарифной системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия. Заработная плата зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.
Бестарифная система оплаты труда ставит заработную плату работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов по соглашению сторон трудового договора в пропорции к средней заработной плате работников организации. Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.). Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:
руководители;
специалисты;
технические исполнители.
Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия.
Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Поэтому основным объектом нормирования являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.
В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:
руководители предприятия и их заместители;
линейные руководители в цехах и на участках;
руководители функциональных подразделений;
специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;
специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;
служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.
Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятия решений обусловливают применение различных методик нормирования и видов норм.
Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).
Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5-6 до 8-10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.
Нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и т.д.
Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, их количество учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.
Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах - от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими конкретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов (Н п) может быть установлена по формуле:
где К с - коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;
Z - наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30-50 человек);
С р - средний разряд работы в цехе;
х - дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;
у - дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.
Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников устанавливается по нормам управляемости.
Расчет таких норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера данного производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и условий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязанностей в подчиненном ему подразделении и т.д.
Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5-10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя. Например, если руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы.
Для специалистов, осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.
Исходная формула имеет вид:
где К - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым
значением факторов;
X , У, Z - численные значения факторов;
а, b , с - показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления.
На базе этой формулы составлена таблица расчетных формул для определения численности работающих в функциональных подразделениях предприятия (табл. 4.8).
Это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.
Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом комплексная, она дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования таковы:
Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
определение плавающего тарифа. Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника (3) определяется путем умножения тарифного заработка (3.,.) на коэффициент увеличения заработной платы (К у):
В свою очередь, коэффициент увеличения заработной платы (Kv) определяется по формуле
где ФОТ - фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.
В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.
Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как
где С - часовая тарифная ставка; Т шт - штучная норма времени; К - количество выполненных работ, изделий.
Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше Зт, тем меньше Kv. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент Ку, а ФОТ останется неизменным.
2. Нормирование управленческого труда. Из-за нерегламенти- рованности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования
их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда:
Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням2.
Анализ показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете па каждые 100 рабочих быстро уменьшается (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Расчет штата нормировщиков
Размер предприятия (численность рабочих) |
Средняя численность штата нормировщиков |
Число нормировщиков на 100 рабочих |
Число рабочих на одного нормировщика |
В настоящее время проблема нормирования труда приобретает особое звучание в контексте оптимизации деятельности конкретных предприятий. Минимизирована деятельность по оценке норм в рамках отрасли, однако внутри организаций разворачивается работа по оценке динамики количества груда, осуществляемого в единицу времени. Поэтому программы оценки внутриорганиза- ционных норм становятся важными для оценки эффективности качества работы кадровых служб, мониторинга эффективности организации труда, технологий и рабочих мест.
Нормирование труда управленческого персонала
Особенностью процессов управления производством является то, что на их основе осуществляется технико-технологическая, организационная, финансовая подготовка производства, совершенствуются методы работы, организуется стимулирование труда, осуществляется управленческая деятельность и т.д.. Эту деятельность осуществляет управленческий персонал, включающий руководителей, специалистов и служащих, который создает условия для производительной работы рабочих.
Применительно к управленческому персоналу нормирование заключается в установлении меры затрат труда на выполнение заданного объема работ за определенный период. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника на выполнение единицы работы, либо через численность работников, которая необходима для выполнения определенной функции управления.
Задачи нормирования труда управленческого персонала:
1. Сокращение затрат времени на выполняемые работы и на этой основе уменьшение требуемой численности управленцев.
2. Рост производительности труда управленцев при выполнении работ за счет применения норм, установленных с учетом прогрессивных методов и средств труда, устранения нерациональных элементов трудового процесса.
3. Создание условий для повышения содержательности труда управленцев и для совмещения должностей за счет исключения нерациональных и излишних работ, выявляемых при нормировании.
4. Рациональное разделение труда и использование управленческих кадров за счет установления необходимых пропорций их численности по должностям и квалификации.
Для нормирования труда управленческого персонала можно использовать три метода: аналитически-расчетный, аналитически-исследовательский и суммарный.
Аналитически-расчетный метод установления норм для управленцев требует использования заранее разработанных нормативных материалов, выражающих нормативные зависимости времени или численности от влияющих факторов. Аналитически-исследовательский метод установления норм основан на непосредственном изучении затрат времени управленцев на конкретном предприятии и позволяет учесть все особенности работы, но необходимы трудоемкие исследования. Суммарный метод установления норм предполагает их определение на основе опыта человека, устанавливающего нормы, либо по учтенным данным на ранее выполненные работы, либо по суммарным наблюдениям за работой без работой без выделения ее элементов. Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, но к научным относятся только аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский методы.
Аналитически-расчетный метод дифференцируется по видам используемых нормативных материалов.
1. Нормативы численности – регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Это основной вид трудовых нормативов для управленческого персонала. Они позволяют определить необходимую численность: по предприятию в целом, по каждой функции управления, по заводоуправлению и в цехах, в подразделениях управления цеха, по отдельным должностям.
Норматив численности выражает форму нормативной зависимости численности от влияющих факторов. Факторы и степень их влияния на численность определяются корреляционным анализом с помощью ЭВМ. В качестве таких факторов могут выступать: численность промышленно-производственного персонала предприятия, численность основных рабочих, численность рабочих-сдельщиков, стоимость основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов, годовая выработка продукции, количество структурынх подразделений на предприятии, средний разряд работ и рабочих и т.д.. Обычно нормативы численности (Чн) устанавливаются на основе линейных или степенных зависимостей:
Чн = К + аХ + вУ + … сР,
Чн = К Ха Ув … Рс,
где Х, У,Р – численные значения факторов, влияющих на нормативную численность работников;
К, а, в, с – коэффициенты корреляции.
Каждая отрасль экономики в силу своих специфических особенностей производства и управления имеет свой набор факторов, имеющих свою степень влияния на численность управленцев в данной отрасли. Поэтому набор формул нормативной зависимости численности от влияющих факторов широк.
2. Норматив централизации работ – это регламентированное отношение численности работников на одном из уровней управления к общей численности управленческого персонала по функциям управления или в целом по предприятию в определенных организационно-технических условиях. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет процентное соотношение численности управленцев по уровням управления.
3. Норматив числа подчиненных или норматив управляемости – это регламентированная численность управляемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять один руководитель. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет численность линейных руководителей.
4. Норматив обслуживания – это регламентированная численность обслуживаемых работников, которых в определенных организационно-технических условиях должен обслуживать один работник. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет число работников, который должен обслуживать один специалист или служащий.
5. Норматив соотношений численности управленческого персонала – это регламентированная величина соотношений численности различных категорий управленцев, обеспечивающая наилучшее использование работников в соответствии с уровнем их квалификации. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и используется для регулирования численности работников по должностным группам (руководители и специалисты, специалисты и служащие), внутри должностных групп (инженеры и техники, ведущие специалисты, старшие специалисты и специалисты) и т.д..
6. Норматив времени – это регламентированные затраты времени на выполнение единицы вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. Обычно норматив времени разрабатываются по двум уровням проектирования процессов труда – работам и операциям, входящим в состав работ. Норматив времени устанавливается либо в виде формулы нормативной зависимости времени от влияющих факторов, либо в виде табличных числовых значений затрат оперативного времени на выполнение операции или работы.
Таким образом, рассмотренные выше нормативы трудозатрат выражают собой ту или иную форму нормативной зависимости времени или численности от влияющих факторов. Они предназначены для многократного использования на различных предприятиях при установлении и пересмотре норм и могут быть представлены в виде формул, числовых значений в нормативных таблицах, графиков.
На основе нормативов можно установить конкретные нормы для предприятия. Но это произойдет в том случае, когда факторы примут конкретные числовые значения, характерные для данного предприятия. При этих условиях норматив превращается в норму трудозатрат. А норма труда всегда конкретна и регламентирует затраты времени или численности для вполне определенных конкретных рабочих мест или подразделений при рациональных организационно-технических условий.
Основные виды норм труда для управленческого персонала следующие.
1. Норма численности – это регламентированная численность группы работников, необходимая для полного и качественного выполнения закрепленных за ней работ в конкретных рациональных организационно-технических условиях.
Устанавливаться норма численности может либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов численности, нормативов трудоемкости (времени), нормативов централизации работ, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени. Норму численности можно определить по формуле:
Нч = Т / F1,
где Нч – норма численности работников;
Т – трудоемкость работ;
F1 – фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде.
2. Норма централизации работ – регламентированное соотношение численности централизованной части управленческого персонала ко всей его численности в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается аналитически-расчетным методом на основе нормативов централизации работ.
3. Норма соотношений численности – регламентированная величина соотношений численности различных категорий и должностных лиц управленческого персонала в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов соотношений численности, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени.