Что нужно знать о профессии будущему предпринимателю. Профессия предприниматель – это состояние души Профессии в сфере предпринимательства

25.10.2023

Владимир Балабанов, Президент Российской академии предпринимательства

«Предприниматель должен быть оптимистом». И художником, и писателем благодаря качественному образованию может стать любой. Но не все могут стать выдающимися творцами. Так и не каждый может стать выдающимся предпринимателем. Человек, который занимается предпринимательством, посвящает себя работе день и ночь: это напряженный, сложный процесс, особенно в России.

— , что мы понимаем под словом «предприниматель»? Это владелец малого или среднего бизнеса? Или все же понятие шире?

— Если исходить из общепринятого определения, то предпринимательство - это инициативная творческая деятельность, направленная на создание собственного предприятия, производства, любых хозяйственных организаций с целью… Многие говорят, что только с целью получения прибыли. На самом деле, если во главу угла будет поставлена только прибыль, скорее всего ничего не получится. Предприниматель основывает свое дело на собственный страх и риск, и он должен верить в то, что делает, а значит основывать свой бизнес также не только с целью получения прибыли, но и осуществления некой идеи.

Таким образом, предприниматель - это человек, который находится в состоянии поиска, творчества, создавая нечто инновационное. А вот бизнесмен - это исполнитель, участвующий в процессе организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг репродуктивно, без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Он нанят и выполняет заданные ему функции.

— Не каждого человека можно назвать творческой личностью. Значит, и предпринимательство - не для всех?

— И художником, и писателем благодаря качественному образованию может стать любой. Но не все могут стать выдающимися творцами. Так и не каждый может стать выдающимся предпринимателем. Человек, который занимается предпринимательством, посвящает себя работе день и ночь: это напряженный, сложный процесс, особенно в России. Я являюсь руководителем Российской академии предпринимательства с 1990 года, и каждый год мне приходится оформлять официальные документы академии различным образом: законодательство меняется постоянно. Предприниматель должен быть всегда в курсе происходящего в мире и в своей стране, а значит постоянно обращаться к литературе и периодической печати, следить за изменениями в законодательстве.

— Какими личностными качествами должен обладать успешный предприниматель?

— Предприниматель должен мыслить оперативно, но в то же время не бояться в нужный момент взять паузу, чтобы поразмыслить. Мыслить раскрепощено и никогда не думать: «Ой, я глупость сказал, сейчас решат, что я дурачок».

Кто-то говорит, что нужна предпринимательская жилка, но нет - здесь нужен внутренний порыв, желание: это надо сделать, то создать, третье попробовать…Предприниматель должен быть по жизни оптимистом. Без этого точно никуда: вот сегодня открыл, например, пирожковую, а на следующий год цены на муку подскочили в два раза, и дела пошли под откос. И что делать? Хватать себя за голову и рвать все, что на ней осталось? Нет, надо искать варианты, а лучше всего вообще предпринять что-то неординарное. Ведь лишь около 25% из тех, кто начинает свое дело без поддержки, преуспевают. Предпринимательская деятельность требует невероятных энергетических и умственных затрат. «И, затаив в душе отвагу, не падай духом никогда!», - эти строки, несмотря на кажущийся пафос, вполне могут стать девизом начинающего предпринимателя. Лишь тот, кто способен в трудные минуты следовать этому принципу, будет иметь успех в предпринимательской деятельности.

— У кого больше способностей, склонности к предпринимательству: выпускников российских вузов или их западных сверстников?

— Ребята, которые заканчивают, например, американский колледж или университет, очень узко специализированы и являются отличными специалистами в заданных им рамках. Тут мы им в какой-то степени проигрываем. Но наши ребята умеют мыслить масштабно, разбираются во многих областях и более приспособлены для предпринимательской деятельности в условиях российской действительности. Впрочем, когда я приезжаю в США к одному из первых лиц крупнейшей компании, то обнаруживаю, что и у него около пяти-шести советников из числа российских выпускников российских вузов.

— Однако, несмотря на способности последних, в числе международно-известных фирм до сих пор нет российских брендов…

— Это связано не с уровнем мыслительного процесса и квалификации, а с организацией хозяйственной деятельности. В 1990-х годах нам нужно было кардинально перестроить государственную и экономическую системы, однако сделать это не очень получилось: снова взяли, отняли - теперь уже у государства - и разделили между собой. Те, кто сидел у крана с нефтью, получил нефть, кто рядом с углем - уголь.

И будь я хоть семи пядей во лбу и задумай я создать что-то типа McDonald’s, я никогда не сделаю этого, потому что нужен первоначальный капитал хотя бы на уровне 100 тысяч долларов. А кто и под какие гарантии мне его даст? Малое и среднее предпринимательство требуют капиталовложений. Открывать дело на кредитные средства, которые надо вернуть в срок с процентами, очень сложно: даже получение кредита - это многотонный пресс, который может раздавить человека.

— Многие российские предприниматели жалуются, что существующее законодательство не дает им возможности работать честно. Наверняка вы обсуждаете со студентами данную проблему…

— Конечно, не все совершенно. Часто наше государственная система, выступая за демократическое начало и частную инициативу, во многом связывает человека, правовые и хозяйственные изменения заставляют предпринимателя нарушать законы, уходить из системы либо вообще покидать Россию. Это объясняется не только коррупцией, но и присутствием в органах государственной власти значительного количества дилетантов.

Примеры же того, что можно «жить красиво», нагло и цинично нарушая законы, публично демонстрируя при этом свое богатство, разлагают… Человек начинает думать: почему я должен играть по-честному, соблюдать законы и платить налоги, когда некоторые преуспевают, действуя совсем иначе? Однако, в конце концов ни к чему хорошему обман не приводит.

Мы пытаемся сделать из наших студентов «цивилизованных предпринимателей», которые, создав дело, движутся по прямой линии к намеченной цели, не нарушая при этом ни юридические, ни экономические законы. Учим использовать законы во благо, объясняя, что пренебрежение ими в краткосрочной перспективе может привести к проблемам в дальнейшем. Я убежден, что цивилизованное предпринимательство возможно, и будущее именно за ним.

— Часто ли выпускники вашей академии, обнаруживая, что предпринимательская деятельность сопряжена со столькими трудностями, выбирают другую карьеру?

— Нет, очень многие все же имеют собственное дело, может быть не самого высокого уровня. Это действительно малое и среднее предпринимательство - хозяйственная деятельность, которую они ведут цивилизованно и благодаря чему очень неплохо живут. Многие со временем поднимаются выше.

При этом те из наших студентов, которые идут работать в государственные налоговые или финансовые органы, в основной массе уходят оттуда и организовывают свое дело: в государственных структурах совсем другой подход, другие отношения. Там существуют жесткие рамки, которые ограничивают молодых ребят, не дают им «раскрыться» и проявить свои таланты: «сиди, милый, выполняй, что я тебе сказал». Это неотъемлемая черта таких структур.

— Предпринимательская деятельность сопряжена с большой ответственностью. Стоит ли заниматься ей сразу после окончания вуза или лучше поработать некоторое время в качестве исполнителя по найму?

— В нашей академии уже к третьему курсу работают почти все студенты. Диплом часто пишут на примере собственного предприятия вне зависимости от того, работают они там на управленческой или исполнительской должности. Кто-то работает в государственном секторе. И все же последние, видя, как их сокурсники самостоятельно развиваются и создают дело, тоже решают заняться предпринимательством.

При этом, будучи занятыми на рынке труда, многие принимают решение продолжить обучение в аспирантуре: это позволяет чувствовать уровень других предпринимателей и поддерживает стимул к самосовершенствованию. Несмотря на то, что им приходится идти на занятия после рабочего дня, все ходят регулярно и успешно защищают кандидатские диссертации.

— Наверное, первые представления о том, что такое предпринимательство, лучше получать в школе, например, в рамках курса экономики и права, но сейчас учителям не до этого - нужно ведь к ЕГЭ ребят готовить.

— На самом деле, ребенок уже с первого класса становится экономистом и правоведом: когда по просьбе мамы он покупает хлеб, то вступает в товарно-денежные отношения, хотя сам того и не осознает. Эти процессы стоит сделать для ребенка осмысленными, показать, что такое ценообразование, каким образом формируется стоимость и как она проявляется через денежную массу. Все это нужно знать с детских лет.

Имеющийся объем информации по данным вопросам в курсе обществознания недостаточен, поэтому я являюсь сторонником введения экономики в качестве обязательного предмета в общеобразовательных учреждениях: он дает знания, которые вне зависимости от будущей профессии пригодятся в дальнейшей жизни.

— Что необходимо сделать в вузах и на факультетах экономического, управленческого профиля, чтобы выпускники были готовы к предпринимательской деятельности?

— Увеличить свободу вузов в определении перечня и содержания учебных дисциплин.

Безусловно, должны быть стандарты, какие-то обязательные предметы, общий уровень подготовки. Но в каждом вузе должна быть своя «изюминка». Это представляется правильным не только с точки зрения развития отдельного вуза, но и с точки зрения развития российской системы образования в целом: система ЕГЭ дает ребятам большие возможности для поступления в самые разные вузы, а значит, вузам необходимо как-то выделяться, предлагать интересные, отличные друг от друга программы, проявлять свою специфику, тем более, что это давало бы возможность готовить действительно разных специалистов, готовых предложить различные творческие решения для одной и той же задачи. Иначе значительная часть выпускников гуманитарных специальностей так и останутся стандартными клерками, которые будут перебирать бумажки в зарубежных фирмах, не создавая в собственной стране ничего нового.

Беседовала Мария Грачёва

Предприниматель

Многим людям в голову приходит мысль об организации своего собственного бизнеса. У кого-то она так и остается мечтой, а кто-то реализует ее и создает свое предприятие. Предпринимателем называют такого человека, который работает на себя: сам принимает решения, которые касаются деятельности фирмы, сам их осуществляет.

История появления профессии ПредпринимательКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Если предприниматели - это люди, осуществляющие деятельность для получения собственной выгоды, то они появились в самые древние времена. Люди обмениваются разными видами товаров, продают все, что можно, уже очень давно. И если вначале продавали материальные товары (зерно, скот, ремесленные изделия), то вскоре научились продавать и услуги (почистить обувь, подстричь). Можно сказать, что это была первая предпринимательская деятельность: от идеи к ее реализация и прибыли - все составляющие этой деятельности. Сам термин «предприниматель» появился в 1723 году во Всеобщем словаре коммерции.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Предпринимательский труд полезен для общества. С их помощью создаются рабочие места. Чем с большим размахом хочет повести свой бизнес предприниматель, тем больше сотрудников ему понадобится, чтобы осуществить свои задумки. О востребованности этой профессии судить сложно. Все зависит от самого бизнесмена, его таланта, деловой хватки и чутья. Важно, чтобы товар или услуга, которую он предлагает, понравились потребителям, были конкурентоспособны, и тогда его деятельность принесет прибыль.

Особенности профессии ПредпринимательУникальность и перспективность профессии

Предпринимателю придется отвечать не только за свою деятельность, но и за своих подчиненных. Поэтому он должен суметь организовать людей, чтобы они трудились с максимальной пользой. Предприниматель должен иметь способности управленца и организатора, финансиста и торговца, уметь составить грамотный бизнес-план, не бояться риска, быть устойчивым к стрессам.

"Подводные камни" профессии ПредпринимательВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Предпринимательская деятельность немыслима без риска. Но взамен организатор своего дела получает свободу и независимость. Это очень важно для человека, решившего стать бизнесменом. Хотя иногда появляется и чувство зависимости от партнеров, клиентов, даже от экономики страны.

Где и как получить профессию ПредпринимательГде обучают профессии?

Нет таких учебных заведений, где бы учили на предпринимателя. Человек, решивший открыть свой бизнес, должен адекватно оценивать свои способности. Но не помешает и образование: экономическое, финансовое, коммерческое или любое другое.

Тема профориентационного занятия:

Предприниматель – профессия или призвание?
(актуальный диалог)

Николаева Елена Ивановна, учитель экономики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Йошкар-Олы,

участник Всероссийского профориентационного конкурса методических разработок в номинации «Профориентационный урок»

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о предпринимательстве как особой сфере профессиональной деятельности

Задачи для обучающихся:

  1. Выяснить, что такое предпринимательство, и кто такой предприниматель;
  2. Определить набор важнейших качеств предпринимателя;
  3. Выявить склонность к предпринимательской деятельности;
  4. Осознать необходимость развития в себе качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха в предпринимательстве.

Тип урока: урок – диалог

Класс: 9-11 класс

Оборудование: презентации: «Предпринимательство и предприниматель», «Акулы бизнеса или гении предпринимательства»

План занятия

1. Определение содержания понятий предпринимательство и предприниматель.

2. Определение набора важнейших предпринимательских качеств

3.

4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ход занятия

Вступительное слово учителя. Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в Вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Тогда как же можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Предприниматель – это профессия или призвание? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы.

Первый этап: Определение содержания понятий предпринимательство и предприниматель

Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Ученикам предлагается назвать понятия, присущие предпринимательству или те с которыми у них ассоциируется предпринимательство. Например:

Рынок, купля, продажа, магазин, покупатель, продавец, деньги, кредит, налоги, доверенность, договор, аренда, фирма, склад, прибыль, доход, убытки, банкрот, кредиторы, акции и т.п.

Ученики высказываются, учитель фиксирует выказывания детей на доске. После выполнения задания участники рассказывают о своем понимании предпринимательства. Обобщая ответы обучающихся, учитель формулирует основные понятия:

Предпринимательство – это:

Поиск и исследование новых экономических возможностей

Это революционизирование и реформирование производства путем использования различных возможностей для создания новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта и т.п.

Это самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли

Предприниматель – это человек, отличающийся,

  • во-первых , особым взглядом на вещи, волей и способностью выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете,
  • во-вторых , способностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанной с этим неопределенностью и возможности сопротивления,
  • в-третьих , его воздействием на других людей: «имеет вес, обладает авторитетом».

Второй этап: Определение набора важнейших предпринимательских качеств

Учитель демонстрирует обучающимся презентацию «Акулы бизнеса или гении предпринимательства» (Приложение 1). На примере всемирно известных предпринимателей или имеющих бизнес в местном сообществе учащиеся знакомятся с их достижениями в сфере предпринимательства и определяют важнейшие качества важных качеств, необходимых для предпринимателя: Ученикам предлагается обсудить задание в группах и заполнить следующую таблицу:

Предприниматель

Сфера бизнеса

Качества, сделавшие его успешным

Группы отчитываются о проделанной работе, последовательно дополняя друг друга.

Совместно с учениками учитель обобщает ответы, формулируя набор важных качеств, необходимых для предпринимателя:

  • Предприниматели умеют мыслить нестандартно,
  • осознанно идти на риск,
  • хорошо понимают потребности общества,
  • реально оценивают свои возможности и знают, как их рационально использовать для того, чтобы достичь успеха;
  • они обладают лидерскими качествами,
  • им свойственны личностные качества: ответственность, целеустремленность, самостоятельность, самодисциплина, творчество, коммуникабельность
  • предприниматель не обязательно человек, создающий гигантскую компанию, он может владеть небольшим бизнесом в местном сообществе и предлагать людям услуги или продукты, в которых они нуждаются.

Третий этап: Выявление склонности к предпринимательской деятельности на основе самоанализа необходимых предпринимательских качеств в личностном плане

Учитель предлагает ученикам оценить свои личностные качества с точки зрения их соответствия установленному набору качеств, необходимых для предпринимателя и ответить на вопрос: Обладаю ли я теми качествами и способностями, которые помогут мне стать успешным в жизни? Для ответа на поставленный вопрос каждому ученику необходимо заполнить следующую таблицу:

Качества

дома

в школе

Лидерские

Творчество

Инициативность

Целеустремленность

Ответственность

После заполнения таблицы ученики читают свои записи, дают оценку проявления важных качеств, необходимых для достижения успеха в предпринимательстве лично у себя, высказывают личностное отношение к значимости данного вида деятельности в определении сферы своих профессиональных намерений.

Учитель, подводя итог обсуждению, обращает внимание, что предпринимательские качества необходимо развивать и совершенствовать для достижения успеха в бизнес-сообществе.

Четвертый эта: Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заключительное слово учителя: Предпринимательство – это самостоятельная хозяйственная деятельность, направленная на создание и предложение обществу чего-то нового, направленного на удовлетворение потребностей людей, и за это они готовы платить. Предприниматель – это новатор. Человек, готовый идти на риск, предлагая новое. Его успех – это признание общества. А признание общества – это прибыль, которую он получает от реализации своих идей. Однако прибыль для настоящего предпринимателя – это не самоцель, а мера измерения его успеха. Что бы быть успешным, следует работать над собой, выявляя и развивая необходимые предпринимательские качества.

Для подведения итогов занятия учитель предлагает ученикам проанализировать стратегии развития предпринимателя, направленные на достижение успеха в деятельности (стратегия преуспевания) и на стагнацию (стратегия неудачника). На основе анализа сделать вывод о значимости развития качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха в предпринимательстве.

Стратегии преуспевающего и неудачника

Преуспевающий

Неудачник

Изменяет свое поведение

Старается изменить поведение других людей

Работает много, качественно имеет время

Всегда слишком занят, чтобы сделать необходимое

Делает

Дает обещания

Уважает способности других, всегда рад поучиться

Не желает признавать способности других, концентрируется на их слабостях

С желанием рискует, чтобы сделать лучше

Избегает вызова из-за страха ошибок и критики

Находит возможности

Подчеркивает проблемы

Признает, что люди разные

Не признает право людей быть другими

В заключение занятия учитель включает учеников в рефлексивную деятельность, предъявляя им вопросы для саморефлексии:

  1. Как вы считаете предпринимательство – это профессия или призвание?
  2. Заинтересовала ли вас предпринимательская деятельность? Какие качества предпринимателя привлекли ваше внимание?

Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц)

Шрифт:

100% +

1.5. Предпринимательство как профессия
1.5.1. Смысл предпринимательства как профессии

Предпринимательская деятельность – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности людей. Она состоит в ведении людьми собственного дела по производству и продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ в конкурентной среде. Этим предпринимательство отличается от других избираемых людьми профессий.

Профессиональное предпринимательство – тип профессиональной деятельности людей, предпочитающих профессию предпринимателя любой другой профессии.

Деятельность людей по обеспечению производства и реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ может быть профессиональной либо непрофессиональной.

Каждый предприниматель, кто серьезно относится к созданию и ведению собственного дела, воспринимает участие в предпринимательстве как свою профессиональную деятельность. Он выглядит в собственных глазах представителем вполне определенной профессии, которую следует определить как профессия «предприниматель» или как предпринимательскую профессию.

В основе любой профессии лежит труд. Наименование профессии указывает род занятий, тип и вид занятости населения, отличающиеся от других типов и видов занятости.

Любая профессия обладает такими признаками, как однородность рабочих мест и производственной среды, единообразие целей, средств, предметов труда и производственных обязанностей людей, однотипность производимых операций, результатов труда, мотивов, способностей и компетенций людей. Выделение профессий опирается:

♦ на наличие специфики в типах, видах труда и в его содержании;

♦ наличие специфических для каждого вида профессиональной деятельности предметов, средств труда, включая рабочие места, а также результатов труда;

♦ нацеленность профессиональной деятельности на обеспечение конкурентных преимуществ и достижение профессиональных успехов;

♦ необходимость ведения деятельности для обеспечения и воспроизведения достойных условий жизни, включая получение доходов на содержание и развитие самих себя и других людей, законным представителем которых является работник;

♦ необходимость трудоустройства и обеспечения собственной занятости (профессиональное трудоустройство);

♦ наличие специальных знаний, умений, навыков, пониманий, составляющих профессиональную компетентность людей, необходимость их формирования и постоянного развития для поддержания персональной профессиональной конкурентоспособности;

♦ наличие профессиональных интересов;

♦ необходимость внутреннего и внешнего признания и оценки результатов труда, формирования устойчивых представлений об уровне своего профессионализма, профессиональной конкурентоспособности и профессиональной полезности.

Предпринимательская профессия существует объективно наряду с другими профессиями людей. Для того чтобы жизнь двигалась вперед, а экономика развивалась, определенная категория людей непременно должна профессионально создавать и вести бизнес по производству и продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ. Эти люди не просто ведут собственное дело – они работают владельцами (совладельцами ) бизнеса , в то время как другие люди трудятся по найму в чужом деле.

Владение бизнесом представляет собой юридически защищенную деятельность предпринимателей по применению ресурсов и результатов бизнеса. Предприниматели не только владеют бизнесом, они распоряжаются им и используют его возможности в своих интересах. Они распоряжаются и ресурсами бизнеса, и его результатами, и самим бизнесом посредством его продажи, сдачи в аренду, приглашения новых владельцев или как-либо иначе. В использовании бизнеса они видят возможность применения ресурсов и результатов бизнеса, а также своего статуса владельцев бизнеса для удовлетворения своих законных интересов.

Владение бизнесом не следует путать с владением имуществом, денежными средствами, обладанием богатством.

Во-первых, делаясь владельцем бизнеса, каждый предприниматель консолидирует под своим началом разнообразные ресурсы, необходимые для ведения дел, а не предметы потребления. Действующему предпринимателю необходимо постоянно трудиться собирателем нужных ресурсов, обеспечивая свой бизнес средствами производства, денежными средствами, инвестиционными ресурсами, людскими ресурсами (персоналом), ноу-хау, авторскими правами и др. Ресурсный потенциал предпринимательского дела обеспечивает основу потенциала конкурентоспособности его бизнеса. Кроме того, владельцам бизнеса не обязательно становиться собственником всех привлекаемых в свой бизнес ресурсов. В реальной жизни так не происходит. Например, значительная часть производственных помещений, используемых для ведения бизнеса (а то и все помещения без исключения), могут быть привлечены «в дело» посредством аренды; технологическое оборудование часто берется в эксплуатацию на началах лизинга; финансовые ресурсы привлекаются посредством кредитных и инвестиционных сделок; авторские права приобретаются на определенный срок.

Во-вторых, делаясь владельцем или пользователем ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, каждый предприниматель приобретает права на владение его результатами. Вместе с тем он принимает на себя ответственность перед собой и всем своим окружением за результаты и последствия своей деятельности. Следовательно, он трудится ответственным распорядителем результатов собственного бизнеса. Владельцы бизнеса несут ответственность перед всеми, с кем их связывают деловые отношения, и перед собой. Они знают и понимают, что в случае неудачи никто не придет на помощь бескорыстно, из чувства сострадания, что за их спиной, как правило, никого нет. В своем труде по ответственному ведению дел предприниматели незаменимы.

В-третьих, для владения бизнесом важно не только наличие прав на те или иные объекты, но и фактическое ведение собственного дела, управление им. Можно владеть имуществом, но так и не сделать из этого бизнес. Имущество можно также потерять по причине неспособности превратить владение им во владение бизнесом, что часто случается по мере прихода в бизнес наследников успешных предпринимателей.

Владение бизнесом воплощается во власти предпринимателей в своем бизнесе. Но профессиональное значение для предпринимателей имеет не власть как таковая, не роль «хозяина», а возможность организовать с опорой на власть собственное дело и успешно управлять им.

Профессиональные предприниматели относятся к власти в своем бизнесе прагматично. Вертикаль власти нужна им для управления собственным бизнесом и для наделения себя необходимыми полномочиями для этого. Так как самостоятельное управление своим бизнесом является следствием обладания властью в нем.

Смысл предпринимательства как профессии состоит в том, чтобы самостоятельно, инициативно, на свой риск, под свою ответственность, с опережением конкурентов и обеспечением превосходства над ними создавать бизнес, владеть им, вести и развивать, удерживать его, по мере необходимости своевременно выходить из бизнеса или ликвидировать его (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Смысл предпринимательства как профессии

Категория «владение» чаще всего соотносится с владением имуществом (например, владением землей, недвижимостью, средствами производства, денежными средствами, авторскими правами и др.). Именно в этом значении данное понятие, так же как и родственные понятия «собственность», «распоряжение», «пользование», обычно употребляется как экономический и юридический термин.

С владением имуществом, а также с его распоряжением и использованием неразрывно связаны процессы присвоения и отчуждения материальных или нематериальных благ. «Собственность» выступает в качестве более общего правового понятия как характеристика правовой оболочки, внутри и посредством которой происходит присвоение и отчуждение благ. Право собственности позволяет обладателям этого права присваивать, т. е. использовать в собственных интересах различные блага, отчуждая их тем самым у других людей, не обладающих данным правом. И прежние, и современные теории прав собственности позволяют успешно формулировать отношения между обладателями данных прав на те или иные объекты, взятые в статическом состоянии, наподобие моментального фотоснимка, а также трактовать их в качестве правовых норм.

1.5.2. Предпринимательство и труд по найму

Предпринимательство отличается от всех видов трудовой деятельности людей по найму. Разница между наемным трудом и предпринимательством состоит прежде всего в характере включения людей в процесс труда, обеспечения своей профессиональной занятости и вхождения в тот или иной бизнес.

В первом случае люди нанимаются на работу и заключают трудовой контракт с работодателями, во втором случае люди, создавая и ведя собственное дело, самостоятельно обеспечивают себя работой и рабочими местами. Они не заключают, как правило, сами с собой никаких контрактов. Исключения возникают лишь при назначении ими самих себя на определенные должности на фирме.

Трудовые доходы в первом случае перечисляются работодателями работникам, во втором случае работодатели оставляют их за собой, поскольку являются одновременно и работодателями, и работниками в собственном деле, самостоятельно предпринимая действия по созданию, ведению, ликвидации своего дела.

Богатство отдельных предпринимателей не должно рассматриваться как нетрудовой доход. Как и наемный работник, предприниматель обязан профессионально заниматься своей деятельностью. Но наемные работники трудятся в чужом бизнесе, а предприниматели трудятся в собственном бизнесе, работают предпринимателями.

Во многих теориях определение предпринимательства как особой профессии затрудняется тем, что предпринимательство воспринимается как деятельность, которую нельзя считать трудом. Более того, нередко бизнес и труд рассматриваются как явления, не имеющие между собой ничего общего. Понятие «труд» воспринимается как синоним наемного труда (наемный труд – это и есть труд как таковой). В то же время владельцы бизнеса, применяющие наемный труд, не признаются работниками. Их в лучшем случае не считают людьми труда, а в худшем – рассматривают как собственников-эксплуататоров, бездельников, любителей «сладкой жизни», представителей «праздного класса».

Между тем, в действительности вопреки указанным взглядам владение бизнесом – это прежде всего платформа не богатства, а профессиональной работы в своем деле.

Отличие наемного труда от предпринимательства состоит не в том, что первый тип деятельности людей является трудом, а второй не является им. Противоположностью труду является не бизнес, а безделье. Оснований полагать, будто предпринимательская деятельность представляет собой безделье, а доходы предпринимателей являются нетрудовыми и выступают как подарок судьбы или награда за ничегонеделание, нет.

1.5.3. Профессиональное и непрофессиональное предпринимательство

Подобно тому, как труд любого человека может иметь или не иметь профессиональный характер, занятие предпринимательством может быть профессиональным или непрофессиональным. Стремление обеспечивать ведение своих дел на профессиональном, а не на любительском уровне обусловлено пониманием того, что бизнес не игрушка, им приходится заниматься серьезно, ведь от успехов в бизнесе зависит благополучие человека и его близких. Предпринимательская деятельность приобретает профессиональный характер в тех случаях, когда люди:

♦ осознанно, добровольно и инициативно связывают с предпринимательством свои коренные жизненные интересы;

♦ самостоятельно, добросовестно и ответственно совершают совокупность действий по созданию, ведению и ликвидации собственного дела;

♦ самостоятельно обеспечивают с помощью собственного дела свою трудовую занятость;

♦ занимаются предпринимательством регулярно (постоянно) либо систематически в организованном ими самими порядке;

♦ ведут свои дела рационально и целенаправленно, ориентируясь на заранее планируемые результаты, сопоставляя планируемые результаты своих действий с планируемыми затратами, а фактические результаты – с фактическими затратами;

♦ занимаются предпринимательством ради получения доходов, выгоды, воспроизведения и развития своего персонального трудового ресурса, ради развития своей жизни, а также жизни своих близких;

♦ стремятся соответствовать признанному в обществе уровню профессионализма в своей деятельности, стремятся получить признание в качестве профессионалов в своем деле.

Именно профессиональное выполнение предпринимательских действий изо дня в день, а также профессиональное формирование и поддержание деловых отношений с окружением свидетельствуют о принадлежности тех или иных людей к числу действительных субъектов предпринимательства.

Таким образом, если представлять профессионального предпринимателя всего лишь в облике собственника, понимание сути предпринимательства окажется неполным. Остается непонятным, как именно ведут свои дела предприниматели, как они создают, приобретают, поддерживают, реорганизуют или ликвидируют бизнес. Картина радикально меняется, когда владелец бизнеса предстает как человек, ведущий свое дело, как управляющий собственным делом.

1.5.4. Предпосылки профессионального участия людей в предпринимательстве

Юридическими предпосылками профессионального участия людей в предпринимательстве являются признание людей дееспособными и правоспособными, а также их официальная регистрация в качестве предпринимателей, благодаря которой производится правильное оформление их полномочий как владельцев бизнеса. То есть, чтобы стать предпринимателями, люди прежде всего должны обладать дееспособностью и правоспособностью.

Под дееспособностью людей в сфере предпринимательства понимается наличие у них права на любые самостоятельные профессиональные действия. Общество признает, что одни люди могут трудиться самостоятельно, а другие могут работать лишь под руководством иных лиц, наделенных соответствующими полномочиями (опекунов, законных представителей и др.). В России дееспособным гражданином признается человек после достижения им 18-летнего возраста.

Под правоспособностью людей в сфере предпринимательства понимается наличие у них фактического права на ведение определенного вида бизнеса. В законодательстве разных стран имеются разные толкования правоспособности, но общим является признание законом за теми или иными людьми права на совершение предпринимательских действий.

Дееспособность и правоспособность людей в сфере предпринимательства обеспечивает им право на владение, пользование или распоряжение недвижимым и движимым имуществом, сырьем, готовой продукцией, финансовыми и другими ресурсами. По отношению к нанимаемым работникам предприниматели должны наделяться правами работодателей. Ведь в отношении всего штата нанятых работников они должны осуществлять административно-управленческую деятельность, координировать действия сотрудников, регулировать внутрифирменные отношения.

Только люди, наделенные правоспособностью и дееспособностью в сфере предпринимательства, могут становиться полноценными субъектами предпринимательства, владельцами бизнеса. Тем самым общество обеспечивает своим гражданам определенные гарантии реализации права на ведение собственного предпринимательского дела, а также гарантии его неприкосновенности.

Владение собственным бизнесом должно быть официально зафиксировано. Это достигается посредством регистрации людей как предпринимателей. Регистрация происходит по-разному в зависимости от того, каким направлением предпринимательства человек собирается заниматься (подробнее эта тема рассматривается в учебном курсе «Управление собственным бизнесом»).

Человек может быть зарегистрирован как единоличный владелец бизнеса либо как его совладелец наряду с другими людьми. Совместное владение людьми одним и тем же делом становится платформой партнерских отношений между ними. Поэтому совладельцы бизнеса являются по отношению друг к другу партнерами в общем бизнесе.

Наряду с юридическими предпосылками занятия предпринимательством людям требуется также и совокупность личностных предпосылок этого.

Чтобы всерьез рассчитывать на успешное занятие предпринимательством, необходимо не только сделаться предпринимателем формально-юридически. Необходимо также обладать профессиональными способностями к ведению собственного дела, подходящими личностными качествами и предпринимательской компетентностью.

Разные личностные качества могут обладать большей или меньшей степенью значимости и важности для занятия именно предпринимательством. Наиболее значимым для предпринимательства является такое личностное качество, как природная предприимчивость. Другими профессионально важными качествами людей, занимающихся предпринимательством, являются их честолюбие, воля, решительность, природный эгоизм, чувство собственного достоинства, чувство хозяина, уверенность в себе, склонность подчинять себе окружение, последовательность, отзывчивость к внешним воздействиям, склонность к обмену, дух соперничества, жажда победы. Желательно также наличие у предпринимателей склонности к анализу, креативности, восприимчивости, склонности к перехвату чужих инициатив, природного стремления к совершенству и др.

Людям, стремящимся к успеху в предпринимательстве, также необходимо наличие определенных профессиональных способностей, подобно тому, как людям, стремящимся к успеху в оперном искусстве, необходимо наличие певческого таланта. Способности людей, как и их личностные качества, имеют врожденный характер. Но в течение жизни способности к предпринимательству могут постоянно развиваться, если человек поставит перед собой такую цель. В процессе занятия предпринимательством люди проявляют стремление к самореализации, природное честолюбие, другие личностные качества; обеспечивают себе возможность к самореализации и раскрытию творческого потенциала (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Развитие личности человека в процессе занятия предпринимательством


Предприниматели должны также постоянно повышать и свою профессиональную предпринимательскую компетентность – уровень теоретических знаний и пониманий, степень практических умений и навыков в сфере предпринимательства. Ведь предпринимательские способности и подходящие личностные качества сами по себе не могут сделать людей успешными предпринимателями, им необходимо овладеть профессией предпринимателя, стать квалифицированными предпринимателями.

Для этого необходимо получить первичное предпринимательское образование и воспитание, а в дальнейшем постоянно повышать свою квалификацию, участвуя в различных учебных и тренинговых программах, семинарах, конференциях и других мероприятиях по обмену опытом. Следует постоянно накапливать профессиональный опыт и демонстрировать предпринимательское мастерство (подробнее рассмотрим в главе 8 «Предпринимательский селф-менеджмент» учебника «Управление собственным бизнесом»).

Каждый человек наделен способностью предпринимать что-либо. Более того, в течение жизни все люди постоянно предпринимают какие-либо действия. Поэтому каждый человек способен стать предпринимателем. Вопрос в том, добьется ли он успехов на этом поприще. Большинство людей успешными предпринимателями не становятся, помимо прочего, потому, что им не хватает способностей, личностных качеств и (или) профессиональной квалификации.

1.6. Профессиональные функции предпринимателей

Каждый человек, задумавшийся о карьере предпринимателя, должен понимать, что предпринимательство не просто созидательная, это профессиональная деятельность, к выполнению которой следует относиться добросовестно, ответственно и главное – профессионально.

Между тем, любая профессиональная деятельность людей состоит в выполнении ими стандартных профессиональных функций в соответствии с требованиями к профессии.

Всякий труд представляет собой:

♦ совокупность действий, с помощью которых люди преобразуют окружающий мир и создают новые блага (эти действия определяются с помощью таких понятий, как трудовой процесс, трудовые операции, производственные операции и др.);

♦ совокупность отношений, в которые вовлекается каждый человек, совершая эти действия (трудовые отношения, производственные отношения).

Состав профессиональных функций имеет ключевое значение при идентификации любой профессии. Обобщенными профессиональными функциями предпринимателей, которые выполняются ими в процессе ведения и управления собственным бизнесом, являются: создание собственного бизнеса, его ведение, развитие, а также прекращение.

В процессе создания бизнеса

♦ выдвижение и утверждение бизнес-идей;

♦ формулирование целей и задач нового бизнеса;

♦ разработка бизнес-моделей и бизнес-планов нового бизнеса;

♦ поиск и нахождение потенциальных партнеров по бизнесу;

♦ разработка и утверждение учредительных документов фирмы;

♦ регистрация бизнеса;

♦ формирование системы управления бизнесом;

♦ обустройство бизнеса;

♦ проведение стартапа, в том числе разработка и выведение на рынок продукта (услуги); раскрутка нового бизнеса.

В процессе ведения бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как:

♦ обеспечение деятельности фирмы на стратегическом уровне;

♦ ресурсное обеспечение функционирования и развития бизнеса;

♦ обеспечение функционального применения и воспроизведения необходимой совокупности рабочих мест;

♦ обеспечение маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований;

♦ обеспечение бесперебойного ведения и развития совокупности внутрифирменных и межфирменных бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций;

♦ обеспечение конкурентоспособности и конкурентной устойчивости бизнеса;

♦ выполнение социальных и иных договорных обязательств перед нанятыми работниками, партнерами, поставщиками, потребителями и другими контрагентами;

♦ обеспечение обязательств перед государством и обществом;

♦ обеспечение безопасности бизнеса;

♦ обеспечение правовой дисциплины бизнеса;

♦ поддержание собственной занятости, предпринимательский селф-менеджмент;

♦ аккумулирование и распределение доходов от предпринимательской деятельности;

♦ оценка бизнеса.

В процессе развития бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как:

♦ управление ростом бизнеса;

♦ диверсификация бизнеса;

♦ внесение организационных изменений;

♦ реинжиниринг бизнес-единицы;

♦ ребрендинг и внесение кардинальных изменений в имидж;

♦ обеспечение технологической реконструкции бизнеса;

♦ управление процессом внесения изменений в бизнес.

В процессе прекращения бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как:

♦ прямая продажа бизнеса;

♦ продажа бизнеса посредством публичного размещения акций;

♦ безвозмездная передача бизнеса новым владельцам;

♦ ликвидация бизнес-единицы;

♦ участие в процедуре банкротства бизнес-единицы.

Перечисленные функции имеют объективный и обязательный характер. Посредством их исполнения предприниматели реализуют себя как владельцы бизнеса. Они ведут свое дело и управляют им.

Совокупность предпринимательских функций составляет функциональный стандарт профессионального предпринимательства. Соответствие стандарту является ключевой профессиональной обязанностью предпринимателей, в то же время следование ему является их ключевым профессиональным правом.

Поэтому, вступая в бизнес, предприниматели приобретают право на выполнение каждой из профессиональных функций и вместе с тем принимают на себя обязанности по их успешному выполнению.

В действительности предпринимательство представляет собой исполнение людьми не какой-то одной предпринимательской функции, как иногда считается. Предпринимательская профессия имеет многофункциональный характер. Она включает различные функции, которые должны быть непременно выполнены. Причем совокупность перечисленных функций может выполняться только предпринимателями, но не представителями других профессий.

Важнейшей особенностью функционального стандарта профессионального предпринимательства является то, что предприниматели устанавливают его для себя самостоятельно и инициативно, а не получают извне, как нанимаемые работники, и рационально применяют для реализации своего предпринимательского дела. Осознание предпринимателями необходимости выполнения каждой из профессиональных функций позволяет им упорядочить собственную деятельность, определить границы собственных властных полномочий как владельцев бизнеса, конкретизировать профессиональные интересы, уточнить направления сотрудничества и конкуренции в бизнесе.

Люди отказываются от карьеры наемного работника и становятся предпринимателями, подчиняя свои действия необходимости исполнения профессиональных функций, если желают добиваться профессиональных успехов. Ведь единственный способ удержаться в бизнесе – безукоризненное исполнение этих функций.

При создании, ведении, ликвидации любого предпринимательского дела люди обычно стараются действовать профессионально с максимально достижимым уровнем профессионализма. Именно поэтому предпринимательской профессией необходимо вовремя овладеть. Ей можно научиться в действующих по всему миру школах и факультетах бизнеса, а также в учебных центрах, специализирующихся на подготовке, профессиональной переподготовке предпринимателей, повышении предпринимательской квалификации.

Сегодня популярно заниматься собственным бизнесом и многие люди стремятся к открытию хотя бы небольшого дела. Несомненно, не зависеть ни от кого – довольно круто. Но о самом образе делового человека у многих остаётся смутное представление. Поэтому сегодня мы расскажем о професии предпринимателя.

Описание профессии

Очень четкое и краткое определение данной профессии дал профессор Гарварда Говард Стивенсон. Он сказал, что предпринимательство – наука об управлении, и суть управления сводится к гонке за возможностями, невзирая на имеющиеся ресурсы. Бизнесмен – это человек, занимающийся одним из видов деятельности с целью получения прибыли. Он предлагает какие-то товары или услуги за определенную сумму. Данный человек может выступать как в роли посредника, так и самостоятельно производить что-либо. Бизнесмен обычно имеет некоторый капитал, так называемый начальный взнос, который потом увеличивает в несколько раз. Распоряжение доходами, финансовые вопросы лежат на нем.

Конечно, люди данной профессии прекрасные менеджеры и управляющие. У них есть опыт и знания в сфере экономики, финансов, маркетинга.


Что необходимо для успешного освоения профессии

Итак, если вы всерьез решили заняться освоением этого дела, то вам понадобится оформить и зарегистрировать свой бизнес и себя как индивидуального предпринимателя (ИП). Для этого:

  • Подготовить документы, которых не так и много.
  • Подать заявление на регистрацию ИП.
  • Получить Лист записи о регистрации ИП.

Данная операция после подачи документов происходит всего лишь за неделю. После получения листа записи вы можете официально считать себя бизнесменом. Но, у этой профессии есть и личностные качества:

  • Хорошая структурированная память.
  • Трудолюбие и работоспособность.
  • Способность общаться с разными людьми по делу, и при этом непринужденно, располагать их к себе.
  • Четко определять задачи и цели как себе самому так и другим.
  • Правильное и полезное распределение времени и денег.
  • Профессиональные способности в области ведения бизнеса.

Профилирующие предметы школьной программы

Также для такой работы нужно знание таких школьных предметов:

  • Информатика
  • Математика
  • Русский и иностранный языки.
  • Экономика
  • Основы права.


Образование и ЕГЭ

Для того, чтобы стать специалистом в этой сфере, нужно учиться. А основными дисциплинами, доступными для обучения являются:

  • Предпринимательство и бизнес
  • Деловое администрирование
  • Экономика и аудит
  • Управление и менеджмент
  • Экономика и финансовые операции.

Также стоит обратить внимание на вузы, которые могут быть вам полезны для серьёзной карьеры крупного бизнесмена:

  • Северо-Кавказский институт экономики и управления
  • Московский государственный университет имени М.Ломоносова – экономический факультет
  • Северо-Западный институт управления – факультет экономики и финансов
  • Курганский государственный университет – экономический факультет.
  • Санкт-Петербургский политех имени Петра Великого.

Для поступления вам понадобится сдать ЕГЭ по Русскому языку, Обществознанию и Математике.


Характер и содержание работы

В чем же заключается данная работа? В первую очередь в ведении бизнеса в выбранной области, возможно придумывание собственного ответвления предпринимательства. Предприниматель должен составлять планы работы и обоснования, заключать договора с потенциальными партнерами, работниками, клиентами. Также нужно учитывать доходы и расходы, контролировать их. В обязанности входит оплата налогов и различных сборов. Нужно подбирать персонал в компанию, вести переговоры и давать задачи каждому сотруднику. Также нужно готовить и осуществлять разные приказы и взаимодействовать с различными внешними службами.

То есть, как мы видим, задач довольно много и нужно быть многофункциональным человеком, чтобы все успевать.


Преимущества и недостатки работы

Как и в каждой профессии, тут есть плюсы и минусы. Поэтому стоит внимательно и хорошо все взвесить и решить для себя. Плюсы:

  • Самостоятельность. В данной работе она как нигде лучше развивается. Вы выполняете много заданий и сами себе начальство. Это большая ответственность.
  • Свобода действий. Вы предоставлены сами себе и ваши действия ограничены только законодательством.
  • Отсутствие начальства.
  • Регулируемый график. Вы сами выбираете его.
  • Высокий доход, напрямую зависящий от вашей работоспособности и стараний.
  • Создание новых рабочих мест и расширение бизнеса
  • Азартность, творческий характер работы.
  • Нестабильность рынка в целом и конкретно направления вашего бизнеса. Может быть такое, что он потеряет спрос и рухнет, или наоборот – взлетит вверх.
  • Слабая поддержка государства.
  • Большая конкуренция
  • Риски, иногда опасности.
  • Мало времени, проводимого с семьей. Вам в любую минуту может понадобиться уехать из дома.


Уровень дохода

Заработная плата – один из главных плюсов в этой сфере. Она зависит от многих факторов и конкретной фиксированной суммы просто нет. Это и понятно – уровень личных доходов зависит исключительно от успешности бизнеса. Можно говорить лишь о зарплате тех, кого вы нанимаете к себе на работу. Не станем упоминать крупные корпорации, а в сфере малого предпринимательства доходы наёмных сотрудников могут быть такие:

  • Москва – от тридцати пяти тысяч рублей до полутора миллиона. Средняя цифра – двести тысяч.
  • Областные центры – от сорока до пятисот тысяч рублей. Средняя цифра – сто тысяч рублей.
  • Небольшие населенные пункты – от двадцати пяти до двухсот пятидесяти тысяч. Средняя цифра – пятьдесят тысяч рублей.

Особенности карьеры

Здесь вся карьера состоит из нескольких этапов:

  • Стартовый. На этом этапе появляется идея, присутствует энтузиазм, но нет нужных ресурсов. В наличии только небольшая команда, которая выполняет огромный обьем работы, и потихоньку приобретает опыт. Может быть так, что в процессе ваша бизнес-идея претерпит изменения. Успех на том этапе и удачный переход к следующему зависит от удачно выбранного направления и его нужности на рынке.
  • Стремительный рост. На этом этапе приходят первые клиенты. О вашем деле начинают узнавать, а значит появляется и доход. Есть опасность остановки на полученном и потери желания двигаться дальше. Нужно не допустить кризиса и успешно пройти этот этап.
  • Развитие. Дабы избежать деградации и кризиса, важно иметь четкий план и цели, желательно помасштабнее. Нужно чаще общаться с руководителями других успешных компаний, перенимать их опыт. Самое главное – видеть будущее своей компании и бизнеса в частности.

Будущее профессии

Предприниматель – очень гибкая и удобная профессия, так как подстраивается под различные сферы. Чтобы добиться чего-то нужно уметь предоставить что-то новым вызовам прогресса. Данная работа будет востребована постоянно.