Технологический процесс товародвижения. Принципы рационализации товародвижения. Каналы товародвижения. Производители и поставщики. Оптовая и мелкооптовая торговля. Розничная и мелкорозничная торговля. Покупатели и потребители. Формы и звенность товародвиж

20.07.2023

4.2. Технологический процесс товародвижения

Непрерывное движение товаров от производства до потребителей представляет собой объективно необходимый процесс воспроизводства. По своему содержанию - это материально-вещественный процесс перемещения во времени и пространстве готовых к потреблению продуктов труда (товаров). Количество перемещенных товаров измеряется натуральными и стоимостными показателями, в которых выражается информация о товародвижении. Основные показатели - грузооборот и товарооборот. В натуральных показателях отражается информация о реальном движении товара (килограммы, тонны, метры, штуки, пары, десятки и т. д.). Стоимостные показатели (рубли, копейки) отражают движение стоимости товара. Вся система движения товаров - это непрерывные потоки, скорость которых зависит как от мощности производства, ритмичности поставок, размеров товарных запасов, так и от скорости реализации и потребления. Ритм производства и объем поступления товаров в торговлю должен соответствовать ритму и объему их реализации за определенный период времени, то есть должно достигаться равновесие. При недостаточно согласованной ритмичности в объемах поступления и продажи товаров происходят отрицательные последствия. Либо снижаются запасы товаров ниже установленных пределов, за которым начинаются перебои в торговле. Либо, наоборот, образуются сверхнормативные запасы товаров, которые требуют излишних затрат живого труда и замедляют процесс товародвижения. Производство товаров будет бессмысленным, если они не будут доставлены к месту потребления, где посредством продажи будут возмещены производственные расходы на выпуск данных товаров.

Процесс перемещения товаров от производителей до потребителей называется товародвижением. Процесс товародвижения является основным процессом торговли, так как от него зависят условия воспроизводства. Существует несколько определений товародвижения.

Товародвижение - процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Товародвижение - процесс реального доведения товаров до потребителя.

Товародвижение - процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей.

Довести товар от производства до потребителя означает организовать его перемещение кратчайшим путем, с минимальными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве и качестве, пригодном для розничной продажи и потребления. Поэтому товародвижение не следует отождествлять с транспортным процессом. Товародвижение включает процесс транспортировки, но в отличие от последнего имеет более сложное содержание. В товародвижение входит не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли. В магазинах завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления. Происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Этот процесс товародвижения будет целесообразен только в том случае, если каждый участник получит экономическую выгоду. Поэтому рациональная организация товародвижения - одна из важнейших функций торговли. От того, насколько рационально организован этот процесс, зависят время оборота товаров и уровень торгового обслуживания населения. Основу процесса товародвижения составляют следующие операции:

■ транспортировка товаров;

■ погрузочно-разгрузочные операции;

■ хранение товаров;

■ комплектование торгового ассортимента;

■ сортировка, фасовка, подготовка к продаже. Процесс движения товара от производства до потребителя включает несколько стадий и звеньев. Число звеньев зависит от особенностей конкретных товаров, отдаленности пунктов их производства от пунктов потребления, транспортных условий, состава и структуры материально-технической базы, звеньев и других факторов. Основными звеньями товародвижения являются: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, оптовые, мелкооптовые, розничные предприятия и другие пункты розничной продажи товаров..

Процесс товародвижения включает в себя несколько последовательных этапов:

1) движение товаров от складов товаропроизводителей до складов оптовых предприятий;

2) внутри складские операции с товаром;

3) товароснабжение розничной торговой сети;

4) внутримагазинные операции с товаром по доведению его до потребителя.

Все эти этапы взаимосвязаны и представляют единую технологическую цепь товародвижения. Следуя из сферы производства в сферу потребления, товар проходит через одно или несколько складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев:

■ товарные потоки;

■ транспортные мосты.

Важнейшей задачей товародвижения является создание такой технологической цепи, которая позволила бы обеспечить бесперебойное снабжение розничной торговой сети товарами в количестве, ассортименте и качестве, соответствующим спросу потребителей при минимальных затратах труда, времени и материальных средств.

Принципы рационализации товародвижения:

■ использование кратчайших путей движения товаров;

■ установление оптимальной звенности товародвижения;

■ правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;

■ применение прогрессивной системы товароснабже-ния с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Движение товаров осуществляется по определенным каналам. Канал товародвижения - это совокупность независимых организаций, участвующих в процессе товародвижения. Это изготовители товаров, оптовые торговые организации. Выбор канала товародвижения - сложная проблема. Чем больше звеньев в процессе товародвижения, тем дороже этот процесс. В связи с этим основной задачей товародвижения будет выявление пути движения товаров. Движение товаров из районов производства в районы потребления должно осуществляться кратчайшими путями. Это обеспечивает прохождение товарами наименьшего пути от производителя до потребителя. Кроме того, ускоряется процесс воспроизводства и обеспечиваются наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия.

Рассмотрим процесс продвижения товаров в оптовом торговом предприятии ЗАО «Ростовкомбытоптторг».

Технологическая цепь товародвижения показана в схеме.

Принимая решения о совершенствовании какого-либо из звеньев системы товародвижения, необходимо следить за тем, чтобы это не отразилось отрицательно на общем эффекте, особенно если мероприятие направлено на минимизацию расходов на продвижение товаров.

В ЗАО «Ростовкомбытоптторг» также создана технологическая цепь. Она имеет трехзвенную систему.

Каналы товародвижения

Каждый производитель стремится создать или сформировать собственный канал товародвижения путем прямого контакта с потребителем, что предпочтительнее или через посредника.

Каналы товародв чжения - это совокупность фирм или отдельных лиц, гр; ждан-звеньев товародвижения, которые принимают н; себя или передают кому-то право собственности на кс нкретныи товар на всем пути товародвижения.

Первичным зве! ом цепи товародвижения является товаропроизводитель. Развитие рыночных отношений способствовало появлении на товарном рынке различных производителей и формированию конкурентной среды. Это заставило предприятие искать новые пути повышения эффективности работы. Для рациональной организации процесса товародвижения предприятие-изготовитель должно:

■ выбрать орган сбыта;

■ определить количество посредников;

■ отобрать партнеров-посредников.

В последнее время роль товаропроизводителей в сбыте своей продукции значительно возросла. Но, тем не менее, многие из них прибегают к услугам посредников. В качестве посредников между изготовителями товаров и розничными торговыми предприятиями выступают:

■ оптовые торговые предприятия;

■ торгово-закупочные кооперативы, ассоциации;

■ торговые агенты, брокеры;

индивидуальные предприниматели. Рассмотрим виды каналов товародвижения в единой

технологической цепи на примере оптовой базы «Ростов-комбытоптторг», отдела «Маркетинга и продажи СИЗ и промтовары».

I звено. Производители и поставщики

1-й канал. Производители - все предприятия легкой, тяжелой, пищевой промышленности и сельское хозяйство регионов, областей страны.

Например: производители, сотрудничающие с оптовой базой ЗАО «Ростовкомбытоптторг», выпускают продукцию легкой промышленности: спецодежду, спецобувь и промтовары (халаты, одеяло).

1. Производитель ООО «Орсо» (фирма г. Ростова-на-Дону), сотрудничает с базой ЗАО «Ростовкомбытоптторг» в течение пяти лет. Она специализируется на производстве спецобуви.

2. Производитель ЗАО «Невская мануфактура» (фирма г. Санкт-Петербурга), сотрудничает с базой в течение двух лет. Она специализируется на производстве невского одеяла.

2-й канал. Поставщики - это предприятия-изготовители, либо оптовые базы.

ЗАО «Ростовкомбытоптторг» (фирма) сама является оптовой базой поставщиков и сотрудничает с многими известными базами, такими как:

■ ЗАО «Оптторг» - фирма г. Москвы, сотрудничает с базой более двадцати пяти лет - это самая большая база в Москве. Она специализируется на производстве спецобуви.

■ «Грантек ЭМ» фирма московская, специализация - спецодежда, сотрудничает с базой в течение одного года.

Объем поставок в «Ростовкомбытоптторг» отдела «Маркетинга и продажи СИЗ и промтоваров» - разовые по 300-400 тыс. шт.

Например:

Объем поставок на 2005 г. составил 2 346 250 тыс. шт.

Рассмотрим конкретно объем поставок на 2002 г.:

Месячный общий - 1250:

1-й месяц - 390;

2-й месяц - 860;

Квартал общий - 2 345 000:

1-й квартал - 1 000 000;

2-й квартал - 1 345 000.

Годовой объем поставок составил - 2 346 250 тыс. шт.

II звено. Оптовая и мелкооптовая торговля

1-й канал. Оптовая торговля.

Оптовая торговля - это продажа крупных партий товаров (от 20 до 100 тонн) через систему оптовых складов или оптовых рынков. Осуществляется продажа оптовым покупателям, то есть магазинам, мелким фирмам для последующей реализации/Оптовая торговля занимается снабжением розничной торговли - магазинов.

Например: реализация товаров отдела «Маркетинга и продажи средств индивидуальной защиты и промтовары» в основном осуществляется оптом, мелким оптом и в розницу.

На базе происходит продажа крупных партий через системы оптовых складов: приемка по количеству (инструкция П-6), приемка по качеству (инструкция П-7), по первичным документам (накладная, счет-фактура, чек). Далее первичные документы сдаются в бухгалтерию. Им присваивают свой код, вносят в компьютер - приходный ордер. Затем покупатель идет на склад со всеми документами (счет-фактура, накладная, чек, приходный ордер и т. п.) и получает купленный им товар.

2-й канал. Мелкооптовая торговля. Мелкооптовая торговля - это продажа значительных партий оптовым покупателям для снабжения мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки) или для личного некоммерческого потребления (больницы, школы, детские сады).

Оптовая база ЗАО «Ростовкомбытторг» занимается и продажей товаров некоммерческого потребления. Она продает свои товары ЦОБ (центральным областным больницам) г. Ростова-на-Дону, детским больницам Азовского района в широком ассортименте: медицинские халаты (женские и мужские); колпаки, постельное белье, хирургические халаты с колпаком хирургическим, одеяло, резиновые (стерильные) перчатки и другие товары.

Отдельные оптовые базы организуют через почтовые отделения связи отправку населению или магазинам посылок с различными видами непродовольственных товаров. Эта форма торговли осуществляется по специальным каталогам, в которых дается характеристика (описание) отправляемых посылками товаров, а также условия их оплаты и порядок заказа. Отправка посылок с товарами непосредственно населению называется индивидуальной или розничной посылочкой торговлей.

База ЗАО «Ростовкомбытоптторг» отдела «Маркетинга и продажи СИЗ и промтовары» занимается рассылкой почтой: по каталогам, брошюрам, прайс-листам, по которым покупатель может заказать себе товар за определенную плату. Сюда входит ассортимент товаров: спецодежда, спецобувь, защитные приспособления и промтовары (трикотажные изделия).

4-й канал. Специализированные магазины промышленности (кондитерские, обувные, швейные фабрики) то есть производители, которые выпускают свой товар, имеют свою розничную сеть продажи.

ЗАО «Ростовкомбытоптторг» имеет свои швейные фабрики («Обливская швея» и «Головные уборы»), продает товары в свою собственную розничную сеть магазинов: гастроном «Смак», «Промтовары», «Кафе - Буфет».

5-й канал. Станция обслуживания.

Оптовая база имеет огромный транспортный цех с парком машин. Здесь главной функцией обслуживания является доставка товаров поставщикам (покупателям).

6-й канал. Оптовые торговцы (челноки).

Оптовые торговцы - это физические лица или предприятия, которые приобретают значительное количество товаров у производителей и организуют либо их движение в розничную сеть, либо непосредственно сбыт потребителям. Оптовые торговцы выполняют роль связующего звена между изготовителями и потребителями в различных районах рынка и помогают проникать на новые рынки.

Например: Ставропольский край (г. Владикавказ, завод «Исток Стекло»), Краснодарский край (завод Армавирский, опытно-механический), Ростовская область, все регионы (Азов, Волгодонск и др.).

7-й канал. Коммерческие агенты различных уровней.

Например: Брокер - это человек, продающий товар, не приобретая его в собственность. Он лишь сводит продавца и покупателя вместе, получая от сделки комиссионные награждения (в % оплате). Брокер хорошо информирован о конъюнктуре рынка. Конъюнктура рынка - фактически сложившиеся различные цены на имеющийся в данный момент ассортимент товаров. Она меняется в зависимости от сезона года, от количества завозимых товаров из других регионов страны и так далее.

На оптовой базе ЗАО «Ростовкомбытоптторг» коммерческими агентами являются менеджеры, функции которых совпадают. Они сводят производителя с покупателем. Имеют полномочия вести переговоры по ценам, способу доставки, кредиту. Они также не получают право собственности на товар (то есть работают по накладной, не покупая товары). Они не получают комиссионного вознаграждения, а получают зарплату.

Конечным звеном товародвижения является розничная торговля. В функции розничной торговли входят:

■ формирование торгового ассортимента;

■ осуществление технологических операций с товарами;

■ продажа товаров конечному потребителю;

■ оказание услуг.

III звено. Розничная и мелкорозничная торговля

1-й канал. Розничная торговля.

Розничная торговля - это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве населению для личного потребления через сеть магазинов.

Чтобы приобрести товар на оптовой базе (например: спецодежду и промтовары), покупатель приходит в отдел «Маркетинга и продажи средств индивидуальной защиты и промтовары». Ему печатается приходный ордер. Затем с первичными документами и приходным ордером он идет на склад за товарами - это называется наличная оплата. Безналичная оплата: когда покупатель выписывает чек на определенный товар. Также на базе используют и вексельную форму расчета, то есть покупка определенного товара осуществляется через банк.

2-й канал. Предприятия мелкорозничной торговли.

Мелкорозничная торговля - это продажа продовольственных и непродовольственных товаров, не требующих примерки, и нескоропортящихся товаров через системы стационарной и передвижной мелкорозничной торговой сети.

Стационарная мелкорозничная сеть - система сооружений облегченного вида (ларьки, киоски, павильоны).

Передвижная мелкорозничная сеть - торговля враз-воз и вразнос с помощью специальных приспособлений.

На оптовой базе этот канал мелкорозничной торговли не используется.

3-й канал. Розничные торговцы.

Розничный торговец - это человек или предприятия, непосредственно сбывающие относительно большое количество товара конечному потребителю. Он приобретает товар непосредственно у оптовика либо у производителя.

На ЗАО «Ростовкомбытоптторг» таких розничных торговцев нет.

IV звено. Покупатели и потребители

На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают звенность и форма организации товародвижения. Процесс товародвижения будет протекать по-разному в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. В практике организации товародвижения применяются две формы:

1) транзитная;

2) складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно из производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки. По прямой транзитной схеме движения направляются в розничную торговую сеть скоропортящиеся продовольственные товары. Примером транзитной (прямой) формы может служить движение хлебобулочных изделий по схеме: хлебозавод - магазин.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную, складские формы товародвижения.

Схемы товародвижения с участием посреднических оптовых предприятий являются сложными. При значительной удаленности поставщиков от пунктов розничной продажи товаров преобладает схема товародвижения с двумя или даже тремя посредническими оптовыми звеньями. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.

Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Большое значение имеют правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. Учитываются также расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простой, исключены порожние пробеги. Транспортные предприятия и организации должны обеспечить:

■ сохранность груза;

■ своевременную доставку грузов;

■ соблюдение правил загрузки и транспортирования;

■ применение прогрессивных технологий транспортирования;

■ механизацию погрузочно-разгрузочных средств.

Средства механизации погрузочно-разгрузочных работ должны широко использоваться во всех звеньях технологической цели товародвижения. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения. Рационализация товародвижения достигается не только за счет сокращения ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях. Происходит и ликвидация повторных работ по подготовке товаров к отпуску покупателям, сокращение товарных потерь, облегчение работ по учету и контролю, сокращение расходов на упаковку грузов. Вскрываются и устраняются нерациональные перевозки - встречные, излишне дальние, повторные.

Встречными перевозками называются перевозки однородных грузов по одному и тому же участку пути в противоположных направлениях. Излишне дальние перевозки имеют место в том случае, если какой-нибудь пункт снабжают товарами из отдаленного источника при возможности снабжения из более близкого. Под повторными перевозками понимаются перевозки груза в такой пункт назначения, в котором вырабатывается такой же товар и вывозится в другой пункт. Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы. Значительно повышаются производительность труда и культура торговли. Происходит значительный экономический эффект от внедрения тары-оборудования. Так, расходы на погрузку и разгрузку автомобилей сокращаются в 5 раз.

Кроме того, использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить восемь технологических операций в торговле и тринадцать - на транспорте и предприятиях с поставщиков. Применение тары-оборудования - специальных малогабаритных контейнеров в качестве товароносителя наиболее эффективно при завозе в магазины небольших партий товаров. Тара-оборудование выполняет функции продовольственной транспортной тары и немеханического оборудования. В сфере производства или в оптовом звене товары фасуют в потребительскую упаковку, укладывают в тару-оборудование и доставляют непосредственно в торговый зал магазина, где они реализуются по методу самообслуживания.

Эта система товародвижения, если она действует на всем пути от цеха предприятия (оптового склада) до торгового зала магазина, в корне меняет характер работы. Она придает торговой отрасли индустриальный характер, высвобождает товарные ресурсы. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ с тарой-оборудованием магазины необходимо оснащать гидравлическими или механическими тележками с подъемными вилами. Также оборудовать приемную рампу специальными разгрузочными устройствами, приспособлениями для погрузки и выгрузки контейнеров, использовать подъемные столы и другие средства механизации.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Технологическая цепь товародвижения представляет собой последовательность технологических процессов и операций на всех этапах движения товара. Эффективность товародвижения достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов. При ней каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже - их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т. д. В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли. Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов. Факторы, влияющие на товародвижение, объединяются в четыре группы:

1) производственные;

2) транспортные;

3) торговые;

4) социальные.

К производственным факторам относятся такие как: размещение производства, специализация производства, сезонность производства товаров. Существенное влияние на процесс товародвижения указывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к сырьевым источникам часто приводит к неравномерности распределения их по территории страны, отдаленности от мест потребления и, следовательно, усложнению процесса товародвижения. Замедляется доведение товаров от производства до потребителя. Возникает необходимость перевозки товаров на большие расстояния. Специализация производства приводит к выпуску более узкого ассортимента товаров, что усиливает процесс товародвижения. Увеличивается количество звеньев. При оптимальной звенности товародвижения товар на своем пути от производства до розничной торговой сети проходит через минимальное число промежуточных оптово-складских звеньев». Каждое новое звено влечет за собой дополнительные расходы по погрузочно-разгрузочным операциям, приемке, хранении, отпуску, учету товаров. Централизованная доставка товаров от поставщиков в розничные торговые предприятия, минуя оптовые склады, сокращает доставку грузов в магазины. Она применяется по товарам простого ассортимента. Товары сложного,ассортимента (кондитерские изделия, бакалейные товары, вкусовые товары, швейные товары, трикотаж и др.) требуют складской формы товародвижения (для подсортировки, расфасовки, образования запасов для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса). Товары сложного ассортимента мелкие магазины не в состоянии получать без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тему, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли. Складская форма товародвижения в зависимости от количества складов, через которые проходил данный товар, может быть одно-, двух- и многозвенной.

Производство некоторых товаров носит ярко выраженный сезонный характер. Это связано с сезонностью производства сырья для изготовления продукции и с сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. Поэтому ассортимент товаров существенно меняется в течение года и необходимо вносить коррективы в организацию товародвижения.

К транспортным факторам относят: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, наличие транспортных средств и др. В настоящее время еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть. Доставка товаров затруднена. Значительную роль играет фактор технического состояния транспортных средств и их количество. Структура парка транспорта также должна отвечать требованиям рациональной организации товародвижения. Должен быть специализированный транспорт, транспорт различной грузовместимости, хорошее состояние транспортных путей сообщения и др.

К торговым факторам относят: ассортимент и свойства товаров; размеры, специализация и размещение предприятий торговли; уровень организации товароснабжения розничной торговой сети. Например, скоропортящиеся продукты требуют создания особых условий в процессе товародвижения. Товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Процесс товародвижения будет протекать по-разному в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы. Основными из них являются: плотность населения, расселение населения, национальный состав, уровень денежных доходов населения и др. При невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребителям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения. В этих случаях приходится перевозить товары на большие расстояния. Товары проходят также через большое количество звеньев.

В ГОСТ Р 51303 – 99 товародвижение определяют как процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Однако он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с формированием партий товаров , их хранением, подсортировкой, отгрузкой, перевозкой различными видами транспорта и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Процесс пространственного доведения товаров от предприятий изготовителей через оптового покупателя и других участников обращения товаров до потребителей называется товародвижением.

Как видно из содержания процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично – продолжение процесса производства в сфере обращения.

Товародвижение включает:

– перевозку товаров различными видами транспорта,

– прохождение товарной массы через определённые складские звенья

– доставку товаров в розничную торговую сеть (конечный пункт товародвижения).

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важных функций торговли.

Основная товарная масса реализуется в РТС, поэтому товародвижение должно быть в первую очередь направлено на организацию товароснабжения магазинов.

Понятие «товароснабжение» шире понятия «товародвижение», поскольку организация товароснабжения начинается гораздо раньше , чем изготовленные товары начнут своё движение от производителя к потребителю. Поэтому товароснабжение включает :

ü Определение потребности в конкретных товарах;

ü Поиск и выбор наиболее выгодного поставщика товаров;

ü Заключение договоров (сделок) с этими поставщиками;

ü Выбор метода доставки товаров в магазины;

ü Контроль за ходом выполнения договоров;

ü Приёмка и размещение товаров в торговом зале.

Чтобы обеспечить бесперебойную продажу товаров населению, необходимо завозить товары небольшими партиями, но с большой частотой. Рациональное товароснабжение тесно связано с поставщиками, с транспортными фирмами, с оборудованием складов. Товародвижение рассматривают как составную часть процесса товароснабжения

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов :

Применение кратчайших путей движения товаров;

Установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;

Выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

Широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

Постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Движение товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями , что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от производителя до потребителя, ускорение процесса воспроизводства и наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия.

Выбор кратчайших путей движения означает, что товары, направляемые из мест производства в. торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки .

Излишними дальними считаются перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения.

Товародвижение является сложным технологическим процессом. На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов , которые можно объединить в следующие группы:

Производственные;

Транспортные;

Социальные;

Торговые.

Развитие транспортных связей Размещение производства товаров

Факторы, влияющие на процесс товародвижения

К числу производственных факторов относят: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, аэто, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Поэтому специализация производства приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер , что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает такой фактор, как развитие транспортных связей между пунктами производства ирайонами потребления. Развитию транспортных связей между отдельными регионами страны всегда уделялось и уделяется большое внимание. Быстрое развитие всех видов транспорта, внедрение современных перевозочных средств, повышение скорости движения транспорта обеспечивают хорошие условия для рациональной организации товародвижения. При выборе транспортных связей исходят из того, чтобы затраты на транспортировку товаров были минимальные, а сроки доставки- минимально короткие.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т. д.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Кроме того, должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы , основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т. д.

Так, при невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев.

На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене.

Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами.


товароснабжение розничный ассортимент ритейлер

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления.

Товародвижение - процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Форма товародвижения - организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Многообразие условий производства и потребления продукции, способов ее перемещения, методов распределения внутри предприятия предопределяют необходимость использования различных организационных форм снабжения. При этом применение каждой из них в конкретных обстоятельствах обусловлено объективными факторами. В зависимости от особенностей продвижения товарных ресурсов от предприятия-поставщика к потребителям различают две формы снабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

Складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).

Выбор той или иной формы товародвижения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика - объема товарооборота, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.

Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь, содействуя лучшей сохранности товаров. Однако неправильное применение этой формы может привести к нарушениям полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и замедлению оборачиваемости, особенно если товаров достигает излишне крупными партиями и в узком ассортименте.

Данная форма широко используется при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это во многих случаях даже целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, фарфорофаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и т.д.).

Транзитная форма товародвижения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах: (рис. 1.2)

Рис. 1.2.

· количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

· потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей);

· товар требует высокоспециализированного сервиса;

· объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

· у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений;

· происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.

Таким образом, транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.д.). Нормы регламентируются в договорах поставки.

Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно определить по формуле:

где Н - норма отгрузки, тыс. руб.;

Ч - частота завоза, дней.

По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков:

где П - количество поставщиков.

Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения нормы единовременной отгрузки.

Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универсальным магазинам, имеющим возможность принимать товары партиями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяются транзитная форма товароснабжения от производителей, работающих в том же городе, что и розничные магазины, или пригородных сельскохозяйственных предприятий.

Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосредственно с местных предприятий - молочных заводов, мясокомбинатов, хлебозаводов. Транзитом с местных производственных предприятий доставляют также товары простого ассортимента - макаронные изделия, сахар, мыло и др. товары. В летнее время завозят свою плодовоовощную продукцию сельскохозяйственные предприятия.

Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Например, оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке товаров в специализированные и крупные универсальные магазины.

Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, прочие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых предприятий по торговле продовольственными товарами.

При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто более предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения.

Складская форма товароснабжения образуется при движении товаров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укрупненными партиями, включающими самые разнообразные товары, требуемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку.

Таким образом, складская форма дает возможность: (рис.1.3)


Рис. 1.3.

· принимать товары от иногородних и др. поставщиков;

· вести подсортировку;

· концентрировать на складах необходимые товарные запасы, (что лучше, чем хранить товар в магазинах);

· маневрировать товарными запасами;

· лучше использовать транспорт.

Если говорить о негативных показателях складской формы товароснабжения, то издержки в данном случае выше, а товарооборачиваемость замедляется.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товародвижения, является звенность товародвижения.

Звенность товародвижения - количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).

Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины. Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности рассчитывается отношением валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному:

где Топт - оптовый товарооборот,

Трозн - розничный товарооборот.

Коэффициент торгово-организационной звенности показывает, сколько торговых организаций участвовало в актах купли-продажи товаров на всем пути его движения к потребителю. Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее процесс товародвижения.

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

На коэффициент звенности влияют:

· территориальное размещение источников завоза,

· степень специализации источников,

· размеры партии отгрузки,

· объем и структура оптового товарооборота,

· физико-химические особенности и свойства товара.

Немаловажно, что всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов, на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к продаже - распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необходимости фасовка и укладка в тару - оборудование.

Розничные организации могут централизовать товароснабженческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.

К основным факторам, влияющим на выбор формы товародвижения можно отнести (рис.1.4):

· производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства);

Значительное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К примеру, в зимний период в России некоторая овощная продукция импортируется из-за рубежа, т.к. выращивать эту группу товаров в холодный период года у нас в стране невозможно. А в летний период наблюдается обратная ситуация, когда внутреннее производство может обеспечивать внутренний спрос на рынке овощных продуктов.

* транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, транспортные расходы);

Уровень транспортных расходов является основным фактором, влияющим на выбор формы отгрузки товара, и включает в себя все расходы на перевозку товара. Если предприятие розничной торговли имеет в своем распоряжении консолидационный склад, очевидно, что подготовительные процедуры (хранение, распаковку, сортировку товаров и др.) выгоднее осуществлять на складе.

* социальные (расселение населения, уровень денежных доходов);

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д. При невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

* торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства, обеспечение рассортировки, скорость оборачиваемости товаров)

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку на складе.

Исходя из отдаленности расположения производителя, розничное торговое предприятие выбирает оптимальную форму товароснабжения. Как правило, местные поставщики товаров, особенно продовольственных, осуществляют перевозку готовой продукции, минуя склады.

Обеспечение рассортировки товаров подразумевает необходимость выбора транзитной или складской формы товароснабжения в зависимости от вида товара, его характеристик и форм потребления. Например, скоропортящиеся товары доставляют напрямую в магазины, минуя склад, проходя стадию сортировки на производстве.

Скорость оборачиваемости товарных запасов является неотъемлемым фактором, влияющим на выбор формы товароснабжения. Оптимальная скорость оборачиваемости товаров характеризуется эффективным взаимодействием закупок и продаж, что является немаловажной целью любого торгового предприятия.


Рис .1.4. Факторы, влияющие на выбор формы товародвижения

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению. Рассмотренные выше факторы формируют не только выбор той или иной формы товароснабжения, но и обеспечивают оптимальное использование ресурсов предприятия.

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

Транзитная; складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий , минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.


На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.


Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем,


что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий , минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары(швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения.Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Подзвеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитываетсякоэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Каналы товародвижения

Одним из требований к рациональной организации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Подканалом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

Рис. 10.1. Возможные варианты товародвижения

Они могут бытьпростыми , основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, исложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке. Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник - розничное звено), двухуровневые (два посредника - оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника - крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

Приинтенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

§ характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);

§ масштабов производства продукции, от ее конкурентоспособности, текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;

§ характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.